Содержание книги

  1. Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж
  2. Основные направления развития политической теории и практики Древнего Востока.
  3. Учение индийского кастового строя
  4. Б. «артхашастра» - наука политики (IV-III вв. До Н. Э. )
  5. В. Политические идеи в учении индуизма
  6. Г. Джайнизм - антикастовская доктрина ненасилия
  7. Политическая мысль Древнего Китая
  8. В. Этико-политическое учение конфуцианства (Кун-Фу, Мэн-цзы)
  9. В. Легизм (шан ян, хань Фэй)
  10. Политическая система и режимы в полисах Эллады
  11. А. Пифагорейская школа (Пифагор и пифагорейцы)
  12. Д. Историческая школа (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий)
  13. Смена форм правления по полибию.
  14. А. Диалог Платона «Государство»
  15. Вожделяющая ремесленники-земледельцы деловая умеренность
  16. Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
  17. Диалог цицерона «о государстве»
  18. Диалог цицерона «об обязанностях»
  19. Западноевропейского средневековья.
  20. Политические концепции арабского мира
  21. Особенности замены традиционных политических и культурных ценностей Средневековья на новые.
  22. Протестанско-реформаторское направление (Лютер, Кальвин)
  23. Политико-реалистическое направление (Н.Макиавелли, Ж.Боден, М.Монтень, Ф. Бэкон).
  24. Глава 6. Русская политическая мысль XI - XVII вв.
  25. Стяжательское» направление в политике (И. Волоцкий)
  26. Политические реформы И. Пересветова
  27. Введение. Условия развития политической мысли В новое время и эпоху индустриализма
  28. Политические учения голландии и Англии
  29. Глава 8. Политические учения эпохи западноевропейского Просвещения
  30. Политические учения Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли
  31. Глава 9. Русская политическая мысль конца XVIII века,
  32. Радикальная форма политического либерализма
  33. Глава 10. Политические учения США В период борьбы за независимость
  34. Глава 11. Философско-политические учения немецкого классического идеализма конца XVIII – начала XIX вв.
  35. Государство в философской системе Гегеля
  36. Политическая мысль позитивизма (О. Конт, Д.Милль, Г. Спенсер)
  37. Соцологическая теория политики и государства (Л. Гумплович).
  38. Глава 13. Русская политическая мысль XIX в.
  39. Политический либерализм. Декабристы (Н. Муравьев, П.Пестель)
  40. Теократическая теория В. Соловьева
  41. Революционное и либеральное народничество
  42. Нового времен и эпохи индустриализма»
  43. Раздел IV. Политические теории начала XX В.
  44. Классические теории насилия и ненасилия
  45. Б Концепция сатьяграхи Мохандаса Карамчанда Ганди
  46. Социологическая и историческая школы в политологии
  47. Русские политические мыслители и практики


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический либерализм. Декабристы (Н. Муравьев, П.Пестель)



Н. Муравьев

(1796-1843)

 

 

Зародыш настоящего политического либерализма», мы находим в самой программе Никиты Михайловича Муравьева. Как известно, существуют три дошедших до нас варианта проекта его конституции: 1) текст, найденный в бумагах кн. С.П. Трубецкого; 2) текст, сохранившийся в портфеле И.М. Пущина, вероятно переписанный рукой К.Ф. Рылеева; 3) текст, написанный рукой Н. Муравьева в Петропав­ловской крепости в процессе следствия. Последний отражал более радикальную политическую позицию автора и является самой совершенной публикацией текста конституции Н. Муравьева.

