Конструирование, ручной труд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование, ручной труд



 

Конструирование, как и все другие виды творческой деятельности, осно­вывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитатель­но-образовательной работы в дошкольном учреждении. Поэтому содержа­ние конструирования тесно связано прежде всего с разнообразными строе­ниями, которые дети видят ежедневно: ограда детского сада, ворота, беседка, скамейки, лестницы, специальные сооружения для игр - машины, корабли, песочницы, домики, дорожки, башенки и т.п. Такие постройки доступны для конструирования дошкольникам разных возрастных групп.

Дети сначала рассматривают, а затем из разного строительного материа­ла конструируют жилые дома, школы, театры, дворцы, храмы. Дети с интере­сом рассматривают различные виды транспорта и могут создавать их в кон­структивной деятельности. Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навы­ками и умениями. В процессе конструктивной деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышле­ние, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творче­ские конструктивные способности.

Остановимся на специфике работы с детьми разного возраста.

 

Первая младшая группа

В этом возрасте конструирование по сути сливается с сюжетно-отобра-зительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает взрослый. Ребенок действует с деталями наборов для строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики, по многу раз сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки.

У детей третьего года жизни уже имеются элементарные представления о функциональном назначении строительных деталей и простейших предме­тах, которые можно из них создать. Активно развивается практическое экс­периментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башен­ка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно. Не надо прерывать их: таким образом он осваивает свойства разных форм, т.е. при­обретает опыт, необходимый для возведения постройки.

Характер творческой активности находится в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возмож­ность создавать постройки из различных строительных наборов, конст­руктора Lego-Dacta (Дания), а также мелких и крупных модулей, простых конструкторов; нужны также игрушки, соразмерные создаваемым пост­ройкам (собачки, машинки, кошечки, матрешки и пр.). Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию - рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный по­каз способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтере­совать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с детьми


созданные постройки. Это способствует повышению их интереса к конст­руированию.

В начале года у детей следует закреплять уже имеющиеся навыки и преду­смотреть возможное усложнение заданий. Так, можно предложить построить башенку из четырех кубиков одного цвета и украсить ее флажком такого же цвета, как кубики. Потом перед детьми ставят задачу построить две башенки разного цвета и разной высоты и украсить их призмами такого же цвета, как и башенка. Необходимо побуждать детей создавать разнооб­разные дорожки: широкие, узкие и длинные, короткие.

Детям предлагают сконструировать простую мебель (стол, стулья), поду­мав, какие детали строительного набора для этого нужны.

Следует продолжать обучение конструированию разнообразных забор­чиков (высоких и низких) сначала из одной, затем из двух деталей, а позднее из нескольких, чередуя их по форме, высоте, цвету.

Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры "Построй такой же" и "Угадай, что я сейчас построю". Воспитатель делает крес­ло. Дети внимательно смотрят. Взрослый спрашивает, что это и из каких час­тей состоит. Затем предлагает сделать такие же кресла для матрешек После этого внимание детей следует направить на создание более сложного кресла.

Этому должно предшествовать рассматривание машин на улице, выделе­ние сначала их основных частей, затем более мелких, их место расположе­ния по отношению к главной части.

Детей можно учить конструировать различные виды транспорта. Затем можно предложить построить автобус и грузовик путем накладывания куби­ков на пластины (по образцу).

Воспитателю следует научить детей делать скамеечки (высокие и низ­кие), ворота (узкие и широкие) для разных машин (по образцу), стимулируя проявление самостоятельности в украшении ворот. Можно предложить по­строить заборчик с воротами самостоятельно.

Рассматривание и оценка детских работ проводятся в игровой форме: "Много красивых ворот построили дети. Какие же ворота выберет моя ма­шина? Олины. Они красивые. А еще какие ворота выбрать? Все красивые".

Игру можно продолжить, дав детям задание самим провести машину в во­рота. Можно предложить усложненную задачу: построить простые домики (стены из четырех кирпичиков, поставленных вертикально, и перекрытия из двух призм), затем с помощью воспитателя построить такие же, но с окошком (сначала по образцу, затем по своему замыслу). Следует формиро­вать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные дейст­вия ("Все петушки спрятались в домиках, теперь все выглянули в окошечко, вышли из домика, поклевали зернышки, взлетели на крышу").

