Тема 4. Характеристика чтения современных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Характеристика чтения современных детей



И подростков

Дети младшего школьного возраста как читатели библиотек. Особенности их чтения в меняющейся медиасреде. Особенности наивно-реалистического восприятия литературных произведений, учет их в развитии способностей творческого чтения. Критерии оценки прочитанного. Особенности чтения детьми научно-познавательной литературы. Приобщение к чтению детских газет и журналов.

Подростки как пользователи библиотек. Расширение познавательных интересов, жанровое, тематическое разнообразие чтения, его мотивы. Зависимость чтения от образования, авторитета учителя, возрастающей потребности в самоопределении. Использование Интернета в целях удовлетворения познавательных потребностей и самовыражения.

Тема 5. Индивидуальный подход в читательском

Развитии детей и подростков

Психолого-педагогические основы читательского развития подрастающего поколения. Сущность индивидуального общения и его место в структуре библиотечно-педагогической деятельности. Задачи, функции и направления деятельности библиотекаря. Обеспечение доступа к объективной и всесторонней информации в доступной форме. Содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры. Воспитание творческих способностей.

Особенности индивидуального общения с детьми и подростками. Удовлетворение читательских потребностей в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Воспитание самостоятельности в подборе книг, целенаправленности чтения. Методика бесед рекомендательных и о прочитанном.

Тема 6. Коллективная творческая деятельность

В детской библиотеке

Значение и особенности коллективной творческой деятельности, ее психолого-педагогические основы. Направленность на формирование мировоззрения, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое развитие творческой личности растущего человека.

Выразительное чтение и рассказывание в детской аудитории. Литературные утренники, игры, их виды, особенности подготовки и проведения с учащимися разных возрастов. Образовательные, воспитательные возможности обсуждения книг, методика их проведения. Презентации книг, встречи с писателями, читательские конференции, литературные вечера, диспуты, дискуссии, дебаты как формы совместной творческой деятельности. Фестивали-конкурсы детского и юношеского литературного творчества. Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления и выбора. Деятельность читательских объединений и клубов по интересам в библиотеках.

Тема 7. Школьная библиотека как центр

Формирования информационной культуры учащихся

Миссия и роль школьных библиотек в информационном обществе. Реализация информационного обеспечения образовательного процесса. Организация доступа к информационным ресурсам на традиционных и электронных носителях. Информационная подготовка учащихся. Обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения информационных потребностей. Комплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности», ориентированных на учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений. Формы и методы работы школьной библиотеки по повышению уровня информационной культуры учащихся.

Тема 8. Педагогические основы взаимодействия

Библиотеки и семьи

Обусловленность взаимодействия библиотеки и семьи общими целями и задачами воспитания детей, их читательского развития. Формирование у родителей представлений о своей роли в воспитании ребенка как читателя, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе.

Библиотеки семейного чтения как центры психолого-педагогического просвещения родителей. Содержание, система, методы, формы этой деятельности, ее планирование. Особенности организации родительских лекториев, отдельных и систематических лекций, коллективных, индивидуальных бесед. Выступления библиотекарей на родительских собраниях в детских садах и школах. Методика проведения библиографических обзоров для родителей, занятий, посвященных детской литературе, особенностям чтения детей разных возрастов. Индивидуальные формы общения с родителями. Родительский актив при библиотеке, задачи, формы организации его деятельности.


РАЗДЕЛ 2. Социология и психология детского

И юношеского чтения

Тема 9. Психологическая поддержка чтения

Юного поколения.

Актуализация психологической поддержки чтения подрастающего поколения в свете Национальной программы чтения в России. Создание Центров чтения в библиотеках. Опыт РГДБ и Российской государственной библиотеки для молодежи в создании отделов психологической поддержки чтения учащихся. Функции психолога детского и юношеского чтения.

Методы стимулирования у детей и подростков интереса к чтению. Роль идентификации. Установление взаимосвязи художественной литературы с жизненным опытом юного читателя. Роль катарсиса в пробуждению интереса к чтению. Развитие эмоциональной сферы читателей. Усиление влияния чтения на самопознание учащихся на их творческое развитие.

Библиотерапия как аспект психологии чтения. Гармонизация внутреннего мира ребенка средствами чтения. Тренинг чувств и его место в библиотерапии. Сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями.

Тема 10. Психологические особенности восприятия

Детьми и подростками литературных произведений

Роль воссоздающего и творческого воображения в восприятии текста. Эмоции и чтение детей. Зависимость восприятия от эмоционального мира читателя, его индивидуального жизненного и читательского опыта. Сопереживание и содействие в процессе чтения. Способность к мысленному перевоплощению. Внимание и наблюдательность, реакция на слово и его многозначность. Роль символьного и ассоциативного мышления в восприятии художественных произведений. Интериоризация и экстериоризация в процессе чтения. Умения и навыки, необходимые для чтения художественной литературы. Влияние иллюстрации на чтение детей. Формы реализации детско-подросткового читательского творчества.

Возможности художественной литературы в познании человека и его внутреннего мира. Отличие этого познания от научного. Чтение как самопознание. Значение классической литературы в изучении человека. Педагогические задачи в работе с читателями художественной литературы.

Тема 11. История социологического изучения

Детского и юношеского чтения в России

Изучение детского и юношеского чтения в дореволюционной России.

1884 г. – первый том Х.Д. Алчевской «Что читать народу?» - первый труд по изучению читателей в России.

«Программа для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге» (1887г.) А.С. Пругавина – начало социологического изучения детского чтения в России.

1910-1911гг. – широкое распространение детских библиотек, усиление интереса к детскому и юношескому чтению.

Изучение детского и юношеского чтения в советский период (1917 – 1992 гг.). Становление и развитие социологии детского и юношеского чтения в 1920-е гг. Деятельность Института детского чтения в Москве (1920-1933 гг.) и Показательной детской библиотеки при педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде.

60-е годы ХХ в. – развитие социологии чтения. Деятельность ГБЛ.

70-е годы ХХ в.- выделение «социологии чтения» в качестве самостоятельной дисциплины.

Изучение детского и юношеского чтения в постсоветский период (1992 – 2010 гг.).

90-е годы ХХ века – активизация деятельности библиотек по изучению чтения детей и подростков. Основная проблематика их исследований.

Деятельность РГДБ и РГЮБ.

 

Тема 12. Современное состояние чтения детей и

Юношества в России

Определение понятия «детское чтение». Картина современного состояния детского и юношеского чтения в России. Опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения».

Неоднородность картины чтения в разных регионах России. Разнообразие репертуара чтения детей и подростков, гендерные различия в чтении, усиление интереса к чтению периодики.

Отечественный опыт государственной поддержки книгоиздания в форме Федеральной программы. Издание специальных и экспериментальных книг.

90-е годы ХХ в. – переломные годы в издании периодики для детей и подростков.

Интернет как новое средство информации о детской книге и ее продвижения. Использование ресурсов Интернета для пробуждения у детей интереса к книгам и чтению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.008 с.)