Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения
Различные подходы к определению лингвистического обеспечения (классический, лингвистический, программистский и др.). Соотношение понятия лингвистического обеспечения с основными понятиями теории баз данных. История развития ЛО в России. Эволюция ЛО ГАСНТИ. ЕСКК ТЭИ. История ЛО АБИС. Роль кризиса начала 1990-х гг. ЛО негосударственных систем. Общее состояние исследований и разработок в стране и за рубежом. Определение ЛО. Понятие ИПЯ. Уровни отображения информации и типы ИПЯ. Представление плана выражения и представление плана содержания. Алфавит и микросинтаксис. Представление текста и языки разметки. Основные уровни описания информации: уровень документа, тематики, предметный уровень, уровень высказываний. Сопоставление уровней языка с логическими системами. Прекоординация и посткоординация. Лингвистические процессоры как компонент ЛО. Виды процессоров. Лингвистические банки данных.
Тема 20. Классификационные языки Основы теории классификации. Исчисление классов. Понятие графа. Виды классификаций по структуре – иерархические, фасетные, алфавитно-предметные. Виды классификаций по назначению – научные, информационные и другие. История применений классификаций в библиотеках, системах НТИ, архивах, управленческих АИС и др. Обзор информационных классификаций, применяемых в больших АИС и ЭБ. Достоинства и недостатки применения информационных классификаций в качестве ИПЯ в АИС. Информационные классификации в Интернет. Обзор классификаций ведущих каталогов и поисковых машин русского фрагмента Интернет. Универсальная десятичная классификация. История, структура, основные принципы. Основные таблицы и определители, общие и специальные. Синтаксис УДК. Методика классифицирования. Перспективы УДК. Основные издания УДК. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Области применения и функции. Структура, основные принципы создания и использования. Перспективы ГРНТИ. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 1. История появления компьютеров и этапы их развития. Компьютеры в библиотеке: цели, задачи, преимущества. Отечественный опыт внедрения компьютеров в библиотеки.
2. Основные области применения компьютеров в современной библиотеке. 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам с помощью Интернет. Отечественные библиотечные сайты в Интернет. 4. Оптические диски CD–ROM и системы “CD–ROM Networking” в библиотеках. 5. Системы штрихового кодирования и особенности их применения в библиотеках. 6. Системы защиты фонда: проблемы внедрения в библиотеках. 7. Электронные библиотеки (ЭБ) как этап развития информационных технологий. 8. Электронные ресурсы – определения, типология и характеристики. 9. Электронные ресурсы – типология и технические характеристики носителей информации. 10.Электронные ресурсы – каталоги, базы данных, электронные книги. 11.Суть авторского права, основные положения, общие черты законодательства, различие печатных и электронных документов, необходимость внесения поправок. 12.Системы управления правами на электронные документы (УПЭД), технические средства защиты. 13.АБИС и связанная с нею система понятий. 14.Укрупнённое организационно-функциональное и формальное представление библиотеки. 15.Основные подсистемы АБИС и их взаимодействие внутри системы и с внешней средой. 16.Концептуальное проектирование и разработка программ автоматизации. 17.Корпоративные библиотечно-информационные системы и сети. Примеры российских библиотечных корпораций и ассоциаций. 18.Законодательный уровень обеспечения ИБ. 19.Общие понятия лингвистического обеспечения. 20.Классификационные языки.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алешин, Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – Москва: Литера, 2009. – 352 с. 2. Алешин, Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – Москва: Маркет ДС, 2008. – 383 с. 3. Арутюнов, В.В. Защита информации: учеб.-метод. пособие / В.В. Арутюнов. – Москва: Либерея, 2008. – 56с. 4. Воройский, Ф. С. Информатика: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах: энциклопедич. словарь-справочник / Ф. С. Воройский. – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 768 с. 5. Воройский, Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – Москва: Физматлит, 2008. – 453 с.
