Глава 3. Ставрополье в этнической картине Юга России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Ставрополье в этнической картине Юга России



 

Особенности политической географии Ставропольского края состоят в том, что: во-первых, Ставрополье относится к «русским» или русскоязычным административно-территориальным образованиям региона наряду с Ростовской областью и Краснодарским краем; во-вторых, граничит с 8 субъектами РФ; в-третьих, соседствует с республиками: Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня. Особенности политической географии края определяют его как «геополитический узел в регионе».[27]

История Ставропольского края иллюстрирует его становление как органичного участника южнороссийских экономических, социокультурных, политических процессов. С 1777 г. земли современного Ставрополья были включены в различные административно-территориальные образования Российской империи – Азово-Моздокская линия, Кавказская область, Кавказская губерния, Ставропольская губерния.[28] События и факты укрепления российской государственности на Северном Кавказе свидетельствуют, что Ставропольская губерния, существовавшая с 1847 г. до 1924 г., играла в ней важную роль. Ставрополье подвергалось многим административно-территориальным переделам. Некоторое время вместе с Терской областью оно было включено в Юго-Восточную область, преобразованную в дальнейшем в Северо-Кавказский край с центром в г. Ростове-на-Дону. Далее, после отделения Азово-Черноморского края, центром становились последовательно г. Пятигорск и г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). До 1943 г. край назывался Орджоникидзевский, однако в 1937 г. центр переносится в Ставрополь (тогда Ворошиловск), а в 1943 г. край принял название Ставропольский.

В 1957 г. из-под юрисдикции края были выведены Наурский и Шелковской районы и переданы Чечено-Ингушской АССР. После принятия Декларации о суверенитете (ноябрь 1990 г.) Карачаево-Черкесская автономная область, входившая в состав края, начала развитие как самостоятельный субъект федерации. Однако для районов Северного Кавказа с высоким удельным весом русского населения Ставропольский край является центром притяжения. С требованиями и просьбами о включении в состав Ставропольского края на протяжении всех 1990-х обращались представители Моздокского района Северной Осетии, Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана, Зеленчукского района Карачаево-Черкесии, Наурского и Шелковского районов Чечни. В 1990-е годы лозунг «воссоединения» с краем неоднократно поднимался лидерами русского и черкесского движения Карачаево-Черкесии.

Сегодня в состав Ставропольского края входят 26 районов. В крае преобладают малые города с численностью до 50 тысяч человек, но в них проживают всего 20% горожан. Половина городского населения края находится в четырех больших городах с численностью больше 100 тысяч человек: краевой центр г. Ставрополь и города Кисловодск, Невинномысск, Пятигорск. Для Ставрополья характерна концентрация сельских жителей в больших поселениях: 90% сельчан проживает в сельских населенных пунктах с числом жителей свыше 1 тысячи человек[29].

 

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Ставропольском крае проживают 2 млн. 727 тысяч человек. При этом русский этнос абсолютно доминирует в этническом составе Ставрополья, составляя преобладающую часть населения. Они определяют этнокультурную ситуацию в крае, являются активными участниками всех социально-экономических и политических процессов. Удельный вес русских в этническом составе края составляет более 80 % (более 85 % вкупе с представителями других славянских этнических групп). Как и русское население Дона и Кубани, русские Ставрополья являются неоднородной по происхождению группой. По сравнению с Краснодарским краем и Ростовской областью в Ставрополье значительно меньший в количественном отношении «казачий» компонент. Ставропольская губерния — исторический предшественник края не была ни территорией казачьего войска (как Дон или Кубань), ни губернией с расположением казачьих войск (как Оренбургская или Астраханская губернии). Ставрополье являлось территорией крестьянской и военной (регулярной), а не казачьей колонизации. Однако в ходе многочисленных административно-территориальных изменений в составе края оказались территории Кубанской области (Кочубеевский, Изобильненский районы, части Шпаковского и Андроповского районов). Юг Ставропольского края (Кавминводы, Курский район) входил до революции в состав Терской области.