После того как дети овладеют способами конструирования простейших перекрытий, можно переходить к созданию разнообразных лесенок, снача­ла из шести кубиков одного цвета. Воспитатель рассматривает с детьми об­разец, выделяет детали постройки, подчеркивает: для лестницы, у которой много ступенек, требуется много кубиков. Затем каждый ребенок вместе с взрослым (по его показу) выполняет задание. Когда все лесенки будут гото­вы, их следует обыграть: предложить детям водить по ступенькам кукол. За-

тем можно научить малышей строить широкую лесенку (из шести кирпичи­ков) и предложить для обыгрывания другие игрушки ("По ступенькам пры­гают белые зайчики, черные кошечки" и т.п.).

После этого детям дают задание сконструировать горку. Воспитатель строит горку на своем столе - к трехступенчатой лесенке из кубиков при­ставляет призму. При анализе постройки он показывает только незнакомый детям конструктивный момент - приставление призмы.

На следующем этапе дети строят горку с лесенкой и длинным скатом. Воспитатель заранее готовит образец постройки, проводит анализ образца, показывает приемы конструирования ската.

От занятия к занятию задания следует усложнять, чтобы дети постепенно приобретали новые конструктивные навыки.

 

Вторая младшая группа

У детей необходимо вызывать интерес к окружающим их строениям: до­мам, в которых они живут, детскому саду постройкам на участке детского сада.

Конструктивная деятельность детей этого возраста, как и ранее, тесно связана с игрой, основывается на непосредственном восприятии формы, строения, величины предметов. Методы и приемы работы несколько изме­няются. Словесные инструкции становятся более краткими: "Возьми и по­ставь около себя красный кубик, а теперь возьми еще один красный кубик и приставь к первому". Увеличивается количество деталей постройки и их цветов. Детям нужно давать сюжетные игрушки вместе со строительным ма­териалом; таким образом формируя у них умение соотносить свои построй­ки с размерами кукол, игрушек.

С этого возраста можно начинать обучение конструированию по услови­ям ("Построй такие ворота, как у меня, но высокие, чтобы под ними могла проехать вот такая машина").

В конце года целесообразно провести одно-два занятия, посвященные конструированию по замыслу. Можно предложить детям соорудить красную башню, пристроить к ней лесенку, украсить башню флажком, построить раз­ноцветные дорожки из кирпичиков двух цветов. Воспитатель, рассмотрев с детьми две дорожки разного цвета, говорит: "Я могу одну дорожку сделать длиннее". Приставляет к ней один кирпичик, затем еще один: "Вот какой длинной стала дорожка! Какая теперь желтая дорожка? Правильно, длинная. А эта зеленая - короткая. Мы можем короткую дорожку сделать длинной?".

Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме. Например, воспитатель водит куклу по дорожке, построенной ребенком, отмечает, что кукде она нравится, потому что все детали лежат ровно и красиво подобра­ны по цвету.

Несколько занятий можно посвятить конструированию мебели для кукол по образцу, но без показа приемов.

На всех занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они бу­дут строить, помогая при необходимости вопросами и советами.

Следует обращать внимание детей на наиболее удачные работы, поощ­рять их стремление конструировать по-своему ("Почему ты построил длин-


ный диван из этих деталей? Расскажи, как ты это делал. Почему ты для крес­ла взял короткую пластину, а для дивана длинную?").

Важно, чтобы дети овладели умением изменять постройку, например уве­личивать ее высоту в соответствии с размерами игрушки. Вначале малыши со­оружают низкие и высокие ворота (по образцу воспитателя), затем им предла­гают перестроить ворота так, чтобы в них могла въехать высокая машина.

Усложняются задания и на конструирование домиков. Больше внимания следует обращать на их цветовое решение и украшение.

Необходимо чаще привлекать детей к анализу образца - это развивает умение конструировать осмысленно, побуждает к самостоятельному поиску способов действия.

