Методические указания для выполнения КР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для выполнения КР



Методические указания для выполнения КР

по дисциплине «Антикризисное управление»

для студентов экономических специальностей всех форм обучения

 

Тула 2008


Разработал Иватанов Н.П., докт. экон. наук., проф.

Общие положения

Курсовая работа по дисциплине «Антикризисное управление» - самостоятельная, творческая работа студента, научно-исследовательского характера, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области управленческой деятельности, привить навыки анализа и обоснования принимаемых ими решений.

При её выполнении работы студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.


Содержание

1. Стандарты оформления работы__ 4

1.1 Цели курсовой работы_ 4

1.2 Задачи курсовой работы_ 4

1.3 Основные требования к курсовой работе 5

1.4 Подготовка курсовой работы_ 5

1.5 Структура и содержание курсовой работы_ 6

1.6 Краткое содержание составных частей курсовой работы_ 7

1.7 Оформление курсовой работы_ 10

1.8 Контроль за выполнением курсовой работы_ 10

1.9 Выбор темы для курсовой работы_ 11

2. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия_ 12

2.1 Устранение неплатежеспособности и реализация оперативных мер по финансовому оздоровлению 14

2.1.1 Совершенствование (создание) платежного календаря _ 14

2.1.2 Превращение низколиквидных активов в денежные средства или погашение с их помощью краткосрочных обязательств предприятия _ 18

2.1.3 Реализация нематериальных активов 20

2.1.4 Реализация основных средств 21

2.1.5 Реализация незавершенного строительства _ 23

2.1.6 Реализация доходных вложений в материальные ценности _ 24

2.1.7 Реализация долгосрочных финансовых вложений _ 25

2.1.9 Реализация запасов 26

2.1.10 Реализация дебиторской задолженностии _ 31

2.1.11 Реализация краткосрочных финансовых вложений _ 38

2.1.12 Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную _ 39

2.1.13 Заем (кредит) 40

2.1.14 Реструктуризация _ 41

2.1.15 Другие меры _ 46

2.2 Восстановление финансовой устойчивости_ 52

2.2.1 Снижение затрат и уменьшение текущей финансовой потребности _ 53

2.2.2 Оптимизация численности работников 55

2.2.3 Выкуп долговых обязательств с дисконтом _ 56

2.2.4 Конвертация долговых обязательств в уставный капитал _ 57

2.2.5 Авансирование со стороны заказчиков 58

2.2.6 Изменение схемы материалообеспечения строительства _ 59

2.3 Осуществление долгосрочных мер для обеспечения финансового равновесия_ 61

2.3.1 Маркетинг 61

2.3.2 Инвестирование 67


1. Стандарты оформления работы

Цели курсовой работы

Систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов, полученных при изучении антикризисного управления.

Развитие навыков выполнения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении проблем и вопросов в курсовой работе.

Определение уровня теоретических и практических знаний, а также умение применять их для решения конкретных задач менеджмента.

 

 

Задачи курсовой работы

 

1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для cфер управления предприятием (организацией, фирмой).

2. Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

3. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.

4. Провести анализ собранных данных, финансового состояния предприятия, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.

5. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа и изучения выбранной темы.

6. Оформить курсовую работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

 

1.3 Основные требования к курсовой работе

· Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы в области управления и экономики.

· В работе должны содержаться элементы научного творчества.

· К работе составляется план, а в ее структуре выделяются введение, основная часть и заключение.

· Оформляется научный аппарат - сноски, ссылки и список использованной литературы.

· Критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности в области управления.

· Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

 

Подготовка курсовой работы

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из последовательных этапов:

· Выбор темы и согласование с научным руководителем.

· Подбор литературы.

· Изучение требований к оформлению работы.

· Написание работы.

· Разработка тезисов доклада для защиты.

· Защита работы.

 

 

Выбор темы целесообразно основывать из ее значимости для развития управления организацией, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении знаниях, а также для своего дальнейшего предназначения.

Процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым темам.

Знакомиться с литературой следует в последовательности: руководящие документы (законы, подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Тема курсовой работы должна раскрываться в главах, количество которых не регламентируется. Следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены: во-первых, теоретические, во-вторых, практические аспекты исследуемой темы и, в-третьих, определены направления повышения эффективности управленческой деятельности.

 

1.5 Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа - самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы следует придерживаться структуры:

Титульный лист.

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Теоретические и методические основы изучения темы или проблемы.

Глава 2. Анализ изучаемой темы или проблемы.

Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой темы или проблемы.

Заключение и выводы.

Библиография.

Глоссарий ключевых слов.

Приложения.

