К итоговому государственному 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К итоговому государственному



К итоговому государственному

междисциплинарному экзамену

 

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»

 

 

Красноярск 2012


УДК 339.6 (12)

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену: пособие для студентов спец. 100701 / Составители З.В. Евдокимова, Р.И. Шадпалова, Е.П. Шевцова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2012. – 41 с.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин 27.12.12, протокол № 4.

 

Методические рекомендации составлены для студентов ОСПО КГТЭИ специальности 100701 «Коммерция (в торговле)» по дисциплинам, выносимым на итоговый междисциплинарный экзамен, и охватывают основные темы и разделы дисциплин: «Организация и технология коммерческой деятельности», «Маркетинг», «Теоретические основы товароведения», «Экономика организации (предприятия)», «Организация и технология торговли», а также типовые задачи, аналогичные тем, которые будут представлены в экзаменационных билетах.

 

УДК 339.6 (12)

 

© ГОУ ВПО Красноярский государственный торгово-экономический институт, 2012

 

© З.В. Евдокимова, Р.И. Шадпалова, Е.П. Шевцова


Оглавление

Стр.

Организация и технология коммерческой деятельности 4

1.1. Краткое содержание дисциплины 4

1.2. Типовые задачи 9

1.3. Библиографический список 17

Маркетинг 18

2.1. Краткое содержание дисциплины 18

2.2. Типовые задачи 21

2.3. Библиографический список 29

Организация и технология торговли 31

3.1. Краткое содержание дисциплины 31

3.2. Библиографический список 33

Экономика организации (предприятия) 34

4.1. Краткое содержание дисциплины 34

4.2. Библиографический список 38

Теоретические основы товароведения 39

5.1. Краткое содержание дисциплины 39

5.2. Библиографический список 42


Организация и технология коммерческой деятельности

1.1. Краткое содержание дисциплины

Введение

Предмет, цели и задачи дисциплины, межпредметные связи. Основные понятия: коммерция, коммерческая деятельность, предпринимательство. Развитие коммерции и предпринимательства в России.

 

Раздел 1. Основы коммерческой деятельности

Тема 1.1 Содержание коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность: назначение, сфера применения, сущность, содержание. Составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно-правовая база, управление, общность и различия предпринимательской и коммерческой деятельности.

Объекты коммерческой деятельности: товары, услуги, технологии, недвижимость, ценные бумаги. Специфика объектов коммерческой деятельности (рассматривается применительно к конкретной отрасли): общие представления.

Тема 1.2 Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Субъекты коммерческой деятельности: организации-изготовители, продавцы, посредники, потребители, их назначение и место в организации доведения объектов деятельности до конечного потребителя.

Организационно - правовые формы субъектов коммерческой деятельности. Классификация субъектов по следующим признакам: целям деятельности, формам собственности, численности работающих. Специфика функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, их характерные признаки.

Тема 1.3 Коммерческие службы организации. Этика и мораль коммерсанта

Коммерческие службы организации (отделы сбыта, снабжения, реализации и т.п.): их цели, задачи, структура, взаимодействие с другими структурными подразделениями организации. Квалификационные характеристики работников коммерческих служб: агентов по снабжению, сбыту, коммерческих, торговых и др.

Положение об отделе снабжения (сбыта, реализации) или коммерческом отделе (службе) торговой организации (вопрос рассматривается с учётом отраслевой направленности).

Предоставление дополнительных коммерческих услуг: информационных, консультативных, посреднических и др.

Этика и мораль коммерсанта: понятие. Морально-этические требования к коммерсанту. Деловой этикет коммерсанта. Культура предпринимательства.

 

Тема 1.4 Государственное регулирование коммерческой деятельности

Государственное регулирование коммерческой деятельности: понятие, назначение, механизм. Направления государственного регулирования: защита прав потребителей, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечение безопасности и взаимовыгодности коммерческих сделок, соблюдение выполнения договорных обязательств, ограниченное лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности, устранение административных барьеров предпринимательской деятельности.

Федеральные законы и нормативные акты по государственному регулированию коммерческой деятельности.

Раздел 2. Технология коммерческой деятельности

Тема 2.1 Виды и инфраструктура коммерческой деятельности

Технологический цикл системы товародвижения: этапы, составляющие элементы.

