Глава 2. Индоевропейские народы Юга России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Индоевропейские народы Юга России



 

Индоевропейские народы на Юге России появились примерно в один временной период с народами северокавказской этнолингвистической семьи. Первые зафиксированные письменными источниками народы региона были индоевропейские этносы, кочевавшие по степной части Предкавказья. В этнической истории южнороссийского региона иранская эпоха продолжалась не менее тысячелетия и оставила неизгладимый след в этногенезе многих автохтонных этносов данного региона.

 

 

Прямыми этнолингвистическими потомками древних алан на Юге России являются осетины. Этногенез осетин весьма сложен и включает несколько этапов. Дальними предками осетин являются племена, принимавшие участие в создании так называемой кобанской культуры, получившей наименование в 1869 г. в результате раскопок древних поселений и могильников у с. Кобан в Северной Осетии. Важную роль в этногенезе осетин сыграли скифы, сарматы и особенно аланы. Современные осетины – единственный крупный автохтонный этнос Северного Кавказа, язык которого, как и язык древних скифов, сарматов и алан, относится к иранской группе индоевропейской этнолингвистической семьи.

Историческая преемственность осетин и алан закреплена в современном названии Северной Осетии – Республика Северная Осетия – Алания. Столица Северной Осетии г. Владикавказ – один из крупнейших научных, культурных и промышленных центров Северо-Кавказского федерального округа.

В 1774 г. Осетия вошла в состав России, и с тех пор осетины считают себя россиянами. Республика Северная Осетия – Алания была образована 7 июля 1924 г. как Автономная область Северная Осетия. 5 декабря 1936 г. она была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В июле 1990 г. Северная Осетия провозглашает себя Северо-Осетинской ССР. Конституция РФ 1993 г. закрепила название «Республика Северная Осетия – Алания» и статус самостоятельного субъекта Российской Федерации.

Осетины – это третий по численности (после чеченцев и аварцев) горский этнос на Юге России. По данным переписи населения России 2002 г. в Росси проживает 514 875 тыс. человек, из них в Северной Осетии – Алании – 445 310 тыс. Значительная группа осетин со времен монголо-татарского нашествия проживает на южных склонах Кавказских гор, куда она переселилась, спасаясь от завоевателей. Постепенно осетины небольшими группами расселялись по Грузии, но ареалом компактного расселения оставалась территория, именуемая сегодня Южной Осетией. В настоящее время Северная Осетия – Алания является одним из густонаселенных регионов нашей страны, где средняя плотность населения составляет свыше 80 человек на 1 кв. км территории, а на равнине – 120-140 человек на 1 кв. км.

По вероисповеданию большая часть осетин являются православными, меньшая – мусульманами-суннитами, но в культуре осетин сохраняют свою роль и древние верования, особенно культы природы.

Традиционные поселения в горах – кау – небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах – более крупные, уличной планировки. Дома преимущественно одно- или двухэтажные, первый этаж предназначался для скота. Крыши осетинских домов плоские, земляные. Внутри дома стены обмазывались глиной, а затем белились. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Дом делился на мужскую и женскую половины, а для гостей устраивалась кунацкая комната. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью, которая у осетин является священной также как и центр, опорный столб, поддерживающий перекрытие.

На равнинных территориях традиционным занятием осетин являлось земледелие – возделывание пшеницы, кукурузы, проса, ячменя и др., а в горах наряду с земледелием было развито скотоводство – овцы, козы, крупный рогатый скот. Скотоводство всегда было важнейшим занятием осетин, поскольку позволяло обеспечить семью продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине – крупный рогатый скот, лошади. Садоводство у осетин стало развиваться только в середине XIX в. под влиянием русских поселенцев. Также были развиты домашние промыслы, ремёсла – производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Основное место в осетинском фольклоре занимают предания нартского цикла. Нартский эпос, который распространен среди всех народов Северного Кавказа, первоначально сложился среди аланских племен – предков осетин. Термин «нарт» большинство исследователей производят от иранского корня «нар» (в осетинском «мужчины»), либо от монгольского «нара» – солнце (в осетинском языке «происходящие от солнца»). В нартском эпосе действуют как боги, так и герои. Герои-нарты являются воплощением дохристианского общества, родового строя.

