Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи товарной политики и пути их решения
Выбор направления товарной политики полностью основывается на целях маркетинга, которые в свою очередь, базируются на миссии и цели деятельности организации. На рисунке 6 приводится композиция целей и задач товарной политики.
Рисунок 6 - Композиция целей и задач товарной политики.
4.1 Управление конкурентоспособностью товара: определение конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность характеризуется тремя группами параметров: · Потребительские (технические): параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и другие; · Экономические, т.е. формирующие цену потребления, куда входит цена продажи; · Организационные: система скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д. Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. Причем за последние годы само понятие «качество» претерпело существенные изменения. Различают следующие уровни понятия «качество»: · Первый уровень – «соответствие стандарту», т.е. нормативным требованиям;
· Второй уровень – «соответствие использованию», т.е. товар должен не только отвечать требованиям стандартов, но и соответствовать эксплуатационным требованиям; · Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это значит выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара; · Четвертый уровень – «соответствие латентным (т.е. скрытым, неочевидным) потребностям». Если товар в дополнение к основным потребностям удовлетворяет такие потребности, которые у потребителя выражены неявно, но такой товар будет пользоваться предпочтением. Например, если товар в какой-то степени удовлетворяет скрытую потребность в самовыражении или дает возможность последующего использования упаковочного материала (удобной красивой коробки, лотка, корзины, чайницы и прочее), или дает возможность получения дополнительной информации (на упаковке, помимо основной рецептуры приготовления блюда, приводятся и другие) и т.д. Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уровень качества» нельзя, т.к. конкурентоспособность является более широким понятием, чем качество, хотя последнее чаще всего составляет «стержень», основу конкурентоспособности. Причем, в отличие от качества, конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкурентных свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей. Конкурентоспособность товара достигается за счет комплексных усилий маркетинга. В рамках товарной политики создаются внутренние и внешние преимущества товара посредством придания ему как объективных свойств, так и субъективных, основанных на личных представлениях потребителей. Создание внешних, субъективных преимуществ товара обеспечивается имиджем товара, который строится с помощью марочной политики, упаковки и соответствующего подкрепления.
Марка (торговая марка) (brand) – это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для идентификации продукта продавца или группы продавцов и дифференцирования его от продукта конкурента. Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак, (торговый образ) и, наконец, товарный знак.
Товарный знак – марка или ее часть, защищенные юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак. Отметим некоторые функции товарного знака: · Гарантия качества; · Индивидуализация товара фирмы; · Создание спроса; · Реклама; · Юридическая охрана собственности. В зависимости от того, под какой маркой реализуется продукт, существуют две ее разновидности: марка производителя (национальная марка) и частная марка. Марка производителя создается самим производителем или берется в аренду у другого производителя. Частная марка разрабатывается оптовыми или розничными фирмами. В отечественной нормативной литературе используется обобщенный термин, не различающий разные виды марок – товарный знак (Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Типичные подходы к присвоению марочного названия представлены в таблице 6. На практике используются как один из подходов, так и их сочетание.
Таблица 6 - Подходы к присвоению марочного названия
Создание имиджа товара невозможно без упаковки. Упаковка – результат деятельности по разработке и производству оболочки для товара [6, с.287]. Упаковка может быть многослойной. Так лосьон после бритья “Old Spice” находится во флаконе (первичная упаковка), которые в свою очередь находится в картонной коробочке (вторичная упаковка), а коробочка - в ящике из гофрированного картона (транспортная упаковка), вмещающем семьдесят две коробочки.
Возрастание роли упаковки как инструмента маркетинга связано с влиянием следующих факторов: · Самообслуживание; · Благосостояние покупателей; · Имидж компании и торговой марки; · Инновационные возможности. Важнейшие требования, предъявляемые к упаковке [11, с.58] указаны на рисунке 7.
