Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бакалавриат. Расписание занятий
групп V курса В/О на XIII триместр 2016-2017 уч. г. по дисциплине «Специальность» (Развитие зданий культурно-зрелищных учреждений в условиях мегаполиса на примере города Москвы). Дата чаc./ауд. Тема занятий Проводит Г. 1. Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений. 2. Здания театральных учреждений. Г. 3. Здания кинотеатров. Засл. работник Москомархитектуры, Ауд. 331 профессор МАРХИ, Арх. Горин С.С. Г. 4. Здания цирков. Г. 5. Здания концертных залов. 18.30-21.45 Ауд. 331 Г. 6. Универсальные культурно-зрелищные Здания и сооружения. Г. Зачет с оценкой. 22.11.16 г. Зачет с оценкой (резерв). Согласовано: Горин С.С. Составил: Жук П.М.
1.Лекция «Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений». Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры – это общественные здания и сооружения, в которых воплотились не только наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей, но и возможности необходимого обеспечения населения комфортными условиями для жизни, труда и, конечно, культурного отдыха. Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания культурно-зрелищных учреждений, особенно их комплексы, независимо от величины, так или иначе, организуют городские пространства, становясь архитектурными доминантами, притягивающими людей. Им принадлежит важная градостроительная роль и в районах массовой жилой застройки, и в новых или реконструируемых городских центрах – во всех, без исключения, градостроительных ансамблях. Среди других видов архитектуры и строительства общественные здания, включая и культурно-зрелищные, по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию затраты на строительство общественных зданий в среднем составляют около 30%. Еще боле высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в крупных городах общероссийского и республиканского значения и особенно в столице Р.Ф. – Москве. Ведь именно в крупных городах-мегаполисах, как правило, возводятся театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения.
В соответствии с градостроительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89), организация общественного, в том числе и культурно-досугового, зрелищного, обслуживания городского населения строится по принципам так называемой «ступенчатой» сети-системы. В зависимости от частоты пользования и времени доступности все учреждения и предприятия обслуживания делятся на три основные группы: учреждения и предприятия эпизодического пользования (обслуживание населения всего города на путях и транспортно-пересадочных узлах общественного транспорта), периодического и повседневного пользования (обслуживание населения жилых районов, микрорайонов и кварталов на путях общественного транспорта и пешеходной доступности). В этих градостроительных нормах и правилах отражены также степень сетевого охвата населения тем или иным видом культурно-досугового обслуживания, зафиксирован необходимый уровень обеспеченности населения зрительскими местами и площадью в таких учреждениях обслуживания, определены время и радиусы их транспортной и пешеходной доступности. Культурно-зрелищные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько связанных процессов досуговой жизнедеятельности многих людей. Это – ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания или деятельности в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов. Поэтому проектирование культурно-зрелищных зданий и сооружений должно быть основано на комплексном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-культурных, конструктивных, инженерно-технических, экономических, архитектурно-художественных. В связи с непрерывным повышением уровня жизни населения и требований научно-технического прогресса сами функционально-технологические процессы, протекающие в культурно-зрелищных зданиях, комплексах и центрах, а также типы этих объектов периодически видоизменяются, усложняются, устаревшие отмирают, новые, более сложные, универсальные и многофункциональные возникают. Эти процессы также периодически закрепляются и регулируются при помощи системы соответствующих норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации культурно-зрелищных зданий и сооружений. Однако следует заметить, что в последние 20-25 лет эта работа в Российской Федерации значительно замедлилась, приостановилась.
