Учение индийского кастового строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение индийского кастового строя



Первыми попытками философского осмысления культовых тек­стов стало создание Вед в начале первого тысячелетия до н.э. В это же время складываются школы жрецов-брахманов по следующим философ­ским проблемам: природа бытия (которое мыслилась как единая ду­ховная сущность, пронизывающее Вселенную); природа истины и возможность познания; истинность как отожествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью; этическое по­ведение (организация последовательности действий по поддержанию мирового, социального и духовного порядка, соответствующего ре­лигиозному рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида); сущность свободы и возможность освобождения (с помощью особых усилий: йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокро­венного знания, философии языка и т.д.). Эта проблематика образо­вала основу идеологии брахманизма, которая в дальнейшем передава­лась в виде устных текстов - Упанишад.

Упанишады создавались в течение веков различными жрецами, поэтами и философами разнообразных направлений. В них можно най­ти советы о познании реальности, афоризмы, возбуждающие жажду к знаниям и твердую уверенность в возможности познания мира, остроумную крити­ку взглядов своих противников, теоретическое обоснование религии и отрицание ее устоев. Создание Упантшад происходило в острой борьбе нового со старым, в рамках различных религиозных систем и в борьбе между ними.

В борьбе завоевателей-арийцев с покоренным населением сложились основы кастового строя Индии, который, как известно, был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии - в Законах Ману (около V в. до н. э., но записан гораздо позже), который почти до наших дней являлся спе­цифической чертой общественно-политической жизни этой страны.

Известны четыре классические касты или варны (по-санскритски варна дословно - цвет). Согласно мифу, касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст — брах­маны, из рук — кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног — шудры.

Первой, господствующей кастой стала каста брахманов. Вследствие превосход­ства рождения, согласно кодексу Ману, брахманы (брамины) становятся жрецами. Главная их функция - просветительская, охранительно-ритуальная; почетное занятие брахмана - изучать Веды и обучать им других. Законы Ману, определяют четыре периода жизни брахмана:

1.изучение Вед под руководством учителя;

2. женитьба, хозяйственная деятельность, воспитание детей;

3. жизнь отшельника в лесу;

4. жизнь аскета, отказавшегося от всякой собственно­сти, питающегося подаянием. Как просветитель, проповедник Вед, брахман обязан вести особый образ жизни. Он «ест только свое, носит свое и дает свое; все другие люди существуют по милости брахмана». «Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Только брахманы могли обращаться с молитвами к богу брахманов, руководить жертвоприно­шениями, произносить гимны.

Вторая кастакшатрии. Это каста правителей, воинов. Так как считалось, что власть царя имеет божественное происхождение, то главная функция кшатриев заключалась в обеспечении безопасности царя и брахманов, охране кастового строя иподдержании порядка средиподданных. Облеченные столь важными полномочиями кшатрии должны были избегать развлечений и воспитываться в обстановке строгости, неприверженности к мирским уте­хам. Вершиной карьеры кшатрия могла быть должность придворного, охранника царя. Очень редко кшатрии сами становились царями. Но кем бы ни был кшатрий, даже царем, он обязан был относиться к брахманам с почтением. «Царь, встав утром, пусть почтит брахманов... мудрых в управлении, и поступает по их советам. Пусть всегда чтит брахманов, пожилых, знаю­щих Веду… Храбрость в битвах, защита народа…— лучшее средство для царей достичь блаженства» («Законы Ману». М., 1960, с. 29).

Третья каставайшьи былакастой земледельцев, скотоводов и торговцев. Она составляла свободное население, принадлежавшее в основ­ном к этносу арийцев-завоевателей. Социальная функция вайшьев – деловая, обеспечение всем необходимым первых двух каст: земледелие, скотоводство, торговля, ростовщичество.

Четвертая каста - шудры (слуги). Это совершенно бесправная каста рабов, включавшая потомков покоренных аборигенов Индии, выполняющая функцию смиренного обслуживания трех арийских варн.

Только три касты или варны проходили обязательные об­ряды посвящения. Посвещение не касалось только шудр.

В основу упорядочения общественно-политической и религиозной жизни индийского кастового строя легла философско-политическая идея кармы, брахманского учения о перерождении. Внушаемая брахманами идея во вторичное воплощение души (идея реинкарнации), связана с догматом о загробном воздаянии, согласно которому душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это за­висит от поведения человека в теперешней жизни и, преж­де всего, от соблюдения им кастовых правил. Главное и основное правило -соблюдать законы касты. Нарушающий законы своей касты, в зависимости от категории грехов, в следующем воплоще­нии может быть понижен в касте или воплотится в низшее животное. За мысленный грех человек должен будет воплотиться в представителя низшей касты, за словесный грех - в животное, а за греховный поступок - в неодушев­ленный предмет.

Закон кармы неумолим, только смерть и перерождение может улучшить твое место в системе каст и вообще в земной жизни. Полное исключение личностного начала, иррациональная вера в карму, освобождает индийца от осознания отношений «личность-государство». Эта идея, закрепленная в «Законах Ману», служила и служит идеологическим и политическим освящением кастового строя, способствуя возвышению социально-политической роли профессио­нального кастового жречества.

Для прояснения сущностно-содержательной стороны политического правления особый интерес в брахманском учении представляет освещение в трактате «Артхашастра» роли личности правителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.)