 

1.6 Краткое содержание составных частей курсовой работы

Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития темы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы, формируется цель и основные задачи. Также формулируется научная новизна работы, определяется объект и предмет, структура, хронологические рамки, информационная база исследования. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема курсовой работы.

Глава 1. Теоретические и методические основы изучения темы.

Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. Рассматривается сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой темы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой темы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В главе дается обзор литературы по теме, формируется концепция, обосновывается методика анализа изучаемой темы.

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой теме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Разработка методической части предполагает подготовку форм сбора информации, методики ее обработки и анализа.

Глава 2. Анализ изучаемой темы и проблемы.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие экономические процессы, как в масштабах страны, так и в рамках отдельных предприятий.

В главе дается характеристика методов, методик, тестов используемых в исследовании. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать тематику вскрыть резервы и наметить пути их использования в дальнейшей работе.

При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а отмечает достоинства и недостатки тех методов и методик, применяемых по данному вопросу.

Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой темы или проблемы.

Опираясь на выводы по результатам анализа, студент
разрабатывает предложения по совершенствованию управленческой деятельности, повышению результативности и качества работы организации и управляющего. При подготовке этой части работы студент должен учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом. А также комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями организаций, содержанием деятельности аппарата управления и с методами выполнения управленческих работ.

 

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей исследуемой темы или проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Обязательным для курсовой работы является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной идеи и темы на протяжении всей работы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов, то есть - это последовательное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. А также на основе основных выводов вырабатываются рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5 - 10 % от общего объема курсовой работы.

Библиография. Список использованной литературы должен иметь отражение в курсовой работе. Наиболее известный способ группирования использованной литературы - алфавитное расположение. Описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). Затем указывается место издания, год издания. Если называется журнальный материал, то указывается фамилия, имя, отчество автора, название статьи, название журнала, год и номер издания журнала.

Приложения располагают в работе после списка использованной литературы. В приложения вносят таблицы, схемы, графики, диаграммы. Статистические данные, материалы правового, управленческого, экономического и финансового характера.

Каждое приложение начинается с новой страницы. Оно должно иметь свой порядковый номер и содержательный заголовок, указываемые в первой строке страницы. Страницы, занятые приложениями, входят в сквозную нумерацию курсовой работы, но в объем работы не засчитываются. Приложения к работе усиливают наглядность представляемого материала, помогают глубже раскрыть сущность и взаимосвязанность явлений и тенденции их развития.

Оформление курсовой работы

Общий объем курсовой работы (без приложений) устанавливается в пределах от 20 - 25 до 40 - 45 страниц формата А4. Объем зависит и от темы, и от наличия материала, и от технического исполнения работы (рукописный вариант, машинописный вариант, компьютерный набор).

Текст работы следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры: расстояние от границы листа до текста слева - не менее 25 мм, справа - не менее 10 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится вверху справа шрифтом №10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.

Текст курсовой работы, набираемый на компьютере должен быть напечатан через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cur №14. Использование полужирного шрифта допускается только в заголовках. Использование курсива по тексту не допускается.

Прямое цитирование авторов должно быть правильно оформлено: цитата приводится в кавычках, точно указываются источники цитат.

 

Реализация основных средств

Основные средства, как действующие, так и находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, отражаются в Бухгалтерском балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

В составе основных средств предприятия могут быть: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие объекты. В состав основных средств современное законодательство относит также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Оценивая возможность реализации основных средств, предприятие, прежде всего, должно разделить их по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление основных средств должно производиться по принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия. Так например, служебные автомобили (или их часть) могут быть отнесены к непроизводственным основным средствам.

Непроизводственные основные средства предприятие может при необходимости продавать. Во-первых, вырученные средства можно будет направить на погашение кредиторской задолженности, а во-вторых, предприятие вместе с реализацией непроизводственных основных средств избавляется от текущих расходов по их содержанию.

Реализацию производственных основных средств предприятию лучше не допускать, поскольку в противном случае предприятие лишится своих производственных мощностей. Поэтому ликвидация основных средств производственного назначения, как и реализация нематериальных активов, допустима только в качестве крайней меры.

Например, руководством ЗАО «СК Промстрой» после проведенного анализа состава основных средств было принято решение о реализации большей части служебных легковых автомобилей (26 автомобилей, остаточная стоимость которых на 01.10.02 составляла 9536 тыс. руб.) и всего нежилого фонда (11 квартир, стоимость которых на 01.10.02 составляла 11 095 тыс. руб.). Параллельно было принято решение оплачивать расходы по аренде жилья отдельных сотрудников, проживающих в квартирах Общества.

