Легитимность политической власти. Типы легитимного господства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность политической власти. Типы легитимного господства



 

На политическую судьбу представителей власти неизбеж­но решающее влияние оказывало то, каким путем они при­шли к власти — законным или нет. Для обозначения закон­ности и признания политической власти используются поня­тия «легальность» и «легитимность».

Легитимность (от лат. legitimus — законный, правомер­ный) — общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие ей подчиняться. Немецкий поли­толог Макс Вебер ( 1864 - 1920 ) полагал, что повиновение ле­гитимной власти основывается на «вере в законность» дан­ной власти, на «признаваемости» подвластными господства над ними и осознании правящими верхами своего права на власть. Власть, располагающая к доверию, превращается по Веберу в авторитет, во власть авторитета. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

При традиционной легитимности повиновение влас­ти, общественное признание ее законности обусловлено не­писаными нормами вековых традиций, обычаев, нравов, предрассудков, которые не подвергаются сомнению. Извест­на, например, такая традиция, как передача власти по на­следству («Король умер, да здравствует король!» — так во Франции официально оповещали народ о смерти короля и вступлении на престол его наследника). Традиционная власть характерна для монархии.

При харизматической легитимности власть основана на вере в признаваемые или действительные особо выдающи­еся качества, т.е. харизму (от гр. charisma — божий дар) ру­ководителя. Этими особыми качествами могли быть редкост­ная, исключительная одаренность, мудрость, необыкновен­ная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности, личное обаяние, притягательность человека и т.п. Это не столько приобретенные, сколько даро­ванные качества. Термин впервые определен Вебером. Со­гласно ему, харизмой обладают герои, великие полководцы, выдающиеся политики. В настоящее время харизматиче­ская легитимность власти характерна для развивающихся стран.

При рационально - легальной легитимности легальность (от лат. legalis — законный) — это юридическое бытие влас­ти, ее правомерность, воплощение в нормах права. Власть является легальной, если она базируется на законе, уважает закон. Прежде всего это авторитет власти, а не власть авто­ритета.

Рациональность власти означает веру в ее законность и добровольное согласие с ней и принимаемыми ею решения­ми. Правовая аргументация законности власти соответству­ет ценностным представлениям большинства граждан. Все, например, согласны, что единственным средством достиже­ния власти являются всеобщие выборы, проведенные в стро­гом соответствии с законом. Принимаемые властью решения рациональны, разумны, а потому одобряются гражданами. Подчинение власти превращается в осмысленное действие, не обусловлено чувством, что за исполнение или неисполне­ние властных решений могут последовать поощрительные или репрессивные меры. В данном случае авторитет влас­ти (легальность) дополняется властью авторитета (легитим­ность). Подобная власть и легитимна, и легальна

 

Субъекты, ресурсы и способы реализации политической

Власти. Критерии эффективности функционирования

Политической власти

Власть — важнейший элемент коммуникации и гармони­зации современного общества. Она постоянно находится под влиянием различных социальных субъектов. Субъекты по­литической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различ­ные общности людей (народ, социальные группы и слои) и индивиды (государственные должностные лица, политиче­ские деятели и рядовые граждане), вторичными — полити­ческие институты и организации (государство, политиче­ские партии, общественные организации и движения, бюро­кратия, институты мирового сообщества и т.д.). Основным субъектам политической власти будут посвящены отдельные главы учебного пособия.

Как мы уже отмечали, власть есть способность субъекта в соответствии со своими намерениями обеспечить подчине­ние объектов. Объекты власти — те, на кого направлено властное воздействие: индивиды, общества, отдельные госу­дарственные органы, все сферы их жизнедеятельности. В це­лях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. На ресур­сах строится, держится и реализуется властвование. Ресур­сы власти — это совокупность средств и возможностей, ко­торыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и (можно предположить) безграничны. По сфе­рам проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфе­ре политики; общественные ресурсы; собственно политиче­ские ресурсы власти.

К ресурсам, возникающим в сфере самой политики, от­носятся знания, компетентность, профессионализм, интел­лект политика, его речь со всеми ее характерными признаками; политические технологии (особенно избирательные); по­литическая символика, другие внешние атрибуты власти (здания, церемониал, ритуалы собраний, встреч, приемов, парады, салюты и т.д.). Наличие и умелое использование этих ресурсов формируют мнение о власти, ее политиках и политике.

