Ребенок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитание



"Природное окружение. Экологическое воспитание" дошкольников -это новый раздел, которого раньше в Программе не было.

Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, фор­мирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач.

• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, живот­ных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.




• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (пита­ние, рост, развитие).

• Формирование представлений о причинно-следственных связях внут­ри природного комплекса.

• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объ­ектам природы в процессе общения с ними.

• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте сво­его двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.).

• Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту ок­ружающего мира.

 

• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

• Развитие интереса к миру природы.

• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Достижение цели и задач раздела предусматривает следование принци­пам системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, коорди­нации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребен­ком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Специально организованные занятия рекомендуется проводить с первой младшей группы. Экологическое воспитание осуществляется также в про­цессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведе­ний, различных игр, а также трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятель­ность, просмотр видеофильмов, телепередач, экологическая тропа и эколо­гические праздники. Информация, которую дети получают, должна быть на­учно достоверной и в то же время доступной для их понимания.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всесторон­нему развитию ребенка.

В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые усло­вия для ознакомления дошкольников с природой: в групповой комнате - уто­лок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уго­лок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д.

В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соот­ветствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они были за­действованы в учебно-воспитательном процессе и были абсолютно безо­пасны для жизни и здоровья детей. (Обращаем особое внимание: взрослому нужно знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить растения и животных, которые являются аллергенами.)

В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый матери­ал для изготовления поделок. Он должен храниться в эстетично оформлен­ных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть комната природы (специ-

ально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинет природы (экологии), в котором созданы необходимые условия для проведе­ния занятий. Там можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох; помидоры, капусту, перец, огурцы; бархотки, астры, циннии (в экологически неблагоприятных условиях не следует рассаду высаживать в от­крытый грунт: попробовать выращенные овощи дети не смогут).

Экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит ра­боту по экологическому развитию детей дошкольного возраста, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов, а каждый вы­полняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.

Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать экологические праздники: 22 марта - Всемирный день воды, 1 апреля - Международный день птиц, 22 ап­реля - День Земли, 22 мая - Международный день биоразнообразия, 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября - Всемирный день животных.

В каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, воспитатель про­водит специально организованные занятия (фронтальные или подгрупповые).

С сентября по май во всех возрастных группах, кроме старшей, занятия чередуются в течение месяца - "Предметное окружение", "Явления общест­венной жизни", "Природное окружение. Экологическое воспитание". В старшей группе детского сада занятия по ознакомлению с природой и эко­логическому воспитанию проводятся один раз в неделю. Проводит их обыч­но воспитатель или эколог.

Для углубленной работы по экологическому воспитанию во второй по­ловине дня в кабинете экологии можно проводить дополнительные занятия.

В работе по ознакомлению с окружающим миром педагог должен учиты­вать региональный компонент: природу родного края, народные традиции, краеведение.

В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу целесообразно провести диагностическое обследование детей.

 

Первая младшая группа

С детьми третьего года жизни начинают проводить организованные за­нятия по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию (один-два раза в месяц).

У детей необходимо формировать интерес к явлениям природы, учить относиться к ней бережно: не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить.

Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального озна­комления детей с природой: с помощью игрушек и картинок их знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой, учат узнавать и назы­вать этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками,


корова с телятами). Взрослый развивает интерес к животным и желание рас­сматривать их на картинках. Познакомить детей с такими животными, как заяц, лиса, медведь, можно читая и рассказывая сказки.

При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художест­венных и фольклорных произведений воспитатель знакомит детей с ха­рактерными особенностями животных, учит различать и называть части те­ла (у собаки есть голова, туловище, хвост и ноги). Речь воспитателя должна быть четкой и понятной детям.

Для закрепления знаний можно предложить малышам поиграть в игры типа "Чей малыш?", "Чья мама?", "Кто как кричит?".

Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты по­наблюдать за птицами, которые прилетают на участок (голуби, воробьи, во­роны). При этом следует обратить внимание на то, как птицы машут крыль­ями во время полета, как ходят по земле, как клюют корм и др.

В процессе наблюдений нужно учить детей находить и называть отличи­тельные особенности животных, птиц и рыб (животные ходят и бегают по земле, птицы летают в воздухе, рыбки плавают в воде).

