Управление ассортиментом товаров: методы анализа ассортимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление ассортиментом товаров: методы анализа ассортимента



 

Чтобы принять решение либо о продолжении выпуска товара, либо о снятии его с производства и исключения из номенклатуры, можно произвести анализ пока­зателей сбыта, доли рынка, уровня издержек, прибыли и рентабельности. Прибыль – универсальный показатель, на основе которого можно провести анализ рентабель­ности товарной группы и АВС-анализ.

 

Анализ рентабельности ассортиментной группы товаров – это наиболее простой и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основан на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенк­латуры и сравнении их между собой. Показатель рентабельности продукции пред­ставляет собой соотношение между получаемой от продажи товара прибылью и за­тратами на его производство.

 

АВС-анализ – это метод структурного анализа, основанный на ранжировании объектов по выбранным показателям. В качестве объектов в анализе могут высту­пать: отдельные товары или продуктовые группы; отдельные заказы и клиенты; ре­гионы и каналы сбыта. В качестве показателей используются: объем сбыта; прибыль и покрытие затрат [4,с.69-72].

Покрытие затрат – это часть выручки производителя, которая остается после исключения прямых затрат на производство продукции и может быть использована для покрытия косвенных затрат и формирования прибыли предприятия.

Техника проведения АВС-анализа предусматривает группировку проранжиро­ванных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного пока­зателя. Первая группа, группа А, характеризуется значительным вкладом в анализи­руемый показатель, вторая группа В имеет средний вклад, а третья группа С – со­всем незначительный. Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы предприятия.

Последовательность проведения АВС-анализа представлена на рисунке 12.

Выводы, которые можно сделать с помощью АВС – анализа:

· С точки зрения затрат может быть желательно, чтобы сбыт был сконцентрирован на малом числе продуктов. С другой стороны, в этом случае риск может быть не­достаточно распределен. Необходим баланс;

· Продукты, попавшие в область С, являются кандидатами на исключение (в слу­чае, если этому не мешают другие соображения – ассортимент, связи между про­дуктами и т.д.);

· При удалении продуктов из производственной программы необходима осторож­ность. По крайней мере, стоит учесть вклад продуктов в покрытие постоянных и переменных затрат.

 


 

 

                       
   
 
   
 
 
 
       

 


Рисунок 12 - Последовательность этапов АВС – анализа

Расчеты и иллюстрация метода приведены в таблице 9 и на рисунке 13.

Таблица 9 - Данные для АВС-анализа ассортимента продуктов

Продукт Число вариантов Сбыт, тыс. руб. Сбыт по вариантам Доля в общем сбыте, %
        10.45
        26.06
        33.31
        30.18
        100.0

Категории:

А- большой вклад в общий сбыт (продукты 2 и 4);

В- средний вклад (продукты 3 частично);

С- небольшой вклад (продукты 3 частично и 1).

Рисунок 13 - Графическое представление АВС-анализа

 

Другим методом анализа ассортимента является анализ совместных покупок.

Матрица совместных покупок – это метод анализа ассортимента, выявляю­щий связи между продуктами, образующиеся в результате их взаимного дополнения для удовлетворения потребности (взаимодополняющие товары) или устойчивого поведения покупателей, приобретающих эти товары одновременно.

Оценка интенсивности связи между продуктами позволяет обосновать реше­ние о сохранении товара в ассортименте, если его продажи недостаточно эффек­тивны, но его наличие в ассортименте вызывает совместные покупки. Результаты анализа могут использоваться в ценовой политике, в коммуникационной политике. Для магазинов результаты анализа будут полезны при размещении товаров в торго­вом зале.

