Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический конфликт, его сущность
И значение в политике Рост кризисных явлений, обостряемый борьбой за господство тех или иных ценностей и претензий на определенный статус, власть и ресурсы, может привести к возникновению конфликта. Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Под конфликтом подразумевается такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов). Из этого определения следует, что для возникновения конфликта необходимы по меньшей мере две стороны, цели которых реально или предположительно несовместимы. Конфликт возникает в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. Наконец, при конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения способности контролировать и направлять поведение другой стороны. Следовательно, политический конфликт – это выявление в сознании и поведении субъектов политики отражения социально-политических противоречий на разных уровнях и в различных формах. Политический конфликт представляет собой экстремальное состояние политического действия тех или иных политических институтов, представляющих интересы больших социальных групп, взаимопротивопоставление различных политических сил по определенным вопросам политической жизни. О политическом конфликте можно говорить на микро- и макроуровне. Первый есть личностное или внутригрупповое противодействие (например, внутрипартийный конфликт), второй – межгрупповое противодействие (например, классовый или межгосударственный конфликт). В мировой политической мысли существуют различные теории, раскрывающие причины возникновения политических конфликтов. Одной из самых влиятельных долгое время оставалась теория К. Маркса, согласно которой политическая борьба отражает классовую борьбу. Классовые различия и неравенство порождают глубокий антагонизм, который является основой конфликтности и политической борьбы. Психологические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг) видят источник политической конфликтности в конкуренции между индивидами за лучшее место в обществе и борьбе граждан против власти, угнетающей по самой своей природе.
Теория структурализма (М. Дюверже, Р. Дарендорф) рассматривает конфликт мотивационной основой политической жизни, нормой, а не патологией общественного развития. Структурализм исходит из признания постоянных изменений и демонстрации несогласия и конфликта в любом обществе. Поэтому для любого общества характерно насилие одной его части над другой, которое и лежит в основе политического развития. Теория функционализма (С. Липсет, Д. Аптер) признает, что всем сложным обществам свойственны глубокие противоречия и конфликты. Однако консенсусные институты и ценности являются необходимым условием сохранения и развития общества. Каждый элемент общества выполняет определенную функцию, тем самым способствуя сохранению и развитию общественного организма, опираясь при этом на консенсус ценностей. Консенсус – это согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального и политического порядка, выраженное в действиях. Под наиболее важными аспектами политического порядка понимается определенная система ценностей и норм, объединяющих данное общество и гарантирующих его стабильность. Можно сделать вывод, что структурализм основывается на модели противоречия, тогда как функционализм – на модели равновесия, показывающей, как система корректирует структурные диспропорции. Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии, что обусловлено потребностью контролирования и регулирования конфликтов и предвидения их последствий. В современной политологии существуют различные классификации социально-политических конфликтов. Конфликты могут возникать между странами, нациями, социальными группами, классами, политическими институтами и т. д. Вполне правомерно говорить о конфликтах политического, экономического и идеологического характера. В зависимости от уровня организации общественной жизни конфликты подразделяют на конфликты между индивидами, социальными группами, слоями, классами, а также крупными социально-политическими системами на региональном и глобальном уровнях.