В становлении этнической структуры края большую роль сыграли миграции. К моменту включения в состав России на этой территории практически отсутствовало оседлое население. Поэтому применительно к этническим группам, проживающим на Ставрополье, более корректно употребление понятия «старожильческое» население, а не «коренное».

К старожильческому населению Ставрополья в первую очередь относят ногайцев. Предки современных ногайцев кочевали на обширных степных просторах от Прииртышья и Северного Казахстана вдоль Северного Приазовья и Причерноморья вплоть до Бессарабии. В XVI в. между ногайскими феодалами и Москвой установились тесные взаимоотношения, и ногайцы обязались охранять южные рубежи России от набегов крымцев. Феодальный раскол подорвал неустойчивое государственное образование кочевого ногайского народа – Ногайскую орду, после распада которой начался этнический кризис ногайского народа. До сих пор ногайцы так и не смогли воссоздать собственную государственность.

Еще один старожильческий народ Ставрополья – ставропольские туркмены (трухмены). Их предки пришли в эти края в середине XVII в. из Мангышлака.

Славянское население появилось на территории Ставрополья до включения этих земель в состав России. Это были отдельные казачьи поселения, а интенсивный прирост славянского и казачьего населения начался во второй половине XVIII в. Казаки Волжского и Хоперского полков заложили Ставропольскую, Донскую, Московскую и другие крепости. При военных укреплениях возникали станицы, в округе, рядом с ними – многочисленные сельские поселения. В это время создается Азово-Моздокская линия, вдоль рек Кубани, Кумы строятся военные укрепления. Они положили начало многим городам и станицам. Вслед за ними создаются села и хутора – сначала русскими, а потом и украинскими переселенцами. Вместе с казаками край заселяли крестьяне. Хозяйственное освоение обширных и незаселенных пространств шло с необычайной быстротой.

В начале 70-х гг. XIX в. на Ставрополье было 3 города и почти 200 сельских поселений с числом жителей от 100 до 9000 человек, а также более 450 мелких сельских поселений. Основную часть населения составляли русские – 77%. Большинство их были выходцами из районов с аграрным перенаселением, губерний Центральной России – Курской, Орловской, Тамбовской, Рязанской. В числе переселенцев было немало выходцев из Полтавской, Харьковской губерний. В последующие годы поток русских крестьян на Ставрополье долго не ослабевал. Трудом крестьян-переселенцев ставропольские степи быстро превратились в богатейший сельскохозяйственный край, где сеялись новые для этого района зерновые культуры, разводились новые породы крупного рогатого скота, овец. Часто переселенцы использовали опыт местных потомственных скотоводов – ногайцев, а также калмыков, туркмен.

Наряду с русскими и украинцами Ставрополье заселяли армяне, немцы, греки и другие этнические группы. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., из общего количества людей губернии (873,3 тыс. чел.) более половины составляли русские (55,3%) и более трети (36,6%) – украинцы. Уже тогда Ставрополье относилось к районам многонационального состава. Эта тенденция сохранилась и в последующие времена. При этом как в конце прошлого века, так и на протяжении большей части нынешнего рост численности русских сочетался с повышением удельного веса их в общей численности населения края.

В 1959 г. русские составляли 91,3% населения края. Украинцы (2,4%) были по-прежнему второй после русских этнической группой края. Примерно третья часть русских и более половины украинцев проживали в городах. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, численность русских на Ставрополье растет, а удельный вес сокращается. По переписи 1989 г. русские в крае составляли 84%.

Греки. Одной из самых давних и сплоченных диаспор Ставропольского края является греческая. Ее становление происходило в течение долгого исторического периода. По численности и темпам концентрации греки уступали таким переселенческим этническим группам, как украинцы, армяне. В то же время со второй половины XIX в., а именно с 1864 г., греческая диаспора наряду с украинской, армянской, белорусской, немецкой, грузинской, еврейской начинает влиять на этнический состав Ставрополья. Переселение греков не проходило безболезненно ни для них, ни для местного населения. Существовало множество проблем в обустройстве сел Ногутское, Султанское, Дубовая Балка. Нередкими были и конфликты с русскими переселенцами из центральных губерний России и казачьим населением.