В проекте конститу­ции Северного общества выдвигается требование создания конститу­ционной монархии и упразднения самодержавия. Конституционный проект выдвигал идею политического равенства граждан, предоставле­ния им гражданских и политических прав. Несмотря на влияние, оказанное на автора проектом реформ М. Сперанского, Французской Декларацией прав человека, школой естественного права и теорией обществен­ного договора (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) с их идеей народного суверенитета, неотчуждаемых прав человека, принципом разделения властей, проект конституции Муравьева – «не менее самостоятельное произведение, чем французские конституционные акты и проекты русс­ких политических реформаторов» (Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев.М., 1933. С. 179). Он явился выражением современных передовых идей дворянской интеллигенции о творческом переустрой­стве политического режима власти и изменении социально-экономи­ческих условий в самодержавной России.

Проект конституции давал четкое и более полное представление о будущем государстве и его учреждений, о методах управления, о порядке изменения консти­туции. По нему можно судить о правовой регламентации отношения «личность-собственность-государство» в случае установления власти декабристов. Сам автор проекта хорошо понимал всю сложность перехода от абсолютизма к конституционной монархии.

Еще в 1821 г. Муравьев, корректируя свои мысли о республике, допускал в России установ­ление республиканского правления при условии, что в ней не окажется человека из царствующей династии, достойного политической власти. По-видимому, Александр I как сторонник либеральной конс­титуции в обществе, где половина населения находилась в рабстве, пока еще внушал доверие части руково­дящего ядра Северного общества.

Проект конституции Муравьева по внутреннему содержа­нию был республиканским и во многом соответствовал основным прин­ципам классического западноевропейского либерализма. Главные её составляющие: отмена крепостного права; освобождение крестьян с землей и имуществом (при успешном хозяйствовании предоставлено право передавать их по наследству); полное гражданское равнопра­вие; уничтожение сословных привилегий; создание единой налого­вой системы; введение избирательного права (имущественный ценз для избирателей - 500 серебр. рублей); отмена чинов и клас­сов.

В проекте конституции предусматривалось равенство всех граждан, большое внима­ние уделялось свободе личности, её неприкосновенности, свободе слова, собственности, печати, вероисповедания, свободному образу жизни. Однако собственность, имущественные привилегии определяли право на занятие должностей по государственной службе. Право на участие в общих делах государства имели только привилегированные группы, об­ладающие огромным богатством. Это противоречило положению проек­та, где отмечалось, что все сословия слились в одно общее - гражданст­во.

Приоритет крупных собственников над большей частью граждан, при отсутствии во власти среднего слоя, ставил под сомнение создание условий для гармоничного формирования отношения «личность- государство». Однако, в целом, это обстоятельство не могло умалить прогрес­сивного значения проекта конституции Н. Муравьева. Как отметила академик М.В. Нечкина, «конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-аб­солютистского строя и серьезно расшатала бы его основы и, нес­мотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должна быть признана прогрессивным для своего времени» (Нечкина М.В. Де­кабристы. М. 1984. С. 95). Проект не был идеологическим доку­ментом всего Северного общества, ибо, в отличие от «Русской Правды» Пестеля, не был обсужден и принят всей организацией. Од­нако его значение как программного варианта, как документа либерально-полити­ческой мысли оформленного антикрепостнического, антиабсолютистского движения было огромно, а по ряду поло­жений он дополнял программу Пестеля.

П. Пестель

(1793-1826)

 

Конституционный проект Павла Николаевича Пестеля «Русская Правда» - огромный десятилетний труд социально-политического содер­жания, созданный на базе переработки обширной русской и западно­европейской философско-политической литературы. Он явился вершиной социально-философской и политической мысли своего времени. Его цель - немедленная реализация конституционных прав и свобод граждан после ликвидации самодержавия.

В «Рус­ской правде» Пестель подверг резкой критике самодержавно-крепостнический режим и теоретически обосновал неизбежность его гибели. Главной задачей временного революционного верховного правления - решительное «уничтожение рабства и крепостного состояния», ликвидация сословного строя и института самодержавия (с физическим уничтожением всего царствующего дома), осуществле­ние земельной реформы и создание новой системы государственного управления. Временное верховное правление устанавливается после переворота и действует до установления республики.

