Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация.



!!!!!

Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

В разные исторические периоды СКД называлась:

- внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

-культурно - досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).

До 90-х годов ХХ века культурно - досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название СКД.

СКД - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. [1, с.10]

КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожалению, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Особенности СКД

- осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).

Отличительные черты СКД:

- гуманистический характер

- культурологический характер

- развивающий характер.

Функции СКД:

- развивающая

- информационно-просветительская

- культурно-творческая

- рекреационно-оздоровительная.

 

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы. [1, с.12]


Понятие ресурсной базы социально-культурной деятельности.

Ресурсная база – совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг, сам факт наличия которых определяет производственный потенциал СКД.

Нормативных ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационных порядок в процессе СКД.

Кадровый ресурс – номенклатура специалистов, отвечающих по своим характеристикам назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг), а также вспомогательный и технический персонал.

Финансовый ресурс – бюджетное и внебюджетное финансирование, а также другие источники, использование которых не противоречит действующему в РФ законодательству.

Материально-технический – специальное оборудование, имущества, инвентарь, необходимые для производства и эксплуатации культурного продукта (благ, услуг), а также для создания соответствующей среды для обеспечения просветительской, культурной, досуговой деятельности.

Информационно-методический – совокупность средств и способов организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области СКД.

Социально-демографический – совокупность физических лиц, проживающих на территории определенного региона (города, села), различающихся по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам, представляют собой категорию либо активно задействованных участников СКД (реальная аудитория), либо на данный момент по ряду объективных причин не участвующих в СК мероприятиях.

Морально-психологическийсовокупность принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников СКД, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.


Проектные технологии.

Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Виды проектных технологий

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В сфере досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникав часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практик.

В практике социальногкультурного проектирования принцип анти канонов предполагает формирование у проектировщиков способности инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Проективная деятельность в социально-культурной сфере носит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально как свидетельствует исторический опыт России, содержание и границы этого типа деятельности были заданы культурной традицией объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленников, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разработки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально-культурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основополагающим, интегрирующим элементом.

Актуальность овладения знаниями, умениями и навыками в области социально-культурного проектирования обусловлена и тем, что проектные технологии имеют широкую область применения для всех профессий педагогической, культурологической, социально-культурной направленности

Комбинация различных способов проектирования в сочетании с теми или иными элементами содержания, отражающими богатство и неповторимое разнообразие социально-культурной сферы, дает нам бесконечное множество вариантов специализированных авторских социально-культурных технологий в области искусства, образования, досуга, спорта. Так, например, результатом синтеза художественного и технического проектирования являются технологии современного дизайна; органическое соединение социального, психолого-педагогического и художественного проектирования служит базой для создания и развития технологий общественных связей («пиар-технологий»); усилиями специалистов области природоохранного, медико-социального и инженерного проектирования рождается целостный блок экологонаправленых технологий. То же самое можно сказать об оригинальных творческих проектах в различных областях социально-культурной сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.011 с.)