Сегодня осетины являются средним по численности титульным этносом южнороссийского региона с высокой долей городского населения и лиц с высшим образованием. Например, по переписи 1989 г. среди русских на 1000 человек приходилось 149 человек с высшим образованием, в то время как среди осетин – 218.

Кроме осетин из народов иранской группы индоевропейской семьи на Юге России проживает небольшой по численности этнос таты – один из древнейших автохтонов Закавказья. Этноним «тат» происходит от тюркского слова, которым тюрки обозначали оседлое нетюркское население. На Юге России татов нередко именуют горскими евреями, что неверно, так как горские евреи – другой этнос. Причиной такого смешения понятий является то, что часть татов по вероисповеданию – иудаисты (кроме этого, значительные группы татов исповедуют ислам и христианство монофизитского толка). Другой причиной этого отождествления является то, что горские евреи Дагестана пользуются татским языком в качестве письменного. Таты не являются автохтонным этносом Северного Кавказа, их можно рассматривать как этническое меньшинство для этого региона. Небольшими группами они проживают на всей территории Северо-Кавказского федерального округа.

Традиционным занятием татов было земледелие, садоводство и виноградарство. Развиты художественные ремесла – ковроткачество, изготовление медной посуды и др. Традиционная женская одежда была представлена длинной рубахой, шароварами навыпуск (шовол), длинным приталенным платьем, верхним распашным платьем, платком и сафьяновыми чувяками. Мужской костюм состоял из черкески с кинжалом на поясе и папахи. В настоящее время многие таты живут в городах, заняты в промышленности.

Из других ираноязычных народов индоевропейской этнолингвистической семьи на Юге России проживают небольшие диаспоры персов, таджиков и др.

 

Контакт славян с северокавказскими народами имеет давнюю историю, первое славянское государство в регионе – Тмутараканское княжество – появилось еще в X в. Однако современное славянское население региона сформировалось в эпоху освоения Северного Кавказа Россией, начиная с XVIII в. Отдельные группы казачества ведут свою историю с более ранних времен, когда их предки основались здесь еще до включения этих территорий в состав России.

Славянское население представлено в Южнороссийском регионе почти исключительно этносами, входящими в восточнославянскую лингвистическую подгруппу; остальные славянские этносы в регионе представлены небольшими по численности диаспорами.

Русские поселенцы стали активно осваивать с XVIII в. прежде всего степные земли Северного Кавказа, включая нынешние Ставропольский и Краснодарский края. После монголо-татарского нашествия земли в степной части Северного Кавказа были заселены крайне редко, их основным населением были кочевые ногайцы и туркмены. В конце XVIII в., когда уже шло активное заселение этих земель русскими переселенцами, на территории всей Кавказской губернии проживало в 1795 г. всего 210 тыс. чел., в том числе 111 тыс. русских, что составляло 53% от общей численности населения этой огромной территории. Но наибольший приток русских, а также украинцев на Северный Кавказ приходится на ХIХ в. По переписи 1897 г. население Ставрополья на 92% состояло из русских (по статистике того времени русскими считали т.н. великороссов, украинцев и белорусов). Согласно этой же переписи русские составляли 48% населения всей империи.

Большой приток русских в созданные советской властью национальные автономии Северного Кавказа пришелся и на первые десятилетия советской власти, эпоху индустриализации, коллективизации, культурной революции. Сюда приезжали квалифицированные специалисты, инженеры и рабочие, для работы на создаваемых промышленных производствах, а также учителя, врачи, другие работники социальной сферы.

Русские составляют значительную часть населения северокавказских республик. В настоящее время основная часть русского населения Юга России сосредоточена в Краснодарском и Ставропольском краях. Ставропольский край занимает первое место в России по доле беженцев и переселенцев в структуре населения. Русское население Ставропольского края составило в 2002 г. 92,2 % от всего населения края.

