Глава 2. Понятийно-теоретический инструментарий курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Понятийно-теоретический инструментарий курса



«Этнология Юга России»

 

Люди, населяющие Земной шар, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном языке народами, а в научной литературе – этносами.

Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло лишь в последние десятилетия в результате возрастания интереса ученых к проблемам этногенеза и этнической истории, к этническим процессам в целом. Однако, несмотря на остроту современных этнических процессов, как в отечественной, так и в мировой этнологии до настоящего времени не сложилось общепринятого определения сущности и строения этноса. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином «этнос», в лучшем случае гипотезой ввиду того, что непротиворечивого определения понятия не предложено. Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся, в русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ», однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

В рамках различных научных концепций этничности по-разному интерпретируется проблема этноса и этничности.

 

 

Теории примордиалистского подхода предполагают, что этническая идентичность основывается на естественной связи человека с группой или существующей культурой. Сторонники примордиализма считают этнос и этничность реально существующими феноменами, имеющими объективную основу в природе либо в обществе. Исходя из этих двух объективных оснований существования этноса, все теории примордиалистского подхода можно подразделить на два направления: природное и эволюционно-историческое.

В рамках природного направления этнос рассматривается как примордиальное образование, основанное на общих предках, принадлежности к одной расе, функционировании определенных биологических механизмов. Сторонники этого направления объясняют этничность с помощью эволюционных идей, как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами. Этничность рассматривается как «расширенная родственная группа» или как «расширенная форма родственного отбора и связи».

В отечественной этнологии вариантом этой группы примордиалистских концепций, ищущих объективную основу существования этноса в природных феноменах, является концепция Л.Н. Гумилева. Он рассматривал этнос как биофизическую реальность, всегда облаченную в ту или иную социальную оболочку. Для Гумилева этнос – не социальная группа, поскольку он не связан напрямую с производительными силами. Этнос – не раса, так как раса – не форма общежития, а биологическая характеристика. Этнос – явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим ландшафтом. Другой сущностной характеристикой этноса является тесная связь с понятием «энергия». В момент своего возникновения этнос получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно так существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения, своеобразной внутренней структурой, противопоставляющей себя всем другим подобным коллективам.

Эволюционно-историческое направление. Примордиализм не обязательно тяготеет к эволюционно биологическим трактовкам этнических феноменов. Теоретические подходы к изучению этнической реальности могут рассматриваться как отдельный тип примордиалистских концепций, в которых место эволюционно-биологических занимают эволюционно-исторические трактовки. Эта тенденция восходит еще к И.Г. Гердеру с его трактовкой народа, понимаемого как общность, возникающая на основе единства «крови и почвы».

Согласно определению С.М. Широкогорова, этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других.

Этот подход позднее был развит в работах академика Ю.В. Бромлея, который предложил определение этноса как исторически сложившейся на определенной территории совокупности людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, а также сознанием своего единства, что фиксируется в самоназвании. При этом ни один из признаков не является этнодифференцирующим, лишь их совокупность позволяет определить этнос. Этносы, оставаясь примордиальными группами, носят характер социальных, а не биологических сообществ, поскольку этнические связи рассматриваются как сущностно зависимые от исторических изменений.

Формирование этносов представляет собой длительный исторический процесс. Такое понимание этничности было распространено на Западе в 60-х гг. XX в., но уже в 70-е гг. появились новые концепции и подходы теории этноса и этничности.

Всередине 70-х гг. XX в. в западной этнологии широкое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии с которой она рассматривалась как инструмент, используемый политиками для достижения своих интересов.

Основоположники инструменталистского подхода исходили из того, что различия между группами людей в обществе могут служить основой для формирования этнической идентичности каждой группы, определяющей в свою очередь характер межгрупповых отношений и мобилизующей этнические группы на целенаправленную политическую деятельность. Поэтому инструменталистские концепции опираются на социально-психологические теории, которые трактуют этничность как эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равноправия.

