Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.
Социальному работнику и организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время – конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Современная СК ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства – всей культурно-досуговой сферы. Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется эстетически и педагогически организованная система всесторонней социальной помощи подрастающему поколению. Следовательно, возникает потребность в соответствующе подготовленных кадрах. Проблема решения этой задачи заключается в изолированности существующих специалистов, их низкой оплате труда и ограниченными функциями в системе взаимодействия СКИ. Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов досуга – социального педагога, работающего в специфических условиях открытой макросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков. Процесс возрастания социально-педагогической роли. Специалист-педагог и организатор СКС необходим для создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее «врастанию в человеческую культуру», преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия. Психолого-педагогические системы СКД. П-п система СКД – это система взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимодействующих компонентов, предполагающая направление организации досуга личности на всех возрастных этапах в различных сферах макросреды и с участием всех субъектов воспитания.
СКД – целостная педагогическая система. В ней присутствуют факторы воспитания: - предъявление воспитательных требований к себе - пространство свободы и независимость - предел самостоятельности - удовлетворение социально-педагогических потребностей - открытость - подверженность влияниям различных общественных институтов - общение - деятельный характер. В СКД заложен бесконечный педагогический потенциал. Под педагогическим потенциалом СКД понимается совокупность ее СК субъектов, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов и потребностей. Составляющие педагогического потенциала: Система индивидуально-семейного выбора и проектирование форм и методов проведения свободного времени Проектирование и реализация традиционных и альтернативных форм самоорганизации досуга Создание реальных возможностей для проявления инициативы и самодеятельности. Одним из условий формирования потенциала является создание на различных уровнях реальных условий для регионального объединения различных СКИ, решающих педагогические задачи. Существует широкая система психологических методов – приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и ведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. Сопряженность культурологи и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере СКД в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента. СКД по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем так или иначе неизменно приобретают статус педагогических задач. Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий СКД. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры. Понятие о педагогическом потенциале СКД как широкой совокупности ее социально активных субъектов; других, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей. Педагогическая организация СКД в регионе. Ее диагностический и формирующий этапы. Необходимость наиболее полного использования социально-педагогического потенциала. Преодоление причин, препятствующих полному и эффективному его использованию. Основные требования к формированию потенциала. Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей.
Методы социально-педагогического влияния на досуг: Метод наследования (культивирования) – идейно-нравственная, эстетическая и другая установка, общепринятая норма, правило. Метод внушения – восприятие объектом информации без осмысления ее. Метод зараженности, то есть гипертрофированного возбуждения в массе людей «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и тому подобное). Социально-педагогический метод убеждения – способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Метод примера – убеждения на наглядных образцах. Метод организации поведения, упражнения, тренинга. Его суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта. Методы поощрения и порицания. Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление.
Изучение досуговой аудитории. Способы социально-педагогического изучения аудитории. Наблюдение – включенное, невключенное, систематическое, эпизодическое, сплошное, выборочное. Беседа – как метод изучения объекта. «Свободная» беседа и программирования. Интервью. Экспериментальный метод. Объект базовый и контрольный. Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции. Рекреативные технологии. Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсально по своему использованию в процессе СКД. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга. Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные СК технологии. Эти технологии пришли к нам из западных стран, в первую очередь из Франции. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанных на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью – предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Главным предметом СК анимации является личность.
Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, сознании реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации). Используются методы биоэнергетики, ребефинга (дыхательная методика), шейпинга, арттерапии, возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики и т.д. организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. В использовании рекреативных технологий необходимо опираться на психолого-педагогические особенности различных возрастных групп. Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием. Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости. По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание, библиотечную работу, театрализованные и спортивные праздники, организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.008 с.) |