Глава 3. Народы северокавказской этнолингвистической семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Народы северокавказской этнолингвистической семьи



 

 

Народы северокавказской этнолингвистической семьи являются потомками древнейших жителей Юга России. Разумеется, нельзя отождествлять современные этносы этой семьи с их предками, как нельзя отождествлять, например, человека с его родителями, но генетическое родство современных народов этой семьи с древнейшим автохтонным населением региона признается практически всеми учеными. Огромную роль в этногенезе народов этой семьи сыграли и многочисленные мигранты. Ведь после каждого из крупных миграционных потоков в регионе его этническая картина существенно изменялась. Народы северокавказской этнолингвистической семьи проживают на всей территории южнороссийского макрорегиона, особенно в его предгорной части, от черноморского побережья на западе до Прикаспия на востоке.

 


 

Адыго-абхазская этнолингвистическая группа состоит из двух основных подгрупп: адыгской и абхазской. Формирование этих двух подгрупп произошло, по-видимому, до начала новой эры. Все адыго-абхазские языки младописьменные. Хотя еще в средние века предпринималась попытки создать письменность на этих языках, проблема была решена только в советскую эпоху. Для того чтобы письменность устойчиво функционировала, необходим определенный уровень грамотности, который был достигнут благодаря целенаправленной работе по распространению грамотности уже в послеоктябрьский период. Письменность у народов этой группы на основе русской графики.

Адыгская этнолингвистическая подгруппа включает три основных этноса: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы – это три этноса, имеющих устойчивое общеадыгское сознание «адыгэ». В данном случае можно сказать, что адыги – это суперэтнос.

Адыгская этническая общность начала формироваться еще в I тысячелетии до н.э. Племена, которые стали основой этой общности, проживали в Причерноморье от современного Новороссийска до Сочи и прилегающих к этой территории горах, постепенно расселяясь в предгорья Северного Кавказа. В древнерусских летописях упоминаются под названием «касоги». Известен ряд походов древнерусских князей против касогов. Наиболее тесный контакт древних русов с касогами связан с Тмутараканасим княжеством, просуществовавшим на Западном Кавказе с IХ в. по ХII в. Со времен монгольского нашествия в европейской литературе стало использоваться общее понятие для обозначения всех адыгов – черкесы.

Адыги до настоящего времени во многом сохранили единую традиционную культуру. Различия в культуре жизнеобеспечения, главным образом в характере хозяйства, поселений, жилища, определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. В прошлом социальные различия прежде всего сказывались в одежде: её цветовой гамме, например, только дворяне в Кабарде могли носить одежду и обувь красного цвета, покрое – удлиненные рукава женского платья, женскую обувь на высоких подставках, кожаный корсет, надевавшийся на девочку в 11-12 лет. Стабильна была система питания. Сохранилась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, многие традиции быта, традиционные представления, например, об идеале женской красоты, выражающемся в наличии у женщины тонкой талии и плоской груди.

В настоящее время адыги четко осознают свое историческое единство. Благодаря росту национального самосознания, развитию адыгского национального движения, установлению тесных связей с адыгской диаспорой все большую популярность получают идеи общеадыгского единства.

Адыги (кабардинцы) были первыми из северокавказских народов, принявших русское подданство еще в 1557 г. Этот год считается годом присоединения Кабарды к России. Среди современных адыгов наблюдаются процессы этнополитической консолидации. Так, в мае 1990 г. состоялся Всемирный конгресс черкесского народа, на котором была создана Международная черкесская ассоциация, более точно было бы назвать ее адыгской. Но организаторы конгресса исходили из того, что во всем мире адыгов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов) принято называть черкесами, а созданная ассоциация объединила различные адыгские организации и культурные общества не только России, но и зарубежных стран.

В настоящее время адыгейцы представляют собой достаточно компактно проживающий этнос. Имеют высокий уровень естественного прироста населения, высокую долю лиц с высшим образованием.

