Демократия, гражданское общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократия, гражданское общество



И человеческое измерение в политике

В современной политологии редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Вместе с тем понятие «демократия» наряду с другими понятиями политической науки («гражданское общество», «правовое государство», «авторитаризм», «тоталитаризм», «диктатура» и др.) никогда не принадлежало к числу нейтральных научных терминов, свободных от ценностных характеристик и идеологической нагрузки. В языке современной политики понятие «демократия» стало одним из ключевых, более того, обрело значение символа. Под влиянием крупных перемен на международной арене с середины 80-х годов появляются позитивные и восторженные оценки возможностей демократии, а затем и всеобщая демократическая эйфория. Политические деятели различных ориентаций подчеркивают свою приверженность идеям и принципам демократии и гражданского общества. Самые одиозные и кровавые режимы заявляют о готовности следовать нормам демократической политики, нарушения международного права мотивируются «необходимостью восстановления и защиты демократии».

В политологии, в исторической и юридической науках термины «демократия» и «гражданское общество» употребляются чрезвычайно широко: историки обращаются к исследованиям военной, античной демократии и демократии Нового времени, подчеркивают тесную взаимосвязь гражданского общества с современной демократией. В работах политологов и юристов речь идет о либеральной, парламентской, представительной демократии, демократии участия, проблемах взаимоотношений гражданского общества и государства. Очень часто можно слышать о «производственной демократии», «внутрипартийной демократии», «демократических методах управления» и т. д.

Многоаспектность и сложность проблем демократии и гражданского общества, непосредственная их обусловленность политической практикой, неоднозначной в различных странах, определяет разнообразие и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Вместе с тем современную систему юридического образования невозможно представить сегодня без анализа проблем современной демократии и гражданского общества.

Понятие, сущность, исторические формы

И теории демократии

Термин «демократия» появился в Древней Греции и составлен из двух греческих слов: «демос» – народ и «кратос» – власть, что буквально означает «власть народа». Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранилось вплоть до конца 18 века, до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

В настоящее время понятие «демократия» используется в нескольких значениях.

Во-первых, в своем первоначальном смысле оно означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, то есть прямо в соответствии с действующими правилами правления большинства. Эта форма правления известна как прямая демократия.

Во-вторых, такая форма правления, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, то есть представительная демократия.

В-третьих, форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д. Это либеральная, или конституционная, демократия.

В-четвертых, понятие «демократический» часто используется для характеристики политической или социальной систем, которые независимо от того, являются ли они действительно демократическими или нет, ставят своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия.

Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военно-племенная демократия догосударственных этапов политического развития человечества. Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру.

В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции, где демократические формы правления длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями). На протяжении нескольких столетий республиканская демократия господствовала в Древнем Риме. Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ осуществлял законодательную власть. В древних демократических государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в законодательных собраниях и голосовать. Античная демократия являлась рабовладельческой. Она предполагала рабство в качестве условий освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя проблемам общественного интереса.

В период европейского средневековья неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства феодального и феодально-теократического типа (например, в Венеции, Женеве, Новгороде).

Идеи демократии и демократические формы правления получили дальнейшее развитие в Новое и Новейшее время. В процессе ожесточенной политической борьбы 18, 19, 20 вв. демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Развитие демократии пошло в этот период по двум основным направлениям. Во первых – расширение избирательных прав граждан и умножение числа представительных органов и демократических институтов. Во-вторых – создание системы политических, культурных, правовых, экономических и идеологических гарантий демократии.

В современной политической теории и практике обычно выделяют несколько теорий демократии. Все известные концепции демократии можно разделить на три большие группы: индивидуалистические (либеральные); плюралистические (теории групп); коллективистские (тоталитарные теории).

В зависимости от трактовки воли народа, выражаемой в государственных решениях, концепции демократии делят на идентитарные (исходят из рассмотрения народа как однородного гомогенного целого, имеющего единую волю, выражаемую непосредственно самими гражданами) и конкурентные (предполагающие плюрализм интересов членов общества, наличие различных интересов и принятия решений путем достижения взаимных компромиссов, которые достигаются с помощью системы парламентаризма).

В зависимости от трактовки роли народа в осуществлении власти различают партиципаторные (обосновывают необходимость широкого участия граждан в принятии, подготовке и осуществлении политических решений) и элитарные (форма правления элит, подконтрольных народу с помощью выборов) теории демократии.

В зависимости от того, какому субъекту политики – личности, группе или народу – отдается приоритет при осуществлении власти, различают либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские разновидности демократии.

Либеральные, или индивидуалистические, демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающей любое подавление личности властью. Сфера деятельности государства здесь сводится главным образом к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует заметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в «чистом» виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок – партий, общественных объединений и движений, – стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Представления о коллективистской форме демократии восходят к идее Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете. Коллективистские демократии так или иначе признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта (например, рабочего класса, коренной этнической общности) в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из целостности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в «чистом» виде приводили на деле к правлению от имени «народа» узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против любого инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Формы демократии можно подразделять также в зависимости от того, кто преимущественно – непосредственно народ или его представители осуществляет властные функции. В соответствии с этим выделяют прямые (плебисцитарные) и представительные (репрезентативные) демократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. – решение народа), демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные, или репрезентативные (от фр. – представительство), демократии, напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендорф. «Демократия, – считает он, – не «правление народа», такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом». При рассматриваемой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.

Таким образом, термин «демократия» указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его этимологическое значение.

В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В более развернутом виде определение демократии было сформулировано американским президентом Авраамом Линкольном: «Правление народа, осуществляемое народом и для народа».

Надо заметить, что, несмотря на существование различных теорий демократии и на очевидные успехи демократии в современном мире, все же практически всюду существует неудовлетворенность ее состоянием. Однако ценность демократии как формы политической жизни современного общества неоспорима. В этой связи следует привести слова Уинстона Черчилля о том, что у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.021 с.)