Примером инструменталистского подхода к этничности может служить информационная концепция Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Они предлагают описывать механизм сущест­вования всех этнических общностей на основе связей, которые могут быть описаны в рамках понятия ин­формации. Любые отношения, в которые вступают люди между собой, сопровождаются потоком информации. С помощью этой модели просто объяснить сегодняшний всплеск этничности. Исследователи все больше соглашаются с тем, что обращение к глубинным этническим ценностям – это защитная реакция человеческой психики на сложность и неустойчивость современной жизни.

Согласно конструктивизму, понимания этничности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и доктрины – это не что иное, как интеллектуальный конструкт ученых, политиков.

Наиболее распространенную в мировой науке конструктивистскую концепцию этничности связывают с именем

Ф. Барта, который определяет ее как наиболее широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями.

Для конструктивизма этничность – вопрос сознания; членство в этнической группе зависит от представления индивида о том, что такое эта группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы.

Отличительной особенностью этой концепции является не добавление в определения этих понятий новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, признаками этнической общности являются не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе общности.

Необходимо отметить, что рассмотренные выше подходы к этничности не носят взаимоисключающего характера и поэтому перспективным способом исследования проблемы этничности в ближайшем будущем будет интеграция их наиболее важных аспектов и создание когерентной теории этничности.

Исследование процесса этногенеза – происхождения и развития этносов – ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов данной науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических факторов.

Проблема исследования этногенеза связана с пониманием и употреблением самого термина «генезис» применительно к этносам и этническим группам. Под этногенезом понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (2 млн. – 20 тыс. лет до н.э.). В этот период, согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождались основные формы труда, язык, религия, искусство. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени не прекращалось рождение новых этнических образований; этот процесс продолжается и в наши дни.

Что касается истоков этногенеза, то в отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

Если считать правомерной гипотезу о едином центре происхождения человечества, то в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом и этническом аспектах. С увеличением численности людей они расселялись по новым территориям, и поскольку этот процесс длился тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков.

Несмотря на многочисленные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. Работа этнологов в этом направлении продолжается, но до настоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргументированных теорий, дающих полное и убедительное описание всех этих процессов.

Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева. Л.Н. Гумилев положил в основу своей теории этногенеза в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса.

 

Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилева Изменение пассионарного напряжения этнической системы (обобщение). По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня P2; (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность); 2) в шкале «количество субэтносов (подсистем этноса)» индексы n+1, n+3 и т.д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале «частота событий этнической истории» (событие в нашем понимании, совпадающее с трактовкой, впервые предложенной К. П. Ивановым, - процесс разрыва этнических связей). В зависимости от таксономического ранга этнической системы: конвиксия (или консорция) – субэтнос – этнос – суперэтнос можно говорить о масштабе события. Для построения кривой пассионарного напряжения мы выделяем события этнического масштаба: столкновения двух или более субэтносов. Пунктирной кривой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе. Названия фаз этногенеза соответствуют отрезкам, отложенным по шкале времени. Эта кривая есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных суперэтносов, возникших вследствие различных толчков.   http://gumilevica.kulichki.net  

 


Этнос является составной частью биоорганического мира планеты и

 

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность Земли подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, при котором человек становится способным воспринять энергии значительно больше, чем ему необходимо для нормальной жизнедеятельности, отсюда образуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек обладает повышенной тягой к действию – пассионарностью. Избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, создание новой религии. Если эти люди, обладающие этим признаком, соберутся вместе, объединенные одной целью, находясь при этом в благоприятных географических условиях, появится зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130 – 160 лет появлением нового народа.

Развитие этноса проходит ряд закономерных фаз. После пассионарного толчка наступает фаза подъема продолжительностью 200 – 300 лет, связанная с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу формирования нового сильного государства.

Затем наступает акматическая фаза, когда пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большой численности пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Эта фаза продолжается следующие 300 лет, – одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь. В конце концов большая часть пассионариев истребляет друг друга, вследствие чего происходит падение уровня пассионарного напряжения в этносе.

