Давайте рассмотрим иллюстрации, которые лежат у вас на столе. Вот кулачный бой «сам на сам», Посмотрите на двоих бойцов в красной и синей рубахе. Посмотрите, что они делают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые лежат у вас на столе. Вот кулачный бой «сам на сам», Посмотрите на двоих бойцов в красной и синей рубахе. Посмотрите, что они делают.



Анализ.

— На прошлых уроках мы с вами познакомились с главными героями поэмы. Назовите их!

— Царь Иван Грозный.

— Алёна Дмитриевна.

— Степан Парамонович Калашников.

— Опричник Кирибеевич.

— Молодцы! На прошлом нашем занятии мы остановились на том месте, где Степан Парамонович посылает за двумя своими младшими братьями. Давайте вспомним этот отрывок. Перескажи пожалуйста своими словами, Наташа (З.).

— Поздней ночью посылает Степан Калашников за своими младшими братьями. Они приходят к нему, купец им рассказывает, какая беда приключилась. Что опричник опозорил их семью, и теперь Калашников собирается биться с ним на кулачном бою при самом царе. Так же в случае своего поражения он просит братьев поддержать его, встать на его место.

— Спасибо, молодец. Давайте начнем читать поэму. Утро перед боем. Кто хочет выразительно прочитать?

— Я, можно?

— Читай, Наташа! (Дешко)

«Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?»

— Спасибо, хорошо. Давайте остановимся и внимательно посмотрим, с чего начинает автор описание этого дня. Какое было утро? Какими красками рисует Лермонтов это зимнее утро в Москве?

— «Заря алая подымается». Красная заря, яркая.

— Так, а еще раньше, начиная с описания самой Москвы? Какие цвета мы тут видим?

— Золотые и белые. «Златоглавая»…

— …«белокаменная».

— Величественный, красивый город, да? Бело-золотое великолепие! Спасибо, еще? Природа как описывается?

— «Разметала кудри золотистые» — это о заре.

— «Небо чистое» - о небе.

— Еще заря сравнивается с красавицей: «умывается снегами рассыпчатыми, как красавица, глядя в зеркальце».

— А также говорится, что она «улыбается»…

— Есть слово «играючи»…

— Молодцы, спасибо, вы нашли все эти поэтические описания зари и утра. Какое создается настроение, как вам кажется?

— Радостное.

— Свежее, утреннее.

— Да, радостное, счастливое.

— Красивое, чистое, морозное утро…

— Ребята, если бы мы с вами делали фонограмму к этой картине, что перед нами предстает, какую бы музыку мы взяли, как вы думаете?

— Мажорную, радостную.

— Ясную, нежную.

— Веселую.

— Например, Чайковский, «Зимнее утро» из «Детского альбома», который вы слушали на уроках музыки, подойдет?

— Да, подойдет.

— Читаем дальше. Автор вдруг задает неожиданный для этой бодрой и веселой картины вопрос: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?» Не возникает ли у вас ощущения, что этот вопрос здесь странен? Почему он задается?

— Может быть, автор подготавливает читателя к тому, что впереди будет бой…

— Да. Я тоже думаю, что Лермонтов подготавливает нас к тому, что эта веселая картина будет чем-то нарушена, что-то произойдет, напряжение возникает. Или некое горестное ожидание несчастья. Похоже на то?

— Похоже.

— Похоже, да. В некоторых народных песнях такое звучит: «Ах, зачем же я на свет родился…» или что-то вроде того, я слышала…

— Верно, умница! Музыка тут меняется у нас, как считаете?

— Да, музыка может стать напряженной, грозной.

— А может быть, тоскливой…

— Да, другая музыка, она нас к чему-то готовит. Итак, наступает утро кулачного боя. Я просила Свету и Таню составить доклад на тему «Кулачные бои во времена Иоанна Грозного». Девочки, прошу вас, читайте по очереди.