Адыгский этнос – кабардинцы – начинает обособляться от общеадыгского этнического массива еще с ХIII в., когда перемещаются в Цен тральное Предкавказье, на предгорную равнину, ныне называемую Кабардинской, в бассейн реки Терек. Здесь у кабардинцев начинается социально-классовое расслоение, кабардинцы более других адыгских народов продвинулись по пути формирования средневековой социально-классовой структуры: возникает институт княжества, происходит закрепощение крестьян, формируется прообраз государственности. Кабарда превращается в самостоятельную политическую единицу.

Развитие феодализма у кабардинцев привело к феодальной раздробленности: Кабарда распадается на Большую и Малую Кабарду. С середины ХVI в. судьба кабардинцев связана с историей России и ее деятельностью на Северном Кавказе. Отношения Кабарды и России не были однозначными: кабардинские князья добровольно принимают русское подданство, но впоследствии кабардинцы неоднократно, особенно в ХIХ в., пытались восстановить политическую независимость.

В советский период в Кабарде проводится национально-государственное строительство, в результате чего кабардинцы консолидируются как этнос в тех границах, в которых в основном проживают и сейчас. В 1921 г. была создана Кабардинская автономная область, а в 1922 г. кабардинцы были объединены в одно государственное образование с неродственными им в этническом аспекте, но ближайшими соседями балкарцами: была создана Кабардино-Балкарская автономная область, преобразованная в 1936 г. в АССР. В период выселения балкарцев (1944-1957гг.) республика называлась Кабардинской, в 1957 г. была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР. В марте 1992 г. решением Верховного Совета КБССР из названия республики были исключены слова «советская» и «социалистическая». Согласно Конституции РФ Кабардино-Балкарская Республика является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Столица республики – г. Нальчик.

В настоящее время (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) численность кабардинцев в России составляет 519 958 человек, из них – в Кабардино-Балкарии проживает свыше 498 тыс. человек.

Традиционная планировка кабардинских поселений до середины XIX в. была кучевой, затем – уличной. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей – кунацкая. Жилище, как правило, было турлучным, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Во второй половине XIX в. появились саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы.

Национальный костюм кабардинца состоял из черкески с наборным серебряным поясом и кинжалом, папахи, сафьяновых чувяк с ноговицами. Традиционный женский костюм включал шаровары, туникообразную рубаху, верхнее длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Традиционная кабардинская пища – варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. Национальный напиток – махсыма – изготовляется из пшённой муки с солодом.

В традиционной кабардинской культуре большое внимание уделялось адыгэ хабзэ – совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ, наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

Особенностью современной Кабардино-Балкарии является то, что она как единая этнотерриториальная автономия образована из двух титульных этносов – кабардинцев и балкарцев, которые принадлежат к различным языковым группам – адыго-абхазской и тюркской соответственно.

Черкесы в узком смысле слова (напомним, что в зарубежной литературе черкесами нередко называют всех адыгов, а иногда и вообще кавказцев) формируются в результате национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Черкесами стали называть адыгов, проживающих в Карачаево-Черкесии.

На территории современной Карачаево-Черкесии предки адыгов проживали с глубокой древности. В средневековье на территории Черкесии живут кабардинцы и бесленеевцы и некоторые другие адыгские этнические общности. Именно они и стали этнической основой современного черкесского этноса. У черкесов сильно выражено как общеадыгское этническое сознание, так и чувство этнической общности с кабардинцами, с которыми черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском.

Национально-государственное строительство на этих землях начинается в первые годы советской власти. В 1922 г. создается Карачаево-Черкесская автономная область, из которой в 1926 г. выделяется Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. в автономную область. В 1957 г. воссоздается единая Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края. В июле 1991 г. Верховным Советом России был принят закон, подтверждающий преобразование Карачаево-Черкесской АО в республику и выход ее из состава Ставропольского края. Согласно Конституции РФ 1993 г. Карачаево-Черкесская Республика является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Столица – г. Черкесск.

