Современная позиция России в мировой инновационной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная позиция России в мировой инновационной экономике



Россия, имея ряд преимуществ в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, а также располагая крупной научной базой (до 12% числа ученых во всем мире), имеет сегодня на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции лишь 0,2–0,3 % (табл. 1), в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30%, а Китая – 6%. Данные по состоянию инновационной системы России приведены в табл. 2.

Таблица 2

Значения показателей инновационной системы России[2]

 

Показатели Основные показатели     Значения показателей, %  
2003 г.   Прогноз на 2010 г.    
Доля инновационного продукта России на мировых рынках   0,3...0,5   1,0...1,5 (не сбылся)  
Доля инновационного продукта на внутреннем рынке   9...10   25...30(не сбылся)    
Доля отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность   8...10   25...30(не сбылся)    
Доля нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте 0,8...1   не менее 30 (не сбылся)    

Приведем грустные данные: если в 1980 г. ВВП СССР равнялся 6 ВВП Китайской народной республики, то в 2010 г. ВВП России составил лишь 1/5 ВВП Китая, т.е. за прошедшие 30 лет мы «ужались» в 30 раз (!).

ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

(из второго послания Президента РФ Федеральному Собранию 2009 г.)

В Послании Президента России названы важнейшие направления модернизации страны:

1) внедрение новейших медицинских технологий (МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦЕВТИКА);

2) внедрение новейших энергетических технологий (ЭНЕРГЕТИКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ);

3) внедрение новейших информационных технологий (ИНФОРМАТИКА);

4) развитие космических и телекоммуникационных систем (КОСМОС И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ);

5) развитие стратегических и информационных технологий (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ).

 

КРАТКАЯ СПРАВКА

О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «ИННОВАЦИИ»

Недавние исследования ВЦИОМ показало: каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое инновация.

По мнению 22% опрошенных этот термин обозначает любые нововведения, 15% респондентов считают, что это внедрение современных технологий, а 6% – что это использование достижений науки и техники.

 

ИННОВАЦИИ ПО-РУССКИ

Директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности В.Н. Лопатин[3]считает, что за последние годы на фоне разговоров об инновациях с самых высоких трибун государство не только не создало реально работающих институтов развития инновационной экономики. Министерства и ведомства, которым было поручено решение задач инновационного развития страны, с ней не справились.

Ещё в 2001 г. с высоких трибун мы слышали, что надо от экспорта мозгов переходить к экспорту технологий, что это единственный путь спасения России и что нужен единый орган власти, отвечающий за выработку и реализацию инновационной политики в России.

Было создано Министерство промышленности, науки и технологий. Замечательное приняли решение – соединить науку и технологии вместе! Но министерство Г. Грефа инициировало административную реформу. В результате науку с промышленностью и технологиями разорвали. Промышленность убрали и отдали в Минпромторговли. Технологии также отдали в другие агентства. А науку соединили с образованием. Между министерствами остаётся межведомственная разобщённость. Полномочия главного ведомства в стране по инновационной политике по-прежнему остаются за Министерством образования и науки, но с ролью координатора это ведомство явно не справляется.

В России, до сих пор нет единого правового регулирования развития инновационной инфраструктуры. За 10 лет разговоров не принято ни одного федерального закона, где было бы закреплено понятие «инновационной деятельности» и раскрыто его содержание.

Если федеральные министры этого не делают, то кто за это отвечает? Прежде всего, та земля, на которой стоит Россия: регионы. Сегодня в 62 субъектах Российской Федерации приняты такие законы[4]. Но если провести сравнительный анализ, то они противоречат друг другу. Возникает вопрос: можно ли в таких условиях построить единый рынок интеллектуальной собственности и единую экономику инновационного типа на территории всей страны? Безусловно, нет. Однако федерального закона об инновационной инфраструктуре до сих пор нет…

П о оценкам экспертов, именно из-за межведомственной несогласованности не работает принятое с огромным трудом постановление правительства, регулирующее порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности. Постановление правительства России № 685,[5] как и четвёртая часть ГК РФ (гл. 77 «О единой технологии»), предполагает грамотную схему, выстроенную исходя из опыта инновационного развития западных стран.

Результаты НИОКР, профинансированных за счёт средств бюджета закрепляются за исполнителем – за исключением тех случаев, когда разработанная технология подпадает под государственную тайну или связана с обороной, безопасностью или охраной здоровья граждан. Великолепная схема! Однако чёткие критерии отнесения конкретной технологии к оборонным (военным), технологиям двойного назначения или сугубо «гражданским» не установлены даже на подзаконном уровне (соответствующее постановление правительства отсутствует), не говоря уже о законодательном. Всё остаётся на усмотрение чиновников. Идёт торг с Минфином: какую долю средств от инновационной деятельности, можно оставлять государственным вузам и НИИ.

В.Н. Лопатин считает: 100 процентов надо оставлять, и без всяких условий! Минфин – одно из основных антиинновационных ведомств нашей страны, ведомство привыкло «работать на сырьевых ресурсах», реализует свои интересы, а не национальные.

В качестве антикризисной меры недавно Министерство образования предложило восстановить норму, разрешающую государственным образовательным и научным учреждениям создавать хозяйствующие общества и использовать полученные средства от их инновационной деятельности. Но Минфин настаивает, что не в прежнем стопроцентном объёме. Идёт «торг»: 15, 20, 30 процентов... В головах чиновников, особенно минфиновских, сидит разруха, помноженная на закрепление статуса России как сырьевой державы.

В.Н. Лопатин считает: страна проиграла пятую технологическую революцию, которая запустила процесс создания нового сектора экономики, связанного с информатизацией. Надо честно признать – страна является, в основном, потребителем компьютерного железа, программ и компьютерной инфраструктуры.

В мире идёт уже шестая технологическая революция, начинается прорыв в области нано- и биотехнологий. Однако наш потенциал и технологическая база, то, с чем мы в принципе могли бы выйти на мировые рынки – всё уже обставлено «красными флажками» иностранных патентообладателей. К концу 2008 г. в мире было выдано 10 000 патентов в сфере нанотехнологий, из них 2 030 было выдано в России: 2 000 – иностранцам, и 30 – россиянам. При этом число российских заявок на зарубежное патентование упало в среднем в шесть раз! Это означает, что всё большую долю тех 130 миллиардов бюджетных денег, что выделены госкорпорации «Роснано», мы будем вынуждены платить иностранцам, которые пришли на наш рынок. Государство выделяет гигантские деньги на НИОКР, а средства на закрепления прав не выделяет. В советское время предполагалось, что каждый контракт на НИОКР предполагает на закрепление прав долю в десять процентов объёма, сегодня – ноль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)