Конфликты также классифицируют исходя из состава и количества сторон, участвующих в противоборстве, применения или неприменения в них насилия, степени их остроты и интенсивности. Выделяют конфликты на почве антагонистических и неантагонистических противоречий по основным и неосновным вопросам политической жизни. Французский политолог М. Дюверже выделяет несколько типов политических конфликтов: – горизонтальные и вертикальные; – между теми, кто имеет власть и теми, кто ее не имеет; – внутри правящего класса, между меньшинством, которое контролирует аппарат управления, и большинством класса; – между управляющими и управляемыми: – между индивидами, группами и классами; – между субъектами и объектами власти. В политологии также различают открытые и скрытые конфликты, макро- и микроконфликты, внутриполитические и внешнеполитические конфликты. Политические конфликты – драматические моменты в судьбах общества, однако их роль в общественно-политическом развитии амбивалентна (двойственна). Они дезорганизуют, дестабилизируют социально-политическую обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития. Разрешение политических конфликтов позволяет снять препятствия для нормального функционирования общественной системы, ведет к выявлению и изменению соотношения сил, что нарушает патовую ситуацию, блокирующую дальнейшее общественно-политическое развитие. Таким образом, в анализе современных конфликтов политическая наука выделяет психологические, демографические, географические, общественно-политические и культурные факторы возникновения конфликтов. Политические конфликты внутри общества основываются на главном общественном противоречии – отношении господства и подчинения, насилия одной части общества над другой. На этой почве и возникают политические конфликты. В социальной и политической структуре общества конфликт характеризуется уровнем, масштабами, остротой, сферой возникновения и другими параметрами. Наиболее значимыми конфликтами считаются те, которые охватывают все уровни социальной и политической структуры, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников (всеобщие конфликты). Такие конфликты происходят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами завоевания власти, ее сохранения, укрепления или подрыва, то есть имеют политический характер. Меньшую значимость имеют частные конфликты, охватывающие лишь часть социально-политических структур, однако при определенных условиях (нестабильность, напряженность) они могут перерасти во всеобщие.
Политический протест Конфликты, прямо не затрагивающие государственные интересы, разрешаются не государством, а заинтересованными сторонами. Государство может выступать арбитром (социальные конфликты). Однако, когда конфликт развивается и на определенном этапе угрожает интересам общества и государства, власть в лице правоохранительных органов и других структур вмешивается в конфликт. Это происходит в ряде случаев:
1) когда конфликт угрожает серьезно затронуть интересы людей, не участвующих в нем; 2) совершение участниками конфликтов противоправных действий и нарушение закона (акты насилия, вандализма, погромы и т. д.); 3) угроза превращения конфликта в причину массового затяжного насилия одних членов общества над другими. В развитии конфликта выделяют: возникновение конфликтной ситуации, эскалацию конфликта, пик конфликта, спад и исход конфликтной ситуации. За исходом часто следует постконфликтный синдром, который характеризуется в отношениях ранее конфликтовавших сторон и может оказаться началом повторного конфликта. Политический конфликт может завершиться успехом или поражением одной из сторон, компромиссом или взаимоуничтожением. Неизменным спутником политических кризисов и конфликтов внутри общества выступает политический протест. Политический протест – это выражение недовольства проводимой властями политикой в той или иной сфере общественной жизни, которое проявляется в организации целенаправленных действий, демонстрирующих негативное отношение индивидов, социальных слоев и групп населения к деятельности и организации власти. В более широком смысле политический протест представляет собой отрицательную реакцию политических сил на сложившиеся политические отношения. Социальным основанием политического протеста являются различия в общественном (в том числе политическом) статусе этнических, социальных и иных общностей, дестабилизация этого статуса, стремление его повысить. Социально-психологические основы политического протеста связаны с такими чувствами и состояниями, как неудовлетворенность, ущемленность, возмущение, агрессия, страх, недоверие к существующим политическим институтам и т. п. Движущей силой политического протеста всегда являются наиболее активные в социальном и интеллектуальном отношении слои – молодежь (студенты) и интеллигенция. Объектом политического протеста может быть вся общественная или политическая система, определенные виды политической деятельности (например, национальная политика, порождающая этнический протест) или отдельные политические решения – кадровые, налоговые и пр. Носителями политического протеста, его субъектами могут выступать отдельные люди, социальные группы или массы, что приводит к возникновению индивидуального, группового или массового политического протеста.