Доклад Светланы: «Кулачные бои в древней Руси»

В древней Руси часто проводились кулачные бои, начиная с глубокой древности до начала ХХ века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний, кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки» (биться «на кулачках»), «кулачная бойка», «бойка».

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, традиционно – зимой с Николы (6 декабря), а разгул боев начинался во время Масленицы (время развлечения, гулянья, приготовления к Великому посту, когда развлечения отменяются).

Правила и виды кулачного боя. Не разрешалось: бить лежачего или присевшего, добивать выходящего из боя, хватать за одежду, использовать любое оружие. В кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. Следовало драться голыми руками и бить выше пояса, в голову не бить. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать.

— Спасибо, Света. Таня?

Доклад Татьяны: Бои происходили обычно в праздничные дни и при жилых местах, а зимой чаще всего на льду. Сначала пускали вперед мальчишек, за ними мало-помалу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы».

Существовало 3 поединка: «один на один»; «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка». На Руси четко различали обычную драку и поединок на «кулачках», который проводился по особым правилам. «Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. Бои «сам на сам» часто бывали случайными, иногда при споре или когда просто хотели померяться силами. В такой бой вступали и высокопоставленные особы, разного ранга и общественного положения лица.

За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

— Девочки, спасибо. Благодарю вас за проделанную работу и обеим ставлю «5». Хочу добавить лишь следующее: кулачные бои были одной из любимейших забав Ивана Грозного. Очень часто поединки проводились при дворе царя, выступавшего нередко в роли опытного знатока и судьи. После смерти Ивана 4-го его сын Федор запретил кулачные бои, но они еще очень долгое время оставались популярной народной забавой.

Прошу Сашу выйти к доске и написать это новое для вас слово. Посмотрите на доску, как пишется это слово, прочитайте его и запишите в тетрадь. Оно нередко будет вам встречаться при изучении русской литературы.

Да, вот такой вот «спорт», как бы мы сейчас сказали, такое развлечение или забава было на Руси во времена царя Иоанна Грозного. А теперь ответьте на вопрос: как вы думаете, исключительным ли событием того времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства в тексте.

— Нет, это ведь излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что бой на Москва-реке происходил…

— В тексте что мы видим? Варя?

— «Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться»…

— Да. Для праздника, — тут говориться. И есть слово «потешиться». Где еще мы видим упоминание о том, что это – забава, потеха?

— Когда по повелению царя начинают кликать клич, то есть, объявлять о начале боя, то говорят: «Потешьте царя нашего батюшку

— А еще?

— Еще Кирибеевич скажет: «лишь потешу царя нашего батюшку».

— Верно. Итак, наступает время одиночного боя, в тексте говорится, что место, оцепленное цепью, было приготовлено специально ради этого. Таня, прочти пожалуйста, где это говорится:

— «Оцепили место в 25 сажень для охотницкого бою, одиночного».

— Да, наступает время для главной забавы и потехи царя и народа. Самые мощные бойцы, удальцы, можно сказать, профессионалы должны выйти забавлять царя.

Смотрите, параллель действительно есть. Супруга Пушкина, Наталья Николаевна, тоже была преследуема любовью Дантеса, прибывшего в Россию, по словам Михаила Юрьевича Лермонтова, «на ловлю счастья и чинов», т.е., это был такой «джентльмен удачи» охотник за приключениями, стремившийся найти счастье и высокое положение в России, он был иностранцем. Похоже на историю с Кирибеевичем?

— Похоже.

— Похоже. И вот, наступил момент, когда невозможно было более не обращать внимания на пересуды и сплетни, касающиеся Дантеса и Натали Пушкиной, когда уже анонимные письма, в которых откровенно издевались над Пушкиным, стали ему приходить. Раздражение Пушкина, напряжение действительно было велико. Михаил Юрьевич Лермонтов писал об этом так в стихотворении «На смерть поэта», обращаясь в нем с гневом к свету, т.е. высшему обществу, которое намеренно раздувало этот скандал и «подливало масла в огонь»:

«Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Анализ.