Воспитатель должен стараться всячески поддерживать интерес детей к живым объектам, поощрять желание общаться с животными.

В процессе ознакомления с неживой природой воспитатель обращает вни­мание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, становится влажным и из него с помощью формочек можно делать пирожки.

В играх с водой целесообразно показать ребенку, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, вода может быть холодной, а если постоит на солнышке, то станет теплой.

Особенности сезонных наблюдений. Осень. Взрослый называет вре­мя года - осень, формирует элементарные представления об осенних изме­нениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут час­тые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев), предлагает полюбоваться раз­ноцветными осенними листьями, учит называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный).

Для закрепления знаний можно провести игры "Найди такой же листок", "Покажи красный листик" и др. С помощью вертушек следует показать детям, как дует осенний ветер, вместе с ними во время дождя послушать, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, прочитать потешку "Дождик-дождик!".

На прогулке необходимо обратить внимание на то, как взрослые и дети одеты: в куртки, пальто, шапки, шарфы.

Следует рассмотреть овощи и фрукты, которые растут в данной местности, учить отличать их по внешнему виду и называть (огурец, помидор, морковь, яблоко). Закреплению знаний детей об овощах и фруктах способствуют ди­дактические игры "Чудесный мешочек", "Найди и назови", "Узнай на ощупь".

Зима. Взрослый называет время года - зима, обращает внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, как он падает; предлагает потро­гать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, но быстро тает от соприкосновения с теплой рукой). Целесообразно понаблюдать за тем, как дети старших групп лепят снеговиков, рассмотреть елочку, запорошенную

снегом. Если нет возможности показать настоящее дерево, то следует рассмо­треть картинку с его изображением.

Весна. Взрослый называет время года - весна, предлагает рассмотреть зеленую травку и распустившиеся цветы, обращает внимание детей на то, как с появлением травы и первых весенних цветов становится красиво на участ­ке детского сада, учит радоваться их появлению. Необходимо рассмотреть деревья, на которых появились первые зеленые листочки, учить отличать и называть деревья и цветущие травянистые растения. Можно понаблюдать за птицами, прилетающими на участок (голуби, воробьи, вороны, синицы), по­смотреть, как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы, как передвига­ются по земле (синички прыгают, голуби ходят). Прочитать стихотворение А. Барто "Птичка". Поощрять желание детей наблюдать за птицами.

Лето. Взрослый называет время года - лето, организует с детьми игры с песком и водой, в процессе которых они знакомятся с их свойствами. После дождя следует показать детям радугу, предложить полюбоваться красотой этого природного явления. В групповой комнате можно организовать игры с солнечными зайчиками. В повседневной жизни взрослый организует на­блюдения за растениями и животными уголка природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений. В уголке природы рекомендуется иметь: аквариум (периодически педагог приносит в группу для рассматри­вания золотую рыбку или карасика); растения (комнатные растения четырех-пяти видов, по два-три экземпляра на выбор педагога: бальзамин, фи­кус, хлорофитум, кливия, бегония); овощи и фрукты (огурец, помидор, мор­ковь, яблоко); календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (картинки с изображением домашних животных, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные); материал для проведения элементар­ных опытов (песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формоч­ки для песка); материал для развития трудовых навыков (лейки для полив­ки комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с при­родными явлениями. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильным навыкам обращения с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии де­тей лепят несложные снежные фигурки, а затем все вместе украшают их цветными льдинками.

В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения воспитателя. Ухаживая за растениями, он называет свои действия, рассказы­вает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей.

 

Вторая младшая группа

Взрослый продолжает формировать интерес к явлениям природы, учит бе­режно относиться к растениям и животным (не рвать цветы, листья, не ломать ветки, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков).

Занятия во второй младшей группе проводятся один-два раза в месяц с сентября по май.



В ходе целенаправленных наблюдений детей учат замечать изменения, которые происходят в природе от сезона к сезону; знакомят с основными потребностями человека и животных, удовлетворение которых необходи­мо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища); продолжают знакомить с обитателями уголка природы, учат наблюдать, как взрослые ухаживают за ними.

