Сущность и назначение стратегического управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение стратегического управления



 

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. [1]

Существует множество подходов к определению стратегического управления.

О.С. Виханский рассматривает стратегическое управление как «как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».[2]

В.Д. Маркова и С.А. Кузнецова считают, что стратегическое управление «это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.[3]

Лапыгин Ю.Н. рассматривает стратегическое управление как «циклический процесс, состоящий из процедур формулировки, внедрения и контроля».[4]

А.Т. Зуб в своей работе показывает что существует несколько различных подходов к определению стратегического управления. Это такие подходы, как подход со стороны анализа окружения, целей и средств и деятельностный подход.[5]

В настоящее время ведущими мировыми специалистами, такими как И. Ансофф, Г. Минцберг, М. Портер и др., реализуется подход к стратегическому управлению, как к управлению, осуществляемому в условиях высокой степени неопределенности. Ситуации, в которых функционируют предприятия, не только России, но и в подавляющем большинстве стран мира, отличаются высокой нестабильностью. Это делает невозможным достаточно точное предсказание будущего: не только отдаленного, но часто и самого ближайшего. [6]

С другой стороны, невозможно получить позитивный результат в будущем, если к нему не подготовиться в настоящем. Такая фирма может оказаться последней «в очереди» на получение эффекта от благоприятных возможностей и первой – на получение убытков от возникающих угроз.

Необходима такая система управления, которая позволяла бы прогнозировать развитие ситуации в будущем, но, при этом, была бы достаточно гибкой, обеспечивала «панорамный» обзор и одновременно глубокое проникновение в суть тенденции. Именно такой, специально предназначенной для действия в условиях высокой нестабильности внешней ситуации, и является система стратегического управления организацией. Она обеспечивает постоянную готовность организации к разработанным вариантам развития ситуации, позволяет в полной мере использовать открывающиеся возможности и минимизировать ущерб от возникающих угроз. Естественно, что такая система управления должна базироваться на использовании специальных методов, которые, с одной стороны, должны быть достаточно конкретными для принятия определенных стратегических решений, а, с другой стороны, должны учитывать высокую неопределенность стратегического будущего и невозможность точного прогнозирования его параметров.[7]

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем.[8]

Основополагающим термином в стратегическом управлении и планировании является понятие «стратегия».

Понятие стратегии в последнее время приобретает все большую популярность и употребляется в самых разнообразных контекстах. В современной экономике есть свое представление о стратегии, и оно в каких-то аспектах может отличаться от соответствующих определений, а также от общепринятых штампов и стереотипов, которые бытуют в иных областях организованной человеческой деятельности.[9]

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.[10]

Слово "стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою". За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Современные исследователи понятия стратегии в общем его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.

Минцберг определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию 5-ти "П":

· стратегия – план действий;

· стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

· стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

· стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;

· стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.[11]

А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд рассматривают стратегию как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей».[12]

Г.Б. Клейнер считает, что стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».[13]

Дж. Глинн определяет стратегию как «основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».[14]

Д.А. Аакер подчеркивает принадлежность стратегии к хозяйственной деятельности, называя ее бизнес-стратегией.[15]

В.И. Куликов рассматривает стратегию как «долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.[16]

Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия.[17] Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.[18]

Стратегическое управление ориентировано на перспективу и требует полной реалистичности. Их всех возможных вариантов развития событий выбирается наилучший, но при этом учитывается, что и этот вариант не обязательно будет обеспечивать лучшую ситуацию, чем та, что была в прошлом.[19]

Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Это означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников.[20]

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.[21]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.006 с.)