Российская администрация проводила большую работу по решению проблем переселенцев, уделяя внимание культурной самобытности греков, а также взаимоотношениям с русским населением. Принадлежность к православному христианству, сближающая греков и русских, создала условия для межэтнического взаимодействия.

Во второй половине XIX в. греки селятся в Ставрополье на территории сегодняшних Андроповского и Минераловодского районов, а позднее концентрируются в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод. При общей принадлежности к понтийскому сообществу переселенцы делятся на группы в соответствии с местом исхода либо с местом поселения на территории Российской империи (помюшханские, алавердинские, цалкские или цалкинские, мариупольские, ордубадские, зангезурские и т.д.).[30]

Грекам, поселившимся в пределах Ставропольской губернии, пришлось в известной степени изменить этнопрофессионализму и освоить прежде всего сельскохозяйственные занятия. В начале XX в. социальная структура ставропольской греческой диаспоры усложняется, постепенно складывается торгово-промышленный класс, развиваются греческие торгово-промышленные заведения, составляющие в 1911 г. 13% от общего числа крупных предприятий губернии. В этот же период появляются новые социальные слои и круги, греки становятся врачами, учителями, священниками, почетными блюстителями, нотариусами, управляющими банками.

В первой четверти XX в. в соответствии с международными соглашениями происходит дальнейший отток греческого населения из Турции, часть которого селится в Советском государстве, прежде всего на Кубани, где складываются формы национально-культурной автономии советских греков. Здесь был сформирован греческий национальный округ (центр - ст. Крымская), внутри которого успешно решались вопросы культурного развития. Однако в тридцатые годы (1938 г.) в соответствии с политическими тенденциями развития советского общества греческая этнокультурная автономия, как и многие другие, была упразднена, а в 1942-1949 гг. греческая черноморская диаспора была переселена в Среднюю Азию.

 

 

Расселение греков в Ставропольском крае [31]

Всесоюзная перепись 1989 г. свидетельствует о том, что на территории Ставропольского края проживало 26 828 греков, треть из них была собрана в Предгорном районе, большая часть сосредотачивалась в районе КМВ, где они занимают одно из ведущих мест в этническом составе. Перепись 2002 г. зафиксировала 34078 человек греческой национальности. Они сегодня расселены в Предгорном районе, Ессентуках, Пятигорске, Кисловодске, Андроповском, Георгиевском районах. Греческие общества «Анагенниси», «Этнос», «Эллада» действуют в Ставрополе и на территории Кавказских Миниральных Вод.

Армяне. К числу народов, исторически включенных в этнокультурный процесс региона, относятся армяне, присутствие которых отмечается на Ставрополье с конца XVIII в. Указом Павла I им были выделены земли для проживания и осуществления хозяйственной деятельности в районе современного Буденновска. В 1810 г. несколько армянских семей обосновались в Ставрополе, а позже по приглашению губернатора П.Д. Горчакова из Георгиевска в Ставрополь были приглашены еще 30 армянских семей для налаживания торговли.

Резкое увеличение диаспоры происходит между 1917 и 1939 гг. в связи со сложными политическими процессами, которые проявились в период «советизации» Закавказья, Гражданской войны, а также в период форсированного подъема и развития экономики Советского государства.[32]

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. миграция армян из Закавказья была вызвана землетрясением в Спитаке, развитием армяно-азербайджанского конфликта, событиями в Сумгаите, Баку, Грузии, Узбекистане.

Новейшая волна армянских переселенцев была спровоцирована этнополитической напряженностью в Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Районами активного заселения в последнее десятилетие являются Ставрополь и его пригороды, Изобильненский, Шпаковский, Благодарненский, Предгорный районы.