Анализ совместных покупок может быть проведен после наблюдения за ре­зультатами поведения покупателей. Собирается информация о том, какие покупки совершаются покупателями единовременно. Количество каждого товара в отдель­ности не учитывается, фиксируется только структура покупки. Заполняется таблица наблюдаемых покупок. По горизонтали отмечается состав одной покупки (те товар­ные единицы, которые были приобретены за один раз), по вертикали контролиру­ется, в каких покупках присутствовал товар данного наименования. Далее составля­ется матрица совместных покупок каждой пары товаров анализируемого ассорти­мента, каждая совместная покупка взвешивается на свой коэффициент d, сумма за­носится в матрицу в клетку, находящуюся на пересечении строк этих товаров. По­следовательность проведения анализа совместных покупок показана на рисунке 14, пример расчета изложен в таблицах 10-12.

 

 


Рисунок 14 - Последовательность анализа совместных покупок

 

Допустим, что ассортимент состоит из шести товаров, и было сделано семь покупок, которые показаны в таблице 10.

Таблица 10 - Данные о наблюдаемых покупках

Товар А В С Д Е F Число приобретенных товаров d
Покупка 1               0.50
Покупка 2               1.00
Покупка 3               1.00
Покупка 4               0.33
Покупка 5               0.33
Покупка 6               0.25
Покупка 7               0.50
Сумма по товару                

 

На основе этого можно построить матрицу частоты совместных покупок (табл.11), причем каждая совместная покупка двух товаров получает значение 1.

Самую высокую интенсивность связи имеют продукты С и Д.

Таблица 11 - Матрица частоты совместных покупок

Товар А В С Д Е F Сумма по строкам
А              
В              
С              
Д              
Е              
F              
По столбцам              

 

Суммы по строкам и по столбцам уже показывают, насколько продукт связан с другими составляющими программы. Однако основываться на этих значениях не рекомендуется, поскольку тот продукт, который был приобретен хотя бы один раз, но вместе с большим количеством других, сильнее влияет на результаты, чем тот, что приобретался с другими чаще, но в маленьких покупках. Так продукты В и F приобретались по два раза, но в совершенно разном окружении.

Это искажение можно устранить с помощью взвешивания каждой покупки по коэффициенту d=1/(n-1), где n – общее число продуктов в данной покупке. Постро­енная по этому принципу матрица частоты приведена в таблице 12.

 

Таблица 12 - Модифицированная матрица частоты совместных покупок

Товар А В С Д Е F По строкам
А   0,26 1,58 1,58 0,58    
В 0,26   0,58 0,58 0,58    
С 1,58 0,58   1,92 0,92    
Д 1,58 0,58 1,92   0,92    
Е 0,58 0,58 0,92 0,92   2,00  
F         2,00    
Итого              

 

Суммы по строкам и по столбцам опять выражают число приобретенных това­ров. Значения матрицы передают интенсивность связи между товарами. Наиболее тесная связь существует между товарами Е и F, которые два раза приобретались со­вместно.

 

Вопросы, ситуации и упражнения

 

1. О товарной номенклатуре предприятия X по ассортиментным группам и то­варам известна следующая информация (табл. 13). Используя АВС-анализ, произве­дите расчеты, постойте график представления АВС-анализа и определите группу то­варов, вносящих минимальный вклад в прибыль предприятия. Какие рекомендации вы дадите предприятию в области управления товарным ассортиментом.

 

Таблица 13 - Группировка данных для АВС-анализа

Ассортиментная группа Насыщенность группы, ед Прибыль, тыс. руб Прибыль по груп­пам, тыс. руб Доля в общей прибыли, %
а   3250,00    
б   1050,00    
в   8340,00    
г   11320,00    
д   6340,00    
Итого       100,00

 

2. По данным наблюдения за шестью покупками семи товаров была получена следующая информация (табл. 14). Найдите эффект связи между продуктами, по­строив модифицированную матрицу частоты совместных покупок. Между какими продуктами существует наиболее тесная связь? Что вы можете порекомендовать в данном случае?

 

Таблица 14 - Данные наблюдения за покупками

Товар А Б В Г Д Е Ж Число приобретен­ных товаров
Покупка 1                
                 
                 
                 
                 
                 
Сумма по товару                

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.02 с.)