6. Голицына, О.Л. Информационные технологии: учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов; изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2009. – 608 с. 7. Гончаров, М. В. Практическая реализация библиотечного интернет-комплекса. – Москва: Фаир-Пресс, 2005. – 191 с. 8. Земсков, А. И., Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва: Либерея, 2003. – 351с. 9. Земсков, А.И., Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. пособие / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва: ГПНТБ России, 2004. – 130с. 10. Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: учебник / Н.В. Максимов, И.И. Попов, Т.Л. Партыка. – Москва: Форум, 2010. – 512 с. 11. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н.В. Максимов, И.И. Попов, Т.Л. Партыка. – Москва: Форум, 2010. – 496с. 12. Мельников, В.П. Информационная безопасность и защита информации / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков. Москва: ACADEMIA, 2006. – 300 с. 13. Нечипоренко, В.П. Избранные лекции по дисциплине: Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем / В. П. Нечипоренко, В. А. Цветкова, Я. Л. Шрайберг. – Москва, 2005. – 47 с. 14. Степанов, В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В.К. Степанов. – Москва: ФАИР, 2009. – 302 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек). 15. Шрайберг, Я. Л. Авторское право и библиотеки / Я. Л. Шрайберг, А. И. Земсков, В.В. Терлецкий и др. – Москва: ГПНТБ России, 2007. – 47 с. 16. Шрайберг, Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения и предпосылки, базовые принципы: учебно-практ. пособие / Я.Л. Шрайберг. – Москва: Либерея, 2001. – 104 с. КВАЛИФИКАЦИЯ «РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»
(Примечание: вопросы №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 из списка к «Итоговой государственной аттестации по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» не включены в билеты ИГА в связи с тем, что эти дисциплины не читались студентам данной квалификации)
Тема 1. Информационные ресурсы общества: Определение понятия, особенности и свойства. Состав информационных ресурсов Определение понятия "информационные ресурсы" в отечественной и зарубежной литературе. Свойства информационных ресурсов: неисчерпаемость, постоянный рост объема потока, изменчивость состава, сложность вычленения активной и пассивной части, неразрывное единство элементов и др. Состав информационных ресурсов: опубликованные и неопубликованные первичные документы; библиографическая, реферативная и обзорно-аналитическая продукция; базы и банки данных; компьютерные сети связи. Тема 2. Проблемы дифференциации и типизации Информационных ресурсов Различные признаки типизации информационных ресурсов: канал поступления, носитель информации, характер информации, ее содержание, целевое назначение, пользовательское назначение, вид информации, язык информации, форма свертывания, форма представления и др. Факторы, обусловливающие сложность типизации информационных ресурсов. Дифференциация информационных ресурсов в зависимости от носителей информации: документы всех видов на любых видах носителей; источники библиографической информации на любых видах носителей; персонал (индивидуальная память людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях знания и практической деятельности); организационные единицы (научные, управленческие, производственные, информационные и другие организации, располагающие кадровыми, материально-техническими возможностями для решения определенного круга проблем); промышленные образцы, рецептуры, технологии, программные продукты, являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности; научный инструментарий, в том числе автоматизированные системы научных исследований, экспертные системы и базы данных.
Дифференциация информационных ресурсов по видам информации: документальная, библиографическая, фактографическая. Дифференциация в зависимости от уровня свертывания: документальные полнотекстовые источники информации; фактографические информационные ресурсы; прогнозно-аналитические информационные ресурсы; библиографические (документографические) информационные ресурсы. Их отличительные особенности.
Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой информации и их информационных потребностей Сферы деятельности – наука, практика, образование – основной признак дифференциации потребителей информации. Основные группы потребителей информации в сфере науки. Основные группы потребителей информации в сфере профессиональной деятельности. Основные группы потребителей информации в сфере образования. Другие признаки дифференциации потребителей информации. Потенциальные и реальные потребители информации, процессы информационного обеспечения и информационного обслуживания, их взаимосвязь. Тема 4. Документальные информационные ресурсы:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.02 с.) |