Музыкально-педагогическое оборудование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-педагогическое оборудование



 

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музы­кально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструмен­тов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальных игрушек (органчик, музыкаль­ные волчки, игрушечное пианино, детская гитара и др.); настольных музы­кально-дидактические игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио­визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями клас­сической музыки и детским музыкальным репертуаром; оборудования для художественно-театральной деятельности; атрибутов и костюмов для игр.

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основные рекомендации

Дети в свободное время занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и увереннос­ти в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, на­полняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, ребенка надо учить правильно использовать сво­бодное время, предоставлять возможность заниматься интересной, насы­щенной положительными эмоциями деятельностью (по своему выбору), которая кроме указанных выше преимуществ позволяет детям восстано­вить свои физические и духовные силы, способствует установлению атмо­сферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка в ДОУ, семье и в специализированных учреждениях должна стать постоянной заботой взрослых.

Виды культурно-досуговой деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых - снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физиче­ские, так и эмоциональные ресурсы человека. Поэтому детей необходимо учить распределять свои силы между умственным, физическим трудом и от­дыхом, т.е. каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий уметь отдыхать. От­дых можно подразделить на пассивный и активный. При пассивном напря­жение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием кра­сивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно размышле­ния и участие в беседе не требуют от детей особых интеллектуальных уси­лий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения). При необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участ­ке, подвижные игры и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям воз­можность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания и по­требности.

Развлечения имеют компенсационный характер: они позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны быть яркими моментами, обогащающими их впечатления и развивающими творческую активность. Развлечения способ­ствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литера­турным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности, развивать такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.


 


В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и пере­живаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художест­венно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образца­ми художественного слова и музыки на представлениях кукольного и тене­вого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству.

Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспита­нию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуаль­ных особенностей и интересов (кто будет рисовать, а кто играть в спектак­ле и т.п.). В подготовке развлечения может принимать участие вся группа. Иногда детей целесообразно объединять в подгруппы или использовать ин­дивидуальную форму работы.

При определении времени проведения развлечений воспитателю следу­ет учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гу­лять во второй половине дня (световой день в зимнее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как это обычно принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже станет темно, что снижает ее цен­ность). В осенне-зимний период такие мероприятия желательно проводить перед ужином, а в весенне-летний период - после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными.

Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение более длитель­ное по времени (30-35 минут) с большей эмоциональной нагрузкой, а в ос­тальные дни - короткие (5-Ю минут) типа веселых забав (маленькие сюр­призы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизиро­ванных моментов из жизни в детском саду или по литературным произведе­ниям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способ­ствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой дея­тельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда требуется создание эмоционально положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Можно провести досуговый момент с од­ним ребенком, если его надо отвлечь от грустных мыслей, снять психологи­ческое напряжение. Для этого важно, чтобы воспитатель был внимателен к детям и развивал у себя умение видеть и чувствовать, кому необходима эмо­циональная разрядка, кого нужно подбодрить.

В практике работы дошкольных учреждений используется три вида раз­влечений - по степени активности участия детей: они являются только слу­шателями или зрителями; они непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

Развлечения можно классифицировать и по их содержательной направ­ленности.

• Театрализованные (кукольный и теневой театр, театр игрушки, флане-леграф, театр картинок, плоскостной театр, т.е. все виды театра и театраль­ной деятельности).

• Познавательные: КВНы и викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях сво­ей страны, народа; экологические.

• Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, сорев­нования, эстафеты.

• Музыкально-литературные концерты.

Изучение практики дошкольных учреждений показало: самым любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Рабо­та над спектаклем состоит из двух частей - подготовки его материальной части (куклы, ширмы и декорации) и разучивания пьесы исполнителями и репетиции.

При организации кукольного театра следует учитывать возможности де­тей разного возраста. Работая над пьесой, воспитателю следует помнить следующие общие правила.

• При распределении ролей следует обращать внимание на голоса детей, которые должны соответствовать роли.

• Один и тот же взрослый может сыграть две или даже три роли, но толь­ко не тех персонажей, которые по ходу действия встречаются друг с другом в одной картине. Если же спектакль готовится силами детей, то каждый ре­бенок может исполнять только одну роль.

• Первые две-три репетиции следует проводить без кукол - пьесу надо прочитать по ролям.

• Приступая к репетициям с куклами, надо следить за тем, чтобы куклы все время держались на уровне воображаемого пола, по которому они ходят.

• Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует обращать внимание на жи­вость и выразительность куклы. Она должна быть как живая.