Проект конс­титуции Пестеля, провозглашая уничтожение крепостничества, требо­вал от дворянства «непременно, навеки отречься от гнусных преиму­ществ обладать другими людьми», ибо крепостное право «есть дело постыдное, противное человечеству». По Пестелю, важнейшее право каждого гражданина - его личная свобода. Независимо от имущественного ценза все мужчины, достигшие двадцати лет, получают гражданские пра­ва и право на участие в политической жизни. Личная свобода декларируется в «Русской Правде» как «важней­шее право каждого гражданина и священнейшая обязан­ность каждого правительства». На ней «основано все соору­жение государственного здания».

Важное значение в проекте программы Пестеля придавалось формированию института собственности. В соответствии с ним земля становится общественным достоянием. Что­бы сохранить ее от обнищания, предоставляется право каждому иметь свой надел. Земля разделялась на две части: общест­венное владение без права купли – продажи (идет в общинный раздел) и частное, которое являлось частной собственностью с правом продавать и покупать (направлено на «производ­ство изобилия»).

Для реализации своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Проект предусматривал передачу крестьянам половины всей обрабатываемой в госу­дарстве земли. Это значительно больше, чем спустя три десятилетия дала реформа 1861 г. (ЦГАОР СССР, ф. 48, д. 408, л. 19—20).

Осуществить проект, по Пестелю, можно было только с помощью конституционно устроенного государства. В переходный период должна быть подготовлена конституция республи­ки, в основе которой лежала бы идея народного суверенитета и прин­цип разделения властей.

Органом Верховной законодательной власти в государстве являлось однопалатное народное Вече, состоящее из народных представителей. Высшая исполнительная власть - у Державной Думы. Судебная или блюстительная власть - Верховный собор с пожизненно избранны­ми представителями от губерний - осуществляет контроль над органами, ответственными за точное исполнение конституции в стране. Конституция должна обеспечить неприкосновенность част­ной собственности, свободу промышленности, торговли, печати, ве­роисповедания.

Главную разницу между единым и федеративным государством Пестель видел в том, что «право издавать законы, образовывать общественные учреждения и распоряжаться государственными делами находится в неразделимом го­сударстве - в одной только Верховной власти, а в федеративном государ­стве - разделяется между общей Верховной властью и частными област­ными властями» (Избранные социально-политические произведения декаб­ристов: В 2 т. С. 20. Т. 2). Таким образом, конституционный проект «Русская правда», по существу, отра­жал дух преобразований в Европе и Америке, «заставляющий, - по выражению Пестеля, - везде умы клокотать».

То, что главной целью конституции являлось уничтожение самодержавия и крепостничества как «наипротивнейших человеческому существу состояний», установление свободы личности, неприкосновенность собственности, обеспечение прав и свобод гражданина означало осуществление перехо­да к республиканскому строю путем вооруженного восста­ния и установления временной революционной диктатуры. Эта программа содержала радикальный компонент либерально-демократических требований, что свидетельствует об адекватности ее либеральным западноевропейским идеям борьбы с тиранией и проведения либерально-демократических преобразований.

Так, Локк, основатель либерализма, по поводу признания восстания народа как законного средства сопротивления тиранам писал: «Если глава государства «посредством невыносимо дурного обращения жестоко тиранит весь народ или его значительную часть, то в этом случае народ имеет право оказать сопротивление и защитить себя от насилия».

Не все декабристы разделяли такие радикальные способы перехода к новой форме госу­дарственного устройства. Однако, несмотря на ряд совершенно радикальных положений (или как раз благодаря этому), конституционный проект Пестеля был важнейшей программой военной интеллектуальной элиты России в борьбе с феодально-абсолютистским режимом, обоснованием пути к гражданской, политической свободе через право на восстание. Это право, как известно, отражено и в концепциях осно­вателей классического либерализма и успешно использовалось народа­ми ряда стран Западной Европы. Россия, несмотря на поражение восстания, не была здесь исключением.