Разработка новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений основывается на базе социальных потребностей, а также на поиске форм и организации пространственной среды, отвечающих этим потребностям на каждом этапе развития общества. Новые социальные программы, технические и технологические решения неизбежно приводят не только к появлению новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений, но и к их содержательной усложненности. Для формирования новых типов таких объектов культуры все более характерны прогрессивные приемы и тенденции: укрупнение, многофункциональность, гибкое универсальное использование зданий для различных культурно-зрелищных функций. Опыт организации функционально-технологических процессов в культурно-зрелищных зданиях и сооружениях обобщается в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) проектирования и Нормалях планировочных элементов, где установлены состав, площади, габариты основных и вспомогательных помещений, а также возможные варианты их взаимного расположения, оснащения и оборудования. Нормы и правила (СНиП) по проектированию вновь возводимых и реконструируемых культурно-зрелищных зданий и сооружений должны заново разрабатываться или периодически обновляться для каждого этапа развития государства. Это делается с учетом природно-климатических условий, национальных особенностей различных регионов страны, задач по удовлетворению культурных и духовных потребностей населения, возможностей социально-экономического развития общества и государства на каждом из этих этапов, размером примерно в 10 лет. В эти же сроки и по этим же причинам вносятся определенные, иногда довольно значительные изменения и в обязательный для применения Перечень общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений, где они образуют основные группы, формирующиеся по близким функциональным, эксплуатационным и ведомственным признакам. Правда, такие изменения не всегда оказываются обоснованными, уместными и целесообразными. Нередко они привносят в указанный Перечень целый ряд неясностей и противоречий, а иногда из него неожиданно и необоснованно исчезают даже отдельные группы зданий и сооружений. Так, например, произошло с нормами и правилами проектирования капитальных зданий цирков. Класссификация общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений и основные положения по их проектированию со временем уточнялись, сокращались, пополнялись в соответствии с государственной политикой в области градостроительства, архитектуры и строительства гражданских зданий. Таким же изменениям подвергались специальные главы и разделы СНиП по проектированию различных видов и типов таких объектов недвижимости. В СНиПах по проектированию различных видов и типов общественных, в том числе культурно-зрелищных, зданий и сооружений регламентация создания указанных объектов происходит по целому ряду нормативных параметров и требований, которые можно условно разделить на качественные и количественные.
К первым – относятся требования к: составу и номенклатуре основных и вспомогательных помещений; функциональному зонированию и взаимосвязи помещений; размещению помещений в пространственной структуре здания и т.д. Ко вторым – относятся требования к: вместимости, пропускной способности здания, сооружения; количеству основных и вспомогательных помещений; площади и строительному объему; габаритам и площади помещений; нормированию кубатуры, площади на 1 человека и т.п. Эти параметры и требования отражают этапы времени в развитии государства, и, конечно, динамику и тенденции в совершенствовании норм и правил проектирования указанных зданий, сооружений и их помещений, технического оснащения. Касаясь качественных параметров и требований, следует отметить, что в предвоенные, послевоенные и даже современные годы в нормативных требованиях к обустройству культурно-зрелищных зданий отразилась их зависимость от социально-экономических условий развития государства в конкретный исторический период. В нормах проектирования культурно-зрелищных зданий тогда закладывались ограниченный состав и жесткая номенклатура основных и вспомогательных помещений, которые сдерживали осуществление основных функций и разнообразие архитектурных решений. Только с последней четверти XX века набор и номенклатура основных и вспомогательных помещений во всех общественных зданиях, включая и культурно-зрелищные, стали ощутимо и качественно изменяться в лучшую сторону. Потом прогрессивные процессы стали наблюдаться в развитии правил и требований к: взаимосвязи и трансформации помещений; функциональному зонированию и многофункциональности; пожарной безопасности и эвакуации; инженерно-техническому оснащению, использованию современного оборудования и т.д. На примере количественных параметров и требований еще нагляднее прослеживается развитие и совершенствование в предвоенные, послевоенные и современные годы параметров и требований к: вместимости и пропускной способности культурно-зрелищных зданий и сооружений; увеличению числа основных и вспомогательных помещений; к нормированию площадей и кубатуры помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.
В предвоенных и послевоенных нормах вместимость и пропускная способность таких зданий, сооружений были жестко ограничены, а количество основных и вспомогательных помещений недостаточно. Площади почти всех помещений и нормы площади на одного человека в них были малы, что не позволяло обеспечить комфортное пребывание людей, а также разместить там соответствующее оборудование и корпусную мебель. Вместимость и пропускная способность общественных и культурно-зрелищных зданий стали ощутимо увеличиваться и совершенствоваться только с последней четверти XX века. Эти изменения в нормативных требованиях затронули увеличение: количества основных и вспомогательных помещений; площади и строительного объема зданий; габаритов и площади помещений; норм кубатуры и площади помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д. Именно тогда в СССР, согласно приведенному в обязательном приложении 1* к действующим СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню групп зданий и помещений общественного назначения к группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» стала относиться группа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения». Большое значение в Р.Ф. и ее столице – городе Москве имеют такие востребованные у населения подгруппы индивидуальных и массовых учреждений для зрелищной и досугово-развлекательной деятельности как: 4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры и др.). 4.3.2. Клубные и досугово-развлекательные учреждения (клубы общего, специализированного и любительского профиля, танцзалы и др.). Эти учреждения досугово-развлекательной деятельности наряду с другими подгруппами учреждений этой сферы обеспечивают социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев населения нашего государства в области культурно-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. С конца 1980-х гг. в Р.Ф. действовали ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений, которые были структурированы следующим образом: - театры драматические, музыкально-драматические, музыкальной комедии, оперы и балета; - кинотеатры с обычной кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными); Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», включающему «Перечень специализированных типов зданий театров, кинотеатров и клубов» указанные выше культурно-зрелищные учреждения подразделялись на: - Театры: большой и малой вместимости; репертуарные и гастрольные; оперные и балетные; камерные и студийные; кукол и теней; детские и юного зрителя; музыкальные и пантомимы; комедии и сатиры и др.
- Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс»), кинокафе и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, циркорама, стерео, видео и др. В Москве проектирование и строительство ряда общественных зданий и сооружений, включая и культурно-зрелищные, регламентируется Московскими Городскими Строительными Нормами (МГСН – 4) с 1994 года. Эти территориальные (региональные) Строительные Нормы и Правила были разработаны как дополнение к федеральным нормативным документам по проектированию и строительству общественных зданий и сооружений (СНиП 2.08.02-89*). Московские Городские Строительные Нормы действуют только на территории города Москвы и предназначены для разработки и экспертизы проектов, указанных в этих нормах зданий, сооружений, их комплексов и центров.
В развитие и дополнение ряда МГСН 4…. по проектированию общественных зданий и сооружений были разработаны Пособия к ним и другие методические документы, в том числе Рекомендации, разъясняющие и уточняющие применение положений и требований указанных нормативных документов в московской практике проектирования, приводящие характерные примеры функционально-планировочных, пространственных и архитектурных решений. Изложенные в МГСН 4. нормативные положения и требования учитывают специфические особенности проектирования и строительства ряда общественных зданий и сооружений в столице Р.Ф., крупнейшем мегаполисе Европы и мира. Эти особенности проектирования и строительства общественных зданий и сооружений в Москве, в основном, заключаются в более развитой номенклатуре и типологии указанных объектов, а также в уточненных и повышенных по сравнению со СНиП площадях зданий и их помещений, предназначенных для строительства на территории города Москвы. Определенным образом, из-за затесненности участков, повышенной плотности и других специфических особенностей городской застройки, в МГСН уточнены, изменены и по-своему структурированы вместимость, пропускная способность и другие параметры ряда общественных зданий и сооружений. За счет использования в указанных МГСН современных требований, правил, норм и показателей, в новых проектах общественных зданий и сооружений для города Москвы была значительно улучшена их функционально-планировочная организация, а также существенно повышена их комфортность, улучшена инженерно-техническая оснащенность и обеспечено необходимое современное и прогрессивное технологическое оборудование различных основных и вспомогательных помещений. Здания больших культурно-зрелищных учреждений наиболее характерны для их размещения в структуре крупных городов и мегаполисов. Так в Москве работают более двухсот театров, десятки концертных залов и кинотеатров, два цирка, несколько универсальных культурно-зрелищных сооружений различного профиля, большой и малой вместимости, различной доступности. Они предназначены для обслуживания населения города Москвы, жителей других городов Р.Ф. и иностранных граждан. Именно поэтому в составе Московских Городских Строительных Норм по проектированию общественных зданий и сооружений (МГСН 4), были в 1998 г. разработаны МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения», содержащие московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения. В 2004 году, в дополнение к МГСН 4.17-98 были разработаны «Рекомендации по проектированию концертных залов», где разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений. В отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестким составом в ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», в основу МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов, учитывающему многообразные жизненные запросы многочисленного населения столицы Р.Ф. В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам, когда в качестве технологической единицы была принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться: - комплекс помещений, обслуживающих зрителей; - зрительные залы различной вместимости и назначения; - сцены, эстрады и помещения их обслуживающие; - комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа; - комплекс помещений, обслуживающих артистов; - репетиционные помещения; - складские помещения; - мастерские; - клубный комплекс помещений; - музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения; - комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ; - видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения; - фото- и фонотеки с помещениями хранения; - служебно-административные помещения; - санитарно-гигиенические помещения; - помещения медицинско-оздоровительного назначения; - технические помещения, обслуживающие здание в целом. При этом нормативные требования распространялись на: набор услуг и состав основных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности посетителей и персонала. В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам стали нормироваться по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения современным и передовым необходимым технологическим оборудованием. Настоящая система гибкого нормирования стала позволять полноценно реагировать на различные культурные запросы населения нашей столицы и формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.03 с.) |