Сущность и показатели рациональной организации товароснабжения и товародвижения. Форма товароснабжения. Каналы товародвижения. Методы доставки товаров в торговую сеть. Управление запасами.

Виды коммерческой деятельности в зависимости от места в технологическом цикле товародвижения: сбытовая, торговая (оптовая и розничная) и в зависимости от объектов и сферы применения: товарная, сервисная (в сфере услуг), финансовая и т.п.

Инфраструктура коммерческой деятельности: понятие, назначение, состав участников, их роль в организации коммерческой деятельности.

Особенности коммерческой деятельности при участии на выставках, ярмарках, аукционах, а также при биржевой торговле.

Цели задачи и сущность коммерческой деятельности в торговой организации.

Содержание коммерческой деятельности. Организация коммерческих связей. Установление территориальных и местных коммерческих связей по поставкам товаров и реализации излишков товаров.

Этапы взаимодействия участников коммерческих связей. Прямые, договорные связи.

Оптовые ярмарки, их виды и характеристика. Органы управления ярмарками.

Организация биржевой торговли. Товарные биржи и их структура. Биржевые сделки, биржевые торги. Брокерские конторы.

Организация аукционной торговли. Аукционное соглашение. Аукционные торги.

Тема 2.2 Технологический процесс коммерческой деятельности

Технологический процесс коммерческой деятельности: назначение, этапы, их краткая характеристика.

Особенности процессов коммерческой деятельности организаций (по отраслям и сферам применения). Сдача-приёмка товаров по количеству и качеству.

Применение в торговле Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях".

Правила обмена товаров в соответствии с действующей правовой и нормативной базой.

Тема 2.3 Установление хозяйственных связей. Коммерческие договоры

Хозяйственные связи: их роль в обеспечении коммерческой деятельности, сущность, порядок регулирования.

Значение закупок и оптовой продажи товаров. Оперативное планирование закупок и оптовой продажи товаров. Виды оптового товарооборота. Источники закупок и поставщики товаров.

Формы договорных отношений и порядок их оформления. Договоры поставки, купли-продажи, порядок их заключения. Способы обеспечения выполнения договоров. Рекомендации по составлению договора купли-продажи.

Организация и оформление закупок и продажи на оптовых ярмарках. Организация и оформление закупок и продажи товаров на биржах. Биржевые сделки. Оптовые закупки и продажа в выставочных залах, комнатах образцов.

Коммерческие договоры: назначение, виды, содержание, порядок заключения и контроль за выполнением. Работа с поставщиками и получателями товаров, а также организациями-исполнителями услуг (транспортных, коммунальных, связи и др.).

Типовые задачи

Задача

В магазин № 25 ООО «Фантазия» поступили овощные консервы по товарно-транспортной накладной № 001821 от 01. 11. с.г. на сумму 2000 руб. Поставщик – плодоовощное объединение. При приемке в восьмом по счету ящике обнаружен бомбаж 12 банок. Каким документом должен руководствоваться и как должны поступить в данной ситуации работники магазина? Изложите порядок приемки товаров при неявке представителя поставщика. Какую ответственность несет поставщик за поставку недоброкачественных товаров? В какой срок поставщик должен распорядиться забракованным товаром? Рассчитайте сумму претензии поставщику, при условии, что стоимость забракованных товаров 240 руб. Ответ обоснуйте.

 

Решение

При заключении договора поставки товаров следует предусмотреть конкретные документы регулирующие приемку товаров по качеству, т.е. «Инструкцию о порядке приемке товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» № П-7; ГОСТы и т.д.

1. Основными нормативными документами регулирующими приемку товаров является:

· Договор поставки

· ГОСТы

· Инструкция о порядке приемки товаров производственно-технического цикла и товаров народного потребления по качеству № П-7.

2. При приемке представителям поставщика следует вызвать для определения качества товаров эксперта Унитарного предприятия товарных экспертиз.

При участие эксперта составляется акт экспертизы.

Акт экспертизы подписывают все члены комиссии. Утверждает акт приемки товаров по качеству начальник предприятия товарных экспертиз в течение трех дней.

3. В договоре поставки в разделе «Ответственность сторон» предусмотрен штраф 20% от суммы забракованного товара.

 

(240 руб. *20%) / 100% = 48 руб.

4. Расчет претензии поставщику (счет оплачен)

240 руб. + 48 руб. = 288 руб.