 

13. 5 Либеральный консерватизм (К. Кавелин, Б.Чичерин)

К. Д. Кавелин

(1818-1885)

 

Константин Дмитриевич Кавелин - знаменитый писатель, публи­цист, правовед, историк, философ, политолог, общественный деятель. Родился в Москве в дворянской семье. Образование получил в Московском университете, где изучал право, философию, историю. В 1848 г. Кавелин переезжает в Петербург, работая в канцеляриях Министерства внутренних дел и учебных заведений, активно занимается публицистической деятельностью в журналах «Современник», «Отечественные записки». В 1857 г. Кавелина приглашают на кафедру гражданского права Петербургского университета. В ближайшие годы Д.Д.Кавелин становится профессором Московского университета, по кафедре государственного права,

Центральной проблематикой в научных исследований Кавелина - соотношение личностного и государственного начал, частной и общественной собственности. Изучая особенности, варианты путей исторического развития Запада и России, Кавелин в статье "Взгляд на юридический быт древней России»(1847) указывает на раз­личные условия, в которых формируется или может формироваться и развиваться личность. По Кавелину, это личностное начало получило свое развитие только при Петре I, «ко­гда Россия, тесно сближаясь с Европой, стала жить ум­ственно, нравственно, деятельностно. Стремясь дать в гражданском обществе свободу, простор человеку, лич­ность, развитая до определенных пределов, пересозда­вала это общество» (там же. С. 66—67). Преобладание государства над личностью Кавелин выражал в словах: "Все делалось у нас сверху вниз". Отсутствие закрепления юридических прав и свобод ставило развитие личностного начала в зависимость от характера правителя, от того, кто придет к власти.

В основе развития личности, по Кавелину, лежат «потребности индивидуума к свободной деятельности», свободному выбору, свободному выражению своего отношения к общественным интересам, целости, идеа­лам, своего отношения к миру. Стремление индивида реализовать эти потребности всегда и во все времена ограничивались необходи­мыми рамками конкретных исторических и социально-политических условий.

Как полити­ческий мыслитель он большое внимание уделяет анализу сущности современного государства и его права, высказывая свою позицию по вопросу общественно-политической жизни - освобож­дения крестьян.

Основные позиции либерала-теоретика по кре­стьянскому вопросу были изложены в знамени­той «Записке об освобождении крестьян в России» (1858), а также в статьях «Взгляды на русскую сельскую общину» (1859), «Дворянство и освобождение крестьян» (1862). В этих работах речь шла о положении статуса личности крестьянина в условиях, когда в России, бла­годаря реформам, открывалась возможность массового распространения частной собственности и ее исключи­тельного права монополизировать все стороны общест­венной жизни, в том числе и сельской.

Западники (Е. Корш, Б. Н. Чичерин) выступали, в сущности, за упразднение общинного землевладения как пережитка, рожденного крепостным правом. Славянофилы (А. Кошелев, Д. Самарин) видели в сельской общине хранительницу устоев, опору национальных форм хо­зяйствования. Славянофилы обвиняли западников в том, что они не поняли специфики русской общины, приняв ее за аналог западноевропейской безземельной общины как простого административного устройства.

Имели свою позицию по этому вопросу и революци­онные демократы, социалисты. Они выступали против права собственности и наследования, но были сторон­никами сохранения общинного землевладения, сельской общины, видели в ней прообраз будущей коммуны, воз­можность ускорения социального развития.

Позиция Кавелина в принципе отличалась от всех вышеуказан­ных позиций, хотя и имела точки соприкосновения с каждой из них. В статье «Взгляд на сельскую общину», излагая свои юридические основания реформирования деревни, он подчеркивал большое значение для России развития капиталистических отношений, личной собственности и духа предпринимательства. Однако Кавелин отмечает и негативные теневые стороны этого начала: стремление к беспрерывному, безграничному расширению и увеличе­нию, личная выгода, стяжание, ничем не умеряемая конкурентная борьба интересов, ниспровергающих все административные стеснения и препоны.

