И. -м. Р. – совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования, как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении скд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. -м. Р. – совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования, как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении скд.



Информационно-управленческий ресурс – преобразованные в управленческом контексте сведения и данные, неоднократно привлекаемые для осуществления управленческих функций в СК сфере, в первую очередь, принятии управленческого решения. Главное требование к информации – она должна быть полезной.

Информационно-творческий ресурс – преобразованный в творческом или методическом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетенции, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов, так и для воздействия – через отдельные творческие акции на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг.

Информационно-творческая мощность – театрально-зрелищного предприятия подразумевает наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, состава исполнителей, уровня их профессионального мастерства и так далее; для библиотеки – размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации.

Информационное пространство (поле). Необходимо для регулятивного функционирования сети СК институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве.

Информационное пространство - совокупность (1) банков и баз данных, (2) технологий их сопровождения и использования, (3) информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих: информационное взаимодействие организаций и граждан; и удовлетворение их информационных потребностей.

Основными компонентами информационного пространства являются: (1) информационные ресурсы, (2) средства информационного взаимодействия и (3) информационная инфраструктура.

Методическое обеспечение – научно-методическая деятельность, включающая совокупность методических процессов, направленных на выполнение, обеспечивающих функции научно-методической деятельности и соединенных в единую логически последовательную целенаправленную систему.

Виды методических материалов: - методически; - инструктивные; - инструктивные материалы.

Функции методического руководства СКД:

§ Информационная,

§ Аналитическая,

§ Планово-прогностическая,

§ Проектировочная,

§ Организационно-координационная,

§ Обучающая,

§ Контрольно-диагностическая.

 


Исторические корни досуга. Содержание и особенности досуга в современной России.

Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.

Использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека.

В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). В петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы.

Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность.

Со второй половины 20-го века на смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.

В современном обществе произошло сужение коллективных форм досуговой деятельности, повысилась значимость индивидуализации досуга. Характерно отсутствие саморазвития; преобладающими стали домашние виды досуга, что, с одной стороны, обусловлено усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе,. Усилилась тенденция к переходу от активных форм досуга к пассивным; переход на виртуальные формы общения в досуге посредством Интернет.

Но наряду с коммерциализацией сферы досуга и замены просветительской функции досуга на развлекательную и гедонистическую, большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники. Например, масленица, Иван Купала, Рождество.

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (досуга – по умению, при случае) употреблялось в Русском государстве еще в середине 15 века.

В толковом «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячная пора, простор от дела. Следовательно, уже в XIX в. слово «досуг», имело современное нам толкование.

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т. д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и вечерки, где собирались не только взрослые, но и молодежь.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало.

Один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал: утилитарно-практического, и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

В современной теории и практике термин досуг используется в 3-х значениях. Как синоним свободному времени (его часть), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Досуг – это общественно осознанная необходимость, социальное явление.

На досуг влияет мода, социальные возможности (место, деньги, время, осознанная необходимость).

Многие ученые идентифицируют досуг и свободное время. Являясь основной сферой СКД людей, представляется как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей, выполнение семейных обязанностей.

Досуг является результатом свободного выбора. Досуг необходимый и неотъемлемый элемент каждого человека. Реализация интереса человека связана с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, с удовольствием, оздоровлением.

В современной теории досуг и рекреация тождественны. Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Время в философском определении – как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социальное) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и свободное время.

В России досуг как пространство наполнено определенным содержанием. Функции досуга по содержанию: - познавательная (усвоение информации, получение новых знаний); - ценностно-ориентационная (закрепление, изменение ориентаций человека, оценка поступков); - практически-преобразующая (преобразование личности); - творческое начало присуще всем видам и формам КДД, всепроникающий характер, в то же время и автономный характер, когда связано с искусством.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.008 с.)