Политика как общественное явление. Роль политических знаний в формировании личностных и социально-профессиональных качеств выпускников вуза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление. Роль политических знаний в формировании личностных и социально-профессиональных качеств выпускников вуза



 

 

Политика — сложное, богатое по содержанию и многооб­разию функций общественное явление. Понятие политики определить нелегко, как и выделить политические отноше­ния из всей совокупности общественных отношений. В науч­ный оборот термин «политика» ввел Аристотель. Существу­ет множество толкований понятия и сущности политики.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные подходы к ее пониманию.

1. Стратификационный подход. Предполагает, что со­держание политики всегда определяется интересами граж­дан, взаимодействующих друг с другом. Политика есть дея­тельность в сфере отношений между различными общностя­ми людей (социальными, этническими, религиозными, расо­выми), которые соперничают друг с другом при реализации с помощью власти своих коренных интересов и потребностей (политических, экономических, социальных, духовных и др.). «Мы рассматриваем какое-то явление как политичес­кое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобили­зацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей» (Т. Парсонс).

2. Директивный подход. Определяет содержание поли­тики через такое универсальное явление, как власть − осно­ву политики. Политики без власти не бывает, как и власти без политики. Политика есть совокупность средств, необхо­димых для того, «чтобы прийти к власти» удерживаться у власти и полезно ее использовать» (Н. Макиавелли).

3. Государственный подход. Интерпретирует политику как деятельность государства, связанную с разработкой нор­мативно-правовой базы, придающей политике предсказуе­мость; принятием и реализацией властных решений, регули­рующих отношения по поводу власти и подчинения. Поли­тика — это все, что относится к государству и его делам.

4. Функциональный подход. Определяет политику через ее функции и цели. Политика — деятельность по управле­нию обществом, государством. Государство – не только творец политики, но и само является объектом политического воздействия. Политика есть эффективный инструмент для совершенствования общества и государства. Политическое управление, обладая монополией на политическую власть, доминирует над всеми иными видами управлении (админис­тративным, экономическим, социально культурным и др.).

5. Коммуникативный подход. Интерпретирует полити­ку как способ коллективного существования человека. По­литика согласовывает интересы различных социальных сло­ев и групп, вырабатывает общие, обязательные дли всех пра­вила и нормы и осуществляет контроль за их выполнением.

6. Конфликтно-консенсусное представление о политике. Предполагает, что политика есть перманентные состояния конфликта и консенсуса. При любом строе реальная полити­ка, с одной стороны, невозможна без социального конфлик­та, а с другой − без нахождения общественного согласия (консенсуса).

Рассмотренные нами трактовки политики не исчерпыва­ют всего многообразия ее содержания, хотя и отражают важ­нейшие из них. До сих пор нет общепризнанного определе­ния данного понятия. Обобщая различные дефиниции, мож­но дать следующее определение политики.

Политика − необычайно динамичная, сложная, высо­коэффективная общественная деятельность, через которую с учетом коллективных интересов различных общностей лю­дей вырабатываются соответствующие цели, задачи, реше­ния и осуществляются действия по их реализации.

Роль политических знаний в современном обществе зна­чительно возрастает. Мир стал более политизированным и сложным. Для того чтобы осознанно участвовать в полити­ческой жизни общества, формировать и аргументировать свою политическую позицию, достойно выполнять свой граж­данский долг, необходимы его понимание и анализ.

Приобретенные в результате изучения политологии зна­ния, умения и навыки помогут выпускникам лучше, полно­ценнее реализовать себя и в сфере своей профессиональной деятельности. Социально-личностные компетенции дают им основные гарантии для призвания, карьерного роста. Моло­дым специалистам в силу собственной потребности и социальной необходимости предстоит в полной мере реализовать себя в качестве высококлассных профессионалов и граждан, обладающих всей полнотой ответственности за свою судьбу, благополучие общества и государства.

 

 

Становление и эволюция политологии как науки и учебной дисциплины

 

Политология создается коллективным разумом выдающихся умов человечества. Первые формы специализирован­ного (протонаучного) отображения и осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

Постепенно политическая мысль освобождается от рели­гиозного влияния и философско-этической интерпретации. Наиболее четкое размежевание политической науки от бо­гословия, философии, права, этики, истории осуществил в XVI в. В.. Макиавелли. Он выделил политические исследо­вания в качестве самостоятельного научного направления, что положило начало превращению политологии в самостоя­тельную науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и ме­тод (метод политического реализма), впервые поставил в центр изучения проблемы государства и власти. Он по праву считается одним из основателей политической науки.

С середины XIX в. обозначился новый этап в становлении и развитии политологии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки. В 1872 г. первых студентов приняла французская Свободная школа поли­тической науки (сейчас Институт политических исследова­ний Парижского университета). В 1895 г. заработала Лон­донская школа экономической и политической науки, в 1920 г. — Берлинская высшая школа политической науки.

В начале XX е. процесс выделения политологии в само­стоятельную научную дисциплину в основном завершился. Образовались ее важнейшие национальные школы, направ­ления и центры. В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образова­ния, науки и культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в университетах стран членов этой органи­зации. Все страны Запада и ряд государств Восточной Евро­пы прислушались к рекомендации, но лишь с 1989 г. курс политологии стал преподаваться и в вузах СССР. С 1990 г. по специальности «политолог» стала вестись подготовка кадров высшей квалификации, в том числе и в вузах Беларуси. По­литология была включена в перечень научных специально­стей. В 1993 г. была образована Белорусская ассоциация по­литических наук. Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.006 с.)