Рисунок 7 - Требования к упаковке
В качестве подкрепления товара следует рассматривать любые услуги, которые может предложить производитель для лучшего функционирования продукта (документация, обучение, ремонт, сопутствующие товары и услуги) и сохранения его свойств (транспортировка, монтаж, профилактические осмотры). К наиболее распространенным относятся сервисное обслуживание и гарантии. Гарантии – вид обязательств фирмы, которые она берет на себя добровольно с целью подтверждения своей ответственности за качество предлагаемого продукта и создания дополнительного преимущества при его покупке. Сервис – это обслуживание, которое представляет деятель рынка покупателю товара или услуги. Необходимость сервиса вытекает из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Высококачественный сервис высококачественного товара вызывает расширение спроса на товар, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его имидж. Комплекс сервисного обслуживания, краткая характеристика сервиса представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 -Комплекс сервисного обслуживания
Итак, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен удовлетворять товар, претендующий на ту или иную часть спроса. Ниже приводится методика расчета конкурентоспособности товара [9]. При оценке конкурентоспособности товара необходимо определить перечень параметров, подлежащих анализу: потребительских, экономических, организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем – групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по какой-то одной группе параметров, наиболее важных для потребителей. Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара: 1. Сначала определяют единичные показатели конкурентоспособности. В случае применения образца как базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (допустим, это потребительские свойства) находят по следующим формулам:
, (1) или , (2)
где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i – му параметру; Pi – величина i – го параметра для анализируемого товара; Pio – величина i – го параметра для образца. Из формул (1) и (2) берется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Пример: Для черного байхового чая весьма важным является такой показатель, как содержание мелочи (согласно ГОСТу 1938-90 оно не должно превышать 5%). Допустим, в образце, взятом за базу сравнения, оно составляет 3%, а в двух других (обозначим их «С» и «D») – 2% и 4% соответственно. Для расчета единичных показателей по этому параметру следует взять формулу (2), т.к. повышение содержания мелочи ухудшает качество чая. Тогда q1c = 3/2 * 100% = 150%; q1d = 3/4 *100% = 75%; Таким образом, качество чая образца «С» по содержанию мелочи превышает контрольный образец, а чай образца «Д» уступает образцу. Если же оценивать конкурентоспособность образцов чая по массовой доле водорастворимых экстрактивных веществ (согласно ГОСТу 1938-90 их содержание в чае высшего сорта должно быть не менее 35%), то в данном случае следует взять формулу (1), т.к. увеличение массовой доли водорастворимых экстрактивных веществ улучшает качество чая.
Допустим, в образце, взятом за базу сравнения, оно составляет 36%, в образце «С» - 37% и в образце «D» - 34%. Тогда q2c = 37/36 *100 = 103%; q2d = 34/36 *100 = 94%. 2. На базе единичных показателей рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (иногда их называют сводными индексами конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них: (3), где I mn – групповой показатель по техническим (потребительским) параметрам; n – число параметров, участвующих в оценке; аi – вес i -го параметра в общем наборе; qi – единичный показатель по i -му техническому параметру. Следует иметь в виду, что Imn не должно превышать 100%, так как потребность, удовлетворенная свыше 100%, лишена экономического смысла. Сумма аi должна равняться единице. 3. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по техническим (потребительским) параметрам, проводят расчет по формуле: (4),
где К – показатель конкурентоспособности 1-го товара по отношению к конкуренту по техническим параметрам; Imn1 и Imn2 – групповые показатели по техническим параметрам для 1-го товара и 2-го товара конкурента. 4. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления. Обычно величины экономических параметров (размер издержек) определяются: ценой изделия (С1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления – Сэ, т.е. объем средств, нужных потребителю в течении всего срока эксплуатации товара.
Сэ = С1+С2+С3+…Сn (5) Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену. Однако, если речь идет о продовольственных товарах и розничных покупателях, то обычно учитывается лишь С1 (цена товара). 5. На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (цена товара) определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (Кинт) изделия по отношению к образцу:
(6) Если Кинт>К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если Кинт<К0 – уступает, если Кинт=К0 – находится на одинаковом уровне. Интегральный показатель конкурентоспособности товара является выражением степени привлекательности товара для покупателя.
Ниже приводится пример расчета. Рассмотрим один из возможных вариантов определения конкурентоспособности такого популярного товара, как чай. Учитывая, что при определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки, остановимся на этих показателях. В качестве объектов исследования возьмем 5 образцов чая: Pickwick (Индия), Dilmah (Цейлон), Lipton (Индия), Milford (Индия), Юаньский (Китай). В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка) оценивают по 10-балльной шкале. Но для чая есть своя специфика. 10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая «Уникум». «Уникум» - это, образно говоря, идеал, цель, к которой нужно стремиться. Такого сверхкачественного чая производится лишь около 100 кг в год. Остальные чаи получают гораздо меньшее количество баллов. Так, краснодарский и грузинский чаи могут получить по этой шкале максимально до 5-5,5 баллов. Лучшие импортные сорта – до 7 и очень редко до 8-ми баллов. Но можно использовать и другую, более простую шкалу балльной оценки, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и, соответственно, максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20. Допустим, результаты балльной оценки исследуемых образцов чая оказались следующими (табл. 7):
Таблица 7 - Результаты бальной оценки исследуемых образцов чая
*Показатели взяты из ГОСТа 1938-90 «Чай черный байховый фасованный»
Как видно из таблицы 7, лучшим по качеству является чай Lipton (20 баллов). Несколько уступает ему чай Dilmah и средним по качеству являются чаи Pickwick, Milford и Юаньский. Исходя из полученных результатов, для расчета единичных показателей конкурентоспособности по техническим параметрам (в нашем случае это потребительские свойства) за базу сравнения, т.е. товар – образец, следует взять чай Lipton. Тогда единичные показатели конкурентоспособности будут следующими (табл. 8).