В Черкесии давно исчезли традиционные турлучные дома, крытые соломой. Жилища обычно строят на каменном или литом бетонном фундаменте из самана или кирпича, нередко из шлакобетона и огнеупорного кирпича. Современные черкесы отказались от традиционной планировки и возводят квадратные многокомнатные дома с большими окнами и деревянными полами. Почти все индивидуальные дома располагают фасадом на юг, ближе к улице. Кроме жилого дома почти в каждом дворе встречаются постройки небольшого размера для кухни. Иногда помещением для нее служат дома старого типа.

Традиционный черкесский костюм общего северокавказского типа. В настоящее время только отдельные любители национального костюма имеют полный комплект черкесского костюма и появляются в нем лишь во время больших национальных праздников.

Основное занятие черкесов – скотоводство. Черкесы во все времена разводили овец, коз, лошадей и крупный рогатый скот. До принятия мусульманства разводили также свиней. Скотоводство носило отгонный характер. С наступлением весны скот перегоняли на летнее пастбище. Большое значение в хозяйстве черкесов придавалось овцеводству. Из шерсти изготовляли сукно, войлок, бурки и др. Из овчины шили шубы, выделывали сафьян. Кроме того, особое внимание уделялось разведению лошадей кабардинской породы.

Довольно широко было развито ремесло, связанное с обработкой животноводческих продуктов. Например, обработка дерева считалась сугубо мужским ремеслом, в то время как на долю женщин приходились такие трудоёмкие работы, как выделка сукна, бурок, изготовление одежды и т.п. Черкесское сукно особенно ценилось у других народов. Широко было распространено кузнечное ремесло, оружейное дело. Особенно славилось ружье «Ереджиб», получившее название по имени мастера.

В западной части адыгского ареала на Юге России проживают адыгейцы. Адыгейцы как этнос консолидируются в основном в ХIХ в. из нескольких субэтнических групп – абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др., точнее, из оставшихся в Предкавказье представителей этих групп: значительная часть их соплеменников стали мухад-жирами. Современный этнический ареал адыгейцев формируется после окончания Кавказской войны в процессе их расселения в плоскостной части Западного Предкавказья. В основном на этой территории адыгейцы проживают и поныне.

В результате этих переселенческих и объединительных процессов внутриэтнические (этнографические) различия утрачивают былое значение, хотя и поныне адыгейцы обычно знают об этнографической принадлежности своих предков.

Государственное строительство в Адыгее началось на заре советской власти. 22 июля 1922 г. была образована Адыгейская автономная область, входившая первоначально в Кубано-Черноморскую область, затем в Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край, с 1937 по 1991 гг. – в Краснодарский край. В июле 1991 г. Верховным Советом России был принят закон, подтверждающий преобразование Адыгейской АО в республику и выход ее из состава Краснодарского края. Согласно Конституции РФ, Республика Адыгея – самостоятельный субъект Российской Федерации со столицей – г. Майкоп.

Традиционные поселения адыгейцев – хьэблэ (хабль) – не имели четкой планировки. В каждом поселении был свой культовый центр – мечеть. Поселения, образовавшиеся на равнине после выселения адыгейцев с гор, имеют улично-квартальную планировку. Традиционное адыгейское жилище (унзшхо) турлучное, однокамерное. Впоследствии к основному дому пристраивали дополнительные, изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Своеобразие традиционного интерьера создавала низкая деревянная мебель: столики, скамьи, лежанки, сундуки и др.

Национальная одежда адыгейцев общесеверокавказского типа. Мужчины на нательную рубаху надевали узкий приталенный распашной со стоячим воротником бешмет. Поверх него носили черкеску, украшенную газырями и подпоясанную ременным поясом с серебряным набором. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, поверх – облегающий кафтанчик. Крой платья следовал пропорциям фигуры, талия подчеркивалась серебряным поясом, богато украшавшимся. Составной частью женского платья являлись широкие длинные нарукавные лопасти-подвески, подчеркивающие высокий социальный статус женщины. Кроме того, характерной деталью женского костюма были высокие шапочки, обшитые серебряным или золотым галуном.