Эти признаки означают наступление фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет. После этой фазы этнос переходит в инерционную фазу, когда происходит сначала некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. При этом укрепляется государственная власть, социальные институты, накапливаются материальные и духовные ценности. Но уровень пассионарного напряжения этноса постоянно снижается, что приводит к неизбежному упадку.

Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая не выдерживает этой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса, что соответствует возрасту этноса 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательного уровня из-за появления значительного числа субпассионариев – людей, не способных воспринять даже нормы энергии необходимой для полноценной адаптации к среде. В результате этого невозможна любая конструктивная деятельность, этнос существует за счет прежних запасов. Численность этноса и его территории значительно сокращаются, он может стать добычей более пассионарных соседей.

Иногда возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет пассионарности, сохранившейся на окраинах ареала. Но в любом случае – это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза.

Теория диффузионизма представляет собой теоретическую модель историко-культурного процесса; методологию культурологических и культурантропологических, этнографических исследований. Её зарождение происходит во второй половине XIX в. в Германии и Австрии. Развитие идей диффузионизма связано с работами немецких ученых Л. Фробениуса (1873-1938), Ф. Гребнера (1877-1934), австрийских этнологов В. Шмидта (1868-1954), В. Копперса (1886-1961), английских антропологов У. Риверса (1864-1922), Г. Чайлда (1892-1957). Основные положения теории:

Ø главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур;

Ø отрицание существования стадий развития культур и наличия смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур; каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле;

Ø культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми, либо посредством контактов и взаимодействия разных народов;

Ø именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

Теория Пьера ван ден Берге основывается на идее переноса отдельных положений этологии и зоопсихологии на человеческое поведение. Предполагается, что многие явления общественной жизни обуславливаются биологической стороной человеческой природы. Этнос, согласно П. ван ден Берге, – это «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму), суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов): помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда, поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором.

 

Теория Пьера ван ден Берге

 

http://systech.miem.edu.ru

 

 

Изменения различных компонентов этноса, а именно отдельных элементов духовной и материальной культур, языка, социальной структуры и др., происходящие в процессе исторического развития называют этническими процессами. Этнические процессы обусловлены общим ходом развития человечества, а также особенностями их собственного существования и взаимодействия друг с другом. Поскольку процессы, изменяющие компоненты этноса достаточно разнообразны, существует несколько их классификаций.

Согласно одной из классификаций все этнические процессы объединяются в две большие группы:

Ø этноэволюционные процессы – это процессы, приводящие к изменению каких-то отдельных элементов и параметров всего этноса, но не затрагивающие самого этнического существования, не приводящие к ломке этнической системы;

Ø этнотрансформационные процессы – это процессы, приводящие к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов.

В зависимости отпреобладания центробежных или центростремительных тенденций этнические процессы подразделяют на:

Ø этнообъедиительные процессы, в результате которых происходит сближение и объединение двух или нескольких этносов; к этнообъединительным процессам относятся:

– межэтническая консолидация – процесс слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность, например, объединение восточно-славянских племен в единый древнерусский этнос;

– внутриэтническая консолидация – процесс объединения более или менее сплоченного народа в ходе сглаживания различий входящих в него субэтнических групп, например, во Франции быстро нивелируются такие группы французской нации, как бургундцы, провансальцы;

межэтническая интеграция – процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое; вследствие межэтнической интеграции складываются особые межэтнические общности, представляющие собой группу этносов, которые обладают элементами общего самосознания, например, межэтнические общности складывались в Римской, Российской империях;

этногенетическая миксация – процесс, при котором происходит смешение нескольких неродственных этносов, в результате чего возникает новый этнос, например, возникновение бразильцев, мексиканцев и др.