Ответ. Претензия в течение одного месяца будет направлена поставщику в размере 288 руб., что отрицательно скажется на оперативно-хозяйственной деятельности.

 


Тема: Организация хозяйственных связей.

Задача

На момент заключения контракта между поставщиком и покупателем в начале года цена единицы закупаемого товара была 300 000 руб. Известно, что 50% в цене товара составляла стоимость материала, используемых в производстве, 20% - заработная плата, 20% - транспортные расходы, 10% - прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материалов потребляемых в производстве увеличилась на 10%, заработная плата возросла на 8%, а транспортные расходы за счет роста тарифов на 12%. Рассчитайте цену товара на момент его поставки, которая составляется через три месяца после заключения контракта (т.е. в конце первого квартала).

Решение

Ц1 = (Ц0 (А(Z1 : Z0) + B (З1 : З0) + Д (Т1: Т0)) + С

Ц0 – цена единицы товара на момент заключения контракта;

Ц1 - цена единицы товара в момент его поставки (цена с учетом инфляционных процессов),

А – удельный вес покупаемых материальных ресурсов в цене товара;

В – удельный вес заработной платы в цене товара;

Д – удельный вес транспортных расходов

С – прочие элементы цены товара;

Z1 – средняя цена единицы материала на момент поставки товара покупателю;

Z0 - средняя цена единицы материала на момент заключения контракта;

З1 – средняя заработная плата в цене товара на момент его поставки покупателю;

З0 - средняя заработная плата в цене товара на момент заключения контракта;

Т1 – транспортные расходы на момент поставки товара покупателю;

Т0 – транспортные расходы на момент заключения контракта.

Тема: Организация снабжения магазинов товарами

Ситуация 1

Красноярское ЗАО «Краскон» во 2 квартале т.г. нарушило трижды графики централизованной доставки товаров в ТД «Пламя» Кировского района на общую сумму 50 тыс. руб. Каковы возможные последствия неравномерной поставки? Определите сумму штрафа поставщику. Ответ обоснуйте.

Для решения данной ситуации необходимо при заключении договора поставки предусматривать штрафные санкции. Например:

1. Расчет штрафа поставщику за нарушение условий договора.

Нарушен график централизованной доставки товаров.

Договором поставки в разделе «Ответственность сторон» предусмотрен штраф за каждый случай 1% от суммы незавершенного в срок товара.

 

(50 000 * 3) / 100 = 1500

Ответ: Претензию на сумму 1500 руб. в течение месяца предъявим поставщику, что отрицательно скажется на хозяйственно-финансовой деятельности поставщика, имидж.

 

Тема: Предпринимательские риски и успех.

Задача 1

Сделать оценку риска (найти его уровень) с учетом его специфики и в зависимости от конкретной ситуации на предприятии, если известны следующие данные:

1. Вероятность возникновения данного риска = 35% (ВР)

2. Размер возможных финансовых потерь по этому риску = 53 000 руб. (РП)

 

Решение:

УР = ВР * РП / 100% = (53 000 * 35%) / 100% = 18550 тыс.руб.

 

Вывод: Предприятие рискует небольшой суммой (частью капитала) для достижения эффективности своей работы по сравнению с суммой, которую оно бы потеряло в случае неучтения данного риска.

 

Задача 2

Рассчитать общий доход (Д!) по хозяйственной операции с учетом уровля ее систематического риска, если имеются следующие данные от деятельности торгового предприятия за год:

1. Уровень дохода по безрисковым хозяйственным операциям (А) = 10 000 тыс. руб.

2. Средний уровень дохода по аналогичным операциям (Дс) = 13 620 тыс. руб.

3. Коэффициент, характеризующий систематический риск по конкретной хозяйственной операции (β) = 0,33

Решение:

Д! = А + (Дс - А) * β = 10 000 тыс. руб. + (13 620 тыс. руб. – 10 000 тыс. руб.) * 0,33 = =11 194,6 тыс. руб.

Вывод: риск предпринимательства деятельности данного торгового предприятия оправдан, т.к. Д!>А на 1 194,6 тыс. руб., следовательно, рискуя, управленцы предприятия добиваются увеличения годовой прибыли; к тому же полученный доход приближается (очень близок) к уровню дохода который был получен за один из прошлых периодов.