Основу традиционного хозяйства адыгейцев составляли земледелие и скотоводство. Особое значение имело коневодство. Подсобные занятия – охота, пчеловодство. Среди домашних промыслов распространены плетение из болотной травы – куги, ткачество, бурочное и кожевенное производства, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

Национальная адыгейская кухня основывается на зерновых, мясных, молочных продуктах. Раньше из пшена, теперь из кукурузы готовят густую пастэ, которая подается ко многим блюдам. Пшеничная мука идет на выпечку домашнего хлеба, а также разного рода пирожков, печений, лакомств. Мясо – говядина, баранина, курятина, индюшатина – употребляется в жареном и вареном виде и подается с различными соусными приправами. Известны приемы заготовления мяса впрок путем сушения, вяления, копчения. Молоко употребляется чаще в кислом виде, его используют также для приготовления сыра. Широко употребляются овощи, лук, чеснок, перец.

Фольклор адыгейцев представлен сказаниями общенартовского цикла и местными приданиями.

Шапсуги – в прошлом одна из самых многочисленных групп причерноморских адыгов.Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность.

В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 г. преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края (с 1961 г.— Лазаревский район города Сочи). На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 году была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 г. Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

По данным последней Всероссийской переписи шапсугов в Росси проживает 3 231 человек.

Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овес. Пахали небольшим легким плугом, в который запрягали пару волов. В небольших огородах выращивали лук, тыкву, морковь, свеклу, капусту, чеснок, фасоль, огурцы, перец. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре шапсугов традиционные элементы сохранились лишь в минимальной степени, главным образом в пище – мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров. Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины – наголовные платки.

Другая ветвь адыго-абхазской этнолингвистической группы – абхазская, включающая абхазов и абазинов. Абхазы – автохтонное население Кавказа. Численность в Российской Федерации 9,6 тыс. чел. В древности предки абхазов, как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племен, населявших Восточное Причерноморье. С древнейших времен на этнической территории абхазов развивались земледелие и скотоводство. Характерным памятником местной культуры III-II тыс. до н. э. являются дольмены, свидетельствующие о контактах со средиземноморским миром. Во второй половине I-го тысячелетия Абхазия испытала сильное влияние древнегреческой культуры, проводником которой были города-колонии Диоскурия, Питиунт, Гюэнос.

Чрезвычайно разбросанные, протяженные абхазские селения лишены четкой планировки и состоят из удаленных друг от друга усадеб хуторского типа, окруженных садами, огородно-пахотными участками и виноградниками. Старинные дома были плетенными из гибких прутьев орешника или рододендрона, круглые или четырехугольные в плане, со скатной соломенной крышей. Впоследствии появились дощатые жилища (акуаскьа) – приподнятые над землей на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей.

В основе традиционной одежды общегорскокавказский комплекс мужского и женского костюма: у мужчин – бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, непременной деталью были наборные пояса с кинжалом; у женщин – приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, который закрывался металлическими застежками, на талии носили пояс, голова покрывалась платком, концы которого лежали на плечах.

Основные традиционные занятия абхазов – земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, пчеловодство, охота. В XX в. абхазы освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых.

Одним из наиболее ранних памятников устного народного творчества является героический нартский эпос. Выделяются также сюжеты о герое-богоборце Абрскиле, карликах-ацанах и др.

Абазины – один из народов адыго-абхазской этнолингвистической группы, наиболее близкий по происхождению к абхазам. В настоящее время компактно проживают на территории Карачаево-Черкесской Республики в тринадцати абазинских селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Тапанта, Абазахабль. Проживают также в Кабарде и Адыгее. Численность Абазин 36,6 тыс. человек (2002), в том числе в Карачаево-Черкесии – 32,3 тыс. человек.

В настоящее время абазины исповедуют ислам суннитского толка. Но в памяти народа и в литературных источниках сохранились данные о ранних формах религии абазин. Наиболее древней формой религии являлось язычество – «маджьуси дин». На смену язычеству пришло христианство (с VI в.). С конца XVIII в. абазины стали официально исповедовать ислам суннитского толка.

