Основные показатели и критерии оценки эффективности предпринимательской деятельности на предприятиях апк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели и критерии оценки эффективности предпринимательской деятельности на предприятиях апк



Экономическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами.

Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.
В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда.
На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.
Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:
- обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;
- определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;
- обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;
- стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.
С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности производства.

1) обобщающие показатели:

- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

- прибыль на единицу общих затрат;

- рентабельность производства;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

- народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности использования труда (персонала):

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

- абсолютное и относительное высвобождение работников;

- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

- трудоемкость единицы продукции;

- зарплатоемкость единицы продукции;

3) показатели эффективности использования производственных фондов:

- общая фондоотдача;

- фондоотдача активной части основных фондов;

- рентабельность основных фондов;

- фондоемкость единицы продукции;

- материалоемкость единицы продукции;

- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств:

- оборачиваемость оборотных средств;

- рентабельность оборотных средств;

- относительное высвобождение оборотных средств;

- удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

- рентабельность капитальных вложений;

- срок окупаемости капитальных вложений и др.

Уровень экономической эффективности в АПК зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.
Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:
1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;
2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;
3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;
б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

 

51.Политика государства в отношении неплатежеспособных организаций, предприятий-банкротов, система мер.

 

В наиболее общем виде неплатежеспособность организации представляет неспособность расплатиться по наступившим на анализируемый момент времени обязательствам.

Проблемы анализа неплатежеспособности заключаются в том, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а анализ начинают проводить лишь в условиях резкого спада, характеризующегося неплатежеспособностью

Классификация неплатежеспособности производится по следующим признакам: по характеру развития; по причинам возникновения; по степени легитимности; по отношению неисполненных обязательств к определенному виду деятельности; по отношению к определенному периоду времени; по перспективе восстановления платежеспособности; по периоду восстановления платежеспособности.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

-восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

-финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

-финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

-возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;

-финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

-финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

-наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

-наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;

-безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;

-наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;

-наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ; федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).

В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.

Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.

 

52. Качества предпринимателя для работы в условиях рынка. Методы оценки качеств и способностей предпринимателей.

 

качеств нужно назвать следующие умения (способности): принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях; генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода; оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли; рисковать; анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Некоторые недостатки предпринимателей составляют: тяготение к краткосрочным решениям (обычно это связано с ограниченными ресурсами роста); тенденция завышать оценку достигнутых или ожидаемых результатов; консерватизм стиля и неспособность пересматривать свои взгляды в условиях расширения и усложнения организации.

Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются таким образом: гибкость мышления и аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие, это творчески мыслящий человек, обладающий смекалкой и широтой мировоззрения, умеющий находить нестандартные решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.02 с.)