У детей формируют элементарные представления о некоторых растени­ях, которые растут в данной местности (о деревьях, цветущих травянистых и комнатных растениях). Для их закрепления можно организовать игры "Четвертый лишний", "От какого дерева лист?".

Взрослый учит детей различать и называть части травянистых растений (стебель, листья, цветок). Продолжает знакомить с некоторыми характерны­ми особенностями времен года: осенью идет дождь, облетают листья с деревь­ев; зимой холодно, много снега; весной распускаются на деревьях листья, по­являются первые цветы, прилетают птицы; летом растения цветут, ярко светит солнце, много насекомых. При описании явлений природы нужно чаще ис­пользовать стихи, песенки, потешки, пословицы. Следует формировать уме­ние отражать в рисунке красоту окружающего мира, продолжать знакомить детей с некоторыми домашними животными, особенностями их передвиже­ния, поведения и питания, дать понятие о жилище собаки (конура). Педагог формирует чувство ответственности за животных, которые живут в доме ря­дом с человеком, учит правильно обращаться с ними (не трогать чужих жи­вотных; со своими не только играть, но и поить и кормить). Следует закреп­лять умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей (ко­рова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, лошадь с жеребен­ком), знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений (чем питаются, какие звуки издают - лошадь ржет, свинья хрюкает, собака лает), учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых живот­ных.

По мере возможности следует организовать наблюдение за курицей с цыплятами и уткой с утятами, кроликом, прочитать стихотворение В.Берес­това "Курица с цыплятами".

Можно организовать наблюдения за декоративными птицами: волнис­тыми попугайчиками, канарейками; обратить внимание на то, что птиц не нужно трогать руками (птицы от этого могут заболеть). Учить находить и называть характерные отличительные особенности животных, птиц и рыб.

Следует предложить детям понаблюдать за птицами на прогулке (греют­ся на солнышке, голуби воркуют, воробьи чирикают и купаются в лужах), по­играть в игры "Воробышки и кот", "Птички и птенчики".

В теплое время года можно предложить детям взять кролика на прогулку и понаблюдать за ним в естественных условиях, вызывая у них желание ухажи­вать за животным, ласково разговаривать с ним.

Взрослый продолжает знакомить детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем. Учит узнавать по внешнему виду лягушку, формирует знания о том, что она прыгает и квакает. Учит узнавать и называть некоторых насекомых (ба­бочка, жук), формирует знания о том, что они летают и у них есть крылья.

Если эти объекты невозможно показать в естественной обстановке, сле-

дует использовать картинки с их изображением. Чтобы у детей сложились правильные представления, животные, с которыми вы хотите познакомить дошкольников, должны быть изображены четко и реально. Можно также ис­пользовать слайды, видеофильмы. После рассматривания иллюстративного материала можно побеседовать с детьми о том, кто видел этих животных в действительности, дать возможность высказать свои впечатления от обще-ия с ними. Для закрепления знаний о животном мире хорошо провести иг-'ы "Зоологическое лото", "Летает - не летает".

Следует обратить внимание детей на изменения Солнца в разное время ода, дать понятие о том, что днем человек и многие животные бодрствуют, ночью спят.

Детей постепенно учат наблюдать, анализировать и делать выводы. Особенности сезонных наблюдений. Осень. Необходимо продолжать знакомить детей с характерными особенностями осеннего периода деревья желтеют, опадают листья, становится холоднее и т.п.). Предоставить им возможность наблюдать за ветром (игра с ленточками). Взрослому следует формировать у детей умение по внешнему виду и вкусы различать некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий), про­должать учить дошкольников замечать изменения в погоде, любоваться осенними листьями, называть их основные цвета (желтый, зеленый, крас­ный). Следует показать детям отличительные особенности листьев клена, дуба и березы. Закреплению представлений об овощах и фруктах способст­вуют дидактические игры "Чудесный мешочек", "Найди и назови".

Зима. Детей продолжают знакомить с ее характерными особенностями (солнце светит редко, холодно, идет снег, все деревья в снегу, дует холодный ветер и т.п.). Взрослый предлагает полюбоваться снежинками, рассмотреть их, учит детей называть время года (зима) и некоторые зимние явления (снегопад). Целесообразно вместе с детьми рассмотреть елку, загадать о ней загадку, обратить внимание на то, что это дерево всегда с зелеными иголка­ми. На прогулке следует наблюдать за птицами (снегири, синицы, воробьи), которые прилетают зимой на участок; рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед (что между ними общего и чем они отличаются), закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий).

