Библиотечно-информационного исследования чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотечно-информационного исследования чтения



Социология чтения как научная дисциплина, её связь с библиотековедением. Основные функции и задачи социологии чтения.

Первые исследования чтения в России. Проведение социологических исследований чтения в 20-е годы. Организация крупных исследований по социологии чтения в 60–80-е годы. Современное состояние социологии чтения, деятельность сектора социологии чтения РГБ, Российского фонда чтения им. Н.А. Рубакина, ВЦИОМ, социологических служб РГЮБ, РГДБ и других крупных библиотек.

Перспективы развития социологии чтения в нашей стране и за рубежом.

Понятие о методологии и методике конкретно-социологического изучения чтения. Основные методы социологических исследований чтения. Наблюдение. Изучение библиотечной документации. Опрос (анкетирование и интервьюирование). Экспертный опрос. Социометрический опрос. Использование тестов.

Организация конкретно-социологического исследования в области чтения. Построение социологического исследования, его этапы и программа. Сбор первичной социологической информации. Обработка результатов исследования. Подготовка итоговых документов.

Тема 3. Психология взаимодействия читателя и текста.

Смысловое восприятие текстов. Особенности и структура восприятия художественной литературы. Подтекст, контекст, воссоздание зрительных образов, читательское сотворчество, экраны (слои, срезы) понимания смыслов текста. Восприятие и понимание отраслевой, научно-популярной, научной литературы. Уровни восприятия, роль тезауруса.

Методы агитационного и рекламного манипулирования сознанием и подсознанием читателей посредством текста и его оформления. Способы защиты личного сознания от текстового и словесного воздействия. Внушение и убеждение. Понятие о штампах, ярлыках, имиджах. Характеристика НЛП.

Н.А. Рубакин о методологии и процессе смыслового восприятия. Отражение проблемы соотношения стандартизированности и субъективности смыслового восприятия в библиопсихологии.

Психические процессы, действующие при чтении: внимание, память, воображение, работа зрительного анализатора. Методы их развития и тренировки. Способы развития и повышения качества восприятия:

а) художественных текстов,

б) отраслевых научно-популярных и научных.

Тема 4. Специальные /специализированные/

Методы чтения

Основы методологии скорочтения (быстрого, рационального, динамического чтения)

Использование функционального воздействия текста на читателя. Развивающие стратегии и методы чтения. Развитие конкретных способностей человека средствами особой организации чтения.

Творческое чтение. Развитие способностей человека к творчеству посредством чтения.

Основы, методика и организация библиотерапевтического чтения. Перспективы библиотерапии.

Тема 5. Типологизация и диагностирование чтения

Общая классификация типологических подходов к читателю и книге. Типология читателей. Психологические типы личности и их проявления в чтении. Логический, художественный, смешанный типы. Характеры, темпераменты, экстравертированность. Их причинно-следственные взаимосвязи с процессуальными и тематическими особенностями чтения.

Типология текстов. Текстология. Дифференциация текстов. Уровни трудности, читабельность, психологический заряд слов и текста. Подтекст и контекст. Стандартные структуры, применяемые при организации текста (научного, учебного, художественного, логичного, агитационно-манипуляторского...).

Тема 6. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России

Начало подготовки библиотечных кадров. Заслуга Л.Б. Хавкиной в подготовке библиотечных кадров в начале XX века. Открытие первых библиотечных курсов в России в 1913 г. в Москве.

Деятельность Н.К. Крупской по организации первых советских библио­течных учебных заведений. Библиотечная семинария (1918-1920), Институт внешкольного образования в Петрограде (1918г.), Ака­демия коммунистического воспитания.

Деятель­ность институтов внешкольного образования в Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде, Костроме, Самаре и др. городах. Организация библиотечных кур­сов.

Развитие библиотечного образования в 20-30-е годы XX в. Открытие Биб­лиотечного института в Москве (1930), библиотечных техникумов: Ленинградского, Ростовского, Средневолжского, Ярославского и др. Система библиотечного образования в 40-50-е гг. XX в. Под­готовка специалистов для общедоступных и научных библиотек.

Существенные изменения в организации подготовки библиотечных кад­ров (60-80-е годы). Преобразование библиотечных вузов в институты культу­ры, техникумов – в культурно-просветительные училища с библиотечными фа­культетами.

Московский государственный институт культуры как общесоюзный на­учно-методический центр. Расширение сети библиотечных факультетов (отделений).

Внедрение государственного образовательного стандарта специальности 071201 – «Библиотечно-информационная деятельность», его характеристика. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 «Библиотековедение». Утверждён Министерством образования и науки РФ 28.06.2010г. №722, его характеристика.

Колледжи в системе библиотечного образования в 90-е гг.

Тема 7. Урок как основная форма организации

Учебного процесса в средних профессиональных

образовательных учреждениях

Урок как основная форма обучения в средних специальных учеб­ных заведениях. Дидактические основы уроков различных типов по биб­лиотечно-информационным дисциплинам. Смешанные, или комбиниро­ванные, уроки. Уроки изложения нового материала преподавателем. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Уроки-конференции. Поиски инновационных форм урочных занятий. Уроки проверки и оценки знаний.

Тема 8. Лекция как дополнительная форма

Организации учебного процесса в средних

профессиональных образовательных учреждениях

Лекция как дополнительная форма организации педагогического процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении. Вводные и обобщающие лекции. Определение темы и разработка плана лекции, составление конспекта. Подготовка учащихся к восприятию лекции. Проведение лекции. Использование наглядных пособий и технических средств.

Тема 9. Методика подготовки и проведения семинаров.

Цель и специфика проведения семинаров в средних профессио­нальных образовательных учреждениях. Разработка вопросов. Составление списка литературы (к семинару в целом или по вопросам). Виды семинаров: в форме докладов и сообщений, в вопросно-ответной форме. Организация обсуждения, проведение диспутов по составленным вопросам. Привлечение материалов дискуссионного характера, опубликованных в профессиональной печати.

Тема 10. Формы контроля и оценки знаний учащихся..

Требования к контролю за учебной деятельностью: индивидуальный характер, систематичность, регулярность проведения контроля, всесторонность контроля, объективность контроля, дифференцированный подход, единство требований педагога.

Виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.

Методы контроля: устный, письменный, тестовый, комбинированный.

Формы контроля: опрос, контрольная работа, зачёт, итоговая оценка, экзамен. Методика составления экзаменационных билетов. Критерии оценки знаний учащихся.

Тема 11. Социальная работа библиотек как

Особый вид деятельности

Теоретическое осмысление роли библиотеки в развитии социальной работы. Понятие «социономического библиотековедения». Основные направления социономического библиотековедения – дефектологическое, геронтологическое, медицинское, пенитенциарное.

Социальная работа как вид деятельности публичных и специальных библиотек. Приоритетные группы социального обслуживания в библиотеках: инвалиды, члены их семей, дети-инвалиды и дети с ограничениями возможностями жизнедеятельности. Специалисты по реабилитации, библиотечные работники, педагоги образовательных учреждений, социальные работники, студенты специализированных факультетов и др.

Определение понятия «читатель-инвалид» – человек с физическими или умственными недостатками, испытывающий затруднения в читательской деятельности.

Библиотечное обслуживание инвалидов – деятельность библиотек по удовлетворению читательских интересов и потребностей аномальных читателей в источниках информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.008 с.)