Выступая в защиту сохранения общины, он очень хорошо понимал ее социальное и политическое значе­ние: наличие у крестьян собственности, выгодно отли­чает их от обезземеленных, бездомовных народных масс и городского пролетариата западных стран. Такая особая форма общественного быта, по сравнению с За­падом, по существу исключала условия для революционных и демократических движений в России.

Роль реформаторского государства Кавелин видел: - в обеспечении сохранности землевладения за сельским населением; - в устранении препятствий, искус­ственно замедляющих естественный рост народа; - в соз­дании надлежащей пропорции между частной собствен­ностью и поземельной; - в организации переселений, мелкого поземельного кредита, перекупки земель, со­стоящих в частной собственности, под общинные земли;

в ограждении от социальной анархии, афер, спекуляций, мелочной опеки со стороны крупных собственников и чиновников и т. д.

Взгляды Кавелина на государство и его роль в жизни общества выходили за пределы анализа общинного зем­левладения. Как теоретик-государственник, он глубоко понимал роль и значение государства как организации человеческого общежития. Согласно его концепции, общество и государство - живой организм и функцио­нирует по своим законам дифференциации (расчленения) и интеграции (централизации).

Подобно тому, как у любого живого развитого организма отдель­ные органы обособляются от деятельности других, так и в развитом государственном организме каждый орган, каждая точка живут, кроме общей, своей особой жизнью. Последствия большого расчленения (дифференциации) государства (противостояние правительства народу, народа правительству, сословные привилегии, обособ­ление суда, казны, администрации, эгоизм, равнодушие к общественным делам, крестьянские разделы и т. п.) грозят ему разрушением и распадом. Особенно это опасно большому государству, где непосредственное единение людей нарушается обширностью территории, разноплеменностью, разноверием нации, раздутым до беспредела бюрократическим аппаратом.

В контексте этих размышлений формировалась кавелинская идея о местном самоуправлении. Он хорошо понимал, что управлять страной такого масштаба, как Россия, невозможно силами одной бюрократии, без уча­стия заинтересованных в управлении лиц, особенно на местах, в провинциях. Поэтому решение проблемы ме­стного самоуправления Кавелин ставил в зависимость от решения другой проблемы — проблемы правящего в стране

сословия как главного субъекта проведения ре­формирования в России.

Большое внимание Кавелин уделял вопросам госу­дарственного строительства, и, в первую очередь, рефор­мации государственных учреждений России. Он считал, что для успешного решения социальных проблем необ­ходимо реформировать всю «обветшалую, полуазиат­скую, полукрепостническую» бюрократическую систему, начиная с центральных и особенно мелких администра­тивных учреждений. Чрезмерная зацентрализованность власти, которая основана на принципе мелочной регламентации местной жизни из центра, безграничный бю­рократический произвол, не знающий никакой управы, не только дискредитируют власть в стране, но и являют­ся тормозом всякого прогресса.

В статье «Бюрократия и общество» Кавелин пишет: «У нас нет ничего похожего на государственные учреждения, которые пользовались бы авторитетом и доверием страны и могли в минуты, подобные настоящей, выносить на своих плечах всю тяжесть положения и ограждать государство и династию от опасности» (Кавелин К. Д. Собр. соч. Т. 2. Стб. 1076).