 

Расселение армян в Ставропольском крае [33]

 

Армянское общество имеет несколько отделений в различных городах и районах края. В Ставрополе действует общество «Эрибуни». Армянские культурные сообщества также действуют в Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах, Железноводске и Буденновске.

Азербайджанцы. Число азербайджанцев на Ставрополье постоянно увеличивается, о чем свидетельствуют следующие данные: в 1959 г. в крае проживало 1164 чел., в 1970 г. – 2 тыс. чел., в 1979 г. – 3700 чел., в 1989 г. – 9450 чел., в 2002 г. – 15069 человек[34].

Даргинцы. В пределах Ставропольского края проживает более 40 тысяч даргинцев. Они являются четвертым по численности этносом в крае. 1970-е гг. оказались началом интенсивного исхода даргинцев из Дагестана. На 2002 г. в крае проживало 40,2 тыс. чел. Они расселяются преимущественно в сельской местности – Левокумском, Нефтекумском, Арзгирском, Курском, Новоселицком районах.

Турки-месхитинцы. В настоящее время в пределах края сформировалось несколько ареалов компактного проживания месхитинских турок. Первый ареал – юго-восточный, включает Курский и Кировский районы. Второй ареал – Благодарненский район. Третий ареал – Буденовский, Советский, Нефтекумский районы. Большая часть месхитинских турок занята в растениеводстве. На Ставрополье действует отделение международного общества «Ватан» («Родина»).

Чеченцы. В 1970-е гг. началась активная миграция чеченцев в Курской, Степновский, Андроповский, Кочубеевский, Грачевский районы. К 2002 г. их насчитывалось в крае – 13207 человек. В крае имеется национально-культурное общество чеченцев и ингушей «Вайнах».

Немцы появились в крае в XVIII в. в Пятигорском и Ставропольском уездах. Ими были основаны несколько колоний, которые отличались высоким уровнем ведения хозяйственной деятельности и культурой. Наиболее крупными немецкими поселениями были Довсун, Иогансдорф, Мартынсфельд. В 1959 г. в крае проживало около 2 тыс. немцев. Переселение их на Ставрополье из районов депортации активно шло в 1960-1970-е гг., и в 1979 г. в крае проживало уже почти 10 тыс., а в 1989 г. – 13 тыс. немцев, более трети их – в городах Ставрополе, Зеленокумске, Невинномысске. В сельской местности немцы расселены в южных и юго-восточных районах (Кировский, Курский, Предгорный, Кочубеевский) и в центральной части края – Александровском районе, в пригородах Ставрополя. С 1959 по 1989 гг. немцы имели в крае самые высокие темпы прироста численности населения. В последние годы отмечается их отток, что породило отрицательное сальдо миграции. Большая часть немцев Ставрополья эмигрирует в Германию.

Немцы на Ставрополе имеют крупный центр «Видергебурт», который функционирует на общественных началах. В настоящее время центр носит название региональной национально-культурной автономии и объединяет более 8,5 тысяч членов.

Туркмены. Этнической родиной ставропольских туркмен является Восточный Прикаспий; оттуда они пришли в XVII в. и долгое время сохраняли прежний образ жизни, кочуя по огромной территории восточной части края – на западе и севере от берегов Калауса, на востоке – до Чограя и на юго-востоке – до Кумы. Занимались кочевым скотоводством, разводили овец, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот.

С целью упорядочения управления кочевниками в 1825 г. было организовано Туркменское приставство. Для размещения резиденции приставства туркменского народа были заложены селения Летняя Ставка (в настоящее время райцентр Туркменского района) и Зимняя Ставка, располагающаяся в Нефтекумском районе. В середине XIX в. начался переход туркмен к оседлому образу жизни. На Ставрополье формируется сеть туркменских аулов - Большой Барханчак, Малый Барханчак, Кучерла, Чур и др. В 1920 г. был образован Туркменский район.

