Глава 1 психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Возможности компьютерного обучения в современной школе…………………………………………………………………...... ………6

1.2. Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе с младшими школьниками………………………………………………………...………….. 9

1.3. Использование компьютерных технологий на уроках музыки………………………………………………………………….............. 12

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Компьютерные технологии в разных видах музыкальной деятельности младших школьников…………………………………………………………. 21

2.2. Анализ фрагментов уроков музыки с использованием компьютерных технологий……………………………………………………………................24

2.3. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий на уроках музыки в начальной школе……………………………………………………………………. ………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …………………………………………………………….32

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………… 35

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие общества характеризуется переходом на новый этап, в котором важную роль исполняют новые информационные компьютерные технологии. В настоящее время стремительно растет их значимость, поскольку успешность национальной экономики и политики государства зависит от интеллектуального потенциала нации, эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века. Компьютерная грамотность является необходимым атрибутом современного человека, способствующая органической социализации в современном стремительно изменяющемся мире. Поэтому возникающие задачи требуют новых решений в создании и обновлении организации обучения, включение новейших технических и технологических средств с целью повышения эффективности и оптимизации учебного процесса.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Проблемой современных педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: Б.О. Голешевич[1], В.П.Беспалько[7], М.В.Кларин[5], С.А.Маврин[10], – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев[8], – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина[6], М.Н. Скаткин[10], А.К.Маркова[3], и другие – деятельностным подходом в обучении.

Компьютеризация обучения рассматривается как одна из современных тенденций методики преподавания школьных предметов. Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Музыка, являясь одним из средств эмоционально-духовного формирования личности, имеет важное значение в процессе эстетического воспитания. Она играет значительную роль в развитии внутреннего эмоционального мира современного человека.

В современном музыкальном образовании также происходят процессы совершенствования методов и средств обучения и воспитания личности с учетом развития музыкальной культуры. Электронные инструменты и музыкальный мультимедийный компьютер открывают новые дидактические возможности оптимизации урока музыки в общеобразовательной школе, способствуют повышению интереса к интонационному искусству, демократизации занятий.

Информационные технологии придают современный уровень и урокам музыки в начальной школе, обогащают его методические возможности, позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся. Они способствуют формированию музыкально-теоретических и исторических знаний, развитию музыкальных способностей, раскрытию творческой индивидуальности ученика, который рассматривается в качестве субъекта процесса обучения. С их помощью ученики осознают себя в роли слушателя, композитора, исполнителя и звукорежиссера.

Актуальность проблемы изучения новых подходов в проведении уроков музыки в общеобразовательной школе с использованием новейших информационных средств обучения обусловила выбор темы курсового исследования: «Использование компьютерных технологий на уроках музыки в начальной школе».

Цель исследования – выявление возможностей компьютерных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Объект исследования: педагогический процесс на уроках музыки.

Предмет исследования: использование ИТ на уроках музыки.

Задачи исследования:

· изучение положительных и отрицательных сторон использования компьютерных технологий в учебном процессе;

· выявление возможностей использования компьютерных технологий на уроках музыки в начальной школе;

· отбор компьютерных технологий для использования на уроках музыки.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование информационных технологий на уроках музыки будут способствовать развитию музыкально-познавательных интересов младших школьников, лучшему усвоению знаний, профессиональному развитию самого учителя.

Для подтверждения гипотезы мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, педагогическое наблюдение уроковмузыки с использованием информационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов проведенного исследования позволил придти нам к следующим выводам.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет:

v обеспечить положительную мотивацию обучения;

v проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

v обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

v повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

v усовершенствовать контроль знаний;

v рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Применение ИКТ расширяет возможности использования образовательных технологий на уроке музыки. Мультимедийные презентации служат средством организации проблемных методов обучения в соответствии с тенденциями развития образования. Приготавливая презентацию, учителю необходимо помнить о стимулировании познавательной деятельности обучающегося на уроке музыки, создании условий для поиска взаимосвязей между жизненными пилениями и способами их объяснения с помощью музыкальных средств выразительности. При этом желательно, чтобы на уроке основным источником постановки проблемы, создателем проблемной ситуации и распространением необходимой информации стали ИКТ. Их использование способствует активному включению школьников в поисковую познавательную деятельность, в процессе которой они размышляют, рассуждают, комментируют. Ученик должен не только знать музыкальные произведения, но и уметь анализировать их образное содержание, средства музыкальной выразительности, интерпретацию исполнения. Огромное значение имеет самостоятельное открытие и осознание музыкального произведения, взаимосвязи между музыкальными культурами различных народов. Вместе с тем подобные задания не предусматривают однозначно верного ответа школьников в трактовке музыкального образа, так как ориентированы на развитие и воспитание творческой личности.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

Мультимедийные программные средства обучения отличает яркое и наглядное представление информации; возможность хранения, предоставления, работы со значительным объемом информации на оптическом цифровом носителе; линейного или гипертекстового интерактивного изложения учебного материала. В системе общего музыкального образования использование новейших информационных технических средств обучения создает благоприятные условия для развития мотивации и формирования личности школьника, его активное участие в учебном процессе обеспечивает комфортную эмоциональную атмосферу на уроке, активизирует процесс музыкального образования.

Таким образом, новые информационные технологии в музыкальном образовании реализуется через программные и технические средства с целью наиболее эффективного многосредового воздействия на различные органы восприятия школьника, который становится одновременно слушателем, ИСПОЛНИТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ – активным участником учебного процесса.

Мы пришли к выводу, что использование информационных технологий на уроках музыки способствует развитию музыкально-познавательных интересов младших школьников, лучшему усвоению знаний, профессиональному развитию самого учителя.

 

Используемая литература:

1. Голешевич Б.О. «Музыкальное образование школьников на основе компьютерных технологий». / Б.О. Голешевич. Могилёв, 2004г.

2. Крючков А. В. «Новые информационные технологии обучения в общем музыкальном образовании» / А. В. Крючков. Могилев 2010 г.

3. Трайнев В.А., Трайнев И.В. «Информационные коммуникационные педагогические технологии». / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев М., 2005

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ikt-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

5. http://festival.1september.ru/

6. http://festival.1september.ru/articles/561924/

7. http://www.bestreferat.ru/referat-135822.html

8. http://www.i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye6.html

9. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/modelirovanie-uroka-s-ispolzovaniem-tsifrovykh-obr

10. http://do.gendocs.ru/docs/index-136744.html?page=4

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Возможности компьютерного обучения в современной школе…………………………………………………………………...... ………6

1.2. Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе с младшими школьниками………………………………………………………...………….. 9

1.3. Использование компьютерных технологий на уроках музыки………………………………………………………………….............. 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.019 с.)