II. Знакомство с темой и задачами урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Знакомство с темой и задачами урока.



Учитель. Сегодня у нас необычный урок, это урок-открытие, урок-наблюдение. Сегодня мы постараемся подслушать и подсмотреть некото­рые тайны природы. Будем рассуждать и делать выводы. Познакомимся с новой группой животных — пресмыкающимися. Узнаем, где и как они живут, чем отличаются от других животных, почему нуждаются в охране.

Вначале послушаем стихотворение.

Март

Уходи, мороз косматый! Солнце ласково смеётся,

Слышишь, старый, или нет? Светит ярче, горячей,

И над садом, и над хатой И с пригорка звонко льется

Голубой весенний свет. Разговорчивый ручей!

(Я, Колос)

Учитель. О каком месяце это стихотворение?

— Как вы догадались?

— Какая пора года пришла к нам?

..... Как вы представляете себе весну? (Ответы.)

— Как бы вы ее нарисовали? (Демонстрируются рисунки на тему «весна».)

— Какие же изменения в неживой природе происходят с прихо­дом весны?

Работа по плану:

1. Положение солнца над горизонтом. (Солнце поднимается выше лад горизонтом.)

2. Продолжительность дня. (День увеличивается.)

3. Состояние неба. (Небо голубое, высокое, с облачками.)

4. Температура воздуха. (Температура выше О °С.)

5. Осадки. (Осадки в виде снега и дождя.)

6. Состояние почвы. (Земля прогревается, тает снег.)

7. Состояние воды в водоемах. (Лед тает, реки разливаются.)

—- Назовите весенние месяцы. (Ответы.)

—- Кто помнит, как называется весна в марте месяце?

(Март —весна воды, апрель — света, май — травы, зелени.)

Про март говорят:

© Февраль силен метелью, а март — капелью.

© В марте курица напьется из лужицы.

© В марте и спереди и сзади зима.

— Как вы понимаете последнее высказывание? (Бывают морозы, мокрый снег.)

И все же основное изменение в неживой природе в марте — таяние снега. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (Грязный, он бо­лее темный, а потому лучше прогревается.)

— Какой праздник мы праздновали в последний день зимы? (Маслени­ца первая встреча зимы с весной.)

2 ] марта — день весеннего равноденствия и вторая встреча весны.

22 марта — Сорока. Из теплых стран возвращаются домой перелет­ные птицы.....целых 40 стай. И каждую стаю нужно встретить, ведь

они несут весну на своих крыльях. В этот день мамы и бабушки пекут угощение — печение в виде фигурок птиц, а дети кличут весну — забравшись куда повыше, угощают птиц печеньем.

* * *

Жавороночки, прилетите. Весну красну приносите!

— Так какая к нам весна пришла? (Весна воды.)

III. Проверка домашнего задания.

Учитель. А тем временем к нам поступила жалоба: «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза же от меня большая...».

— Кто же мог написать такую жалобу? (Жаба.)

— Что вы знаете о жабе? (Ответы.)

— Чем жабы и лягушки похожи? (Живут в воде и на суше, кожа голая, влажная, питаются насекомыми, дышат легкими и кожей.)

— Чем отличаются? (Размерами, формой головы, особенностями поверхности кожного покрытия, окраской, местожительством, ме­стам зимовки, строением конечностей и способам передвижения.)

Драматизация.

Действующие лица: автор, кочан.капусты, 2 гусеницы, жаба, Витя. Автор. На кочан капусты напали гусеницы. Жаба обрадовалась.

Жаба. Ква-а! Сколько еды!

Автор. Вроде бы для себя старается, а людям польза.

Тут жабу увидел Витя.

Витя. Фу, какая! Пошла отсюда, пошла!

Гусеницы (показывают на Витю). Ха-ха-ха-ха! (Бьют в ладоши и едят капусту.)

Учитель. А как поступили бы вы?

— Почему нужно охранять жаб и лягушек? (Жабы и лягушки уни­чтожают насекомых и сами являются пищей для других ценных жи­вотных. Устанавливаются знаки по охране жаб и лягушек.)

Чтение вывода на с. 89 учебного пособия.

Физкультминутка.

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Все выше поднимется солнышко над горизонтом, все жар­че его лучики. А между тем еще кто-то проснулся после зимней спячки. Кто же это?

* * *

Лежит веревка,

Шипит, плутовка.

Брать опасно —

Укусит, ясно?

(Змея.)

Знакомство с темой и задачами урока. Учитель. Кто такие змеи?

Чтение детьми текста, рассматривание рисунков, ответы на вопро­сы (с, 91).

Дополнительный материал.

Раньше змей называли «гады», «гадины». Змея — от старославян­ского слова «земь», буквально означает «ползающий по земле».