Весна. Детей следует знакомить с ее характерными особенностями (солнце ярко светит и греет, снег начинает таять, становится рыхлым, побе­жали ручьи, распустились цветы, прилетели птицы и т.п.); можно понаблю­дать за появлением ручейков, сравнить лужи и ручейки; обратить внимание Детей на сосульки (они блестят на солнце, с них капает вода, они длинные, их много на солнечной стороне). Учить детей самостоятельно делать выво­ды. Целесообразно прочитать стихотворение А. Барто "Солнышко".

С детьми надо рассмотреть, как с появлением травы и первых весенних Цветов (тюльпанов) на участке детского сада становится красиво. Их следу­ет учить любоваться цветами, бабочками, божьими коровками, слушать, как поют птицы весной.

Следует провести цикл наблюдений за птицами, прилетающими на участок (если прилетают скворцы, понаблюдать, как они залетают в свои доми­ки), за тем, как птицы передвигаются, клюют корм, пьют воду из лужицы.


 
 


В группе следует обратить внимание детей на цветущие комнатные рас­тения, на появление у них новых листочков, а на участке - понаблюдать за работниками детского сада, которые готовят землю к посеву семян и посад­ке лука, одновременно развивая умение анализировать и делать выводы.

Лето. Детей следует учить называть это время года, обращать их внима­ние на то, что летом птицы перестают прилетать к кормушкам: им легче най­ти корм в естественных условиях.

Надо знакомить детей с характерными особенностями летнего периода (жарко, люди купаются в реке, на полянах много цветов), рассматривать с ними бабочек, прилетающих на участок, обращать внимание на то, что лет­ний дождь теплый. Прочитать стихотворение А. Босева "Дождь".

В процессе игр с песком и водой следует закреплять знания дошкольни­ков об их свойствах.

На прогулке как можно чаще обращать внимание детей на красоту окру­жающей природы.

Уголок природы. В повседневной жизни взрослый организует наблю­дения за растениями и животными в уголке природы, привлекает детей к вы­полнению индивидуальных поручений.

В уголке природы второй младшей группы рекомендуется иметь: аквари­ум с рыбками (одна-две золотые рыбки, карасик); клетку с птицами (кана­рейка); комнатные растения (четырех-пяти видов неприхотливых расте­ний) по два-три экземпляра, например фикус, примула, бегония, герань, бальзамин; овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко); осенние листья для букетов; срезанные ветки деревьев и кустарников в во­де; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал-, набор кар­тинок с изображением животных (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса, медведь и др.); книги с иллюстрациями, где изображены животные; набор картинок с изображением птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, сне­гирь); альбомы "Времена года"; дидактические игры; материал для прове­дения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, веточки, желуди, флакончи­ки, крышки); инвентарь (лейки для поливки комнатных растений, малень­кие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки, мерные ложки для корма, пластмассовые ведерки).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с при­родными явлениями. На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним; при этом воспитатель дол­жен поощрять стремление детей выполнять те или иные трудовые действия, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллек­тивный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. При наличии в детском саду огорода осенью им можно предложить собрать листья в кучу, выдернуть морковь и т.п.; прочи­тать стихотворение О. Поляковой "В огороде". В зимнее время года дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за рабо­той и подвозят снег на санках. Все вместе украшают постройки (льдинками,

печатками наносят узоры). Хорошо показать детям, как из снега делать снежные комья, как мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снего­виков. Формировать желание самостоятельно лепить из снега.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под при­смотром взрослого взять корм, покормить животное, полить цветок из лей­ки и др.). Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные дейст­вия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно дер­жать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за жи­вотными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в клетку; наблюдать за взрослым, который сажает луковицу, а затем под его руководством сажать луковицу в стаканчик. Следует разви­вать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать ком­натные растения, комментируя свои действия.

В процессе наблюдений необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно накормить животных, полить растения, сменить воду в поилке.

 

Средняя группа

У детей пятого года жизни продолжают развивать интерес к явлениям природы и формировать умение взаимодействовать с окружающим миром.