 

Задача 3

Рассчитать эффективность страхования рисков торгового предприятия по имеющимся данным:

1. Уровень хозяйственного риска (рассчитан в приложении № 2) = 18 550 тыс. руб.

2. Сумма страхового возмещения по договору страхования (СВ) = 350 000 тыс. руб.

3. Размер безусловной франшиза (Фб) = 48 000 тыс. руб.

4. Сумма страховых платежей за весь период страхования (СП) = 104 000 тыс. руб.

 

Решение:

УР > (СВ - Фб) / СП

18 550 тыс. руб. > (350 000 тыс. руб. – 48 000 тыс. руб.) / 104 000 тыс. руб.

18 550 тыс.руб. > 3,1 тыс. руб.

 

Вывод: Основываясь на этом неравенстве, можно сделать вывод, что экономическая целесообразность страхования этих рисков оправдана, т.к. сумма страхового возмещения превышает сумму уплачиваемых страховых взносов; уровень риска достаточно высок, чтобы навредить деятельности предприятия.

 

 

Тема: Расчет площадей из трех заданий на основании СНиПа (строительских норм и правил).

Выписки из СПиПа содержится в приложении 1, 2, 3.

 

Задание 1

Рассчитать площадь универмага, исходя из следующих данных:

1. Общая торговая площадь универмага 6500 м2.

2. Распределение торговой площади по группам товаров смотри в номенклатуре типов магазинов.

 

Рассчитать площади универмага производится по его составным функциональным помещениям.

3. Площади помещений для хранения и подготовки товаров к продаже рассчитать согласно приложения № 1 по форме.

№ п/п Наименование групп товаров и помещений универмага Площадь торгового зала В м2 на 10 м2 торгового зала Фактическая площадь помещения

 

4. Расчет площадей подсобных помещений осуществляется по данному приложению № 2 по форме.

№ п/п Наименование помещений Нормативы площадей в м2 Фактическая площадь

 

5. Расчет площади административных и бытовых помещений определите по данным приложения № 3 по следующей форме.

№ п/п Наименование помещений Нормативы площадей в м2 Фактическая площадь

 

6. Площадь технических и вспомогательных помещений не должна превышать 20% площади нормируемых помещений, условно примем 300 м2.

1. Площадь коридоров 10 – 15% от общей площади магазина.

2. Общую площадь универмага рассчитать по форме.

№ п/п Наименование групп помещений Площадь в м2
1. Торговая площадь  
2. Площадь для хранения и подготовки товаров к продаже  
3. Подсобные помещения  
4. Административно-бытовые помещения  
5. Технические и вспомогательные помещения  
6. Площадь коридоров  
  ИТОГО площадь магазина  

 

7. Проанализировать соотношение торговой и неторговой площадей.

 

Задание № 2.

1. Начертить схему технологической планировки магазина, в котором вы работаете.

2. Дать характеристику состояния торговой и неторговой площадей, формы планировки магазина и расстановки оборудования.

3. Рассчитать установочную и демонстративную площадь магазина и проверить соответствуют ли нормативам.

 

 


Приложение № 1

Площади помещений для подготовки товаров к продаже в непродовольственных магазинах.

№ п/п Наименование групп товаров и помещений На 10 м2 площади торгового зала для групп товаров
Магазины с площадью торгового зала:
         
1. Готовое платье 4,8 4,7 4,6 4,4 4,2
2. Гладильная 0,20 0,15 0,05 0,03 0,02
3. Ткани, обувь, музыкальные товары, радио товары (в т.ч. мастерская не менее 12 м2) 3,7 3,5 3,4 3,3 3,2
4. Трикотажные изделия, белье, головные уборы, галантерея, парфюмерия, фото-кино товары, оптика, часы, ювелирные изделия 2,8 2,75 2,7 2,6 2,5
5. Спортивные товары (предусматривается площадь не менее 24 м2) 8,5 8,3 8,1 7,8 7,5
6. Канцелярские товары 4,2 4,1 4,0 3,9 3,7
7. Игрушки, книги, товары для детского творчества, строительные материалы, электротовары и электробытовые машины 5,7 5,6 5,5 5,3 5,0
8. Мастерская по подготовке электробытовых товаров к продаже 0,30 0,20 0,04 0,03 0,02
9. Посудохозяйственные товары, товары бытовой химии 7,0 6,9 6,7 6,5 6,2

 


Приложение № 2

 

Библиографический список

Нормативные документы

1. О защите прав потребителей: федер.закон от 07.02.1992, № 2300-1 // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

2. Правила торговли в Российской Федерации: сборник нормативных документов. – М.: Гросс Медиа, 2007. – 224 с.