Вторая восточнославянская этническая общность на Юге России – украинцы. Здесь значительные группы украинцев появляются в конце XVIII в. Это были бывшие запорожские казаки: после упразднения Запорожской Сечи в 1775 г. из части запорожцев было организовано Черноморское казачье войско, переселенное в 1792-1793 гг. на Кубань. Активное переселение украинцев, особенно из Таврической губернии на Ставрополье, происходит с середины ХIХ в. Их здесь так и называли тавричанами. По переписи 1897 г. украинцы составляли более трети (36,6%) населения Ставропольской губернии. В послеоктябрьский период на Кубани и Ставрополье были школы с украинским языком обучения. Однако с 1938 г. преподавание на украинском языке стало свертываться, а в послевоенный период и вовсе прекратилось.

Большинство украинцев, проживающих на Юге России, естественным путем ассимилировалось с русским населением, и украинский язык в некоторых районах Ставропольского и Краснодарского краев сохранился в качестве бытового разговорного. Однако значительная часть украинцев сохраняет украинское этническое самосознание. До 1990 г. украинцы были второй по численности этнической группой в крае. Но в результате активного переселения армян после армяно-азербайджанского конфликта в конце 1980-х гг. они стали вторым по численности этносом после русских.

Особое место в структуре славянского населения Южнороссийского региона занимает казачество, которое сыграло выдающуюся роль в освоении Россией Северного Кавказа. Еще в ХV-ХVI вв. возникли общины донских, гребенских, терских казаков. Со второй половины XVIII в. в различных частях региона создавались казачьи поселения и укрепления, казаки были форпостом продвижения России в его предгорную и горную части. Первые крепости, на основе которых закладывались города, в том числе и Ставрополь, были возведены казаками Волжского и Хоперского полков. Ими же еще в XVIII в. были заложены станицы Донская, Московская, Северная Ставропольского края. Культура казачества, его традиции и обычаи на Юге России имеют региональную специфику, поскольку формировалось казачество здесь разными путями. Это проявляется и в фольклоре, и в образе жизни, и способах соединения с Российским государством в прошлом.

Из других славянских народов, проживающих в Южнороссийском макрорегионе, наиболее значительно представлены поляки, которые расселялись по территории Российской империи в период, когда Польша была разделена между европейскими империями, и значительная часть Польши вошла в состав России. В настоящее время поляки проживают в основном в Ставропольском и Краснодарском краях, на Ставрополье – в регионе Кавказских Минеральных Вод.

 

В южнороссийском регионе помимо численно преобладающих индоевропейских народов, рассмотренных выше, проживают небольшие по численности этносы, среди которых армяне, греки, немцы, цыгане и другие.

Армяне на Юге Россиииздавна селились и прежде всего среди адыгского населения. В основном они занимались торговлей, поскольку этот вид деятельности был непрестижен среди адыгов. Эта группа армян освоила язык адыгов, их многие обычаи, но сохранила армянское этническое самосознание. Армяне, жившие среди адыгов, получили название черкесо-гаи, т.е. черкесские армяне.

Обширная армянская диаспора на Юге России стала складываться в XVIII столетии. Первоначально это были выходцы из Закавказья и Ирана. Крупные армянские колонии образовались в Кизляре, Моздоке, Ставрополе, а несколько позже – в Екатеринодаре и Армавире, который первоначально назывался Армянским аулом. Само название «Армавир» – это название одной из древних столиц Армении. На территории Ставрополья образовалось крупное армянское село Эдиссия (ныне Курского района Ставропольского края), жители которого занимались земледелием, садоводством, виноградарством и шелководством. Почти все кизлярские и моздокские армяне хорошо владели ногайским языком, что способствовало установлению между ними и жителями Ногайской степи деловых связей.

