Характер инновационных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер инновационных процессов



 

В литературе традиционный (линейный) инновационный процесс образца начала ХХ в. обычно записывают в виде цепочки, где маркетинг продукта располагается вслед за его промышленным производством:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, (1)

 

где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные исследования; Р – разработка продукта; Пр – проектирование[6]; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство продукта; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Подобное местоположение маркетинга было обусловлено ныне уже устаревшими представлениями о необходимости сначала произвести продукт, а затем заниматься его продвижением на рынок[7]. Иначе говоря, традиционный подход к внедрению новой продукции всегда предусматривал «проталкивание» предложения при известном сопротивлении спроса. К настоящему времени, согласно мнению японских специалистов, подход к инновационному процессу и внедрению новой продукции коренным образом изменился (рис. 1).

Рис. 1. Новая схема инновационного процесса и внедрения новой продукции

 

Сегодня ученые выделяют ряд уровней научно-технического прогресса. Так, Р. Росвелл определяет соответственно пять его уровней (моделей)[8]. Их можно представить хронологически так (табл. 3).

Таблица 3

Поколения моделей инновационного процесса

 

Название Годы Характеристика
I Линейная, подталкиваемая технологиями 1955 – середина 60-х Модель, подталкиваемая технологиями (technology push-model). Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю технологической активности производства. Реакция на сигналы рынка слабая
II Линейная с упором на рынок Конец 60-х – начало 70-х Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка (need pull model), на потребности которого реагирует НИОКР. Инновационный процесс этого поколения подталкивается необходимостью – матерью всех изобретений
III Сопряженная 70-е –середина 80-х В значительной степени это комбинация моделей I и II с акцентом на связи технологических возможностей с потребностями рынка (coupling model)
IV Японская (передового опыта) Середина 80-х – настоящее время Акцент внимания на параллельной деятельности интегрированных групп и внешних горизонтальных и вертикальных связях. Параллельная работа над идеей групп специалистов в нескольких направлениях. Подход ускоряет решение задач, что важно для быстрого выхода на рынок. Ускоренному решению задач по модели способствует форма подготовки кадров, основанная на выпуске не отдельных инженеров, а укомплектованной команды специалистов, готовых как к созданию новой фирмы, так и к работе в крупных корпорациях
V Стратегических сетей Настоящее время – будущее Стратегическая интеграция и установление связей (strategic networking model). К параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием новейших информационных систем, Интернета и т.п. Новаторы обмениваются электронными данными с партнерами, поставщиками и в значительной мере – с потребителями

 

Рассматривая модели, можно заметить, что значение и доля рыночного «участия» в них меняется. В последней модели маркетинг, например, присутствует на всех стадиях инновационного процесса: от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания. Сегодня многие специалисты в сфере инноваций справедливо пишут о том, что о коммерциализации ИС необходимо задумываться уже на этапе поисковых работ [9]. Достаточно популярной становится точка зрения, согласно которой чисто фундаментальных исследований нет, и исследовательские работы должны продумываться с каким-то (хотя бы гипотетически обозримым) прикладным приложением. От термина «фундаментальные исследования» начинают отказываться в пользу термина «поисковые исследования», т.е. экономическая функция науки с каждым годом получает все большее признание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.005 с.)