В XIХ – начале ХХ вв. абазины вели комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину главной отраслью было отгонное скотоводство – мелкий и крупный рогатый скот, лошади. Коневодство считалось наиболее почетным занятием, и было в основном сосредоточено в руках знати.

Древним занятием абазин было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти: изготовление сукна, войлоков – гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д., выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня – мужским делом.

С 1924 по 1933 гг. преподавание в абазинских школах велось на черкесском языке. Первый абазинский алфавит был составлен Т.З. Табуловым в 1932 г. на латинской основе. В 1938 г. он был переведен на русскую графику и с некоторыми усовершенствованиями действует и поныне.

Второе крупное ответвление народов северокавказской этнолингвистической семьи – нахско-дагестанские народы. Этнический ареал этих народов Восточный Кавказ, территория современных Дагестана, Чечни и Ингушетии. Правомерность объединения нахских и дагестанских языков в одну группу признается не всеми учеными, хотя родство между этими языками, безусловно, есть.

В нахско-дагестанской группе отчетливо выделяются две подгруппы: дагестанские народы и нахские народы (вайнахи).

Рассматривая дагестанскую этнолингвистическую подгруппу, можно назвать не только отдельные этносы, но и выявить еще несколько подгрупп: аваро-андо-цезскую, включающую андийскую и цезскую подгруппы, а также даргинскую, лезгинскую подгруппы. Следует отметить, что ее нельзя отождествлять со всеми народами Дагестана, так как на этой территории проживают и другие народности. Рассмотрим наиболее крупные этносы данной группы.

Аварцы – самый многочисленный этнос, проживающий на территории Республики Дагестан. Поскольку аварцы – это горский народ, его основной этнический ареал – горный Дагестан. Но с 1940-х гг. аварцы начинают переселяться на равнинную часть. Сегодня аварцы проживают в основном в Дагестане, в России живут в Чечне, Калмыкии, за пределами России – Азербайджане, Грузии.

На аварском языке, кроме самих аварцев, в качестве второго родного языка говорят некоторые народы андо-цезской группы. Аварский язык имеет множество диалектов, причем некоторые из них весьма отличны друг от друга, что затрудняет разграничение этнографических групп и самостоятельных этносов. Кроме этого, к аварцам иногда относят различные народы Дагестана, широко использующие в общении аварский язык. Так, начиная с переписи 1939 г., в состав аварского этноса включались арчинцы, живущие в высокогорной альпийской зоне Дагестана. Язык арчинцев относится к лезгинской подгруппе дагестанских языков, но в качестве письменного они пользуются аварским.

Попытки создать письменность на аварском языке относятся к ХV-ХVI вв. Для этого использовался арабский алфавит, аварские слова передавались на письме арабскими буквами. Этим способом пользовались и другие дагестанские народы. Возникла система дагестанского письма на арабской графике, получившая название аджам. Но сколь-нибудь существенное распространение письменность на аджаме получила распространение у аварцев в ХIХ в. В 1927 г. письменность на аварском языке была переведена на латинскую графику, в 1938 г. – на русскую. Большую роль в развитии современного литературного аварского языка сыграли поэты Г. Цадаса и его сын Р. Гамзатов, творчество которых благодаря русским переводам получило мировую известность.

Традиционные аварские жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хозяйственные помещения размещались на нижних этажах.

Национальный костюм аварца включал туникообразную рубаху, штаны, бешмет (гужгат), черкеску (чуху). Головной убор представлен папахой, башлыком, редко войлочной шляпой. В костюм обязательно входил кожаный ремень. Женская национальная одежда представлена штанами, платьем-рубахой, длинным распашным платьем с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, покроем похожие на мужские, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки, вязаные и войлочные сапоги. На волосы надевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало (мучу) или фабричный платок. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. Украшения – бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца. Современная одежда аварцев в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, папахи из каракуля, вязаные носки, чувяки, чохто простого мешкообразного покроя.