— На прошлых уроках мы с вами познакомились с главными героями поэмы. Назовите их!

— Царь Иван Грозный.

— Алёна Дмитриевна.

— Степан Парамонович Калашников.

— Опричник Кирибеевич.

— Молодцы! На прошлом нашем занятии мы остановились на том месте, где Степан Парамонович посылает за двумя своими младшими братьями. Давайте вспомним этот отрывок. Перескажи пожалуйста своими словами, Наташа (З.).

— Поздней ночью посылает Степан Калашников за своими младшими братьями. Они приходят к нему, купец им рассказывает, какая беда приключилась. Что опричник опозорил их семью, и теперь Калашников собирается биться с ним на кулачном бою при самом царе. Так же в случае своего поражения он просит братьев поддержать его, встать на его место.

— Спасибо, молодец. Давайте начнем читать поэму. Утро перед боем. Кто хочет выразительно прочитать?

— Я, можно?

— Читай, Наташа! (Дешко)

«Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?»

— Спасибо, хорошо. Давайте остановимся и внимательно посмотрим, с чего начинает автор описание этого дня. Какое было утро? Какими красками рисует Лермонтов это зимнее утро в Москве?

— «Заря алая подымается». Красная заря, яркая.

— Так, а еще раньше, начиная с описания самой Москвы? Какие цвета мы тут видим?

— Золотые и белые. «Златоглавая»…

— …«белокаменная».

— Величественный, красивый город, да? Бело-золотое великолепие! Спасибо, еще? Природа как описывается?

— «Разметала кудри золотистые» — это о заре.

— «Небо чистое» - о небе.

— Еще заря сравнивается с красавицей: «умывается снегами рассыпчатыми, как красавица, глядя в зеркальце».

— А также говорится, что она «улыбается»…

— Есть слово «играючи»…

— Молодцы, спасибо, вы нашли все эти поэтические описания зари и утра. Какое создается настроение, как вам кажется?

— Радостное.

— Свежее, утреннее.

— Да, радостное, счастливое.

— Красивое, чистое, морозное утро…

— Ребята, если бы мы с вами делали фонограмму к этой картине, что перед нами предстает, какую бы музыку мы взяли, как вы думаете?

— Мажорную, радостную.

— Ясную, нежную.

— Веселую.

— Например, Чайковский, «Зимнее утро» из «Детского альбома», который вы слушали на уроках музыки, подойдет?

— Да, подойдет.

— Читаем дальше. Автор вдруг задает неожиданный для этой бодрой и веселой картины вопрос: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?» Не возникает ли у вас ощущения, что этот вопрос здесь странен? Почему он задается?

— Может быть, автор подготавливает читателя к тому, что впереди будет бой…

— Да. Я тоже думаю, что Лермонтов подготавливает нас к тому, что эта веселая картина будет чем-то нарушена, что-то произойдет, напряжение возникает. Или некое горестное ожидание несчастья. Похоже на то?

— Похоже.

— Похоже, да. В некоторых народных песнях такое звучит: «Ах, зачем же я на свет родился…» или что-то вроде того, я слышала…

— Верно, умница! Музыка тут меняется у нас, как считаете?

— Да, музыка может стать напряженной, грозной.

— А может быть, тоскливой…

— Да, другая музыка, она нас к чему-то готовит. Итак, наступает утро кулачного боя. Я просила Свету и Таню составить доклад на тему «Кулачные бои во времена Иоанна Грозного». Девочки, прошу вас, читайте по очереди.

Доклад Светланы: «Кулачные бои в древней Руси»

В древней Руси часто проводились кулачные бои, начиная с глубокой древности до начала ХХ века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний, кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки» (биться «на кулачках»), «кулачная бойка», «бойка».

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, традиционно – зимой с Николы (6 декабря), а разгул боев начинался во время Масленицы (время развлечения, гулянья, приготовления к Великому посту, когда развлечения отменяются).

