Глава 9. Русская политическая мысль конца XVIII века, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Русская политическая мысль конца XVIII века,



Начало XVIII века оказалось переломным временем для нашего государства: в этот период петровской модернизации закладывались основы новых социально-экономических отношений, определялся основной вектор дальнейшего развития Российского государства, вступившего в новую эпоху своей истории. В это время концепции, на основе которых модернизировалось государство, разрабатывались не только императором и его приближёнными; различные идеи высказывались людьми, принадлежащими к различным социальным слоям и занимающими разные должности.

9.1.И. Посошков

(1652 – 1726)

Иван Тихонович Посошков - купец,
промышленник, экономист, реформатор - автор проекта реформ, затрагивающего все сферы общественно-политической жизни – «Книга о скудости и богатстве».

В поле зрения этого выдающегося практика и теоретика экономики находилось множество проблем в различных сферах общественной жизни и политическом процессе в Российском государстве, решение которых искал и, находя, предлагал, издавая книги, содержащие подробные планы реформ в той или иной области.

В своем послании Петру I мыслитель утверждал, что богатство государственной казны или роскошь высших должностных лиц нельзя считать показателем богатства государства. «То самое царственное богатство, ежели бы весь народ по мерностям своим богат был». Соответственно, обеднение народа означает, прежде всего, обеднение государства. И первоочередная задача для государства – забота о благосостоянии народа, а не о наполнении государственной казны. Для повышения уровня богатства необходимо принятие двух важных мер: во-первых, необходимо всеобщее занятие производительным трудом, искоренение праздности, а во-вторых, нормой для всех слоев населения должна стать строгая экономия, все расходы на которую вписывались бы в рамки необходимого. Более того, необходимо бережливое отношение к имуществу, как частному, так и государственному.

Пытаясь донести до государя мысль о необходимости проведения умеренной фискальной политики, Посошков предлагал государю придерживаться принципа умеренности при осуществлении налоговых сборов: «крутое собрание,- писал он,- не собрание, но разорение… худой тот збор, аще кто царю казну собирает, а людей разоряет».

Важным фактором накопления богатства государства является и бережливое отношение к природным ресурсам. Он советовал изучать недра земли в поисках полезных ископаемых, определяя основные принципы целесообразного природопользования.

Для укрепления экономики, по мнению Посошкова, следует строить промышленные предприятия на деньги государства, настаивал на необходимости создания промышленных предприятий различного профиля, и экспорта только готового продукта с полным прекращением экспорта сырья. Он считал необходимым поощрение изобретательства, поскольку оно также приносит выгоду государству. Посошков отстаивал монопольное право сословия купечества на предпринимательскую деятельность, считая, что заниматься торговлей не должны люди, принадлежащие к другим сословиям. Однако не забыл он и об интересах других сословий. Описывая в своём труде тяжёлое положение крестьянства, он не высказывался за отмену крепостного права, но советовал ограничить эксплуатацию крестьян помещиками, установив определенные нормы крестьянских повинностей в зависимости от размера земли и количества посевов и снизив подати, уплачиваемые крестьянами.

Также Посощков предлагал методы борьбы с праздностью, считая ее одной из причин возможной бедности населения. По его мнению, помещики должны были превратиться из эксплуататоров в своеобразных контролеров, следящих за тем, чтобы крестьяне проводили время в работе, а не «лежебочили», призывал к введению всеобщего обучения крестьянских детей грамоте, изучению крестьянами различных ремесел. Касаясь вопросов духовности, указывал на необходимость для священнослужителей обучать людей основам веры, благочестию.

В целях укрепления нормативно-правовой базой всех отношений в государстве. Посошков выступил с предложением о составлении нового Уложения вместо Соборного Уложения 1649 года, в котором бы предусматривалось участие всех сословий в разработке основного документа, регламентирующего жизнь в государстве. От царя требовался диалог с народом, диалог, открывающий возможность для наиболее прогрессивного развития права в государстве через совершенствование законодательства.

Эти и другие прогрессивные идеи мыслителя, к сожалению, не достигли своего адресата: скорее всего, книга была перехвачена цензорами до прочтения её Петром I. Ее автор, проведя пять месяцев в заключении, умер в неволе. Однако книга мыслителя, опередившего своё время, является настоящей жемчужиной экономической и политической мысли..

Истоки либеральной дворянской идеологии

Екатерина П

(1762-1796)

Либеральные ростки в России с концом второй половины XVIII века, связаны с царствованием Екатерины П. Она нередко свою увлеченность свободой выражала либеральной фразой: «Свобода - душа всего на све­те, без тебя все мертво. Хочу повиноваться законам, но не рабам; хочу общей цели - сделать счастливыми (подданных), но вовсе не своенравия, не чудачества, не жестокости, которыене совместимы с ней… рабство есть политическая ошибка, которая убивает соревнование, промышленность, искусства и науки, честь и благоденствие» (Записки императрицы Екатерины II. СПб.,1907. С. 627). Эта мысль, усвоенная Екатериной II из западноевропейских источников и высказанная в одной из записок до вступления на престол, стала основой официального документа императрицы, удивившего страну и весь мир революционной смелостью либеральных идей. Речь идет о «Наказе» Екатерины, написанного ею в 1767 году для членов Специальной Комиссии по уложению законов.

