Бакалавриат. Расписание занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бакалавриат. Расписание занятий



групп V курса В/О на XIII триместр 2016-2017 уч. г. по дисциплине «Специальность» (Развитие зданий культурно-зрелищных учреждений в условиях мегаполиса на примере города Москвы).

Дата чаc./ауд. Тема занятий Проводит

Г. 1. Нормы проектирования зданий

культурно-зрелищных учреждений.

2. Здания театральных учреждений.

Г. 3. Здания кинотеатров.

Засл. работник

Москомархитектуры,

Ауд. 331 профессор МАРХИ,

Арх. Горин С.С.

Г. 4. Здания цирков.

Г. 5. Здания концертных залов.

18.30-21.45

Ауд. 331

Г. 6. Универсальные культурно-зрелищные

Здания и сооружения.

Г. Зачет с оценкой.

22.11.16 г. Зачет с оценкой (резерв).

Согласовано: Горин С.С.

Составил: Жук П.М.

 

 

1.Лекция «Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений».

Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры – это общественные здания и сооружения, в которых воплотились не только наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей, но и возможности необходимого обеспечения населения комфортными условиями для жизни, труда и, конечно, культурного отдыха. Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания культурно-зрелищных учреждений, особенно их комплексы, независимо от величины, так или иначе, организуют городские пространства, становясь архитектурными доминантами, притягивающими людей. Им принадлежит важная градостроительная роль и в районах массовой жилой застройки, и в новых или реконструируемых городских центрах – во всех, без исключения, градостроительных ансамблях.

Среди других видов архитектуры и строительства общественные здания, включая и культурно-зрелищные, по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию затраты на строительство общественных зданий в среднем составляют около 30%. Еще боле высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в крупных городах общероссийского и республиканского значения и особенно в столице Р.Ф. – Москве. Ведь именно в крупных городах-мегаполисах, как правило, возводятся театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения.

В соответствии с градостроительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89), организация общественного, в том числе и культурно-досугового, зрелищного, обслуживания городского населения строится по принципам так называемой «ступенчатой» сети-системы. В зависимости от частоты пользования и времени доступности все учреждения и предприятия обслуживания делятся на три основные группы: учреждения и предприятия эпизодического пользования (обслуживание населения всего города на путях и транспортно-пересадочных узлах общественного транспорта), периодического и повседневного пользования (обслуживание населения жилых районов, микрорайонов и кварталов на путях общественного транспорта и пешеходной доступности).

В этих градостроительных нормах и правилах отражены также степень сетевого охвата населения тем или иным видом культурно-досугового обслуживания, зафиксирован необходимый уровень обеспеченности населения зрительскими местами и площадью в таких учреждениях обслуживания, определены время и радиусы их транспортной и пешеходной доступности.

Культурно-зрелищные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько связанных процессов досуговой жизнедеятельности многих людей. Это – ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания или деятельности в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов. Поэтому проектирование культурно-зрелищных зданий и сооружений должно быть основано на комплексном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-культурных, конструктивных, инженерно-технических, экономических, архитектурно-художественных.

В связи с непрерывным повышением уровня жизни населения и требований научно-технического прогресса сами функционально-технологические процессы, протекающие в культурно-зрелищных зданиях, комплексах и центрах, а также типы этих объектов периодически видоизменяются, усложняются, устаревшие отмирают, новые, более сложные, универсальные и многофункциональные возникают. Эти процессы также периодически закрепляются и регулируются при помощи системы соответствующих норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации культурно-зрелищных зданий и сооружений. Однако следует заметить, что в последние 20-25 лет эта работа в Российской Федерации значительно замедлилась, приостановилась.

Разработка новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений основывается на базе социальных потребностей, а также на поиске форм и организации пространственной среды, отвечающих этим потребностям на каждом этапе развития общества. Новые социальные программы, технические и технологические решения неизбежно приводят не только к появлению новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений, но и к их содержательной усложненности.

Для формирования новых типов таких объектов культуры все более характерны прогрессивные приемы и тенденции: укрупнение, многофункциональность, гибкое универсальное использование зданий для различных культурно-зрелищных функций.

Опыт организации функционально-технологических процессов в культурно-зрелищных зданиях и сооружениях обобщается в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) проектирования и Нормалях планировочных элементов, где установлены состав, площади, габариты основных и вспомогательных помещений, а также возможные варианты их взаимного расположения, оснащения и оборудования.

