Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Где еще в тексте мы убеждаемся в том, что Степан Калашников считает себя виновным? ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
— Когда он говорит братьям «помолитесь сами в церкви Божией вы за душу мою, душу грешную!» — Да. Поэтому и такая смиренная просьба к царю: о жене, о детях и братьях. Мы с вами уже говорили сегодня, что эта поэма наводит современников Лермонтова и на воспоминание о трагической смерти великого поэта России – Александра Сергеевича Пушкина. Вот как было в его истории, посмотрите, как похоже. В книге о последних днях Пушкина Сирены Витале читаем: «Пушкин позвал Арендта: «Попросите государя, чтобы он меня простил»… Арендт вернулся вскоре после одиннадцати и принес торопливо написанную карандашом записку от царя: «Если Бог не велит уже нам увидеться на этом свете, то прими мое прощение и совет умереть по-христиански и причаститься, а о жене и детях не беспокойся. Они будут моими детьми, и я беру их на свое попечение». Видите? Поэт тоже просит прощения у царя, признает свою вину за то, что поднял руку на человека. И тоже просит не оставить вдову и детей. И царь Николай I, так же, как и Иоанн Грозный, дает обещание поэту позаботиться о его семье… Царь должен казнить преступника, но понимая, что купец имел очень серьезные причины для своего поступка, он облагодетельствует семью купца. Но то, как Грозный сообщает об этом – уникально. Все источники сохранили эту особую манеру речи Грозного. Витиеватая, подводящая к главному исподволь, внезапно поражающая страшным решением – такова была эта речь. Наташа, прочитай пожалуйста: — «Хорошо тебе, детинушка, Удалой боец, сын купеческий, Что держал ты ответ по совести. Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всем царству русскому широкому Торгвоать безданно, безпошлинно. А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…» Вот какие чувства вызывает у вас эта речь царя? — Жутко. Говорит о милости и рассказывает о наряде палача. Это и есть милость что ли? — Да, это было свойственно Грозному на самом деле. Он в церкви поминал своих жертв, ночами за них молился часами, и такое было. Но пойдем дальше. Далее мы видим сцену казни. Автор сочувствует герою или осуждает его?
— Конечно, сочувствует. Это видно из того, какая грустная, печальная картина описана перед казнью: «заунывный гудит-воет колокол разглашает всюду весть недобрую». — А как называет автор, кто нашел, головушку Степана как называет? — Бесталанная. — Что это такое? — Без… таланта? — Бездарная? — Нет, девочки, бесталанная – это означает в данном контексте, в народно-поэтической речи: несчастный, обездоленный. Автор плачет над своим героем, как плакал и над Александром Сергеевичем Пушкиным в своем стихотворении «На смерть поэта»… Итак «Казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною». Скажите, как вы думаете, почему его похоронили за пределами города? — Потому что убийца. — Потому что казнен позорной смертью. В назидание всем остальным. — А могила его даже «безымянная»… — Почему, увидев его могилу, «пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку»? — Он – подлинно народный герой. — Да, смерть за общенародные идеалы не стирается в людском сознании, она в ореоле святости. Такова подспудная мысль финала лермонтовской поэмы. Итак, мы с вами читали сегодня о страшном бое Степана Калашникова. Почему же бой был «страшным»? — Потому что он готовился к смерти и встретил смерть. — За что бился Степан? — За честь и за правду, за идеалы своего народа, которые были для него естественны.
Поставить оценки! 3. Домашнее задание к обобщающему уроку: * Пересказать понравившийся отрывок. * Выучить любимый отрывок из поэмы Лермонтова.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.008 с.) |