В политологии обычно выделяют активные и пассивные формы политического протеста, мирные и немирные методы его проявления. Активные формы политического протеста предполагают организацию массовых акций, демонстрирующих отношение граждан к проводимой властями политике (митинги, демонстрации, политические забастовки, организация и проведение массовых кампаний гражданского неповиновения). Пассивные формы политического протеста более скрытны и недовольство здесь проявляется в основном на личностном уровне путем отказа от участия в общественной и политической жизни и выполнения обязанностей, возлагаемых на личность властью (отказ от участия в выборах, отказ от службы в армии, от участия в кампаниях поддержки существующего режима и т. д.). Методы политического протеста, исключающие насилие и кровь, принято считать мирными. Методы политического протеста, выходящие за рамки закона и связанные с насильственными действиями по отношению к органам власти, представителям властных структур и другим гражданам, считаются немирными. Одной из наиболее распространенных форм массового ненасильственного протеста в современной политике является абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах, которое может приобретать и организованный характер, когда некоторые партии призывают к бойкоту выборов. В реальной действительности активные и пассивные формы, мирные и немирные методы политического протеста очень часто взаимосвязаны и могут переходить друг в друга, способствуя либо разрешению конфликтной ситуации, либо обострению конфликта. Главное условие урегулирования политических конфликтов основано на взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте, разрешении конфликтов через принцип большинства при уважении прав меньшинства, управлении конфликтом через дискуссию и свободной критики правительства. Путь к демократии лежит через признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, каждой позиции в той мере, в какой она не противоречит закону и общественной стабильности. В мировой практике разрешения политических конфликтов разработана демократическая процедура контроля над конфликтными ситуациями, которая содержит следующие основные требования: 1) взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и шагах сторон, участвующих в конфликте; 2) сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость развитию конфликтной ситуации; 3) отказ от действий, обостряющих конфликт; 4) привлечение беспристрастных арбитров к разрешению политического конфликта; 5) использование существующих норм национального и международного права, способствующих преодолению конфликта. Особое значение в процессе разрешения конфликтных ситуаций придается органам внутренних дел, роль и место которых на разных этапах развития кризисов и конфликтов в обществе обусловлена тем, что они являются важным инструментом осуществления власти, поддержания правопорядка и фактором обеспечения стабильности. Органы внутренних дел как государственная структура призваны способствовать сохранению политической системы, ее функционированию и обеспечивать управляемость общественных процессов. Деятельность ОВД строится в соответствии с законом (Конституция РФ, Закон о милиции), специальными приказами, инструкциями и распоряжениями министра внутренних дел. В политическом конфликте сотрудники ОВД обязаны выполнять свой служебный долг и непосредственные функции по обеспечению правопорядка, соблюдению законности, охране жизни, здоровья и имущества граждан. Сотрудники ОВД обязаны противодействовать попыткам обострить ситуацию, решительно пресекать противоправные действия, стремясь при этом избежать столкновений противоборствующих сторон и не допустить кровопролития. В своей деятельности по преодолению конфликтов сотрудники ОВД могут выполнять посреднические функции и обязаны по возможности объяснять гражданам последствия их противоправных действий.
Современное российское общество – общество переходного типа, находящееся в состоянии глубокой трансформации. В таком обществе частная конфликтность неизбежна. В процессе реформ все более очевидным становилось объективное внутреннее несовпадение, даже определенное противоречие между двумя их главными целями: достижением экономической эффективности, требующим коренных рыночных преобразований, и долгосрочной политической эффективностью, требующей развития и укрепления демократических институтов, опирающихся на широкую социальную базу. Рыночная экономика непосредственно не создает предпосылок для политической демократии и в определенных пределах совместима с авторитаризмом. В российских условиях реформы непосредственно ухудшают экономическое, социальное и моральное состояние преобладающей части населения. В результате возрастает стремление рассматривать демократию в ее различных проявлениях как помеху для решительных либеральных реформ, а авторитарные методы – как кратчайший путь к их осуществлению. В современном российском обществе происходит противостояние старой номенклатуры и новой чиновничьей элиты, директората и новых предпринимателей, производственных коллективов во главе с администрацией и «бюджетников», фермеров и «аграриев». Особой остротой в Российской Федерации отличаются национально-этнические и территориальные конфликты. В ближайшее время весьма вероятно дальнейшее обострение социально-экономических и политических конфликтов, которые могут проявляться в проведении массовых актов политического протеста. В целом, подводя общие итоги, следует подчеркнуть, что наиболее продуктивными средствами разрешения конфликтных ситуаций являются подтверждение легитимности правящего режима, способность политической элиты обеспечить постепенное реформирование общества, достигать соглашения с политическими противниками (что означает согласие меньшинства в той или иной степени присоединиться к выполнению принимаемых большинством решений), образовывать различные политические коалиции, согласительные комитеты для поддержания гарантий гражданского мира, формировать позитивный образ политических лидеров в глазах населения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.017 с.) |