Змей в древнерусском эпосе — крылатое существо, дракон. Напри­мер, Змей Горыныч.

Работа с учебным пособием.

Дети читают текст самостоятельно (с. 91, 92).

Учитель. Найдите в тексте описание ужа. Прочитайте. Какой его главный отличительный признак?

— Чем питается уж? (Ответы.)

Дополнительный материал.

Уж

Ужей можно часто встретить в нашей местности. Они водятся в сы­рых местах, плотинах, сараях, а иногда целыми десятками выползают из своих убежищ погреться на солнышке.

Уж темного цвета, его длина достигает 1 м, хорошо выделена голова, еще лучше выражена шея, хвост. За головой находятся два желтых пятна.

Уж более подвижен, чем гадюка, быстрее ползает. Это делает его виртуозным и ловким охотником. Ужи, кроме того, прекрасные пловцы и ныряльщики. Уж издает звуки: шипит, а иногда свистит, может пле­ваться дурно пахнущей жидкостью, притворятся мертвым.

Питается лягушками, кротами, мышами, ящерицами, маленькими птицами и их яйцами, в воде — головастиками, мелкой рыбой.

Пять раз в год линяет — меняет кожу, Сами же ужи служат пищей для барсуков, аистов, цапель, ежей и других животных (для хищных птиц, например).

Гадюка

Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея в РБ. Она име­ет темную, зигзагообразную полосу вдоль спины на разном фоне своего тела. Живет в лесах и по берегам водоемов, на болотах и лугах. Гадюка неповоротлива, менее маневренна, чем уж. Длина тела - 60 см, реже-80 см. Ей труднее справиться с добычей. Но в этом гадюке помогают ядовитые зубы. Своим укусом она парализует жертву, например, мышь, и лишь потом съедает ее. Мелкие гадюки питаются насекомыми, более крупны - грызунами.

Чтение по цепочке, ответы на вопросы (с. 92).

Слышат змеи не «ухом, а брюхом».

В лесу и на болоте человек должен ходить не торопясь, внимательно глядя под ноги.

Если укусила змея, ее яд может быстро распространиться по орга­низму, поэтому нужно очень быстро оказать первую помощь.

Признаки отравления:

1. Место укуса быстро отекает, опухоль может охватить всю конеч­ность и перейти на туловище.

2. В первые 20—40 мин человек испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошноту, рвоту, у него частый и слабый пульс, падает артериальное давление, происходит потеря сознания.

Необходимые действия:

1. Пострадавшему необходимо обеспечить полный покой, так как любое движение усиливает кровообращение, и яд проникает дальше в организм.

2. Продезинфицировать ранку йодом или спиртом.

3. В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делать это нужно в течение 15 минут. Яд не глотать!

4. Дать пострадавшему теплое питье и доставить его в больницу.

— Как вы думаете, нужны ли нам змеи? (Да. В некоторых регионах полностью избавились от змей, но вскоре на жителей обрушилась «мы­шиная напасть». И невдомек им было, что они сами накликали беду, так как там намного увеличилась опасность начала эпидемий, разнос­чиками которых были мыши.)

Существуют «змеиные фермы» для получения ценного лекарства — змеиного яда.

V. Закрепление материала. Работа с учебным пособием.

Чтение текста детьми по цепочке (с. 93, 94). Учитель. Есть ли у ящерицы защита? (Ответы.)

— А как она спасается от врагов? (Быстро бегает, отбрасыва­ет хвост.)

— Чем питается? (Насекомыми, пауками, червями.) Ящерицы и сами являются пищей для других животных.

Хотя у ящерицы есть 4 ноги, они короткие и слабые, не поднимают тело, поэтому ящерица тоже пресмыкающееся животное.

На пальцах лап есть коготки, которые помогают ящерицам караб­каться даже на деревья. Ящерица — хороший бегун, она за I секунду пробегает 8 метров.

Учитель. Составьте цепи питания с участием ужа, гадюки, ящерицы.

— Как размножаются пресмыкающиеся? Игра «Кто это?».

1. Яйцо → гусеница → куколка → взрослое животное. (Бабочка.)

2. Икра → малек →взрослое животное. (Рыбы.)

3. Икра → головастик → взрослое животное. (Лягушка, жаба.)

4. Яйцо→ птенец → взрослое животное. (Птица.)

5. Яйцо →детеныш → взрослое животное. (Пресмыкающееся.)

Рубрика «Интересное рядом».

Бенгальские вараны могут прыгать с высоты 20 м. Серый варан мо­жет бегать со скоростью 120 м/мин.

Слово «крокодил» с греческого переводится как «каменный червь».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.014 с.)