Целесообразно учить детей "замыкать" пространство (строить домик для двух матрешек из шести вертикально поставленных кирпичиков и двух призм). У малышей уже есть опыт строительства заборов, чередования форм по цвету и виду. Научиться огораживать большие пространства слож­но. Для этого целесообразно каждому ребенку дать лист голубой бумаги пря­моугольной или закругленной формы и предложить огородить это "озеро" для уточек (если загородка строится из кирпичиков, положенных на узкую длинную грань, потребуется примерно 12 штук). Взрослый может проде­монстрировать один - наиболее важный - конструктивный момент в про­цессе "замыкания" пространства или использовать словесные указания.

Целесообразно предложить детям построить загоны для лошадок (из ку­биков и кирпичиков, чередуя их по цвету), огородить высоким заборчиком загон для коровы, построить загон для зайчиков. В процессе игры необходи­мо продолжать учить детей использовать полученные знания и умения в са­мостоятельных постройках, поощрять их стремление к конструктивной де­ятельности, отмечать тех, кто старается проявлять инициативу, творчество. Хорошим приемом привлечения детей к такой деятельности является пред­ложение украсить свою постройку, конструирование и украшение построй­ки воспитателем в присутствии детей.

Воспитатель должен организовывать игры с крупным строительным ма­териалом, предлагая подумать, что можно построить, из каких деталей, как украсить постройку, как с ней играть.

Необходимо побуждать детей разнообразить тематику построек, для че­го целесообразно конструировать их вместе с детьми, а также рассматри­вать иллюстрации. Воспитателю следует предлагать детям наблюдать за тем, что и как конструируют их товарищи, напоминать о том, что они видели на прогулке, предлагать построить эти сооружения всем вместе.

Воспитателю следует поддерживать замысел ребенка, развивать его и по­могать в осуществлении советами, проявлять заинтересованность, радуясь вместе с ребенком его успехам.

Для детей данного возраста характерно стремление делать постройки внеш­не привлекательными. Малыши часто украшают постройки, не принимая во внимание их назначение. Воспитателю следует корректировать этот процесс.

У детей необходимо формировать умение аккуратно разбирать сконст­руированные постройки, раскладывать детали по виду и цвету, убирать на место.

Средняя группа

На пятом году жизни у детей возникает интерес к качеству своего труда; они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требо­ваний, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, ис­пользование разных способов конструирования), проявляют желание овла­деть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании.

Детей в процессе наблюдений нужно учить самостоятельно соотносить постройки и игрушки по величине, различать и называть призму, цилиндр, брусок, самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ши­рины, устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположе­ния на плоскости, планировать свою работу.

В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а к концу года - из природного материала.

Одно из занятий в начале года целесообразно посвятить закреплению ранее приобретенного умения строить заборчики, одновременно активи­зируя самостоятельность в выборе способа использования строительных деталей: устанавливать кирпичики вертикально (на маленькое основание, на узкую длинную сторону), соблюдать между ними расстояние, равное ши­рине одного кирпичика. Подводя итог занятию, необходимо отметить де­тей, проявивших творчество и выдумку, а также показавших конструктив­ные умения.

Целесообразно предлагать детям объединять постройки единым сюже­том. Например, после рассматривания стоянки для машин, находящейся вблизи от дошкольного учреждения, целесообразно построить отдельные места для каждой машины внутри построенного детьми забора с воротами, а затем сконструировать помещение с окошком для охранника.

Необходимо побуждать детей к сооружению сопутствующих (дополни­тельных) построек. Например, сделав по предложению воспитателя гараж, ребенок пристраивает к нему площадку для ремонта машин, скамеечку, на которой будет отдыхать шофер, и т.п. В случае затруднений, возникающих у отдельных детей, воспитатель помогает им, обращая внимание на построй­ки товарищей, используя показ способа сооружения, а также иллюстрации, объяснение. Подбирая строительный материал к занятию, воспитатель дол­жен предусмотреть, что детям могут понадобиться дополнительные детали для украшения или изменения постройки по желанию детей.

Можно предложить построить домики для кукол, гараж с двумя выездами для разных по ширине машин, загон для разных животных и др.