Ø этноразделительные процессы, в результате которых происходит разделение единого этноса; к этноразделительным процессам относятся:

этническая парциация – разделение единого этноса на несколько частей, например, разделение древнерусского этноса на русских, украинцев, белорусов, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым;

– этническая сепарация – отделение от какого-то этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос; процесс этнической сепарации может быть вызван переселением какой-нибудь группы исходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, религиозным обособлением этнической группы и др., например, отделение валлонов от французов, корсиканцев от итальянцев.

Очень часто ассимиляционные процессы бывают неполными: один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосабливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосознание. Аккультурация – неполный ассимиляционный процесс, когда один этнос усваивает нормы и ценности другого этноса, приспосабливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосознание. Для аккультурации характерны бикультурализм – сочетание элементов своей этнической культуры с элементами новой культуры, и билингвизм – двуязычие. Билингвизм предполагает возможность пользоваться разными языками в разных жизненных обстоятельствах, то есть это общественное явление.

Исходя из положения, что этнос – это сообщество культурно-языковое в отличие от первобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровнородственных отношениях, при зарождении этноса решающими факторами являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко – политическое единство и общность приемов хозяйственной практики населения, на основе которых формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры, поскольку главным механизмом этнической консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции.

 

В этнологической науке сложились следующие классификации этносов: географическая, антропологическая, этнолингвистическая, конфессиональная, историческая. При этом невозможно определить, какая из классификаций наиболее удачна.

Географическая классификация опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной, территории. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены различные народы мира. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется довольно широко, поскольку он применим к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом.

Географическая классификация этносов, удобная на начальном этапе изучения этнической картины мира, должна дополняться другими классификациями, так как не может ответить на вопрос, почему в сходных ландшафтных и климатических условиях живут различные этносы.

Антропологическая классификация основана на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями. В науке было много споров по поводу использования концепции расы и того, что составляет человеческую расу. Этот термин всегда носил достаточно условный и многозначный характер. Сегодня концепция расы используется физическими антропологами как средство различения основных фенотипических подразделений человеческого вида. Но и в данном случае нет единого подхода.

Согласно одному из подходов существуют четыре большие расы негроидная, европеоидная, монголоидная и австралоидная. Кроме того, сложилось много промежуточных антропологических типов, сочетающих разные расовые признаки. Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, например, среди европеоидов чаще - Основные расовые группы [2]всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

Характеристики, используемые для различения расовых типов, обычно визуальные (цвет кожи, лицевые черты, строение скелета, форма носа, тип волос и т.д.). Связь этих черт с этнической принадлежностью носит достаточно условный характер.

Этнолингвистическая классификация. В языкознании, которое изучает язык во всех его аспектах, в том числе и как средство общения между людьми, и как достаточно яркое выражение культуры, выработаны две основные классификации – морфологическая (или типологическая) и генеалогическая (или генетическая). Если первая исходит из структурного (сравнительно-сопоставительного) метода и исследует языки вне зависимости от их родства, систематизируя в группы морфологически подобные языки, то вторая основывается на сравнительно-историческом методе сопоставления формы и материи языка в развитии и сравнении, исходя из общности по происхождению и родству. В качестве основных лингвисты выделяют следующие языковые семьи: индоевропейская, семито-хамитская, уральская, алтайская, монкхмерская (австроазиатская), тибето-китайская (синотибетская), чжуан-дунская (тайская), малайеполинезийская (австронезийская), дравидская, бантуская, кавказская (яфетическая), палеоазиатская, эскимосо-алеутская, койсанская. Особо выделяются без более точного определения языковых связей по родственным семьям группы языков – папуасские, австралийские, суданские, языки индейцев Америки и тропической Африки.

 

«Языковое» древо [3]

Стадиально-историческая классификация этносов учитывает развитие этнических общностей от родоплеменного строя к национальному государству: род – племя – народность – нация.