В устройстве госучреждений Кавелин выделяет сле­дующие крупные недостатки: преобладание в высшем государственном управлении единоличной власти над коллегиальными, отсюда рассогласованность действий и произвол; все высшие госучреждения составляются из одних военных и гражданских чиновников, людей, ко­торые «всю жизнь провели в положении управляемых, смотрели на дело сверху вниз, не зная, что делается внизу»; коллегиальные госучреждения (сенат, госсовет, комитет министров) лишены возможности непосредст­венно докладывать государю о нуждах страны и мерах их удовлетворения, этим правом пользуются министры, которые в своих докладах, искажая действительность, проводят интересы своих ведомств; право возбуждать законодательные и общие административные вопросы принадлежало не коллегиальным органам верховной власти, а исполнительным.

Чтобы преодолеть админи­стративный произвол, Кавелин считает: нет необходи­мости введения в стране конституции, парламента, дос­таточно законного порядка, одинакового для всех, спра­ведливого суда, обеспечивающего всех и каждого, спра­ведливого закона о печати, предоставляющего возмож­ность каждому высказать свои мысли. Нам «нужно сколько-нибудь сносное управление,...хоть тень обще­ственной свободы..., нужны прочные государственные учреждения, состоящие из лучших людей» (там же. Стб. 896, 1067).

Итак, во всех его аналитических рассуждениях о государственном устройстве, о роли и значении государства в реформировании общества преследуется цель - создание правового государства, юридически организованной власти, защищающей интересы лица, личности, создающих условия для свободного проявле­ния гражданами своих свободных прав.

Б. Чичерин

(1828 – 1904)

 

 

Борис Николаевич Чичерин - один из самых представительных рус­ских мыслителей либерально-консервативного направления, основатель русской государственной школы. По характеристике Бердяева Чичерин был «единственным философом либерализма», «редкий в России государственник», сочетавший в себе природный дар философа, юриста, политолога. Родился в семье богатого и родовитого тамбовского помещика. Образование получил в Московском университете, где изучал право, философию, историю. Мировоззрение Чичерина формировалось под сильным влиянием выдающегося профессора истории Т.Н. Грановского, к которому он был «близок и обязан ему большею половиною своего духовного развития».

Он - автор фундаментальных философских и политико-правовых исследований: «Очерки Англии и Франции» (1858), «О народном представительстве» (1866), «Положительная философия и единство науки» (1880), «Собственность и госу­дарство» в двух частях (1882, 1883), «Курс государственной науки» в трех частях (1894-1898), «Философия права»(1900), «История поли­тических учений» в пяти частях (1869-1902), и др. Большой интерес представляют три тома воспоминаний Б.Н. Чичерина. С его именем свя­зано создание оригинальной и цельной философско-политической и правовой системы ев­ропейского уровня. Методологической основой анализа современных социально-политических процессов, по Чичерину, является логика и метафизика в ее развитой и совершенной форме. В этом сказывается сильное влияние на него философии и политики Гегеля, которые он под­верг сложной и оригинальной переработке.

Доктрина «охранительного» либерализма Чичерина появилась на свет не только под влиянием социально-философской мысли Э. Берка, А. Токвиля Д. Ст. Милля и других великих либера­лов и консерваторов. Включение Чичериным консервативного начала в ли­беральную программу, в сущности, было продиктовано условиями самой российской действительности, особен­ностью самодержавного строя. Как и Кавелин, Чичерин в сильном консервативном элементе политической власти видел основу крепкого государственного порядка, который в свою очередь, стано­вится важнейшим условием внедрения и развития за­конной свободы. В этом понимании необходимости единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный смысл доктрины «охранительного» либерализма.

Используя государственную власть, ее законодательную деятель­ность в качестве "рационального средства" их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержа­вия. Например, с позиции «охранительного» либерализ­ма Чичерин сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, регулирующий, в зависимости от социальных условий, необходимость усиления или ослабления власти: «Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно» (Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 164). Таким образом, соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине «охранительного либерализма», или либерального консерватизма, осуществлено впервые в теоретически обоснованной форме.