К общественным ресурсам власти относятся устоявши­еся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Всякая новая власть не может не опираться па идеологию, полити­ческую культуру, мощь и структуру производительных сил, науку, образование, творческий потенциал народа, уровень жизни, которые сложились в обществе до ее появления, а те­перь достаются ей в наследство.

Общественные ресурсы по сферам жизнедеятельности де­лятся на экономические, социальные, культурно-информа­ционные, силовые (принудительные).

Экономические ресурсы — природные богатства (полез­ные ископаемые, плодородные земли и т.п.), материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель материальных благ (численность, трудоспособ­ность, квалификация, мобильность, дисциплина). Решение экономических проблем, как правило, подчинено главной и основной задаче сохранению и упрочению политической власти. Наличие и умелое, целесообразное использование властью экономических ресурсов, несомненно, повышает ее авторитет, доверие и поддержку народа.

Социальные ресурсы — это степень удовлетворения властью материальных и духовных потребностей своих граж­дан, условий их жизни и труда. Опора власти на данные ре­сурсы зависит от ее способности повышать или понижать со­циальный статус объекта. Социальная политика является предметом острой политической борьбы. При ее проведении власть и оппозиция часто обвиняют друг друга в популизме.

Культурно-информационные ресурсы есть создаваемые и применяемые властью средства управления сознанием лю­дей, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию че­ловека. К ним относятся в первую очередь СМИ (пресса, ра­дио, телевидение), средства искусства (театр, кинематограф, изобразительное искусство). Данные ресурсы — мощное ору­жие власти, они оттеснили на второй план другие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы власти — это го­сударство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, правоохранительными структурами (суд, прокуратура), тюрьмами, службой безопасности и другими институтами физического и морального принуждения и специально под­готовленными для этого людьми. Принудительные ресур­сы — наиболее эффективный источник власти. Угроза нака­зания, страх перед наказанием заставляют человека повино­ваться. С помощью данных ресурсов можно лишить челове­ка тех или иных ценностей, высшей из которых является че­ловеческая жизнь.

Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, ее этические (моральные и нравственные) качества. Речь идет о тех ресурсах, при которых власть опи­рается только на себя. Социальная безнравственность влас­ти, ее необязательность, недобросовестность, коррумпиро­ванность, преступность, самоуправство, злоупотребление пол­номочиями особенно опасны и неизбежно ведут к ее кризису. У населения исчезнет доверие к власти как таковой, к ее но­сителям. «Когда люди не имеют доверия к власти, государ­ство погибнет», — утверждал древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.).

Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реали­зации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти — система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль (рис. 1.1). Начальным этапом реализации власти является господство. Оно заключается в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необходимого решения по их выполнению и проектирова­нию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей.

 

Господство

Выбор целей деятельности

 


Рис. 1.1. Способы функционирования и реализации политической власти

 

Цели могут быть социальными, экономическими, поли­тическими, экологическими и т.д. (например, формирова­ние правительства, обновление общества, выход из кризиса). В господстве всегда присутствует приказ, содержащий сущ­ность волепредъявления, и его цели — для чего делать. По определению французского социолога Рэймона Арона (1905-1983), «Господство — подчинение, основанное на при­знании приказов теми, кто им подчиняется». Господство (полномочия волепредъявителя) обычно получает законода­тельное закрепление в государственно-правовых актах, опре­деляет в целом тип власти, ее объем и режим.

Руководство вторая составляющая способа реализа­ции власти, является первым шагом при материализации намеченных целей. Оно определяет стратегию (методы, спо­собы, пути, средства, участников, финансирование, нормативно-правовую базу, сроки) достижения намеченных це­лей. На стадии руководства устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Руководство осуществляется через особую группу по­литических руководителей, представляющих наиболее влия­тельную и авторитетную часть субъектов политики.

Управление — важнейший способ любой успешной дея­тельности. Это целенаправленная, систематическая работа организующего характера административно-распорядитель­ного аппарата по конкретизации и координации цепочки на­чальных, промежуточных и конечных дел, их очередности, значения по достижению установленных целей. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функ­ции синхронизации деятельности всех участников процесса по реализации намеченных целей. Оно определяет, как де­лать то, что надо делать: кому, когда, для кого, где и т.п. На этом этапе осуществляется выбор адекватной социально-эко­номической мотивации, которая в наибольшей степени необ­ходима для реализации поставленных целей. Элементами мотивации могут быть зарплата, налогово-бюджетная поли­тика, здравоохранение, питание, обеспечение безопасности труда и т.д. Особое место здесь принадлежит СМИ, которые способны активно воздействовать на сознание и трудовую ак­тивность граждан.

