Основные этапы становления и развития культурной политики в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы становления и развития культурной политики в России.



Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).

Принято считать, что культурная политика как отдельный метод государственного управления появляется в Европе в конце XVIII века. Так, уже во времена Французской Революции административная, законодательная и интеллектуальная элита усиленно работала над созданием «культуры» как области управления людьми, гражданами, сообществами и населением. Активно разрабатывались языковая политика, национальный курс государства, концепция национальных и публичных музеев и библиотек; были введены новый календарь, новые символы, знаки и памятники республики. Шла работа по созданию материальной базы новых типов идентичности, образа жизни, способов индивидуального и общественного поведения.

На этапе становления культурная политика многих передовых в экономическом отношении стран носила централизованный характер, при котором ведущая роль отводилась государству. Она состояла в расширении сети учреждений культуры, которые и создавались, и направлялись центральной властью. В основу этой политики было поставлено культурное потребление.

После второй мировой войны широкое распространение получила идея культурной демократии или равного доступа всех к культуре.

Ф. Матарассо и Ч. Лэндри, проводя анализ этапов становления культурной политики, отмечают: «До 60-х годов ХХ века усиление влияния государства любой политической окраски в области культуры объяснялось «старым добрым» представлением о цивилизирующей, облагораживающей роли искусства и о демократизации доступа к нему как к общественному благу. Отсюда приоритетом культурной политики того времени становится широчайший доступ населения к культурным ценностям через специальные образовательные программы, бесплатный доступ в музеи, популяризация культуры на государственных теле- и радиоканалах».

Культурная политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В Советском Союзе культурная политика была построена на механизмах агитации и пропаганды и определялась Идеологическим отделом ЦК КПСС. Министерству культуры отводилась роль исполнителя этой политики. Сейчас культурная политика в России представляет собой сравнительно автономную деятельность различных ведомств, отвечающих за охрану культурного наследия, художественную деятельность, печать, библиотечное дело и т. п.

Выделяют неск. периодов становления и развития культурной политики в России

Первый этап

Куль модернизация

1953-64 год (де монтаж официальной культуры последнего периода правления Сталина, реабилитация научного знания)

Феномен снижения агрессинвости

Возвращение значимости внешних оценок

Выход кд из внутренней самоизоляции

Реабилитация ценностей личности

Второй этап

65 до конца 70

Восстановление роли диалога и дискуссий

Изъятие официальн идиологии и политики из сферы публичного диалога

Третий этап

Конец 70 нач. 90

Нарастание соц кризиса и его проекция в сферу культуры

Ухудшение психологической атмосферы

Модернизирован слой культ столкнулся с внутренним кризисом

Четвертый (завершающий)

К середине 80 сложилась коалиция модернизирован субкультур и падение союза, в начале 90 привело к обрушению общественной системы ценностей

В начале 90 КП формируется спонтанно

Ак тивное формирование информации общества

Законодательное закрепление свободы СМИ, частных телекомпаний.

Кризис учрежден культ

Традицион учреждения теряют конкурентноспособность, снижение финансирования.

Перевод на частичную самоокупаемость.

К 98 году

Насыщение рос рынка продуктами западной массовой культуры

Рост благосостояния россиян

Повышение уровня культ потребностей

Расцвет росс клубной культ, котор зародилась еще в 80

Благодаря развитию СМИ возникновение большого числа субкультур на западный манер

Повышение интереса к искусству (синтетические виды кд. – перфоманс, инсталяции)

Последние 15-20 лет

Социально-культурная революция.

25. Особенности организации СКД в учреждениях культуры различных типов.

Под организаций культуры понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления.

В п. 8 «Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 609 от 26.06.95., сказано, что деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Организации культуры муниципального уровня представлены сетевыми структурами библиотек, музеев, учреждений дополнительного образования, кинотеатрами, учреждениями культуры клубного типа; последние составляют 41 % в структуре организаций культуры муниципальной сети.

Согласно примерному Положению «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», утвержденному решением Коллегии МК РФ от 29.05.02, под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества.

Клубные учреждения создаются учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

Получить продукты услуг культуры потребитель может в зрительном или танцевальном, выставочном зале, на площади, на околице, на ферме, в рабочем цеху, в учебном учреждении.

Важнейшим результатом многогранной деятельности клубного учреждения является сохранение культурного нематериального наследия народов России, художественное и патриотическое воспитание молодежи, поддержка общественных инициатив, таких как «за здоровый образ жизни», экологических движений, краеведческих исследований, а также работа по социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей.

Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений СК профиля входят: ведущие учреждения и организации отрасли, вспомогательные учреждения и организации отрасли и учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания.

СК институты как традиционного, так и нетрадиционного типа представлены: клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга, парки и парковые учреждения и системы, историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа, учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел, санаторно-оздоровительные и курортные учреждения, выставочные залы и комплексы, театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения, учреждения туризма и спорта.

К субъектам СК сервиса относится сеть государственных и негосударственных учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание. Это гостинцы, пансионаты, кемпинги, туристские, экскурсионные и транспортные компании, кафе, компьютерные центры, пляжи и лодочные станции, предприятия и мастерские по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов, предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, досуга, спорта, туризма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.009 с.)