Национальная пища аварцев в основном мучная и мясомолочная. Распространённые блюда – хинкал с варёным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой, каши из муки, супы из бобовых, вареники с травами, сваренные вместе зёрна пшеницы и кукурузы с фасолью, заправленные жиром. Важное место в питании занимали молоко, масло, творог.

Традиционно аварцы занимались скотоводством и пашенным земледелием. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Особое место среди ремесел занимает серебряное дело. Аварцы выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, мужские и женские пояса, женские украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.). Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др.

Исторической родиной даргинцев является средняя часть Дагестана. Происхождение самоназвания этого народа некоторые авторы связывают с расположением коренных земель даргинцев в труднодоступных внутренних («дарг» в переводе на русский означает «внутренний») районах Дагестана.

 

Этногенез даргинцев, как и других народов Дагестана, сложен и длителен. Нынешний этнический ареал даргинцев в разные эпохи был ареной многочисленных миграций и завоеваний, входил во многие возникавшие и распадавшиеся государства. Эта территория была частью империи гуннов и Хазарского каганата, в ХIV в. ее население боролось против Тимура, позднее – против персов.

Первые упоминания о даргинцах встречаются в литературных источниках XI в. Этноним «даргинцы» впервые появляется в ХV в. Основным занятием даргинцев было сельское хозяйство, но во многих аулах было распространено ремесленничество, в котором имелись талантливые мастера. Так, селение Кубачи еще в средние века было известно мастерами металлоизделий и особенно златокузнецами, слава о которых распространялась далеко за пределами Дагестана.

Стержень социальной организации даргинцев, как и других дагестанских этносов, составляла сельская община – джамаат. Несколько общин объединялись в своеобразные конфедерации. В начале ХIХ в. в районах традиционного проживания даргинцев сложилось раннефеодальное государство – Кайтакское уцмийство. В настоящее время большая часть даргинцев проживает на территории Дагестана.

Поселения даргинцев были, как правило, вертикальной склоновой, кучевой, нередко террасообразной компактно-уличной планировки, включали аулы, отселки, хутора. В низкогорье и особенно на равнине расселение более свободное, компактно-личное, с проходом для повозки каждому дому. В настоящее время в аулах появились крупные здания и квартально-уличная структура. Древнейшее жилище даргинцев однокамерное с очагом посередине.

Традиционная мужская одежда включала штаны, рубаху, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы – накидки и приталенные, овчинные папахи, кожаную обувь; женская – платье-рубаху, широкие штаны, кожаную и войлочную обувь, головные уборы – чухту, покрывала, редко отделанные вышивками и серебряным украшениями.

В материальной культуре преобладают общедагестанские черты. Высокое развитие получили зодчество (башни, дома-крепости, мечети, мосты, природниковые сооружения), резьба по камню и дереву.

Первые произведения на даргинском языке, записанные арабской графикой, относятся к XV в. Первый крупный письменный источник – «Свод заповедей Кайтаг-Дарго» (XVII в.) – представлял собой кодекс обычного права. В 1928 г. была создана даргинская письменность на основе латинского, а в 1938 г. – русского алфавита. У даргинцев одна из самых низких доля городского населения не только на Юге России, но и в России.

Лезгины под названием «леги» упоминаются еще античными авторами. До революции лезгинами иногда называли все горское население Дагестана. Исторический этнический ареал лезгин – южные районы Дагестана и северные районы Азербайджана. По центральной части этнического ареала лезгин протекает река Самур, что означает «срединная». Сегодня по этой реке в ее среднем и нижнем течении проходит государственная граница между Россией и Азербайджаном, разделяя лезгинский этнос на две части.

Приморская часть этнического ареала лезгин была удобным путем из Северного Кавказа в Закавказье, отдельные части этой территории в разные эпохи входили в состав древних кавказских государств. С ХШ-ХIV вв. здесь распространяются «вольные общества», позднее образуются ханства. В состав России эта территория входила поэтапно в 1806-1813 гг. В годы национально-государственного строительства в СССР была образована Азербайджанская ССР, и южная часть этнического ареала лезгин оказалась в его составе.