В конце XVIII в. на Ставрополье близ развалин древнего татарского города Маджары Павел I разрешил поселиться армянским выходцам из Карабаха. Здесь они образовали город Святой Крест, ныне Буденновск. Вскоре после образования в последней трети XVIII в. г. Ставрополя в нем стали селиться армяне. Так как первыми гражданскими жителями Ставрополя были отставные солдаты и казаки, у которых торговля не пользовалась особым почетом, то ею занялись армянские поселенцы, которые в XIX в. имели многочисленные магазины и лавки, а позже организовали торговые дома и банки. В Ставрополе была построена армянская церковь, а в 1851 г. открыто армянское училище, содержавшееся на средства армянской общины.

Очередная волна армянских мигрантов на Юг России связана с драматическими событиями в Закавказье, начиная с 1988 г. в Нагорном Карабахе. Резкий подъем этой волны произошел в 1989-1990 гг. после трагических событий в Сумгаите и Баку. В этот период численность армянской диаспоры в регионе, прежде всего в Краснодарском и Ставропольском краях, резко возросла; на Ставрополье, например, она удвоилась. Большая часть прибывших из Закавказья на Ставрополье армян стремится поселиться в городах и пригородных районах: в Ставрополе и пригородном селе Шпаковском, в Пятигорске с поселками Горячеводским и Свободы, Кисловодске, Георгиевске и близлежащих к нему селах. Это связано прежде всего с этнопрофессионализмом армян. В Закавказье, особенно Баку и Сумгаите, они были заняты преимущественно в сферах торговли и обслуживания и вели городской образ жизни, поскольку по прибытии на новое место жительства вполне естественным является стремление заниматься тем, чем и раньше.

 

Заметное место среди индоевропейских народов Юга России занимают греки. Хотя греки бывали в этом регионе и основывали здесь колонии еще в античный период, современное греческое население региона составляют потомки переселенцев из Малой Азии периода Нового времени.

Еще в 1723 г. 800 греческих семейств переехали в Закавказье из города Гюмюшхана (территория современной Турции), где они работали на рудниках по добыче серебра. Затем гюмюшханские греки появились и на Северном Кавказе, первоначально в Северной Осетии, на Садонских свинцово-серебряных рудниках. Греки, переселявшиеся из Малой Азии, называли себя «ромеос», так как их исторической родиной была территория Восточной Римской империи, Византии. Расселившихся в Армении, Грузии, Абхазии и на Северном Кавказе греков жители Эллады называли понтийскими, т.е. черноморскими, греками. Это объясняется тем, что в Гюмюшхану греки были переселены турецкими властями из черноморского города Трапезунда – ныне Трабзон. Этноним «понтийские греки» стал и самоназванием этой группы греческого населения СССР.

На Ставрополье первая группа греков-переселенцев появилась в 1864 г. Первоначально они осели на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов, а вскоре стали селиться в Пятигорске и других городах Кавминвод. На территории нынешнего Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесии в прошлом столетии греки-переселенцы образовали большое село Спарта. Власти Российской империи поощряли переселение греков из Турции, и прогреческая ориентация была одним из элементов восточной политики Санкт-Петербурга.

Вопрос о греческом населении Турции волновал не только российские, но и международные круги. Чтобы окончательно решить этот вопрос, состоявшаяся в 1922-1923 гг. в Лозанне (Швейцария) международная конференция приняла решение о взаимном обмене турецким и греческим населением. Греки могли ехать и в Грецию, и в Советскую Россию. Многие выбрали последнюю и стали прибывать на Северный Кавказ. Расселились они преимущественно на территории Краснодарского края и внесли значительный вклад в развитие табаководства на Кубани. Часть греков поселилась на Ставрополье.

В Южнороссийском макрорегионе крупные греческие общины имеются в Ставропольском (31,9 тыс.) и Краснодарском (около 15 тыс.) краях, а также в Северной Осетии (около 3 тыс.) и в Адыгее (около 1,5 тыс.).