Чтобы помочь детям понять, какая именно кукла в данную минуту разго­варивает, воспитатель объясняет: когда кукла "говорит", она слегка двигает­ся, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса. Если персонаж сказки молча слушает своего партнера, он не должен дви­гаться.

Фланелеграф и теневой театр требуют специального оборудования. Для фланелеграфа нужен лист фанеры, обтянутый неяркой однотонной фланелью. Создавать картины для него несложно: иллюстрации из книг на­клеивают на другой кусок фланели и затем вырезают: это необходимо для то­го, чтобы за счет ворсинок они держались на фланелеграфе. Во время расска­за воспитателя или ребенка вырезанные фигуры накладывают на фланеле­граф в соответствии с ходом повествования. Организация и проведение это­го вида развлечения могут быть поручены детям старшего возраста. Дети под­готовительной к школе группы знают довольно много сказок, историй, сти­хов, которые можно рассказывать и иллюстрировать картинками, что повы­шает интерес не только слушателей, но и рассказчиков. Фланелеграф можно использовать при организации развлечения, цель которого - подготовка к за­нятиям по изобразительной деятельности или развитию речи.

Для дошкольников самым увлекательным видом театра является театр те­ней, создаваемый при помощи рук. Для его организации нужны стол, на­стольная лампа и экран - большой лист бумаги или маленькая простыня (ее-


ли стена побелена, то экраном может служить она). На расстоянии 1,5-2 м от экрана следует поставить стол, на него - лампу, а возле него - два низких стула или скамейки. На стульях или скамейках будут сидеть исполнители (дети школьного возраста или воспитатель). Они должны сидеть друг про­тив друга между лампой и экраном. Зрители сидят с противоположной сто­роны экрана на некотором расстоянии от стола. При показе театра теней надо учитывать следующее: чем ближе к лампе руки, тем больше тень, а зна­чит, и силуэт, но чем меньше силуэт, тем он четче. Поэтому целесообразно установить лампу так, чтобы теневые фигуры были четкими, а главное, что­бы они были хорошо видны зрителям.

Другими не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их организовывать просто: они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, а на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и пря­мо перед детьми начинает разыгрывать сюжет сказки или пьесы или импро­визировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений в группе мож­но организовать в любой момент.

Значительное место в организации развлечений занимают концерты -исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей, взрослых. Как правило, кон­церты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знако­мых детям произведениях, могут включать вокальную или инструменталь­ную музыку. Концерты, посвященные творчеству какого-либо деятеля искус­ства, следует начинать с показа его портрета, фотографий, рассказа о жизни и деятельности, а затем - в доступной форме - о произведениях.

Опыт работы показал: наиболее интересной формой тематического кон­церта является сочетание нескольких видов искусства - музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства; при этом они, дополняя друг друга, сильнее воздействуют на ребенка и создают определенный эмоциональный настрой. Такие концерты являются хорошей формой для отражения инте­ресных событий, окружающего мира, жизни детей, труда взрослых, а также сезонных явлений.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные момен­ты, аттракционы.

Фокусы вызывают живой интерес у детей: с ними связано нечто загадоч­ное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: осно­ванные на иллюзиях и основанные на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя от­нести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, щеткой, шнурком и др.), ни особого умения. Успех во многом зависит от умения интересно объяснить и преподнести их детям.

Шуткам дети всегда рады. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую

 

для этого минуту. Необходимо помнить: ни в коем случае не следует приво­дить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, с тем чтобы они могли рассказать их младшим: это научит последних пони­мать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразный окру­жающий мир.

Шарады - это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде чем загадывать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадыва­ния. Например, зашифровано слово "фасоль": первый слог - нота (фа), вто­рой - тоже нота (соль), а целое - на горох похоже (фасоль).

Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются своей сообразительности. Велико и воспитательное значение загадок, которые расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержит­ся перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От того, сколько этих признаков, насколько по­дробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность за­гадки. Надо в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку - тогда процесс отгадывания будет более осмыс­ленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках решения.

Планируя использовать загадки, следует помнить, что развлечения име­ют две цели - развлечь и обучить. Поэтому загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете, на привлечение внимания ребенка к той или иной особен­ности, характерной черте предмета, явления. Подбор загадок зависит от то­го, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Та­кой вид развлечений может быть проведен как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети.