Несмотря на принятые решения, руководство Общества не решилось осуществить реализацию жилых домов (4 дома), стоимость которых по данным бухгалтерского учета на 01.10.02 составляла 36 785 тыс. руб. Однако необходимость такого шага для Общества все равно наступит, поскольку общий размер краткосрочных обязательств Общества на 01.10.02 составляет 684 795 тыс. руб., из которых только половину Общество может погасить с помощью дебиторской задолженности и наиболее ликвидных активов.

Показательным примером также является решение ОАО «Спецмонтажизоляция», которое на период финансового оздоровления прекратило приобретение основных производственных средств. Оно начало использовать лизинг имущества. В итоге приобретение основных производственных средств с помощью договора лизинга позволило предприятию не отвлекать сразу денежные средства на их покупку и в то же время увеличить свои производственные мощности. Отрицательным моментом в данном случае является то, что ежемесячные лизинговые платежи, помимо стоимости основного средства, также включают проценты по договору лизинга как за пользование денежными средствами. Однако такой отрицательный момент необходимо рассматривать как цену, которое предприятие платит за неотвлечение денежных средств на инвестирование в условиях финансового кризиса.

 

Реализация запасов

Запасы предприятия означают остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также другие материальные ценности (животные на выращивании и откорме). В составе запасов отражаются также затраты организации, числящиеся в незавершенном произ­водстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов.

В связи с этим запасы необходимо проанализировать в соответствии с их классификацией, а именно:

· сырье и материалы;

· животные на выращивании и откорме;

· затраты в незавершенном производстве (издержках обращения);

· готовая продукция и товары для перепродажи;

· товары отгруженные;

· расходы будущих периодов;

· прочие запасы и затраты.

Реализация остатков сырья и материалов может проводиться только в части, которая не повлияет на нормальную деятельность производства. Для этого необходимо разделить остатки на производственные и непроизводственные, и определить норматив (если такой норматив не установлен) остатков производственных материалов, необходимых для осуществления производственной деятельности предприятия.

На основе проведенного анализа и определяются остатки сырья и материалов, подлежащие реализации. При этом необходимо быть готовым продать их с убытком.

Характерным выходом из данной ситуации является решение, принятое ЗАО «Стройкомплект». Учитывая острую нехватку денежных средств для приобретения материалов, необходимых для осуществления строительства жилого дома, ЗАО «Стройкомплект» вынуждено было реализовать часть строительных материалов с убытком. Эти материалы также были необходимы для проведения строительных работ, однако они могли быть использованы только на более поздних этапах строительных работ. Для того, чтобы продолжить строительство и по фафику сдавать выполненные этапы работ заказчику, руководство ЗАО «Стройкомплект» пошло на такой шаг. При этом позднее ЗАО «Стройкомплект» все равно вынуждено будет закупать материалы, которые были реализованы.

Другая ситуация сложилась в ЗАО «СК Промстрой». Последнему для осуществления нормальных темпов строительных работ необходим двухмесячный запас материалов, который по расчетам экономического отдела Общества в 2002 году составлял 131 321 тыс. руб. (с учетом НДС - 157 585тыс. руб.). В тоже время на 01,10.02 остатки сырья и материалов составляли 275 775 тыс. руб. (с учетом НДС — 330 930 тыс. руб.), что является запасом сырья и материалов на срок 4,2 месяца. Сверхнормативный остаток сырья и материалов на 01.10.02 составлял 144 454 тыс. руб. (с учетом НДС -173 345 тыс. руб.). После проведенной инвентаризации было принято решение реализовать остатки сырья и материалов на сумму 96 452 тыс. руб. по цене их возможной реализации. Сверхнормативный остаток сырья и материалов в размере 48 002 тыс. руб. (144 454 тыс. руб. - 96 452 тыс. руб.) было решено сохранить, поскольку потребность в этих запасах возникнет в ближайшее время.

Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) анализируются прежде всего на предмет превращения указанных затрат в дебиторскую задолженность (сдача выполненных работ заказчику или предъявления издержек обращения] покупателям) или готовую продукцию (выпуск из производства готовой продукции). После этого проводится анализ на предмет скорейшего погашения возникшей дебиторской задолженности или реализации готовой продукции.