Основная литература

3. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / С.И.Виноградова, С.П.Груская, О.В.Пигунова и др.. Под общ. ред. С.Н.Виноградова. – Мн.: Высшая школа, 2007. – 464 с.

4. Памбухчиянц О.В. Технология коммерческой деятельности: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / О.В. Памбухчиянц. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. – 450 с.

5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2009. – 672 с.

6. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности (в вопросах и ответах): учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2007. – 320 с.

Дополнительная литература

7. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для вузов / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.

8. Макаревич Л.М. Управление предпринимательскими рисками / Л.М. Макаревич. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 447 с.

9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. – М.: Дашков и К, 2006. – 503 с.

10. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 247 с.

11. Рубан О.В. Информационное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие / О.В. Рубан; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск: КГТЭИ, 2006. – 84 с.

12. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: учебник для вузов / И.М. Синяева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 368 с.

13. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие для вузов / ред. Г.Я. Резго. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 128 с.

14. Федько В.П. Коммерческая логистика: учебное пособие для вузов / В.П. Федько, В.А. Бондаренко. – М.: МарТ, Ростов н/Д, 2006. – 300 с.

15. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: учебник для вузов / Г.П. Фомин. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 615 с.

 

16. Отраслевые журналы и газеты.


Маркетинг

2.1. Краткое содержание дисциплины

Тема 1 Основные понятия. Предмет, цели и задачи дисциплины

Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.

Основные термины, задачи и цели дисциплины.

 

Тема 9. Конкурентная среда

Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность предприятия, продукции и услуг; конкурентные преимущества.

Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания.

Тема 11. Ценовая политика

Цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели задачи и направления формирования цен. Назначение цен в маркетинге.

Стратеги ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий.

 

Тема 12. Сбытовая политика.

Сбыт товаров, сбытовая политика. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта. Системы сбыта. Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов.

 

Тема 13. Маркетинговая часть бизнес плана.

Понятие, назначение, цели, требования, структура.

 

Типовые задачи

Тема: «Виды (разновидности, типы) маркетинга»

Задача 1

Заполнить таблицу «Виды маркетинга взаимосвязи от состояния спроса». Форма таблицы

Виды маркетинга Состояние спроса Задачи маркетинга Примеры товаров или услуг
1. Конверсионный      
2. Стимулирующий      
3. Развивающийся      
4. Ремаркетинг      
5. Синхромаркетинг      
6. Поддерживающий      
7. Демаркетинг      
8.Противодействующий      

 

Решение:

Виды маркетинга Состояние спроса Задачи маркетинга Примеры товаров или услуг
1.Конверсионный или переделка негативного спроса на позитивный Негативный, отрицательный Создать спрос Лечение зубов, проведение хирургических операций
2. Стимулирующий – показать выгоду покупателю Отсутствие спроса Стимулирование спроса: скидки, реклама, распродажи Вышедшие из моды вещи, ме бель, бытовые приборы
3. Развивающийся – должен предвидеть будущий спрос Потенциальный или скрытый Превращение потенциального спроса в реальное предложение на рынке Табачные изделия без никотина, безалкогольное пиво
4. Ремаркетинг – возрождение спроса Снижающийся спрос Создание нового жизненного цикла товара  
5.Синхромаркетинг Нерегулярный или колеблющийся спрос Сбалансирование спроса Спрос на зимнюю одежду летом
6.Поддерживающий Полноценный спрос Поддерживать спрос с помощью таких факторов как политика цен, высокое качество, реклама Продукция компании «Кока-Кола»
7. Демаркетинг – снижение спроса Чрезмерный спрос Повышение цен на товары или услуги, прекращение рекламы  
8.Противодействую щий Иррациональный Ликвидация или значительное ограничение спроса на вредные товары Запрет рекламы пива по телевидению до 23-00 часов

Тема: «Жизненный цикл товара»

Задача 2

Определите по три вида товаров, к которым подходит каждый из указанных ниже рис. типов жизненного цикла

 

Решение

А) Традиционный

(телевизоры марки LG; Стиральные машины «Вятка»)

 

Б) Бум или классический

(автомобили фирмы “Toyota”, Колбасные изделия)

Д) Сезонность или мода

(колготки, купальники, меховая одежда)


Тема: «Сегментирование»

Задача 3

Придумать группы товаров и разбить сегменты на группы. Раскрыть 5 способов охвата рынка.