Нормы и правила (СНиП) по проектированию вновь возводимых и реконструируемых культурно-зрелищных зданий и сооружений должны заново разрабатываться или периодически обновляться для каждого этапа развития государства. Это делается с учетом природно-климатических условий, национальных особенностей различных регионов страны, задач по удовлетворению культурных и духовных потребностей населения, возможностей социально-экономического развития общества и государства на каждом из этих этапов, размером примерно в 10 лет.

В эти же сроки и по этим же причинам вносятся определенные, иногда довольно значительные изменения и в обязательный для применения Перечень общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений, где они образуют основные группы, формирующиеся по близким функциональным, эксплуатационным и ведомственным признакам. Правда, такие изменения не всегда оказываются обоснованными, уместными и целесообразными. Нередко они привносят в указанный Перечень целый ряд неясностей и противоречий, а иногда из него неожиданно и необоснованно исчезают даже отдельные группы зданий и сооружений. Так, например, произошло с нормами и правилами проектирования капитальных зданий цирков.

Класссификация общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений и основные положения по их проектированию со временем уточнялись, сокращались, пополнялись в соответствии с государственной политикой в области градостроительства, архитектуры и строительства гражданских зданий. Таким же изменениям подвергались специальные главы и разделы СНиП по проектированию различных видов и типов таких объектов недвижимости.

В СНиПах по проектированию различных видов и типов общественных, в том числе культурно-зрелищных, зданий и сооружений регламентация создания указанных объектов происходит по целому ряду нормативных параметров и требований, которые можно условно разделить на качественные и количественные.

К первым – относятся требования к: составу и номенклатуре основных и вспомогательных помещений; функциональному зонированию и взаимосвязи помещений; размещению помещений в пространственной структуре здания и т.д.

Ко вторым – относятся требования к: вместимости, пропускной способности здания, сооружения; количеству основных и вспомогательных помещений; площади и строительному объему; габаритам и площади помещений; нормированию кубатуры, площади на 1 человека и т.п.

Эти параметры и требования отражают этапы времени в развитии государства, и, конечно, динамику и тенденции в совершенствовании норм и правил проектирования указанных зданий, сооружений и их помещений, технического оснащения.

Касаясь качественных параметров и требований, следует отметить, что в предвоенные, послевоенные и даже современные годы в нормативных требованиях к обустройству культурно-зрелищных зданий отразилась их зависимость от социально-экономических условий развития государства в конкретный исторический период. В нормах проектирования культурно-зрелищных зданий тогда закладывались ограниченный состав и жесткая номенклатура основных и вспомогательных помещений, которые сдерживали осуществление основных функций и разнообразие архитектурных решений.

Только с последней четверти XX века набор и номенклатура основных и вспомогательных помещений во всех общественных зданиях, включая и культурно-зрелищные, стали ощутимо и качественно изменяться в лучшую сторону. Потом прогрессивные процессы стали наблюдаться в развитии правил и требований к: взаимосвязи и трансформации помещений; функциональному зонированию и многофункциональности; пожарной безопасности и эвакуации; инженерно-техническому оснащению, использованию современного оборудования и т.д.

На примере количественных параметров и требований еще нагляднее прослеживается развитие и совершенствование в предвоенные, послевоенные и современные годы параметров и требований к: вместимости и пропускной способности культурно-зрелищных зданий и сооружений; увеличению числа основных и вспомогательных помещений; к нормированию площадей и кубатуры помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

В предвоенных и послевоенных нормах вместимость и пропускная способность таких зданий, сооружений были жестко ограничены, а количество основных и вспомогательных помещений недостаточно. Площади почти всех помещений и нормы площади на одного человека в них были малы, что не позволяло обеспечить комфортное пребывание людей, а также разместить там соответствующее оборудование и корпусную мебель.

Вместимость и пропускная способность общественных и культурно-зрелищных зданий стали ощутимо увеличиваться и совершенствоваться только с последней четверти XX века. Эти изменения в нормативных требованиях затронули увеличение: количества основных и вспомогательных помещений; площади и строительного объема зданий; габаритов и площади помещений; норм кубатуры и площади помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

Именно тогда в СССР, согласно приведенному в обязательном приложении 1* к действующим СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню групп зданий и помещений общественного назначения к группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» стала относиться группа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения».

Большое значение в Р.Ф. и ее столице – городе Москве имеют такие востребованные у населения подгруппы индивидуальных и массовых учреждений для зрелищной и досугово-развлекательной деятельности как:

4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры и др.).

4.3.2. Клубные и досугово-развлекательные учреждения (клубы общего, специализированного и любительского профиля, танцзалы и др.).