Организация — способ оперативной практической дея­тельности по реализации принятых решений и сформиро­ванных целей. Есть те, кто говорит, и те, кто выполняет. Организация предполагает согласование, упорядочение, обес­печение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных лю­дей, групп, рядовых исполнителей. В прежних условиях участники данного звена реализации власти выступали ис­ключительно в роли исполнителей. Сейчас им предоставле­ны большие возможности для самостоятельной, творческой, высокопрофессиональной и эффективной деятельности. Орга­низация протекает в горизонтальной плоскости и является заключительным звеном по обеспечению регулирования, функционирования, субординации и координации исполни­телей.

Контроль как способ реализации власти отслеживает ре­зультаты, реальные показатели, проверяет и корректирует деятельность людей. Кроме того, контроль воздействует на корректировку политики власти, выполняет функцию об­ратной связи, устанавливает, что должно было дать и дало, к каким последствиям (предсказуемым или непредсказуемым) привело достижение носителями власти намеченной цели.

Эффективная власть — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зре­ния того, что она дает и может дать людям.

Политическая власть может функционировать эффектив­но, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опирается на право, рационально-легальную легитимность).

Такое инструментальное построение власти предполага­ет наличие ее соответствующих институтов (учреждений, организаций, политических и общественных формирований, субъектов хозяйствования, органов государственного управ­ления) и их функциональной специализации.

Процесс создания эффективных институтов политической власти сопровождается их институционализацией: выработ­кой норм права, регламентирующих круг полномочий власти, ее прав и обязанностей, ответственности, правила взаимодей­ствия ее институтов. Масштабы, объемы, границы политиче­ской власти или властвующего лица должны быть соизмери­мы с реальными потребностями и здравым смыслом.

В современных условиях легитимность и эффективность власти два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

 

Тест

 

1. Власть существует в политической, публичной форме с
момента образования:

а) гражданского общества;

б) государства;

в) политических партий;

г) этнических общностей.

2. Сущностными чертами политической власти не явля­ются:

а) суверенитет и неделимость; б) авторитет;

в) волевой характер; д) единовластие;

г) принуждение; е) наследование.

3. Типологию легитимности власти разработал:

а) К. Маркс; в) И. Кант;

б) М. Вебер; г) Дж. Локк.

4. Под лигитимностыо власти понимается:

а) приобретение власти на основе узаконенных процедур
и правил;

б) общественное признание законности власти;

в) осознание правящими верхами своего права на власть;

г) согласие граждан подчиняться власти.

5. Тип легитимности власти по формуле «Король умер, да
здравствует король!»:

а) харизматический; в) рационально-легальный;

б) традиционный; г) номенклатурный.

6. Легальность власти - это:

а) юридическое бытие власти;

б) правовая аргументация законности власти;

в) авторитет власти;

г) власть авторитета.

7. Способами реализации власти являются:

а) господство, руководство, управление, организация, кон­троль;

б) избрание, назначение, связь с массами, публичность,
правовые и политические нормы.

8. Ресурсы власти — это:

а) опорные ценности, на которых строится, держится и
реализуется властвование;

б) совокупность методов и средств, использование кото­рых обеспечивает и поддерживает власть.

9. По сферам жизнедеятельности общественные ресурсы влас­ти делятся:

а) на экономические, социальные, информационные, си­ловые;

б) легальные, легитимные, традиционные, правовые.

10. Вставьте пропущенное:

Политическая ______________ − это реальная способ­ность и возможность социальных субъектов проводить свою
волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее
воздействие на деятельность и поведение людей посредством
авторитета, права, насилия.

 

Вопросы для повторения

 

1. Дайте определение сущности политической власти.

2. Почему не всякая политическая власть является госу­дарственной?

3. Как вы понимаете утверждение «Принцип разделения властей не отрицает единства власти, но отрицает единовлас­тие»?

4. Что означают понятия «легитимность» и «легаль­ность» власти?

5. Назовите способы реализации политической власти.

6. Назовите ресурсы политической власти и дайте их краткую характеристику.

7. Дайте определение субъектов политической власти. Охарактеризуйте их.

8. Назовите критерии эффективности функционирова­ния политической власти.

 

Литература

 

1. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналит. слов.-справ. / В.Ф. Халипов [и др.]. — М., 2006.

2. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. — М.,2005.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.049 с.)