Аттракционы - это организованные воспитателем, родителями или са­мими детьми веселые ситуации (например, переложи шарики, камешки из одной коробочки в другую и т.п.), дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Первое, о чем должен подумать воспитатель, -это о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) были рав­ными. Сами аттракционы должны быть выбраны с учетом возраста детей (и усложняться от младшего возраста к старшему). Так, например, в аттракцио­не "Собери листья" малышам предлагается простое задание - кто скорее со­берет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста - более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет). Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (воспитатель дает положительную оценку, а де­ти хлопают выигравшему) или материально (дается "медаль" или флажок за умение побеждать).

Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызы-


вают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляют­ся. В результате их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых ребенок дошкольного возраста нуждается. Потребность в новых впечатлениях пере­растает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно вклю­чать в занятия, прогулки, праздники и вообще в любой момент повседнев­ной жизни ребенка в детском саду.

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать мето­ды и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми и учебными, при этом они должны быть тесно связаны, только тогда культурно-досуговая деятельность в ходе подго­товки к развлечению будет интересной.

При организации развлечений очень важно не допускать перегрузки и детей, и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным работником, ребенком и родителями (правда, некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провес­ти самостоятельно). Планировать развлечения воспитателю и музыкально­му работнику следует совместно - это поможет углубить и разнообразить их работу по воспитанию и обучению детей, а также осуществить взаимо­связь с другими видами детской деятельности. Чтобы план был выполни­мым, надо учитывать нагрузку воспитателя, музыкального работника в течение месяца, участие их в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно спланировать не требующие длитель­ной подготовки развлечения (просмотр мультфильмов и диафильмов, про­слушивание грамзаписей и аудиокассет) или включить в план работы развлечения, где основная нагрузка ляжет на музыкального работника. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или квартал. Пер­спективное планирование позволит музыкальному работнику и воспитате­лю рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этой работой.

Как показала практика, музыкальное оформление развлечений имеет большое значение. Обычно музыка звучит в исполнении музыкального ра­ботника или детского оркестра; можно также использовать грамзаписи или аудиозаписи. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоцио­нальный отклик.

Праздник - это день, наполненный радостью и весельем. Положитель­ные эмоции объединяют всех: и детей, и взрослых. Особое значение празд­ник имеет для ребенка.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и зада­чи. Главное - создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональ­ный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготов­ка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызыва­ют у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачи­вают всех участников. Самое главное, чтобы ребенок не был только созерца-

телем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное уча­стие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев русского народа. Мы выделили следующие виды празд­ников, которые наиболее часто отмечаются в детском саду.

• Народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная Горка, Иван Купала, весенне-летние игрища и забавы, Осенины.

• Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.

• Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день.

• Православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.

• Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник буква­ря, традиционные дни в детском учреждении или группе; праздники, кото­рые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость де­тям (праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

При организации праздников как особого вида культурно-досуговой де­ятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской празд­ничной традиции: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, со­стояние всеобщей гармонии.

Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который посещает занятия, разучивает песни и танцы. Ведущий, музыкальный руково­дитель и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов. Иногда под­готовка к утреннику сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе праздника, а главное - отбивает у детей интерес к нему. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная, последова­тельная работа. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно веду­щий должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на все происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно так проду­мать ход праздника, чтобы старшие дети выступали в роли помощников ве­дущего. При оформлении помещения к празднику нужно помнить о следую­щих основных правилах оформления: оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эсте­тический вкус, и понятным для ребенка, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним.

При составлении сценария праздника на любую тему надо соблюдать об­щие правила.



• Начало праздника должно быть ярким и торжественным.

• Сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские вы­ступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и тд.), должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей. Обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда углубляет эмоциональное состояние ребенка. (Подарки следует раздавать быстро, но без суеты.)

Музыкальный руководитель и воспитатель заранее продумывают, где де­ти будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные ат­рибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по "техническим причинам". Длительные по времени праздники утомляют ребенка, вызывают перевозбуждение, которое обычно сменяется подавлен­ностью, депрессией, иногда капризами и слезами. Длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 45-50 минут для старших детей.

При составлении сценария и отборе игр, песен, танцев, стихов следует ориентироваться на те, которые соответствуют празднику и которые дети хорошо знают и любят. Как преподнести эти выступления, зависит от взрос­лых, от их умения обыграть каждый номер, внести сюрпризность.

Особое внимание следует уделить звукозаписям. Чрезмерное их исполь­зование отрицательно сказывается на формировании музыкального слуха: часто звукозаписи низкого качества. Кроме того, любое произведение в за­писи носит характер авторского исполнения, и поэтому ребенок не всегда может понять, как следует исполнять то или иное произведение.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятель­ность, управляемая самой личностью, по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники. В про­цессе самообразования человек развивается именно в том направлении, которое он сам выбрал; раскрываются его способности, творческий по­тенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, т.е. является одним из видов культурно-досуговой дея­тельности.

Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, которое имеет свою специфику, связанную с психофизи­ологическими особенностями.

• Самообразование происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым.

• Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей сре­ды, которая в основном создается взрослыми, хотя иногда к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).

• Потребность у ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям, умения "зажигать' этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении.

Чтобы самообразование стало средством самовоспитания, взрослым не­обходимо формировать у детей интерес к новым знаниям, умение их добы­вать и доводить дело до конца, воспитывать такие нравственно-волевые ка­чества, как упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уваже­ние к мнению других детей и т.п.

При организации самообразования дошкольника необходимо опирать­ся на следующие положения.

• Важно исходить из того, что ребенку нужно помогать на основе прин­ципа развивающего обучения. Только тогда будут раскрываться его способ­ности. Кроме того, при общении с ребенком не следует ограничивать сво­бодный ход его развития.

• Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои затруднения как повод для обращения к своим возможностям, как точки роста новой мысли (новой для ребенка и педагога), постепенного осмысления необходимости создания - в сотруд­ничестве с взрослым - нового способа действия.

• Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий харак­тер. Поэтому с целью ее формирования необходимо развивать творческое воображение, которое позволит поставить тот или иной вопрос и попы­таться получить на него ответ.

К самообразованию как виду культурно-досуговой деятельности детей мы относим игру, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров и театральных представлений, коллек­ционирование, самостоятельное экспериментирование, самостоятельную художественную деятельность.

Остановимся на детском коллекционировании как менее изученном ви­де самообразования дошкольника. Его результативность зависит прежде всего от того, насколько оно интересно ребенку. При собирании марок, от­крыток, наклеек, предметов, игрушек интерес возникнет в том случае, если взрослые, руководя коллекционированием, опираются на общепринятые рекомендации и умеют увлекать детей. Коллекционирование начинается с того, что взрослый и ребенок ставят общую цель: что будут собирать, с какой целью, по какому принципу будет собираться материал. Для дошкольников более доступен тематический принцип, а в старшем возрасте и историчес­кий. Тематический принцип позволяет сосредоточиться на одном направле­нии и расширять знания в выбранной области. Одно из любимых детских занятий - коллекционирование марок и открыток на определенную тему (природа, спорт, города, репродукции картин, портреты композиторов, ху­дожников и т.д.). Какая бы область ни была выбрана, нужно продумать фор­му хранения коллекции (альбом для марок, витрина для игрушек, коробоч­ки для семян или камешков и т.д.). Оформлять коллекцию следует красиво, чтобы она выглядела привлекательно и вызывала интерес у других. Любой ребенок испытывает удовольствие от того, что он может рассказать о пред­мете своей коллекции, проявить свои знания.

Творчество как кулътурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он ис­пользует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой дея­тельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую дея­тельность с целью отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид до-суговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит бесследно.


У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания де­лать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэто­му следует создать необходимую для их развития творческую проектиро­вочную среду, например студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры и дома творчества и т.д.).

На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студии, что подтверждается результатами нашего исследования. Отличительной особенностью таких занятий является то, что они позволя­ют создать комфортную психологическую атмосферу, предоставляют каж­дому ребенку возможность самостоятельно выбрать для себя форму заня­тий, сферу интересов. Основная цель занятий - обретение каждым до­школьником уверенности в своих возможностях и способностях. Этому способствуют доступность и посильность заданий, четкое, поэтапное их объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, со­здание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.

Развитие творческого потенциала ребенка - это длительный процесс развития личности в целом, поэтому творческие задания направлены на уг­лубление восприятия, мышления, воображения.

Учебное занятие в системе дополнительного образования включает сле­дующие этапы: начало занятия (сообщение темы) и постановка задач, обду­мывание плана действий, создание произведения (выполнение творческих заданий), подведение итогов.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе до-суговой деятельности, необходимо заботиться о впечатлениях, которые полу­чает ребенок и которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы ребенка, тем он любознательнее, что способ­ствует возникновению увлеченности. Если дети сохранят ее, то смогут не толь­ко оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

 

Первая младшая группа

Задача воспитания - обеспечить каждому ребенку тепло, уют, эмоцио­нальное благополучие, объединить всех детей общими переживаниями, во­влечь в культурно-досуговую деятельность родителей и других близких взрослых. Совместная культурно-досутовая деятельность закладывает осно­вы приобщения родителей к процессу воспитания, основы взаимосвязи се­мейного и общественного художественно-эстетического воспитания.