Эти учреждения досугово-развлекательной деятельности наряду с другими подгруппами учреждений этой сферы обеспечивают социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев населения нашего государства в области культурно-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий.

С конца 1980-х гг. в Р.Ф. действовали ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений, которые были структурированы следующим образом:

- театры драматические, музыкально-драматические, музыкальной комедии, оперы и балета;

- кинотеатры с обычной кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными);

Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», включающему «Перечень специализированных типов зданий театров, кинотеатров и клубов» указанные выше культурно-зрелищные учреждения подразделялись на:

- Театры: большой и малой вместимости; репертуарные и гастрольные; оперные и балетные; камерные и студийные; кукол и теней; детские и юного зрителя; музыкальные и пантомимы; комедии и сатиры и др.

- Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс»), кинокафе и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, циркорама, стерео, видео и др.

В Москве проектирование и строительство ряда общественных зданий и сооружений, включая и культурно-зрелищные, регламентируется Московскими Городскими Строительными Нормами (МГСН – 4) с 1994 года. Эти территориальные (региональные) Строительные Нормы и Правила были разработаны как дополнение к федеральным нормативным документам по проектированию и строительству общественных зданий и сооружений (СНиП 2.08.02-89*).

Московские Городские Строительные Нормы действуют только на территории города Москвы и предназначены для разработки и экспертизы проектов, указанных в этих нормах зданий, сооружений, их комплексов и центров.

 

В развитие и дополнение ряда МГСН 4…. по проектированию общественных зданий и сооружений были разработаны Пособия к ним и другие методические документы, в том числе Рекомендации, разъясняющие и уточняющие применение положений и требований указанных нормативных документов в московской практике проектирования, приводящие характерные примеры функционально-планировочных, пространственных и архитектурных решений.

Изложенные в МГСН 4. нормативные положения и требования учитывают специфические особенности проектирования и строительства ряда общественных зданий и сооружений в столице Р.Ф., крупнейшем мегаполисе Европы и мира. Эти особенности проектирования и строительства общественных зданий и сооружений в Москве, в основном, заключаются в более развитой номенклатуре и типологии указанных объектов, а также в уточненных и повышенных по сравнению со СНиП площадях зданий и их помещений, предназначенных для строительства на территории города Москвы.

Определенным образом, из-за затесненности участков, повышенной плотности и других специфических особенностей городской застройки, в МГСН уточнены, изменены и по-своему структурированы вместимость, пропускная способность и другие параметры ряда общественных зданий и сооружений.

За счет использования в указанных МГСН современных требований, правил, норм и показателей, в новых проектах общественных зданий и сооружений для города Москвы была значительно улучшена их функционально-планировочная организация, а также существенно повышена их комфортность, улучшена инженерно-техническая оснащенность и обеспечено необходимое современное и прогрессивное технологическое оборудование различных основных и вспомогательных помещений.

Здания больших культурно-зрелищных учреждений наиболее характерны для их размещения в структуре крупных городов и мегаполисов. Так в Москве работают более двухсот театров, десятки концертных залов и кинотеатров, два цирка, несколько универсальных культурно-зрелищных сооружений различного профиля, большой и малой вместимости, различной доступности. Они предназначены для обслуживания населения города Москвы, жителей других городов Р.Ф. и иностранных граждан.

Именно поэтому в составе Московских Городских Строительных Норм по проектированию общественных зданий и сооружений (МГСН 4), были в 1998 г. разработаны МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения», содержащие московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения.

В 2004 году, в дополнение к МГСН 4.17-98 были разработаны «Рекомендации по проектированию концертных залов», где разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений.

В отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестким составом в ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», в основу МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов, учитывающему многообразные жизненные запросы многочисленного населения столицы Р.Ф.

В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам, когда в качестве технологической единицы была принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться:

- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;

- зрительные залы различной вместимости и назначения;

- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;

- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

- комплекс помещений, обслуживающих артистов;

- репетиционные помещения;

- складские помещения;

- мастерские;

- клубный комплекс помещений;

- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;

- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ;

- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;

- фото- и фонотеки с помещениями хранения;

- служебно-административные помещения;

- санитарно-гигиенические помещения;

- помещения медицинско-оздоровительного назначения;

- технические помещения, обслуживающие здание в целом.

При этом нормативные требования распространялись на: набор услуг и состав основных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности посетителей и персонала.

В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам стали нормироваться по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения современным и передовым необходимым технологическим оборудованием.

Настоящая система гибкого нормирования стала позволять полноценно реагировать на различные культурные запросы населения нашей столицы и формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.03 с.)