Главной целью этого документа было «произвести революцию в умах россиян и всех европейских народов» и завоевать народное доверие к власти, «которая бы могла стать любимой и славной»; заставить всех слушаться голоса разума и «убедить, что его требования совпа­дают с основаниями общественного спокойствия, в котором все нужда­ются, и польза которого всякому почетна».

В «Наказе» в законодательном порядке закре­плялись права на личную безопасность дворянства, частную собствен­ность на землю и крепостных, сформулированы основные принципы сво­бодной промышленной и торговой политики, разработаны более гуман­ные средства и приемы управления.

Целый ряд статей «Наказа» содержит либеральные настроения: о равенстве и свободе; о естественном праве в его отношении к праву государственному; о средствах укротительных и «могущих воздержать множество прес­туплений»; о заключении в тюрьмы, при условии доказатель­ства виновности; о запрете смертной казни; о защите крепостных от злоупотреблений помещиков; о немедленном уничтожении крепостного права; о среднем роде людей (см.: Екатерина. Наказ. СПб., С.157, 61, 73). Средний слой мыслился как интеллектуальная основа в практической реализации либеральных принципов.

Все эти важнейшие положения, идеи, сформулированные в «Наказе», нигде еще не испытанные практически, несмотря на их «высочайшую умозрительность» (Карамзин), были последним словом за­падноевропейской философской и политической мысли. Хотя они и «не были еще руководящими началами политической жизни народов, - писал В.0. Ключевский, - по крайней мере, на европейском материке, они оставались идеалами передовых умов, дожидаясь своего места в ко­дексах» (Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1990. С. 313-314).

Итак, заслуга Екатерины II заключалась в том, что она первая на официальном уровне стала приобщать русскую интеллигенцию и общество к либеральным европейским ценностям. Несмотря на декларативность и формализм провозглашенных ею прав личности, идей сво­бодомыслия, политического равенства, устранения крепостного права, ограничения абсолютной власти, именно с ее эпохи получило свое начало либеральная традиция в России. Просвещенные умы России вполне серьезно восприняли западноевропейский либерализм и просветительские идеи императрицы. Они пытались примерить европейские идеалы свободы к российской действительности даже тогда, когда императрица отступала от них.

В 60-70-х годах ХУШ века большую роль в деле утверждения либеральных идей сыграл начальник Коллегии иностранных дел Никита Па­нин (1718-1783 гг.). Он участник возвышения на престол Екатерины П, к тому же наставник великого князя Павла Петровича. Не без его влияния Екатерина декларировала либеральные принципы своей социальной политики. Панин был одним из первых, кто выступил с конституционным проектом об ограничении абсолютной власти монарха, рассматривая его как добровольный акт самого монарха. В проекте функции законодательной власти передавались Сенату, а за императором сохранялась функция исполнительной власти и право на обнародование принятых Сенатом законы.

Известными представителями либеральной дворянской идеологии были брат Никиты Панина Петр Панин и дипломат Д.А. Голицын. Последний высту­пил с осуждением крепостничества как формы рабства. Будучи русским посланником во Франции, Голицын еще до «Наказа» Екатерины П (1765) обратил внимание на необходимость образования в России среднего сословия на основе права собственности на землю, имея ввиду собственность как главную опору дворянства и «фундамент бла­госостояния государства».

Пропаганде идей западноевропейского либерализма и русского Просвещения посвятили свою деятельность президент Российской Академии Е.Р. Дашкова, служащий Сената юрист Я.П. Козельский, профессора Московского университета Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, писатель Д.И. Фонвизин.

Дмитрий Иванович Фонвизин (1745-1792 гг.) - один из первых представителей российского Просвещения, автор сатирических произведений «Недоросль», "Бригадир", был личным секретарем Н.И. Панина и наставником великого князя. Фонвизин - сторонник теории естественного права как «вечного и непоколебимого» принципа. С этой позиции всякая верховная власть, по его мнению, должна рассматриваться с точки зрения высших доб­родетелей, проявляя заботу о благе народа, не допуская наси­лия над личностью, не попирая человеческого достоинства и следуя разумным законам. Между тем освобождение от рабства, тирании, проблема крепостничества на деле не решались. Насильственные притеснения, произвол не устранялись и даже усиливались. Фонвизин в записке «Рассуждение о непременных государственных законах» писал: «Госу­дарство, где люди составляют собственность людей…, каждый… может быть завсегда или тиран, или жертва» (Фонви­Зин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.-Л., 1959. Т.П. С. 264). Подобные критические мысли свидетельствовали о явной его оппозиции верхов­ной власти. Он обличал крепостничество, невежество дворян, систему образования и воспитания, внушал своему воспитаннику, будущему монарху, мысли о недо­пустимости произвола, воспитывал его в либеральном духе, в духе уважения к свободе как неотъемлемой потребности и достоинства челове­ка.

Понятие свободы все более входило в сознание представителей свободных профессий (интел­лигенции, купечества, предпринимателей). Пока это был узкий круг среднего слоя и вольного дворянства, который получил гражданские права, личную безопасность, неприкосновенность частной собствен­ности. Особенно следует сказать о Н. Новикове и А. Радищеве, в творчестве которых русский либерализм обрел черты последовательного социально-политического учения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.009 с.)