По данным первой послевоенной переписи населения 1959 г., на Ставрополье проживало 5,9 тыс. туркмен. К настоящему времени их численность почти удвоилась и составляет 11,4 тыс. На этнической карте Ставрополья выделяются два ареала их расселения. Основной ареал включает селения Туркменского и соседних Ипатовского и Благодарненского районов. В первом районе туркмены составляют почти 15%. Второй ареал туркменского этноса – Нефтекумский район, где они составляют 11% населения района и проживают в аулах Абдул Газы, Озек Суат, Кок-Бас, Махач-Аул, Уллуби-Юрт и др.

Перепись 2002 г. зафиксировала на территории края 13937 туркмен, из них более 12 тысяч проживают в сельской местности.

 

 

Расселение туркмен в Ставропольском крае [35]

 

Карачаевцы. В крае проживают более 13 тысяч карачаевцев. Они проживают в Кисловодске, Андроповском, Минераловодском и Кочубеевском районах. В Ставрополе и Кисловодске имеется объединение «Эльджут».

Корейцы. Появление корейцев в крае связано с миграцией 1970 – 1980-х гг. из Средней Азии и Казахстана. На Ставрополье корейцы живут компактно в Шпаковском, Нефтекумском и Изобильненском районах. Многие корейские семьи выращивают овощи.

Цыгане. На Ставрополье цыгане начали селиться в конце XVIII – начале XIX вв. Первоначальным местом их расселения было село Надежда близ Ставрополя. Сегодня они живут в крае практически повсеместно.

Крупными этническими группами являются украинцы и белорусы. Среди немногочисленных этнических групп можно выделить ассирийцев, афганцев, абазин, адыгейцев, казахов, калмыков.

Практически во всех регионах Южного округа местные власти с 1990-х гг. начинают уделять большое внимание развитию национальных культурных обществ и поиску различных форм интеграции диаспор и этнических групп в жизнь своих территориальных сообществ. Это связано с тем, что чем более структурированной и разнообразной оказывается жизнедеятельность диаспоры, чем более эта деятельность вписана в систему местных социальных связей и взаимозависимостей, тем более оптимальными оказываются отношения этнической группы с принимающим социумом. Функционирование хорошо укорененных этнических общностей отличается отсутствием религиозного экстремизма, этнической лояльностью, способностью к продуктивному межнациональному и межконфессиональному диалогу. Адаптированные к социокультурной среде русских регионов диаспоры и этнические группы являются проводниками новых социальных и культурных практик.

С середины XX в. Ставропольский край становится объектом интенсивной миграции в связи с бурным индустриальным развитием. Миграция населения – сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социально-экономический процесс.

На характер изменения миграционных процессов в Ставропольском крае оказали как общие для страны, так и региональные факторы:

Ø изменение геополитического положения Ставропольского края;

Ø центральное положение в Предкавказье – своеобразном этническом перекрестке;

Ø южное географическое положение Ставрополья в зоне с удачным сочетанием природно-климатических условий.

Сочетание второго и третьего факторов – положения Ставрополья на стыке равнинной и горной зон, отличающихся по характеру хозяйственной специализации, трудовым навыкам, этническому составу и типу воспроизводства, – создает предпосылки развитию как хозяйственных, так и миграционных связей.

Как и в большинстве других регионов России, активным участником индустриализации стало сельское население. Аграрное производство, особенно такая непрестижная среди русской молодежи отрасль, как овцеводство, играющее в экономике края заметную роль, стало испытывать дефицит рабочих рук. В то же время Ставрополье было окружено территориями с трудоизбыточным населением. В край, особенно в его восточные районы, стали мигрировать жители соседних республик.