Решение: Группы сегментов:


Первая группа товаров – пальто (Т1)

Вторая группа товаров – плащ (Т2)

Третья группа товаров – куртка (Т3)

 

Г1 – дети

Г2 – взрослые

Г3 – пожилые люди


1) Концентрация на одном сегменте

Т1

 

Т2

 

Т3

 

Г1 Г2 Г3

2) Ориентация на покупательскую потребность

Т1

 

Т2

 

Т3

 

Г1 Г2 Г3

3) Ориентация на группу потребителей

Т1

 

Т2

 

Т3

 

Г1 Г2 Г3

4) Обслуживание нескольких несвязанных между собой сегментов

Т1

«

Т2 5) Охват всего рынка

Т3 Т1

 

Г1 Г2 Г3 Т2

 

Т3

Г1 Г2 Г3


Задача 4

Заполните таблицу, используя приведенные ниже составляющие:


¨ возраст;

¨ размер семьи;

¨ стиль жизни;

¨ степень нуждаемости в продукте;

¨ регион;

¨ плотность населения;

¨ пол;

¨ профессия;

¨ личные качества;

¨ численность населения;

¨ уровень доходов;

¨ климат;

¨ город или сельская местность;

¨ поиск выгод при покупке изделия.


Демографические Психографические Географические Отношение к изделию
       
       
       
       
       

 

Задача 5

Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 8 млн.шт. при емкости рынка в этом сегменте 24 млн.шт. Предполагается, в настоящем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2 %, доля фирмы – на 5%.

Во втором сегменте доля фирмы составляет 6 %, объем продаж – 5 млн.шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 14 % при сохранении доли фирмы в этом сегменте.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн.шт., доля фирмы – 0,18. Изменений не предвидится.

Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных условиях.

 

Решение:

Объем продаж в настоящем году в первом сегменте составит:

(8 млн.шт./24 млн.шт. × 100% + 5%) / 100% × (24 млн.шт. × (100% + 2%) /100%) = 9,39 млн. шт.

 

Объем продаж в настоящем году во втором сегменте составит:

5 млн.шт. × (100% + 14%) / 100% = 5,7 млн.шт.

 

Объем продаж в настоящем году в третьем сегменте составит:

45 млн.шт. × 0,18 = 8,1 млн.шт.

 

Общий объем продаж фирмы в настоящем году составит:

9,39 млн.шт. + 5,7 млн.шт. + 8,1 млн.шт. = 23,19 млн.шт.

 

 

Тема: «Окружающая среда маркетинга»

Задача 6

Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных, технологических, социокультурных, политических и международных необходимо учитывать производителю надувных лодок.

 

Решение:

Экономическая среда.

~ Количество и качество предлагаемых на рынок надувных лодок.

~ Спрос на лодки.

~ Цена на надувные лодки.

~ Доходы населения.

~ Возможность кредита.

Социокультурная и демографическая среды.

~ Количество населения и половозрастной состав.

~ Образ жизни (активный, городской или сельский, общение с друзьями)

~ Традиции, обычаи, религия, хобби.

~ Газеты, журналы, радио, телевидение.

Политическая среда.

~ Законодательные акты.

~ Неразработанность или отсутствие законов по отдельным направлениям.

~ Государственные стандарты.

 

Природная среда.

~ Климатические условия, благоприятные для рыбалки и отдыха.

~ Наличие водоемов.

Технологическая среда.

~ Экономические показатели деятельности предприятий-производителей (издержки, прибыль, себестоимость, цена).

~ Разработка новых видов надувных лодок.

~ Разработка новых видов надувных лодок предприятиями-конкурентами.

 

 

Тема: «Рынки и рыночные показатели»

Задача 7

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 14 до 18% при емкости рынка 52 млн. шт. продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 1 400 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 65 млн. руб.


Решение:

Возможная дополнительная доля рынка в результате маркетинговых усилий составит (18-14) = 4%, что в единицах продукта эквивалентно

4% × 52 / 100% = 2, 08 млн. шт.