К концу второй половины XIX века «охранительный либерализм» Чичерина и связанная с ним проблематика личности, собственности и государ­ства развиваются и углубляются на основе переработанного огромного материала предшествующей социально-философской и политической мысли. Вершиной развития человеческой мысли, последним словом рационалистической философии Чичерин счита­ет Гегеля, величайшей заслугой которого, он полагает, создание им глобальной философской системы, открытие диалектических законов развития мирового бытия, а себя называет сторонником объективно-идеалистического ми­ровоззрения, метафизической концепции универсализ­ма, соединяющей рационализм и реализм.

Чичерин, подобно Гегелю, свои представления о внутренней свободе личности как сферы проявления субъективной нравственности конкретизирует в учении о собственности. Он дает юридическое обоснование необходимости авто­номности института собственности от государства на основе идей естественного права, ставя правовые пре­грады против злоупотребления властью, государством в отношении собственности. «Вторжение государства в область соб­ственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, всегда есть насилие и неправда» (там же. С. 154). И поскольку частная собственность является «идеалом всякого гражданского быта», делает вывод Чичерин, она «подлежит особому охранению со стороны государства». Итак, в охранении собственности, а, следовательно, и свободы личности Чичерин видит основную функцию государства.

Большую опасность свободе и собственности, по его мнению, следует ожидать от социалистов, ибо при со­циализме эти величайшие ценности обращаются в при­зрак, а государство, обобществляя все средства произ­водства (землю, капитал, предприятия), насильственно подавляя природу личности, «неизбежно вызовет нега­тивное стремление у каждого максимально пользоваться общественным достоянием, т. е. быть иждивенцем. Раз­рушая религиозную нравственность, порождая эксплуа­тацию добросовестного недобросовестным, сильного слабым, такое государство превращает человека в доб­ровольного раба общества» (там же. С. 414). На этом основании Чичерин полностью отказывает коммунизму в существовании.

Чичерин дает оригинальную, отличную от Гегеля, структуру «человеческих союзов». В чичеринской трактовке сфера объективной нравственности включает четыре различных союза: семья - гражданское общест­во - церковный союз-государство, вместо трех по Гегелю (семья - гражданское общество - государство). Отношение между независимыми союзами, согласно теории «человеческих союзов» Чичерина, строятся на основе четырех формальных юридических начал человеческого общежития — власти, закона, свободы и цели. Важнейшую цель союзов Чичерин определяет формулой, идущей от Д. Локка, И. Бентама, Б. Констана: «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц».

Чичерин большое внимание в своих исследованиях уделял социально-философскому и политическому анализу верховного политического союза - государ­ства, рассматривая его сущность, формы государственного устройства, проблемы отношения государственного и личностного начал, вопросы реализации политической свободы.

Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Государство представляет «организацию народ­ной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непре­рывной смене поколений. Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо»(Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 ч. М., 1894. Ч. 3. С. 4-7). Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного «разумно и добровольно подчиняться вер­ховной власти и поддерживать ее всеми силами». Обра­зованный союз возникает на основе естест­венного закона, связывающего личную свободу с приро­дой человека.

Сущность политического союза (государства) Чиче­рин рассматривает в соотношении с гражданским обще­ством, под которым он понимает «совокупность отноше­ний, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом». Государство и гражданское общество — два проти­воположных, но «равно необходимых элемента челове­ческого сожительства». Это особый мир человеческих отношений: с одной стороны, люди являются носителя­ми частных отношений, с другой, членами общего ду­ховного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоя­тельность, следовательно, и свобода лица, без послед­них исчезает единство (там же. С. 192). Государство как вершина об­щественного здания, опирающаяся на гражданское об­щество и зависимая от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органи­ческому единству.

Мысли Чичерина о зависимости и опоре государства на гражданское общество не совпадают с гегелевским пониманием отношений государства и гражданского общества. По Гегелю, гражданское общество как сфера частной собственности и индивидуальных интересов корпораций, общин, сословий должно быть подчинено интересам государства (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 330). Чичерин, в отличие от Гегеля, склонен усилить в системе этих отношений элемент частного, делая его, в сущности, автономной, независимой сферой от государственной власти и от политиче­ских целей.