Так, из степной части Дагестана в край переезжали прежде всего даргинцы, имеющие большой опыт степного овцеводства. За период между двумя переписями 1979 и 1989 гг. численность даргинцев удвоилась, и они стали четвертой по численности этнической группой на территории края. «К началу 1990-х гг. даргинцы составляли 8,6% населения Нефтекумского района, что явилось значительной величиной, с учетом того, что доля коренного населения нефтекумских степей – ногайцев составляла 14,5%»[36]. В районе стала складываться этническая напряженность в отношениях между ногайцами и даргинцами. Ногайцы рассматривают даргинцев как временных жителей, пришедших в степи на заработки. Для ногайцев степи – их историческая родина. За столетия жизни здесь они выработали режим экологического равновесия со степью и обвиняют даргинцев в бесхозном отношении к земле. Такие же претензии ногайцы предъявляют и к обосновавшимся в районе корейцам, занимающимся на арендованных землях сельскохозяйственным производством. Ногайцы считают, что корейцы чрезмерно интенсивно эксплуатируют землю и разрушают структуру почв.

Межэтническая напряженность стала возрастать и в связи с тем, что из Шелковского района Чечни стало вытесняться ногайское население. Вынужденные покинуть Чечню ногайцы устремились в Нефтекумский район Ставропольского края, однако здесь уже практически не осталось пригодных для аграрного производства свободных земель, обострилась проблема с рабочими местами.

Значительно увеличилась на Ставрополье в постсоветский период численность выходцев из Дагестана других национальностей. За десять лет с 1979 г. по 1989 г. количество аварцев и кумыков выросло в 2,5 раза, лезгин – в 7 раз, табасаранов – в 15 раз. Однако после обострения этнических конфликтов в стране в целом и на Северном Кавказе в частности начался возвратный отток дагестанского населения.

Этнические конфликты на Кавказе явились одной из главных причин всплеска миграции на Ставрополье. Вынужденная миграция – территориальные перемещения людей, покинувших место жительства, вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, а также вследствие экстраординальных обстоятельств экономического, природного или техногенного характера.

Край после начала этнических конфликтов на Кавказе и распада СССР накрыло три волны беженцев и вынужденных переселенцев, всего около 500 тысяч человек, из них 145 тысяч осело в крае на постоянное жительство[37]. Первая миграционная волна в край пришла из Закавказья, после начала конфликта в Нагорном Карабахе. На Ставрополье устремился поток армянских беженцев, что привело к возникновению так называемой армянской проблемы. В этом аспекте ситуация на Ставрополье во многом аналогична положению в Краснодарском крае. Первоначально трагедия армян, вынужденных покинуть свои дома, вызывала понимание и сострадание у населения края, однако по мере увеличения потока мигрантов отношение к армянским беженцам стало меняться. Продолжающийся приток армян в край встретил непонимание и со стороны казачества. В крае имели место немасштабные антиармянские выступления.

Другая группа проблем в межэтнических отношениях в постсоветский период была связана с возрождением казачества. Трудно переоценить роль казачества в истории Ставрополья, в развитии его хозяйства и культуры. В связи с этим Ставропольский край с конца 1980-х гг. стал одним из центров казачьего возрождения в России. Социально-политическая активность ставропольского казачества резко возросла с эскалацией этнических конфликтов на Северном Кавказе. Казачество стало важным фактором в этнических процессах на Ставрополье и во всем северокавказском регионе.

На Ставрополье казачье возрождение столкнулось с немалыми трудностями. Первая из них – это отсутствие необходимой правовой базы казачьего возрождения. Не вполне определенным является не только правовой статус казачества, но и социальный статус. Статусная неопределенность казачества обнаружила свой конфликтогенный потенциал и на Ставрополье. Казаки, особенно в юго-восточных районах края, требуют создания вооруженных отрядов самообороны. Согласно статье 1 Конституции РФ все проблемы, а тем более связанные с формированием вооруженных отрядов, должны осуществляться строго на правовой основе. Несмотря на многообразие принятых решений по проблеме казачества, нет необходимой правовой базы для создания вооруженных казачьих формирований. Тем не менее, на Ставрополье была создана 21-я казачья воздушно-десантная дивизия, однако доля казаков в ней была невелика. 20 января 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ о создании Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации. Оно создано с целью улучшения взаимодействия деятельности федеральных органов исполнительной власти, местных органов и казачьих обществ по выполнению нормативно-правовых актов о российском казачестве.