Таблица 8 - Единичные показатели конкурентоспособности по потребительским свойствам (органолептическим) исследуемых марок чая (%)
На базе единичных показателей найдем групповые показатели конкурентоспособности. Примем, что коэффициенты весомости для показателей, характеризующих органолептические свойства чая, распределяются следующим образом: Аромат и вкус – 0,5 Настой – 0,2 Цвет разваренного листа – 0,1 Внешний вид (уборка) – 0,2 Тогда групповые показатели по потребительским параметрам (органолептическим показателям) составят (%): Для чая Pickwick (60*0,5+80*0,2+80*0,1+60*0,2) = 66 Dilmah (80*0,5+80*0,2+100*0,1+100*0,2) = 86 Milford (60*0,5+80*0,2+80*0,1+80*0,2) = 70 Юаньский (60*0,5+80*0,2+80*0,1+80*0,2) = 70 Два последних образца (Milford и Юаньский) имеют одинаковые групповые показатели, тогда как по результатам балльной оценки показатели чая Milford несколько лучше (15 и 13 соответственно). Однако полученные нами единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможность оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели для анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Указанное сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом по отношению к конкретной потребности. Сравнить можно разные образцы. Если рассчитать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Lipton, то мы получим следующие результаты: Pickwick – 0,66 Dilmah – 0,86 Milford – 0,7 Юаньский – 0,8 Если же рассчитывать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Dilmah, то мы результаты будут иными: Pickwick – 0,76 Lipton – 1,16 Milford – 0,8 Юаньский – 0,8 Т.е. уровень конкурентоспособности рассчитывается в зависимости от поставленной задачи, а именно – какие товары нужно сравнивать между собой. В приведенном примере рассмотрен простейший вариант определения уровня конкурентоспособности по потребительским показателям (точнее, по органолептическим) без учета экономических показателей. Однако, с учетом цены товара результаты могут измениться, так как на конкурентоспособность влияет платежеспособный спрос населения. Вопросы, ситуации и упражнения
1. Одним из элементов окружения товара является его марка. В соответствии с вышеизложенным в разделе 4.1 материалом, приведите примеры присутствующих на рынке России товарных знаков или торговых марок. На их основе определите следующее: · Наличие марочного имени, марочного знака и торгового образа; · Является ли данная марка товарным знаком, брэндом; · Это марка производителя или частная марка.
2. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» хорошо известна на Российском рынке. Вспомните товарный знак фирмы. Можно ли товарный знак фирмы считать брэндом? 3. Ниже приведены примеры российских брэндов, создаваемых на разной основе. Продолжите их перечень: А) фамилия владельца фирмы в качестве словесного товарного знака, перешедшего в брэнд: водка «Смирнов», ювелирные изделия «Фаберже»,….. Б) наименование места происхождения товара: пиво «Жигулевское», минеральная вода «Ессентуки»,… В) фамилия известных личностей: водка «Калашников»,… Г) вымышленные (сказочные) персоны: Д) патриотические и исторические мотивы:
4. Разработайте варианты упаковок для следующих товаров (определите форму упаковки, материал, его фактуру и цвет, функциональные приспособления для удобства пользования товаром, содержание маркировки товара и ее расположение на упаковке):
5. Разработайте комплекс сервисных услуг, предлагаемых для подкрепления следующих товаров:
6. Практическая работа «Определение конкурентоспособности чая» На основе числовых данных варианта №1-10 (Приложение А, таблица А2), пользуясь примером расчета в таблице А1 произвести расчеты и ответить на следующие вопросы: 1. Рассчитать единичные показатели конкурентоспособности по потребительским параметрам продвигаемых на рынок марок чая. За базу сравнения, т.е. товар-образец, взять чай с наилучшими параметрами; 2. На основе единичных показателей конкурентоспособности определить уровень конкурентоспособности разных марок чая (например, по уровню отставания или опережения по некоторым параметрам); 3. Рассчитать групповые показатели конкурентоспособности по продвигаемым на рынок маркам чая; 4. На основе групповых показателей конкурентоспособности определить уровень конкурентоспособности разных марок чая (лучший ….. и худший); 5. Рассчитать интегральные показатели конкурентоспособности по продвигаемым на рынок маркам чая; 6. На основе интегральных показателей конкурентоспособности сделать вывод относительно уровня конкурентоспособности рассматриваемых марок чая. Если есть несовпадение по выводам (вопрос 4 и 6), то следует объяснить его. Расчеты произвести в табличном виде, по аналогии с таблицей А1. Ответы и выводы записывать в той же последовательности, что и вопросы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.182 (0.118 с.) |