Занятия проводят один-два раза в месяц с сентября по май.

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжает­ся и вне занятий. В процессе чтения художественных и фольклорных произ­ведений их учат замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, делать выводы и делиться своими впечатлениями от общения с миром природы.

Необходимо рассказать детям о том, что растения любят свет, воздух и тепло, показать, что питаются они за счет корней, что одним из необходи­мых условий ухода за растениями является рыхление. Следует дать детям представление о грибах и ягодах, о том, что в лесу растут растения, нуждаю­щиеся друг в друге и являющиеся пищей для животных; помогать устанав­ливать простейшие связи между природными явлениями.

На прогулке детей продолжают знакомить с изменениями внешнего вида Деревьев в зависимости от времени года, закрепляют представление о сезон­ных изменениях в природе, формируют начальные знания о приспособлен­ности растений и животных к среде обитания.

Необходимо создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия де­тей с природой, учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья и травянистые растения. Следу­ет уточнять и обогащать представления детей о многообразии раститель­ного и животного мира. Необходимо закреплять знания о домашних живот­ных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку, рассказать, к чему приводит отсутствие питания, воды и воздуха. Формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ни-


ми. Воспитателю следует продолжать учить детей наблюдать за животными; любоваться их красотой, силой и ловкостью, обращать внимание на то, что домашние животные преданы своим хозяевам. Продолжать учить детей узна­вать животных и их детенышей на картинках, ориентироваться в строении тела, покрове, окрасе; правильно называть животных и их детенышей.

На время рассматривания в групповую комнату можно принести кроли­ка и морскую свинку. Следует формировать понимание того, что с животны­ми нельзя поступать как с людьми - кормить сладостями, завертывать в пе­ленку, как маленьких детей, и т.д. На занятиях необходимо показать особен­ности среды обитания животных в природе (звери - на земле, птицы - в воздухе, рыбы - в воде, червяки - в земле), познакомить с размножением птиц (самка откладывает яйца и насиживает их), продолжать учить детей уз­навать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (большие выпученные глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плава­ет), издаваемых звуков (квакает).

В этом возрасте дети должны узнавать и называть одного-двух предста­вителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящерицы про­долговатое тело, длинный хвост, она очень быстро ползает; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, она ползает медленно).

Следует закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Развивать желание любоваться природой и беречь ее.

Необходимо совершенствовать умение сравнивать и выделять общие и отличительные особенности млекопитающих, птиц, рыб и пресмыкающих­ся, развивать интерес ко всему живому.

Учить детей делать выводы о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Особенности сезонных наблюдений. Осень. Продолжать формиро­вать элементарные представления об осенних изменениях в природе, за­креплять знания об овощах и фруктах, учить любоваться осенними листья­ми, правильно называть их цветовую гамму (желтый, зеленый, оранжевый и др.). Целесообразно организовать наблюдения за ветром (игры с вертушка­ми). Закреплять умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Зима. Воспитателю необходимо учить детей замечать изменения в по­годе, организовывать наблюдения за метелью. Закрепить знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь), обратить их внимание на поведение птиц уголка природы в зимнее время года.

На прогулке следует рассмотреть следы птиц на снегу, побеседовать о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору, обращать внимание на красоту зимней природы.

Формировать желание оказывать помощь животным и птицам в этот период- Весна. Продолжать формировать умение выделять первые весенние признаки, провести наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Весной на прогулке следует закреплять представление о том, что в это

время года солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее, обращать их внимание на то, как на деревьях и кустарниках появляются маленькие нежные листочки, понаблюдать за весенним дождем (деревья, крыши, дома - все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики). Вместе с детьми отметить, что с появлением травы и первых весенних цветов становится красиво на участке детского сада.

Необходимо организовывать наблюдения за цветущими деревьями, про­читать детям стихотворение Е. Благининой "Яблонька", развивать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

По мере возможности организовывать наблюдения за всходами гороха и лука, за цветущими комнатными растениями в уголке природы.

Лето. Целесообразно вместе с детьми наблюдать за состоянием погоды (чистое небо, светит солнце, ветер теплый), в процессе игровой, трудовой и опытнической деятельности закреплять знания детей о свойствах песка, во­ды, камней и глины.