Правила и виды кулачного боя. Не разрешалось: бить лежачего или присевшего, добивать выходящего из боя, хватать за одежду, использовать любое оружие. В кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. Следовало драться голыми руками и бить выше пояса, в голову не бить. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать.

— Спасибо, Света. Таня?

Доклад Татьяны: Бои происходили обычно в праздничные дни и при жилых местах, а зимой чаще всего на льду. Сначала пускали вперед мальчишек, за ними мало-помалу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы».

Существовало 3 поединка: «один на один»; «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка». На Руси четко различали обычную драку и поединок на «кулачках», который проводился по особым правилам. «Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. Бои «сам на сам» часто бывали случайными, иногда при споре или когда просто хотели померяться силами. В такой бой вступали и высокопоставленные особы, разного ранга и общественного положения лица.

За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

— Девочки, спасибо. Благодарю вас за проделанную работу и обеим ставлю «5». Хочу добавить лишь следующее: кулачные бои были одной из любимейших забав Ивана Грозного. Очень часто поединки проводились при дворе царя, выступавшего нередко в роли опытного знатока и судьи. После смерти Ивана 4-го его сын Федор запретил кулачные бои, но они еще очень долгое время оставались популярной народной забавой.

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые лежат у вас на столе. Вот кулачный бой «сам на сам», посмотрите на двоих бойцов в красной и синей рубахе. Посмотрите, что они делают?

— Один из них размахивается, другой тоже собирается ответить.

— Да, и как раз, как мы с вами слышали из докладов девочек, удары направлены на среднюю часть туловища. А на другой иллюстрации какой вид боя мы видим?
— Кулачный бой «стенка на стенку».

— Где он происходит, как думаете?

— На озере.

— На на льду замерзшей реки.

— Посмотрите, как одеты люди?

— Скинули с себя одежду.

— Рядом лежат их одежды, они по пояс обнаженные.

— Видимо, им жарко, хотя и зима.

— Верно. Бойцы бьются в центре круга. А вокруг?

— Вокруг стоит народ и наблюдает.

— И руками машут некоторые, видимо, «болеют» за своих.

— Да. И в тексте поэмы, взгляните, описано, как именно подготавливалось место для боев. Приезжает царь и что делается по его повелению, кто найдет?

— «И велел растянуть цепь серебряную, чистым золотом в кольцах спаянную, оцепили место в двадцать пять сажень».

Верно, то есть, была выделена некая площадка, даже оцеплена, как ринг. Размер ее, тут говорится, 25 сажень. САжень или сажЕнь – единица расстояния. Если подсчитать и перевести на метры, то это выходит, площадь огороженного места была 54 метра.

Прошу Сашу выйти к доске и написать это новое для вас слово. Посмотрите на доску, как пишется это слово, прочитайте его и запишите в тетрадь. Оно нередко будет вам встречаться при изучении русской литературы.

Да, вот такой вот «спорт», как бы мы сейчас сказали, такое развлечение или забава было на Руси во времена царя Иоанна Грозного. А теперь ответьте на вопрос: как вы думаете, исключительным ли событием того времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства в тексте.

— Нет, это ведь излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что бой на Москва-реке происходил…

— В тексте что мы видим? Варя?

— «Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться»…

— Да. Для праздника, — тут говориться. И есть слово «потешиться». Где еще мы видим упоминание о том, что это – забава, потеха?

— Когда по повелению царя начинают кликать клич, то есть, объявлять о начале боя, то говорят: «Потешьте царя нашего батюшку

— А еще?

— Еще Кирибеевич скажет: «лишь потешу царя нашего батюшку».

— Верно. Итак, наступает время одиночного боя, в тексте говорится, что место, оцепленное цепью, было приготовлено специально ради этого. Таня, прочти пожалуйста, где это говорится:

— «Оцепили место в 25 сажень для охотницкого бою, одиночного».

— Да, наступает время для главной забавы и потехи царя и народа. Самые мощные бойцы, удальцы, можно сказать, профессионалы должны выйти забавлять царя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.059 с.)