 

Еще один индоевропейский народ, вписанный в этническую картину Юга России – это немцы, которые начинают переселяться на южнороссийские просторы из других регионов России в XIX столетии, особенно когда не остается пустующих земель на Украине и Поволжье, куда немцы первоначально устремились. В регионе они основывали самостоятельные селения, которые назывались колониями, а другие этнические группы называли их колонками.

Первоначально немцы-колонисты занимались почти исключительно сельскохозяйственным трудом. Их хозяйства отличались хорошей организованностью, оснащенностью сельхозинвентарем и были высокорентабельными. Позже из среды немцев появились механики, инженеры, ветеринары, медицинские работники, фармацевты.

Немецкие инженеры и техники в конце прошлого столетия организовали в южно-российском регионе ряд заводов и механических мастерских. Немецкое население хорошо интегрировалось в экономику и другие сферы общественной жизни региона.

 

Характеризуя индоевропейские этнические группы на Юге России, необходимо сказать несколько слов и о цыганах. Южнороссийский регион является территорией, на которой сосредоточено основное цыганское население России.

Цыгане – выходцы из Индии. Письменные или археологические данные, позволяющие установить время и причины их ухода из Индии, отсутствуют. Предполагают, что это произошло в конце I-го тысячелетия н.э. Первоначально цыгане осели в Передней Азии на территории Ирана и в Египте, задержались на восточных окраинах Византийской империи. В начале II-го тысячелетия продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV в. цыгане расселились по Европе, где вначале считались выходцами из Египта, позднее по Северной Африке, в XIX в. – в Северной и Южной Америке и Австралии. К концу XVIII в. цыгане расселились по всей России. Российским законодательством они были включены в подушную перепись и обложены налогом, а затем были причислены к крепостным.

С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках, которые обычно разбивали в тихом месте, недалеко от леса, реки, населенного пункта. В зимний период цыгане жили в русских деревнях, снимая дом или угол, в зависимости от достатка. Расплачивались деньгами, а также предоставляя для работы своих лошадей. С переходом к оседлости уже в послевоенные годы быт цыган мало отличался от быта окружающего населения, хотя традиционные элементы убранства жилища сохранялись, например, большое количество перин, подушек; у кэлдэрари – отсутствие стульев и наличие специальных ковров для сидения на полу, низких обеденных столиков, ярких занавесок и т. д. Сохранению цыганского языка, хотя практически все цыгане двуязычны, и элементов традиционного быта способствовало то, что цыгане обычно проживали компактно и значит часть времени проводили в моноэтничной среде.

В настоящее время наибольшие группы цыган проживают на Юге России: в Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской и Волгоградской областях. Ставропольский край – регион с самой большой цыганской диаспорой в России. По переписи населения 2002 г. на Ставрополье проживает более 19 тыс. человек.

Задания для контроля владения компетенциями

1. Схематично изобразите структуру индоевропейской языковой семьи (на примере Юга России).

2.Проанализируйте особенности этногенеза одной из групп индоевропейской языковой семьи.

3. Какие элементы традиционного жилища народов иранской, славянской, армянской, греческой, германской групп сохранились до настоящего времени.

4. Проанализируйте элементы национальной кухни народов иранской, славянской, армянской, греческой групп, выделив при этом общие и особенные черты.

5. Определите, какое влияние на культуру и образ жизни индоевропейских народов Юга России оказали автохтонные северокавказские этносы?

 

Использованная литература

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / под ред. В.А. Шаповалова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 160 с.

2. Лавров Л.И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2009. – 556 с.

3. Марущенко В.В. Северный Кавказ: трудный путь к миру: учебное пособие. – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. – 176 с.

4. Этнический атлас Ставропольского края / В.С. Белозеров, А.Н. Панин, В.В. Чихичин. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 208 с.

5. Белозёров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. – М.: ОГИ, 2005.

6. www.ethnos.nw.ru – Этнография народов России.

7. http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC – История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года.

8. http://www.musafilm.ru – Коренные народы России.

9. http://www.etno.clow.ru – Этнография России. Энциклопедия.

10. http://www.perepis2002.ru – Всероссийская перепись населения 2002 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.041 с.)