Уголок природы. В повседневной жизни взрослый организует наблю­дения за растениями и животными в уголке природы, привлекает к выполне­нию индивидуальных поручений. Со второй половины года педагог органи­зует дежурство детей в уголке природы.

В уголке природы средней группы рекомендуется иметь: аквариум с рыб­ками (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, ка­рась); клетку с птицами (канарейка); растения (комнатные пяти-шести видов, например бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); овощи и фрукты (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, яблоко, груша, сли­ва); осенние букеты, срезанные ветки деревьев и кустарников, поставлен­ные в воду; календари погоды, и природы; наглядный иллюстративный ма­териал (картины "Времена года" предъявляются в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: "Животные", "Птицы", "Растения" и др., альбомы: "Домашние животные", "Дикие животные", "Животные уголка природы"); дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (со­суд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, глина, песок.); матери­ал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, флакончики, крышки, коробочки); инвентарь (лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, па­лочки для рыхления, пульверизатор, щетки, баночки с кормами и поилки; ящики и стаканчики для посадки рассады).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с при­родными явлениями. На природе следует продолжать воспитывать положи­тельное отношение к труду, желание трудиться, закреплять умение выполнять Индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспи­тателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении сов­местного задания.

Воспитатель приступает к формированию отношения к порученному зада­нию, т.е. умения и желания доводить дело до конца, стремления все сделать хо­рошо. Он должен разъяснять детям значимость их труда и поощрять тех, кто Проявляет инициативу по оказанию помощи сверстникам и взрослым.


Важно поощрять желание добиваться хороших результатов. Например, зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявляя самостоятель­ность и творчество, т.е. украшать снежные постройки цветными льдинками или дополнять их природным материалом.

Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, учить помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место), бе­режно к нему относиться, приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

В конце апреля можно предложить детям посеять семена гороха, а в на­чале мая сажать лук (дети делают лунки и кладут в них семена), формировать чувство удовлетворения от проделанной работы.

Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя (дети могут работать по подгруппам, выполняя различные поручения).

Целесообразно учить детей наблюдать за ростом растений и делать эле­ментарные выводы. Формировать у них желание собирать природный мате­риал для поделок.

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растения­ми, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие кожи­стые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цве­точных горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкарм­ливать растения удобрениями. Воспитатель закрепляет у детей умение кор­мить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под его наблюдением).

Взрослому следует поощрять стремление детей помогать друг другу и учить принимать помощь товарищей.

Следует приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время (воспитатель подробно и поэтапно рассказывает все, что необходимо делать). Дети пятого года жизни постепенно должны учиться понимать, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сыты­ми, в клетке было чисто, растения хорошо росли).

Необходимо закреплять стремления детей включаться в труд по собственной инициативе.

Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Воспита­тель проводит опыты с водой, песком, снегом и учит детей наблюдать и де­лать соответствующие выводы.

 

Старшая группа

Занятия с детьми 5-6 лет по ознакомлению с природой и по экологиче­скому воспитанию проводятся один раз в неделю с сентября по май.

В этом возрасте дети с интересом познают мир природы и вне занятий. Взрослый учит их делать выводы о закономерностях и взаимосвязях окру­жающего мира, углубляет и конкретизирует представления об условиях жиз­ни растений и животных, об особенностях той местности, где они прожива­ют, закрепляет обобщенные представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах.

Следует продолжать учить детей правильно взаимодействовать с приро­дой и формировать у них представление о том, что человек - часть приро­ды. Детей учат укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Взрослый продолжает учить детей наблюдать природные явления и уста­навливать причинно-следственные связи между ними, знакомить с дикими животными и их повадками, называть некоторых животных, обитающих как в нашей стране, так и в других странах.

Формирует представление о зимующих и перелетных птицах, расширяет и уточняет знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы; комнатные растения), созда­ет условия для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Взрослый продолжает воспитывать у детей потребность в за­боте о живых существах, расширять их представления о домашних птицах, характерных признаках внешнего вида, повадках, о том, как надо ухаживать за ними, продолжает знакомить детей с обитателями уголка природы (ры­бы, птицы, хомячки и др.), с особенностями их содержания, систематизиру­ет представления о домашних животных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.09 с.)