У предприятий строительной отрасли в данном вопросе есть свои особенности. Практически все договора на выполнение строительных работ предусматривают выполнение целого комплекса работ в течение определенного времени, а затем передачу законченного строительством объекта заказчику. При этом объект строительства может быть закончен и через полгода, и через год, и в более поздний срок. Поэтому в договорах на строительство предусматривается ежемесячная оплата выполненных работ, а по окончании строительства объекта и передачи его заказчику производится окончательный расчет. Исходя из этого, незавершенное производство у строительных организаций может означать следующее:

· предприятие выполняет больший объем работ, чем предусмотрено договором, то есть опережает график производства работ. Данный факт отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поскольку заказчик принимает от предприятия вы полненные работы и оплачивает их по согласованному сторонами графику производства работ. Предприятие же, перевыполняя согласованный план работ, в итоге на стоимость перевыполнения должно заплатить работникам, а также расплатиться за материалы и услуги, использованные при перевыполнении. В итоге предприятие получает кредиторскую задолженность, которую не может погасить;

· предприятие не списывает затраты в незавершенном производстве на себестоимость выполненных строительных работ. Причин этому может много, например нежелание показывать убытки от выполненных строительных работ;

· заказчик «тормозит» подписание выполненных объемов строительных работ, по причине отсутствия денежных средств. Такие ситуации часто происходят, когда финансирование строительства осуществляется из бюджетов различных уровней.

Анализ незавершенного производства в строительных предприятиях должен проводиться с учетом особенностей, изложенных выше, что позволит предприятию принять адекватное решение в каждой ситуации.

Готовая продукция и товары для перепродажи реализуются даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры для их продажи. Даже если предприятие получит убыток от реализации готовой продукции и товаров, оно, тем не менее, выигрывает, поскольку получает денежные средства и погашает с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым, уменьшая риск банкротства.

Данный вывод подходит для всех предприятий независимо от отрасли, поскольку товар по своей экономической природе и был приобретен для того, чтобы затем его продать и получить за него деньги.

Информация по строке «товары отгруженные» в Бухгалтерском балансе показывает стоимость товаров или продукции (по фактической, нормативной или плановой себестоимости), которые были отгружены, однако по которым еще не исполнены условия признания выручки от продажи товаров (продукции). При этом выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретно го договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

· право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Данный вид активов необходимо проанализировать в том плане, на основании какого отсутствующего условия (или условий) не была признана выручка от продажи. После этого следует проработать возможность создания предприятием всех необходимых условий для признания выручки от продажи и далее скорейшим образом погасить возникшую дебиторскую задолженность. Для целей превращения данного вида актива в денежные средства определяющим условием является переход права собственности, поскольку если право собственности на товар (продукцию) к покупателю не перешло, значит у последнего не возникло и обязательства по оплате указанного товара (продукции).

Расходы будущих периодов — это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В частности, к ним относятся расходы: связанные с горноподготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд), расходы на рекламу, подготовку кадров и т. п.

По данному виду запасов необходимо провести анализ на предмет возможного предъявления данных расходов третьим лицам. В противном случае расходы будущих периодов списываются на затраты предприятия. Кроме того, в условиях финансового кризиса расходы будущих периодов должны быть максимально сокращены. Нельзя осуществлять будущие расходы, когда предприятие не может погасить текущие расходы и долги.

Статья «прочие запасы и затраты» показывает стоимость материально-производственных ценностей и признанных предприятием расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей «запасы» Бухгалтерского баланса. Например, организация может не признавать учтенные коммерческие расходы в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. В этом случае, не списанные организацией в установленном порядке ходы на упаковку и транспортировку, учтенные в составе коммерческих расходов, относящиеся к остатку неотгруженной (непроданной) продукции, отражаются по вышеуказанной статье. Продать «прочие запасы и затраты» представляется маловероятным.

 

Перевод долга.

Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Фактически перевод долга повторяет уступку права требования, с одним лишь отличием. Договор заключается между должником предприятия и третьим лицом, которое обязуется погасить предприятию принятые на себя обязательства должника предприятия.

Как правило, перевод долга инициируется должником, в связи, с чем предприятие при принятии решения об одобрении должно проверить платежеспособность нового должника и согласовать сроки погашения задолженности. При оформлении и заключении таких договоров необходимо также изучить сложившуюся арбитражную практику.

Помимо продажи задолженность покупателей и заказчиков необходимо также проанализировать на предмет ее погашения путем зачета кредиторской задолженности предприятия или погашения неденежными средствами.

Проведение взаимозачетов дебиторской и кредиторской задолженностей, принадлежащих разным контрагентам предприятия, возможно только при наличии информации о том, существуют ли договорные отношения между дебитором и кредитором предприятия, и, как следствие, задолженность одного перед другим. Примером того, как можно достать такую информацию являются действия ОАО «Стройнефтегеофизика». Изучая любые возможности погашения кредиторской задолженности, это предприятие дало всем своим кредиторам сведения о дебиторской задолженности, в разрезе дебиторов, сумм, договоров и дат образования. Такие действия ОАО «Стройнефтегеофизика» помогли ему провести взаимозачеты на сумму 31,3 млн. руб. Однако руководству ОАО «Стройнефтегеофизика» передача информации кредиторам о своей дебиторской задолженности далась нелегко, поскольку оно считало такую информацию конфиденциальной.