 

 

ВИДЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
производящее хозяйство; кастово-сословное разделение труда; политическая форма организации власти; наличие социально-профессиональных групп (воины, земледельцы, ремесленники)
НАРОДНОСТЬ – этническая общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность человека или группы людей к определенной этнической общности
ПЛЕМЯ – первая форма этнической общности, возникшая в первобытно-общинном строе из нескольких родов на основе их кровных связей
РОД – это группа людей, связанных единым происхождением по одной линии (материнской или отцовской)
ЭТНОС – устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью происхождения, территории, расовых признаков, языка, особенностями быта, культуры, этническим сознанием и самосознанием, общим самоназванием (этнонимом)
НАЦИЯ – социально-этническая общность людей, отличающаяся от народности сложившимися устойчивыми социокультурными и хозяйственными связями и развитием национального самосознания, сформировавшегося на основе единого национального языка, культуры, этнической психологии
мозаичность; структурность – важнейшее свойство этноса, обеспечивающее этносу устойчивость и способность выживать и адаптироваться к новым условиям; изменчивость
производящее хозяйство на основе использования недр (индустрия); разделение труда в индивидуально-профессиональной форме; создаются различные варианты национального государства; рыночная форма отношений
наличие племенной территории; самосознание и самоназвание; наличие собственного диалекта; присваивающее хозяйство; половозрастное разделение труда; дополитическая форма организации власти

 

В этнологической науке помимо основных категорий существуют и вспомогательные, к которым можно отнести следующие.

Автохтонный этнос – коренной этнос той или иной территории, проживающий там «изначально».

Титульный этнос – этнос, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию. В условиях Российской Федерации титульный этнос не обязательно является преобладающим в численном отношении.

Этническое меньшинство – часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении. Например, этническим меньшинством в России являются поляки, в Финляндии – русские. Понятие «этническое меньшинство» имеет статусный смысл, а не количественный.

Этнографическая группа – часть этноса, выделяющаяся из основного этнического массива особенностями культуры, языка, образа жизни, но не представляющая самостоятельного этноса, например, северные и южные великороссы, поморцы и другие этнографические группы русского этноса.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовали трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяли их в территориальном отношении, стимулировали формирование общих экономических, социальных и других интересов.

На процессах этногенеза, происходивших в ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеванием одних этнических групп другими. Массовые миграции значительно ускоряли процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными, этносоциальными общностями – народностями, нациями.

Структура этноса – иерархическая соподчиненность частей этноса, не нарушающая его единства.

МЕТАУРОВЕНЬ – СУПЕРЭТНОСЫ – этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (европейское сообщество, исламский мир и т.д.)
МАКРОУРОВЕНЬ –СУБЭТНОСЫ – общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры
МИКРОУРОВЕНЬ – МИКРОЭТНИЧЕСКИЕ ЕДЕНИЦЫ – наименьшие составные частиэтнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры
ЭТНИЧЕСКИЙ – этнические общности и этносоциальные организмы – совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов
СТРУКТУРА ЭТНОСА

Задания для контроля владения компетенциями

1. Какой из трех подходов к пониманию этноса и этничности: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский, на Ваш взгляд, наиболее точно раскрывает феномен этничности? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Почему не существует единой классификации этносов?

3. Оцените влияние аккультурации и интеграции на этнокультурные процессы современности.

4. Изобразите схематично концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева.

5. Заполните схему:

 

 

 

Использованная литература

 

1. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993.

2. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса). – http://historia-site.narod.ru.

3. Кузнецов А.М. Этническое и национальное в политологическом дискурсе // Полис. – 2007. – № 6. – С. 9-24.

4. Липкин А.И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его применимости к России // Полис. – 2008. – № 6. – С.113-130.

5. Лобжанидзе А.А. Этногеграфия и география религий. – М., 2005.

6. Основы этнологии / под ред. В.В. Пименова – М.: Изд-во МГУ, 2007.

7. Этнология / под ред. Е.В. Миськовой и др. – М.: Культура: Академический Проект, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.07 с.)