В настоящее время казачество Ставрополья оформилось как единая общественная организация, прошедшая путь от разрозненных казачьих округов до единой структуры, объединяющей сейчас 20 казачьих отделов, добровольно вошедших в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, и насчитывающей в своих рядах более 20 тысяч казаков.

Ставрополье в силу своего географического и геополитического положения на Северном Кавказе стало центром миротворческих инициатив. Здесь неоднократно проводились конференции миротворческих организаций. Активным было посредничество Ставрополья в урегулировании ингушско-осетинского конфликта. Курорты Кавказских Минеральных Вод стали временным приютом для тысяч беженцев из зон вооруженных этнических конфликтов на Северном Кавказе.

Потенциал конфликтности на Ставрополье остается высоким за счёт новых вызовов, проблем и рисков, которые сформировались с середины 2000-х гг.

Новыми конфликтогенными факторами могут стать ситуации в странах Южного Кавказа, обострение отношений Российской Федерации и Республики Грузия. Новое качество обусловлено превращением некоторых рисков и вызовов в «хронические проявления». Налицо некоторая конфликтогенная готовность молодёжи и стремление к группированию на основе этноконфессиональной идентичности. При этом довольно типично запаздывание власти в оценке ситуации и осуществлении превентивных мер и оперативных мер реагирования. Отмечается недостаточность информированности органов власти и управления, общества о текущей и перспективной ситуации. Существенный ущерб общественной безопасности наносит недооценка бытового национализма и ксенофобии. Также отмечаются недостоверность и предвзятость СМИ, консерватизм и штампы экспертных оценок. Типичными являются несогласованность и неоперативность реакции НКОО, НКА на противоречия и конфликтные ситуации.

Региональные этнополитические отношения в Ставропольском крае обладают интегративными типологическими характеристиками: политическими, экономическими, этническими, демографическими, конфессиональными, психологическими. Они вызваны многочисленными и многоуровневыми объективными и субъективными причинами. Во многом межэтнические противоречия и конфликтные ситуации обусловлены непрофессиональным управлением в сфере межэтнических отношений, ошибками в национально-государственном строительстве, недооценкой или переоценкой принципа национального самоопределения.

Среди региональных конфликтогенных факторов этничности при определённых обстоятельствах проявляются сложившиеся антагонизмы в сознании, территориальность этничности, политизация групповых этнических интересов, которые проявляется в разных формах. С территориальностью этничности связаны сложные проблемы взаимоотношений этнических групп региона, которые воплощаются в групповом сознании как категории «исконной территории» и социокультурной среды.[38]

Существенным конфликтогенным фактором остаётся миграция, хотя в течение последних лет миграционный поток утратил свою интенсивность и не компенсирует естественной убыли населения. Однако миграционный приток из стран СНГ (прежде всего из Южного Кавказа), а также из республик Северо-Кавказского региона (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика) повлиял не только на сущность социально-экономических, но и этнополитических процессов, и на содержание межэтнических (меж- и внутригрупповых отношений).

Диалог о титульности, укоренённости, общинности, диаспорности, клановости, фамильностиэтнических групп, которые в этих факторах черпают дополнительные ресурсы, зачастую приобретает острый характер. Конкуренция этнических групп утратила некую остроту, но приобрела дополнительную глубину в особенности в ходе стабилизации экономических отношений, развития хозяйственного комплекса, развёртывания бизнеса и предпринимательства, раздела и передела собственности, а также реализации административной реформы и реформы местного самоуправления. Явления благополучия, жизненного успеха, доступа к собственности и ресурсам, влияние на принятие властнозначимых решений увязываются в реальных процессах, общественном мнении, коллективных жалобах и мифах с этнической принадлежностью.[39]

Определённым конфликтогенным фактором является концентрация в городах Ставропольского края этнодемографических сегментов студенческой молодёжи из соседних регионов Северо-Кавказского региона. Складывание в вузах «этнических студенческих землячеств» с определёнными приёмами поведения, групповыми интересами и социокультурными установками тревожит население в связи с проявляющимися между молодёжными группами противоречиями и конфликтами с использованием фактора этничности и этноконфессиональной принадлежности.