Уделяя большое внимание характеристике различных форм правле­ния (монархии, аристократии, демократии и смешанной форме - консти­туционной монархии), Чичерин рассматривает правление их содержания и направленности в зависимости от конкретных исторических условий и от состояния народного духа (сознания). При анализе этих форм Чичерин предпочтение отдает конституционной монархии. Именно в ней считал он, наиболее полно воплощается идея свободы и идеал чело­веческого общежития.

Неоднозначную оценку дает Чичерин демократической форме правления. Влияние идей демократии, считает он, поистине огромно, каждый чело­век в демократическом обществе является носителем определенной доли верховной власти, он политически ни от кого не зависим. В условиях демократии открыт простор энергии человека, его умственным и физичес­ким способностям.. В демокра­тическом обществе «общегосударственный порядок» составляет "венец гражданского развития человека» Однако демократия, считает Чичерин, лишь от части выражает сущность свободы. Она проявляет себя только в свободе политической. Демократия «нигде не может быть идеалом человеческо­го общежития. Она может быть только переходящей ступенью исторического развития» (там же. Ч. 3. С. 179).

Много внимания Чичерин уделял проблемам реали­зации политической свободы в российском обществе путем организации системы представительного правле­ния, свободных учреждений, соединения выборных с людьми опытными в государственных делах.

Внимательное изучение эволюции взглядов Чичери­на приводит к пониманию того, что здравый смысл, основанный на блестящем знании исторической обста­новки и состояния общественного духа российского народа, подсказывает каждый раз меру реализации свобо­ды, возможной при данных конкретно исторических условиях России. Чичерин был решительный сторонник разумной умеренности, противник односторонности, крайности и сиюминутных необдуманных решений, никогда не стремился считать созревшим то, что не созрело. Он хорошо понимал, что строительство новой государственности всегда таит в себе опасность поро­дить разнузданность страстей и анархию интересов, что немедленно бы привело к торжеству реакции, «которая могла уничтожить не только едва зародившуюся поли­тическую свободу, но и юные преобразования, не ус­певшие еще упрочиться в народной жизни». Россия избежала такого кризиса, ибо это понимали и «верхи». По выражению Чичерина, «державная рука сохранила свое собственное произведение… новые пре­образования сделались неотъемлемою принадлежно­стью народной жизни» (там же. С. 58).

В других своих произведениях, в частности, в работе "Собственность и государство" он объяс­няет причину трудности водворения свободы, по срав­нению с Западной Европой. Она заключается в том, что на Западе общест­венное устройство устанавливается само собой, а в Рос­сии это привносится государством «сверху». Отсюда упрочить свободу в обществе, привыкшем единственно к власти, где к тому же «свобода проявляется еще своим первым младенческим лепетом и совершает свои пер­вые робкие шаги... составляет одну из самых трудных исторических задач» (Чичерин Б.Н. Собственность и государство. С. VI).

Но уже позже, в одной из последних своих работ – «Россия накануне двадцатого столетия» (1900), Чичерин, уделяя большое внимание анализу основных этапов развития либерализма в России, четко выразил свою конституционалистскую позицию и враждебность к самодержавию, определив главную задачу двадцатого столетия. Он писал: “Самодержавная власть превратилась в игралище личных интересов самого низменного свойства…Оставаться при нынешнем близоруком деспотизме, парализующем всенародные силы, нет возможности… Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установленная им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободою политической. Рано или поздно, тем или другим путем это свершится, но это непременно будет, ибо это лежит в необходимости вещей. Сила событий неотразимо приведет к этому исходу. В этом состоит задача двадцатого столетия» (Б.Н. Чичерин. Философия права. СПб., 1998. С. 610, 614, 615)



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.223 (0.012 с.)