Дополнительная валовая прибыль составит:

1 400 × 2,08 млн.шт. = 2 912 млн. руб.

Дополнительная прибыль фирмы за вычетом расходов на маркетинг составит:

2 912 млн. руб.-65 млн. руб. = 2 847 млн. руб.

Тема «Ценовая политика»

Задача 8

На основе представленных данных рассчитать цены: а) предельную, б) безубыточности, в) целевую. Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.

Исходные данные:

Инвестированный капитал: 240 000 ден. ед.;

Ожидаемая рентабельность: 10%;

Переменные издержки на одну шт.: 1 050 ден. ед.;

Постоянные издержки: 90 000 ден. ед.;

Прогнозы продаж: пессимистический – 90 тыс. шт.,

оптимистический – 150 тыс. шт.

 

Решение:

Цена предельная – цена, покрывающая только переменные издержки на производство продукции.

Цена безубыточности – цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные и условно-постоянные издержки на производство единицы продукции, т.е. не получает прибыли, но и свои издержки на производство продукции покрывает полностью.

Цена целевая – цена, покрывающая как издержки на производство единицы продукции (сумму условно-постоянных и переменных издержек), так и содержащая в своем составе запланированную прибыль.

Следовательно, цена предельная соответствует указанным переменным издержкам – 1 050 ден. ед. при любом варианте прогноза (и пессимистическом, и оптимистическом).

Результат деятельности предприятия – потери в размере суммы условно-постоянных издержек, т.е. 90 000 ден. ед.

Цена безубыточности:

а) при пессимистическом прогнозе: (90 000 ден. ед. / 90 000 шт.) + 1 050 ден. ед. = 1 051 ден. ед.;

б) при оптимистическом прогнозе: (90 000 ден. ед. / 150 000 шт.) + 1 050 ден. ед. = 1 050,6 ден. ед.;

Результат деятельности предприятия – 0.


Цена целевая:

а) при пессимистическом прогнозе: (90 000 ден. ед. / 90 000 шт.) + 1 050 ден. ед. + 240 000 × 10% / 90 000 шт. = 1 051,27 ден. ед.;

б) при оптимистическом прогнозе: (90 000 ден. ед. /150 000 шт.) + 1 050 ден. ед. + ((240 000 × 10%) / 100%) / 150 000 шт. = 1 050,76 ден. ед.

Результат деятельности предприятия:

а) при пессимистическом прогнозе - прибыль в размере 0,27 ден. ед. × 90 000 шт. = 24 300 ден. ед.;

б) при оптимистическом прогнозе – прибыль в размере 0,16 ден. ед. × 150 000 шт. = 24 000 ден. ед.

 

Задача 9

Торговая фирма закупает товар по цене 170 ден. ед. за единицу и продает в количестве 200 шт. этого товара еженедельно по цене 250 ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цену на 10%.

Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, что бы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.

Решение:

Валовая прибыль при прежних условиях реализации составляет:

(250-170) × 200 шт. = 16 000 ден. ед.

Новая цена, предлагаемая маркетинговым отделом:

250 × (1-0,1) = 225 ден. ед.

Необходимое к реализации количество единиц товара:

16 000 / (225-170) = 291 шт.

Задача 10

Исходные данные представлены в таблице 1:

 

Таблица 1 – Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены

№ п / п Предлагаемая цена, тыс. ден. ед. Затраты, тыс. ден. ед. Вероятность выиграть торг
  19,6     0,4
  21,7 0,3
    0,15
  23,5 0,1
    0,05

 

Решение:

Приемлемый вариант конкурсной цены – максимальная цена оферента, которая ниже самого «дешевого» конкурента.

Определяется ожидаемая (вероятностная) прибыль перемножением размера валовой прибыли по каждому варианту на соответствующую экспертную оценку вероятности получения заказа (из всех произведений выбирается максимальное значение вероятностной прибыли).

Следовательно,

(19,6-18,0) × 0,40 = 0,64;

(21,7-18,0) × 0,30 = 1,11;

(22,0-18,0) × 0,15 = 0,6;

(23,5-18,0) × 0,10 = 0,55;

(25,0-18,0) × 0,05 = 0,35.

Вывод: вариант цены 21,7 ден. ед. наиболее приемлем для участия в торгах, так как по расчетам вероятностная приб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.294 с.)