Итак, выходит Кирибеевич. Все молчат, боятся. Что происходит дальше? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак, выходит Кирибеевич. Все молчат, боятся. Что происходит дальше?



— «Вдруг толпа раздалась в обе стороны —

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому».

— Внимание, вопрос, почему один поклонился только царю, а другой – и царю, и Кремлю со святыми церквами, и всему народу русскому? Кто как думает? Варя?

— Для Кирибеевича не было Бога, не было закона. Для него главный – царь. Он служит только ему, вот он ему и кланяется.

— Спасибо, а Степан Калашников что?

— А Степан – он ведь живет по закону, по правде, по совести. Он верит в Бога. И уважает свой народ, его обычаи и традиции.

— Да, Вот поэтому он кланяется всему, что для него дорого. Это символизирует его ценности.

— Спасибо, все верно. Этим и различаются два героя поэмы Лермонтова. Хотя оба они и молоды, и могучи, и удальцы, и в разной степени симпатичны читателю. Посмотрите еще на такой момент. Вот тут идет перечисление, чему и кому кланяется Калашников. 1-е – он кланяется царю. 2-е – Кремлю и церквам. 3-е – всему русскому народу. Дело в том, что девиз «Православие—Самодержавие—Народность», т.е. те три кита», на которых стоит Россия, хотя и был сформулирован как раз при Николае I, но по сути в народном сознании существовал, естественно, с древнейших времен. Носителем чего и является Степан Парамонович. Тем самым мы вновь видим, что высшая правда здесь – с точки зрения народа и самого Лермонтова – на стороне Степана Парамоновича. Кирибеевич же – человек, не имеющий этого самосознания, оторван от народа, от его корней, веры и устоев. А значит, он не сможет удержаться, он вынужден будет погибнуть. Это тоже намеки автора. И как же ведет себя перед боем Степан, если сравнить его с Кирибеевичем?

— Он не хвастается, но он очень решителен.

— Где мы в тексте это видим?

— «Горят его очи соколиные…».

— «… на опричника смотрит пристально».

— Да, его взгляд! Он уже говорит нам многое о его настрое и намерениях. Как же поначалу реагирует Кирибеевич на вдруг возникшего противника?

— Он дразнит его, говорит, чтобы тот сказал свое имя.

— Просит рассказать, по ком служить панихиду, то есть, намекает, что Калашникову не жить.

— А он правда собирается его убивать что ли?

— Да, он же предупреждает, если что…

— Нет.

— Почему?

— Потому что хотя он здесь и говорит про панихиду, раньше, когда он еще вызывал бойца, а никто не шел, он говорил так: «Так и быть, обещаюсь для праздника отпустить живого с покаянием». Да и по правилам кулачного боя нельзя ведь было убивать.

— Согласна. Значит, каков его настрой?

— Бахвальство и моральное запугивание.

— Демонстрирует свою силу. Он уже заранее собирается хвастаться своей будущей победой.

— Какой вопрос он Калашникову задает?

— Про имя, как его зовут.

— Что отвечает Степан?

— Называет свое имя.

— А еще что он говорит, как бы противопоставляя себя противнику?

— Он говорит, что он честный человек, в отличие от Кирибеевича. Это видно из строк:

«А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного …»

— Молодец. То есть, он говорит: я-то от честнОго отца родился, а ты-то неизвестно чьих будешь «басурманский сын», да? Я-то жил по закону Господнему – а ты-то нет. Из поступков Кирибеевича мы это видим, верно? Я-то не соблазнял чужих жен, а ты – делал это. Что тем самым хочет сказать Степан Парамонович?

— Что правда на его стороне?

— Он его упрекает тем самым, дает ему понять, за что он его хочет наказать.

— Согласна. Он предупреждает Кирибеевича, что собирается это делать?

— Да, он честно ему говорить, что пришел с ним выяснять отношения.

— Он говорит: «Не шутку шутить, не людей смешить» вышел я, а что он вышел, в отличие от других бойцов, не потешать царя. И народ. А что он вышел драться насмерть.

— Он еще говорит: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

— Почему последний? Он верит в свою победу?

— Неизвестно. Ведь и братьев он заранее просит, если что, помочь.

— Просто он понимает, что так просто ему это не обойдется. Он понимает, что и Кирибеевич может его убить, и царь казнить. Ведь нельзя в кулачном бою убивать противника. Это нарушение правил.

— А может быть, говоря, последний бой, он имеет в виду, что он до последнего будет стоять за правду?

— Да, он сильный, мужественный, решительный. Ему важнее всего сейчас отстоять правду, честь и достоинство, поэтому он, может, и не думает о том, что из этого выйдет…

— Теперь, девочки, которые готовили инсценировку этого разговора перед боем, выходите сюда. Пожалуйста, покажите нам, как разговаривали Кирибеевич с Калашниковым.

Девочки выходят, инсценируют этот диалог. Со слов: «И сказал ему Кирибеевич…» до слов «на последний бой!»

— Спасибо большое. Молодцы. (Сделай хоть замечание какое, чтобы не одни «5» ставить! J)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.006 с.)