В целях закрепления навыка преобразовывать постройки в высоту и ши­рину воспитатель предлагает построить красивые ворота для игрушек, раз­ных по высоте и объему. Обучать преобразованию построек в ширину мож­но также в процессе конструирования трамвая, автобуса или троллейбуса: воспитатель учит строить, например, автобус по образцу, а затем подсказы­вает способ изменения конструкции в ширину. Целесообразно упражнять детей в преобразовании построек и в ширину, и в высоту, предлагая постро­ить такой же вагончик, как у воспитателя, но только высокий или широкий.

После этого можно переходить к обучению конструированию мостов, ко-


торые дети могут рассмотреть по дороге домой, в поездках по городу, за го­род (пешеходные мосты, переходы, мосты для транспорта, мосты через реки и др.). На занятии следует напомнить, какие бывают мосты; помочь устано­вить зависимость их формы от функционального назначения (у мостов для машин есть скаты, у мостов для пешеходов - ступеньки). Можно предложить рассмотреть образцы трех-четырех автодорожных мостов разной конст­рукции: у одного - опоры из четырех цилиндров; у другого - из двух кирпи­чиков, лежащих на широкой грани, и двух поставленных сверху на длинные узкие грани; у третьего - из брусков; у четвертого - из кубиков. Одни опоры стоят близко друг к другу, другие - на большом расстоянии. Мосты - разные по длине и ширине. Скатами у всех мостов могут служить трехгранные приз­мы. Ознакомившись с образцами, дети сравнивают постройки.

В середине года вводится конструирование из бумаги. На первом занятии детей следует познакомить со свойствами бумаги, научить складывать пря­моугольный лист пополам, фиксировать линию сгиба, чтобы получился пригласительный билет для мамы и папы, флажок на елку и т.п.

Далее детей учат делать альбомы, конструировать из бумаги будку для со­баки, простой домик, вагончик, складывать лист пополам, наклеивать на ос­новную часть несколько деталей.

Знания и умения, приобретенные на занятиях, закрепляются в игровой де­ятельности. В распоряжении детей средней группы должно быть больше, чем ранее, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек для обыгрывания по­строек. Нужны также пластины различной конфигурации для перекрытий.

Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской дея­тельности на данном этапе остается совместное с взрослым конструирова­ние, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и обра­зовательные задачи. Хорошо, если взрослый мастерит при детях какие-либо игрушки. Целесообразно также приглашать старших детей, которые помо­гают строить и дарят младшим сделанные своими руками игрушки.

В играх следует поощрять стремление детей объединять свои конструк­ции единым сюжетом ("Какую красивую мебель вы построили! Да у вас це­лый магазин получился! Что еще можно построить?").

Летом следует постепенно приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Обращая внимание на необычные по форме шиш­ки, листья, веточки, корешки, следует спрашивать, на что они похожи, и в присутствии детей мастерить интересные поделки, привлекая их к участию в конструировании.

 

Старшая группа

У детей этой группы следует углублять интерес к конструкторской дея­тельности, для чего необходимо проводить наблюдения: на участке детско­го сада рассмотреть веранду, обратить внимание на ее конструкцию, пред­ложить построить такую же, активизировать самостоятельные действия де­тей, спросив, с чего следует начать конструирование. Для этого не обяза­тельно собирать всех детей группы - можно организовать только тех, кто на прогулке не нашел себе занятия.

 

Затем целесообразно провести занятие на тему "Наша веранда на участ­ке". Обговорив конструкцию веранды, нужно предложить кому-то из детей показать, как ее можно построить, какие для этого необходимы детали. По­сле того как они построят веранду, дать возможность дополнить постройку кто чем захочет, используя готовые предметы из соответствующих конст­рукторов (елочки, ограда, скамейки и т.п.).

Затем во время прогулки следует рассмотреть с детьми спортивную пло­щадку, имеющееся на ней оборудование и предложить рассказать, как они устроены. Для этого необходимо задавать вопросы: из чего состоят лесенка, горка и т.п.? Какую форму имеют части построек? Какой они длины, высоты?

Следует обращать внимание детей на жилые дома, детские сады, школы. При их рассматривании можно предложить, глядя на то или иное здание, обве­сти его по контуру в воздухе рукой, назвать форму здания, сосчитать этажи.