000 «Северпромстрой-ЛК» начало с того, что провело зачеты встречных однородных требований по одним и тем же организациям. У предприятия существует более 50 субподрядных организаций и соответственно такое же количество договоров. Однако в процессе осуществления строительных работ возникает «побочная» деятельность, как-то поставка ТМЦ, оказание услуг по питанию, аренда техники и т. д. В этих взаимоотношениях 000 «Северпромстрой-ЛК» и субподрядные организации выступают в од­них случаях как поставщик (продавец), а в других как покупатель (потребитель). Указанные взаимоотношения также оформляются договорами. В итоге складывается ситуация, когда один и тот же контрагент 000 «Северпромстрой-ЛК» является его дебитором и кредитором. Проведя зачеты встречных однородных требований по одним и тем же контрагентам, 000 «Северпромстрой-ЛК» смогло уменьшить дебиторскую и кредиторскую задолженность на 13 152 тыс. руб.

Дебиторская задолженность, обеспеченная векселем, может быть отражена по статье «векселя к получению». Реализация векселей может производиться с меньшим дисконтом, поскольку вексель — простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму. Наличие векселя уже гарантирует векселедержателю право на получения оговоренной в векселе суммы. Именно поэтому реализация векселей более эффективна, чем продажа дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Задолженность дочерних и зависимых обществ отражает числящуюся на отчетную дату в бухгалтерском учете организации задолженность ее дочерних (зависимых) обществ. При этом дочерним общество признается, если предприятие имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом). В свою очередь критерии отнесения общества к зависимому более конкретны: если предприятие имеет более 20 процентов голосующих акций акционерного общества или 20 процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

В связи с этим, при проведении финансового оздоровления предприятие должно использовать все свое влияние на дочерние и зависимые общества с целью получения от указанных организаций денежных средств в погашение их задолженности.

Наличие у предприятия задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал маловероятно, поскольку собственники предприятия должны быть больше всех заинтересованы в его финансовом оздоровлении.

Авансы выданные превратить в денежные средства не представляется возможным, поскольку эта дебиторская задолженность свидетельствует о том, что ее погашение будет произведено путем получения предприятием различных ТМЦ, работ или услуг.

Задолженность «прочих дебиторов» означает, что у предприятия, возможно, имеется дебиторская

задолженность:

• по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет;

• в государственные внебюджетные фонды;

• по предоставленным работникам займам;

• по возмещению материального ущерба нанесенного предприятию;

• по подотчетным лицам;

• по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей обнаруженным при приемке;

• по расчетам с государственным и (или) муниципальным органом;

• штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда. Предприятие должно проанализировать возможность возврата в ближайшее время указанных

задолженностей, а также возможность проведения зачетов по налогам и сборам. Задолженность, которую не представляется возможным вернуть или зачесть с помощью другую кредиторскую задолженность, предприятие должно попытаться продать заинтересованным лицам с определенным дисконтом.

Заем (кредит)

Суть данного способа сводится к получению денежных средств по договору займа или кредитному договору, возврат по которым будет произведен спустя определенное время, и погашению с помощью этих средств краткосрочных обязательств. В итоге предприятие погашает свои краткосрочные обязательства, но у него возникает аналогичное по размеру обязательство по возврату займа или кредита. Отрицательным моментом является то, что предприятию необходимо будет погасить вновь: возникшее обязательство в большем размере - с учетом оговоренных в договоре процентов.

В то же время вероятность получения займа или кредита у предприятия, которое находится в тяжелом финансовом положении крайне низка. В данном случае денежные средства могут быть выданы предприятию только под залог высоколиквидного имущества. При этом залоговая стоимость этого имущества будет ниже рыночной стоимости; на 40 — 60 процентов. Данный метод можно применить, когда у предприятия нет врем ни на продажу высоколиквидного имущества.

Рассмотрим существенные моменты осуществления такой операции.

По договору займа заимодавцем может выступать физическое или юридическое лицо. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (вариант, когда по договору займа передается вещь, не рассматривается). Доге вор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей (ст. 80 ГК РФ). При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процент (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Договор займа может быть беспроцентным, если в договоре это предусмотрено. Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно. Однако сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца. Договор займа может быть за ключей с условием использования заемщиком полученных средств на определенны; цели (целевой заем).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.074 с.)