Актуальными остаются профилактика религиозного экстремизма, предупреждение национализма в молодёжной среде, преодоление коллективных страхов и опасений, упрочение ставропольской региональной идентичности, консолидация ставропольского сообщества, распространение общероссийских ценностей. При этом отмечается конфликтогенная готовность молодёжи, которая проявляется в межличностных отношениях, в бытовых провоцирующих ситуациях: дискотеки, массовые мероприятия, празднования, свадьбы, похороны, досуговые акции и др.

Обеспечение общечеловеческой безопасности осуществляется в развитии тенденции к устойчивому развитию и межкультурному взаимодействию. В той связи эффективным представляется более активное позиционирование Государственной Думы СК в отношении проблемы «российской идентичности», «гражданской идентичности», «многонационального народа», «национально-культурного самоопределения».

Для гармонизации отношений в Ставропольском крае немало уже сделано. Так, Правительством Ставропольского края с участием ученых Ставропольского государственного университета и других вузов разработана краевая целевая программа «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007 – 2009 годы». До этого действовала «Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000 – 2005 годы». Обе эти программы вносят немалый вклад в дело дальнейшего совершенствования работы по реализации государственной национальной политики, подходя к решению возникающих проблем на основе анализа состояния сферы межнациональных и межконфессиональных отношений, прогноза возможного развития этнополитической ситуации в Ставропольском крае.

Также в рамках межэтнического диалога на Ставрополье каждый год широко отмечается День края. «В праздновании этого праздника в 2009 г. приняло участие более 4 тысяч человек»[40]. Гулянья проходят очень оживленно. В национальных подворьях принимают участие представители практически всех народов, проживающих на Ставрополье.

В начале ХIХ в. в губернии появляются первые образовательные учреждения. Небольшие училища создавались только в городах и казачьих станицах. В селах в это время школ практически не было. В 1837 г. Ставропольское уездное училище было преобразовано в первую на Северном Кавказе гимназию. 18 октября 1837 г. проходило ее торжественное открытие, она стала центром образования для всего Северного Кавказа.

В связи с образованием в 1847 г. Ставропольской губернии гимназия стала называться «Ставропольская мужская гимназия». Кроме Ставропольской губернии гимназия обслуживала: Дагестанскую, Кубанскую, Сухумскую, Карскую области. При гимназии было создано горское отделение, где в 1877 г. обучалось 85 человек, а в последующие годы там училось по 40-60 детей дворян, князей, высшего духовенства горцев.

Ставропольская гимназия за годы существования внесла большой вклад в дело внедрения российской культуры и знаний в народы Кавказа. В ней воспитывались десятки, сотни представителей разных национальностей.

Директора гимназии Я.М. Неверова заботила мысль о том, чтобы в соотношениях с туземцами русские люди, окончившие курс в кавказских гимназиях, знали местные языки настолько, чтобы без затруднения могли понимать инородцев и могли объясняться с ними.

В 1849 г. был веден в курс гимназии черкесский язык, для преподавания которого был приглашен прапорщик Омар Берсеев, практически и теоретически знавший основательно этот язык. Берсеев привез с собою и составленную им азбуку черкесского языка. Но барон Николай и Неверов находили недостаточным для государственных целей изучение только упомянутых языков. Убедившись, при посещении Ставропольской гимназии, как успешно в ней ведется изучение туземских языков, на которых и русские ученики получали навык объясняться без затруднений, попечитель учебного округа пришел к мысли, что необходимо основать при гимназии восточное отделение. В 1860 г. Я.М. Неверов представил проект, по которому каждый воспитанник этого отделения должен специально изучать арабский язык, татарский или турецкий. Это учение начиналось взамен латинского языка и более практически, чем теоретически. По окончанию курса обучения воспитанники восточного отделения прикомандировываются к приставам городских народов для прочнейшего усвоения языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.049 с.)