Поселения в горах, как правило, имели кучевую, нередко террасную планировку. Древнейшая часть поселения находится в верхней, труднодоступной части склона, а более поздние кварталы – на более пологой нижней части. В центре или на окраине селения расположена площадь с мечетью.

Традиционное лезгинское жилище обычно каменное, на равнине – саманное, часто Г-, П-образной формы или в форме замкнутого квадрата, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах – двух- и многоэтажное с узкими окнами-бойницами, на равнине – одно-, двухэтажное.

Национальный мужской костюм включал рубаху, штаны, бешмет, папаху (бармак). В холодную погоду костюм дополнялся башлыком из верблюжьей шерсти, большой овчинной шубой с ложными рукавами и большим отложным воротником и вязанными шерстяными сапогами с разноцветным орнаментом и загнутыми кверху носами. Женский лезгинский костюм состоял из белой нательной рубахи, шаровар и платья, бешмета, шубы-кавала, шерстяных носков, часто заменяющиих обувь, головного платка. В качестве украшения костюма использовались серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. В настоящее время традиционный лезгинский костюм сохраняется как праздничный, а в горах используются отдельные его элементы, например, папаха, кавал, сыромятная обувь, носки, платки.

Национальная лезгинская кухня представлена галушками (хинкалом), варениками с начинкой из мяса, творога, яиц, мясным супом (бозбашом), жареным мясом с гарниром из картофеля и фасоли, шашлыком, пловом, слоёными и тонкими пирогами, халвой, сыром и др. Разнообразны обрядовые блюда: при родинах готовилась мучная каша (хешил), халва из масла, муки, мёда (исида), на свадьбе и поминках – овсяная или просяная каша, на свадьбе – сваренная целиком баранья туша (бирганд), слоёный пирог с сыром, мясом, зеленью (кумба), пресный хлеб с мёдом (гузан) и др.

Еще в Х в. появляются первые образцы письменности на арабском языке, в ХV в. распространяется упоминавшийся выше аджам, в 1928 г. создается письменность на латинской графике, в 1938 г. – на русской графике.

Табасараны проживают в юго-восточной части Дагестана. Есть основания считать, что первые письменные упоминания о табасаранах относятся к IV-V вв. В дальнейшем историческая судьба этого народа во многом сходна с другими этносами Южного Дагестана: вхождение в состав различных древних государств, периоды самостоятельного существования, создание княжеств, «вольные общества», присоединение к России.

Традиционные табасаранские жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде, или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Для внутреннего убранства использовались ковры, покрытые резьбой лари для зерна, продуктов, деревянные кровати со шкафами внизу, низкие табуретки, сундуки, детские люльки, посуда, утварь (деревянная, гончарная, медная), станок для тканья ковра. В настоящее время строятся дома двухэтажные с большими окнами, шиферной или железной крышей, с приусадебными участками (сад, виноградник, огород). В планировке и облике современных жилищ сохраняются национальные табасаранские традиции.

Большинство селений табасаран древнего происхождения. В зависимости от рельефа селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений характерно расположение на естественно укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В них не было прямых улиц, так как проведение улиц регулировалось такими факторами как рельеф, топография поселения, родственные связи.

Традиционная мужская и женская одежда табасаранцев общедагестанского типа. Мужской костюм украшался поясом с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружием (кинжалом) и газырями; женский – серебряным или позолоченным поясом, нагрудными украшениями из серебряных монет, нашивным украшением – передником, обшитым монетами, кольцами, серьгами, браслетами. В условиях современности национальный костюм почти вытеснен современной одеждой, сохраняется лишь частично у женщин в качестве домашнего: платье-рубаха, широкие шаровары, головные платки, джорабы и некоторые украшения. Но в то же время сохранила значение традиционная цветовая гамма: голубой, зелёный, красный; у стариков – головные уборы и в профессиональной одежде чабанов – бурка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.07 с.)