Проводя развлечения в первой младшей группе, надо учитывать следую­щее.

• Тема развлечения должна соответствовать интересам детей.

• По возможности следует включать в развлечение всех детей.

 

• Каждому ребенку надо предоставить возможность проявить самостоя­тельность.

• Оформление зала или группы должно соответствовать тематике раз­влечения.

При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать пре­делы возможной нагрузки на детей. Нежелательно, чтобы они перевозбуж­дались; вместе с тем им должно быть весело и интересно. Проводятся по­движные игры, которые детям уже знакомы. Атрибуты целесообразно гото­вить заранее, а внося в группу, обыгрывать, что повышает интерес детей к развлечению и способствует эмоциональному подъему, а также возникнове­нию личностно значимых мотивов деятельности.

Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принимать в нем участие. В связи с этим рекомендуем придерживаться следующих пра­вил.

• Спектакль проводится по знакомой детям сказке и соответствует их уровню развития.

• Привлекая детей к инсценированию, им поручают действия, которые они могут выполнить.

• Ребенку одновременно действовать и говорить еще сложно, поэтому необходимо использовать поэтапное исполнение роли: вначале действие, потом слова или наоборот.

• Понравившиеся детям моменты спектакля можно повторить два-три раза.

Значительный интерес дети проявляют к забавам, народным и словес­ным играм, сопровождаемым движениями рук, к заводным игрушкам, сюр­призным моментам. Забавы помогают снять усталость малышей, вызвать интерес и переключить их внимание.

Условием инсценирования песни является знание детьми ее содержания; при этом их не следует учить движениям, целесообразно предоставить воз­можность самим действовать под текст песни, т.е. проявить творчество. В то же время, чтобы получилось задуманное воспитателем, с детьми предвари­тельно разучивают образные упражнения. Кроме того, необходимо создать атмосферу, адекватную содержанию песни, в связи с чем большое значение придается атрибутам, красочно дополняющим игру и помогающим ребенку войти в художественный образ.

Действия музыкального руководителя определяются местом прове­дения праздника. Если его организуют в зале, то музыкальный руководи­тель приходит в группу за детьми, обращая внимание на то, как они на­рядно одеты, и приглашает всех в зал. Когда малыши входят в музыкаль­ный зал, их внимание обращают на его убранство, объясняют, почему так красиво и необычно в зале, после чего разворачиваются события соглас­но сценарию.

При проведении праздника в группе музыкальный руководитель прихо­дит к детям, обращает их внимание на то, как в ней красиво, как нарядно они одеты, и предлагает всем вместе повеселиться.

При разработке сценария праздника следует стремиться к тому, чтобы он был максимально приближен к домашнему празднику, проходил без лиш­ней заорганизованности. Ведущая роль в ходе праздника принадлежит вос­питателю, который, участвуя во всех действиях детей, заражает их своим по­ложительным эмоциональным настроем.


Вторая младшая группа

Главная цель культурно-досуговой деятельности в данной возрастной группе состоит в развитии деятельности по интересам, стимулировании же­лания детей действовать самостоятельно, проявляя свое Я. Поэтому при ее организации надо исходить из интересов ребенка, его эмоционального со­стояния, однако это не означает, что все делается для удовлетворения его "я хочу". Необходимо создать такую ситуацию, при которой дети захотят де­лать то же, что и воспитатель. Взрослый является единомышленником малы­шей: он хочет доставить им радость и дать каждому почувствовать, что он что-то в этой жизни значит.

Необходимо приобщать детей к созерцанию природы, картин, красивых вещей и предметов, которые их окружают, а для этого в группе следует со­здать развивающую художественно-эстетическую среду. В процессе органи­зации отдыха можно использовать любые игровые действия, ситуации, раз­нообразные игры-, сюжетные, строительные, театрализованные, подвижные, настольные и т.д., рассматривание иллюстраций в книгах.

Для детей данного возраста характерно более активное участие во всех развлечениях. Они, как уже было сказано, стремится проявить свое Я, и зада­ча взрослого - деликатно формировать у них основы культурного время­препровождения, умение занимать себя интересной и полезной деятельно­стью. Ребенка этого возраста очень легко переключить с одной деятельнос­ти на другую, если вызвать к ней интерес и создать мотив деятельности, для чего воспитателю необходимо развивать у себя умение предвидеть детский интерес, поставить цель, выделить задачи и наметить план действий.

В данной возрастной группе проводятся следующие развлечения: тема­тические, театрализованные, концерты, спортивные, забавы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.183 (0.066 с.)