Сначала лучше выбирать здания не очень высокие, чтобы дети смогли де­тально рассмотреть их конструкцию, сосчитать количество этажей, окон на одном этаже, определить их форму. Целесообразно спросить у детей, можно ли небольшой домик (в два-три этажа) построить из строительного конструк­тора, склеить из бумаги (а для окон, дверей, крыши использовать аппликацию).

В последующем детям можно предложить построить небольшой дом. До занятия вместе с двумя-тремя дежурными надо на отдельном столе разло­жить по формам строительный материал (бруски, кирпичики, пластины для перекрытий, цилиндры, кубики и др.), чтобы каждый ребенок смог отобрать необходимые детали.

Если в процессе создания постройки понадобится что-то еще, ребенок может подойти и взять необходимое. По окончании занятия все постройки необходимо рассмотреть, обращая внимание детей на то, что у каждого из них получилось выразительно, оригинально.

На следующем занятии можно предложить детям вместе сконструиро­вать из строительного материала улицу города. Для этого на сдвинутых в длинную линию столах каждый ребенок строит свой дом, а затем все дети дополняют "улицу" машинами, деревьями и т.д. (готовые игрушки). Целесо­образно сохранить "улицу" на несколько дней, чтобы дети могли ее рассма­тривать, обсуждать, что еще можно с ней сделать. Это активизирует вообра­жение детей и наталкивает на решение дополнить "улицу" новыми предме­тами, например сделать остановку автобуса или троллейбуса, обозначить переход полосками бумаги, вырезанными детьми, проложить "зебру".

В следующий раз можно предложить детям сконструировать разные ви­ды транспорта (понаблюдав за ними на прогулках, рассмотрев иллюстра­ции в книгах, открытки или фотографиии). Если конструкцию "утицы" удастся к этому времени сохранить, ее можно дополнить транспортом.

Можно предложить детям создать сказочный домик, а затем сказочное царство.

Проводя занятия по конструированию из строительного материала, сле­дует закреплять знание тех деталей, с которыми дети познакомились в пред­шествующей группе (куб, пластина, кирпичик, брусок), и умение их исполь­зовать при создании построек по образцу (образцом могут служить реаль­ные сооружения).

 


В процессе рассматривания архитектурных сооружений, а затем на заня­тиях отбирая детали строительного материала, необходимые для создания постройки, необходимо учить детей выделять форму, величину, пропорции строений и их частей, определять конструктивные возможности деталей строительного материала.

В старшей группе на занятиях ручным трудом дети из бумаги и других ма­териалов могут создавать необходимые для игры предметы. В процессе кон­струирования из бумаги они овладевают обобщенными способами создания предметов. Так, сделав - по показу воспитателя - из квадратного или прямо­угольного листа бумаги путем его складывания с надрезанием коробочки, де­ти овладевают умением создавать разные предметы: корзиночку, вкладыши-коробочки разной величины, песочницу, тент от дождя и солнца и т.п.

Из природного материала: шишек, желудей, листьев, веток, ягод - они учатся создавать несложных по строению животных (еж, птица, бабочка) и предметы (ваза с красивыми ветками, ягодами, цветами и др.).

Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, яв­ляются наблюдение, рассматривание животных и птиц на прогулке, в угол­ке природы, на иллюстрациях. В процессе рассматривания следует побуж­дать детей выделять форму и величину частей предметов и объектов, их строение, позу (ежик свернулся в клубок, гусеница ползет, бабочка сидит на цветке, взмахнула крылышками и полетела и т.п.). В процесс рассматрива­ния следует включать обведение предметов, объектов обеими руками по контуру При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования - необходимо активизиро­вать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, за­давать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая мето­дика способствует развитию детского творчества.

Следует использовать разные формы организации занятий по созданию изображений, индивидуальных и коллективных. Создавая коллективные композиции, дети овладевают умением взаимодействовать, договариваться, уступать. Созданная общими усилиями композиция производит на них бо­лее глубокое впечатление, способствует дальнейшему развитию инициати­вы и творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.048 с.)