Конфликтология в социальной работе (вопрос ГЭК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликтология в социальной работе (вопрос ГЭК)



Конфликт – это столкновение различных мотивов, потребностей, интересов, ценностей, сторон, мнений, сил.

Виды социальных конфликтов:

1. Внешни е социальные конфликты, или войны

2. Межгрупповые конфликты, например, гендерный конфликт как столкновение требований мужского сообщества к женскому и наоборот.

3. Внутригрупповые или организационные конфликты

4. Межличностные конфликты (между сотрудниками, между руководителем и подчинённым, между клиентом и социальным работником, между супругами и т.п.)

5. Внутриличностные конфликты (например, невротические, вызывающие неврозы, - истерию, неврастению, обсессивно-фобический невроз)

Основные элементы конфликтов всех видов:

1. Кто? – участники конфликта – не менее 2-х

2. Из-за чего? – предмет разногласий

3. Ради чего? – мотивы столкновений

Что делают?

Что чувствуют?

О чём думают?

Стадии развития любого социального конфликта:

1. Предконфликтная стадия

2. Собственно конфликт

3. Разрешение конфликта

4. Постконфликтная стадия

Факторы межличностных конфликтов:

1) объективные (сокращение штатов, конкурс при отборе на работу или зачислении в вуз);

2) субъективные: а) стереотипы; б) негативные установки; в) недоразумения; г) конфликтные установки; д) межличностная (не)совместимость.

Формы межличностных конфликтов в социальной работе:

1) соперничество, т.е. стремление взять верх;

2) спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

3) дискуссия – обсуждение спорного вопроса.

Стили выхода из конфликта:

1). КОНФРОНТАЦИЯ

2) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

3) УЗБЕГАНИЕ или УХОД

4) КОМПРОМИСС

5) СОТРУДНИЧЕСТВО

Признаки разрешённого межличностного конфликта

1. Устранены все препятствия для согласия сторон,

2. Обе стороны принимают исход,

3. Необходимость вмешательства третьей стороны отсутствует,

4. Обе стороны считают исход честным и справедливым решением проблемы;

5. Компромисс не требуется;

6. Между сторонами установились новые позитивные отношения;

7. Обе стороны в состоянии свободно общаться без посредников.

Групповые конфликты возникают на почве столкновения мотивов внутригруппового взаимодействия:

1). Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация),

2). Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм),

3). Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество),

4). Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм),

5). Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия),

6). Минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство).

Типы конфликтных личностей: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки, нерешительные, максималисты, скрытные, невинные лгуны, ложные альтруисты.

Правила поведения в предконфликтных ситуациях:

1).Стоит уклониться от решения проблем, которые не затрагивают Ваших интересов и Вам никто не ставил условий, при которых Вы в нём участвуете;

2). Если конфликт возникает, признайте факт наличия противоречий между индивидами;

3). Если обе стороны их признают, то нужно:

а) определить предмет столкновения;

б) определить границы взаимных претензий,

в) определить позиции сторон,

г) начать переговоры.

Условия выхода на решение конфликта:

1. Развести реальные причины конфликта и формальный повод для столкновения;

2. Сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

3. Решать проблемы, имеющие прямое отношение к конфликту, а не вспоминать прошлые спорные события и факты;

4. Стремиться к равенству вкладов в разрешение конфликта;

5. Создавать климат доверия и уважения, стремиться не к победе, а к истине.

Методы регулирования конфликтов:

1. Метод выхода чувств позволить оппоненту высказать всё, что у него наболело;

2. Метод положительного отношения к личности;

3. Метод вмешательства авторитетного третьего;

4. Метод обнажённой агрессии;

5. Метод расширения духовного горизонта спорящих (Упр. «Маяк»);

6. Метод Я-кательного перевода

и другие.

 

Конфликты имеют свои положительные и отрицательные эффекты.

Они закаляют характер личности, повышают стрессоустойчивость, тренируют волю, развивают целеустремлённость.

Но они могут быть разрушающими отношения, накаляющими атмосферу, пагубными для третьей стороны, например, для детей и молодых сотрудников.

В подростковом возрасте опыт конфликтного общения обязателен для личности. Конфликтующий подросток – норма, уступчивый, конформный – патология. Нужно учиться конструктивно конфликтовать с подростками.

 

 

22. Роль философии в практической деятельности социального работника.

Философия социальной работы как особая область философии. Феномены, осмысливаемые в философии социальной работы.

Уровни осмысления социального мира человека (религиозно-мифологический, философско-духовный, рационально-научный, технологический, эмоционально-обыденный).

Требования госстандарта к профессиональному сознанию социального работника.

Принципы философского осмысления бытия.

Субъективные способы философского постижения мира. Возможные условия выполнения требований госстандарта.

Социальный работник как жизнелюб, судьбовед, жизневед.

Философия трудных состояний: тяжёлая болезнь, покинутость, одиночество, потери и др.

 

Философия социальной работы

 

Философия социальной работы – это область философии, которая осмысляет следующие феномены:

Духовность Смысл жизни Жизненный путь Судьба Гуманизм Ответственность Бедность Нищета Добро Помощь Справедливость Нужда и др.

Клиенты социального работника в зависимости от восприятия мира могут осмыслять его на следующих уровнях:

На религиозно-мифологическом

На философско-духовном

На рационально-научном

На технологическом

На эмоционально-обыденном.

Это означает, что люди по-разному выстраивают картину мира и видят себя в нём.

Социальному работнику важно знать, что

· более 60% его клиентов религиозны, т.е. им свойственно осмыслять мир с религиозно-мифологической позиции;

· что фрагментарное восприятие мира повергает человека в состояние тревоги, зависимости, опасения;

· что социальному работнику важно выработать собственное мировоззрение и сформировать целостную картину мира.

 

Это означает, что соц. работнику-профессионалу наиболее адекватен философско-духовный уровень осмысления бытия.

 

Социальный работник может использовать следующие способы философского постижения мира: 1) Личный жизненный опыт 2) Эмпатия 3) Интуиция.

Когда он активно их использует, пытаясь понять себя, мир и людей, то становится жизнелюбом, судьбоведом, жизневедом. Тогда он способен воспринимать социум как сложную систему взаимоотношений, видеть причины и следствия человеческих поступков и состояний.

 

В государственном образовательном стандарте определены требования к профессиональному сознанию социального работника:

1. социальный работник должен обладать генетической предрасположенностью к гуманитарно-философскому мышлению;

2. социальный работник должен целостно воспринимать судьбу человека и мир, в котором он живёт;

3. социальный работник должен обладать глубоким философским юмором и развивать своё философское мышление посредством жизненного опыта.

 

 

2. Технология психосоциальной работы с населением

Понятие «психосоциальная работа». Причины и актуальность организации психосоциальной работы с населением на данном этапе общественного развития России. Направления и методы психосоциальной работы. Правовые основы осуществления психосоциальной работы с различными группами населения. Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, в системе правоохранительных органов с различными группами населения. Место и роль психосоциальной работы с населением в системе социальной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.106.169 (0.019 с.)