Музыкальное решение представления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное решение представления



Вводные замечания

Над музыкой массового спортивно-художественного представления главный режиссер-постановщик работает вместе с музыкальным руко­водителем. В музыкальный цех по подготовке представления входят:

ù музыкальный руководитель;

ù звукорежиссер;

ù музыкальный редактор;

ù звукооператоры;

ù дикторы;

ù комментатор.

На крупных по масштабу праздниках для написания песен или клю­чевых музыкальных фрагментов приглашают композиторов. В практике далеко не всякий музыкальный руководитель представления сам являет­ся композитором, как и не всякий, даже очень хороший композитор, мо­жет успешно выполнять обязанности музыкального руководителя. Всё зависит от знания и владения технологией жанра, а также особенностей музыкального решения конкретного представления.

6.2.2. Особенности музыкального решения массового спортив­но-художественного представления на стадионе.

а) Музыка представления записывается на фонограмму.

Впервые фонограмма зазвучала на стадионе в Лужниках в 1963 г. на празднике открытия IIIСпартакиады. Её появление значительно расши­рило возможности музыкального решения представления, имея в виду возможность использования симфонической музыки, песен, кантат, ис-

 

полняемых одним голосом или хором, шумовых эффектов и пр. В распо­ряжении музыкального руководителя появились фонотеки с большим выбором музыкальных произведений, шумов, звуков.

Помимо фонотеки, разработка качественной фонограммы требует профессиональной студии звукозаписи со всей необходимой для этого аппаратурой.

Внедрение фонограммы в практику массовых представлений на ста­дионе сопровождалось у организаторов появлением страха перед опас­ностью обрыва магнитофонной ленты или внезапного отключения элек­тричества. В настоящее время качество звуковой и электроаппаратуры на главных стадионах страны в принципе гарантирует проведение пред­ставления без срывов. Тем не менее, фонограмма и сегодня включается одновременно с двух постов: с одного - идет в эфир, а другой работает параллельно для страховки. В случае обрыва пленки на первом посту в эфир включается второй пост.

б) Музыка для массовых спортивно-художественных представ­лений на стадионе готовится преимущественно из имеющихся в фонотеках музыкальных произведений.

Лишь в исключительных случаях отдельные музыкальные фрагмен­ты или песни специально пишутся композитором и записываются на фонограмму. В целом музыка представляет собой музыкальный монтаж различных по характеру и тематике музыкальных произведений.

Музыкальный монтаж для массовых спортивно-художественных представлений готовится поэпизодно (включая пролог и финал пред­ставления). Работа идет одновременно по всем эпизодам. В каждом эпи­зоде имеется свой режиссер-постановщик, который имеет право прямо­го выхода на музыкального руководителя, музыкального редактора и зву­корежиссера. Предварительно музыкальный сценарий каждого эпизода согласовывается с главным режиссером-постановщиком.

Даже, если музыка эпизодов уже готова, не следует торопиться де­лать окончательную фонограмму всего представления, т.к. в ходе репе­тиций в отдельные эпизоды могут быть внесены некоторые изменения. Окончательно фонограмма всего представления должна быть готова за одну неделю до первого выхода на главный стадион. Она имеет несколь­ко необычный вид, т.к. распределена по, так называемым, постам. В пред­ставлении почти всегда есть эпизоды (точнее, их фрагменты), которые не репетируются (например, марш-парад участников, официальные речи или церемонии с участием высокопоставленных лиц и т.п.). Поэтому никогда нельзя точно сказать, сколько времени займут эти фрагменты и сколько для них нужно музыки. В таких случаях музыка не репетируемых фраг-

 

ментов удлиняется по времени и выводится из общей фонограммы на другой магнитофон - пост 2. Фонограмма, идущая с главного поста, на месте выведенного музыкального фрагмента должна иметь заметную для звукооператора склейку пленки (цветной ракорд), которая становится сигналом для выключения главного поста и включения поста 2. Фоног­рамма, идущая с поста 2 по окончании действия микшируется, и снова включается главный пост. Таких фрагментов по ходу представления мо­жет быть несколько. Следовательно, смысл распределения фонограммы по постам заключается в том, чтобы избавиться в ходе представления как от музыкальных длиннот, так и от недостатка музыки между эпизодами или в номерах, которые заранее не репетируются.

в) К концу репетиционного периода участники каждого эпизода должны в совершенстве понимать свою музыку и хорошо знать, что нужно делать на тот или иной музыкальный фрагмент.

В процессе репетиционной работы участники специально осваива­ют, так называемые, опорные точки в музыке, по которым они ориенти­руются для начала действия и его окончания. Например, чтобы одновре­менно большой массе участников начать движение маршем, в музыке необходимо вступление к маршу. Опорной точкой для начала движения с левой ноги здесь будет конец вступления, а на начало мелодии марша левая нога, сделав шаг, должна быть уже на земле. Массовые упражне­ния любого вида не могут быть одновременно начаты участниками, если в музыке нет вступления к основной мелодии. Это же касается начала любого другого действия на поле. Нужны опорные точки - музыкальные сигналы.

Главный режиссер-постановщик, работая над музыкой представле­ния в целом, иногда специально создает такие опорные точки в виде фан­фарных сигналов, музыкальных аккордов, коротких дикторских текстов, позывных и пр.

г) Музыкальная драматургия представления должна соответство­вать сценарно-режиссерскому замыслу каждого эпизода, его теме и идее представления в целом.

Еще во время разработки сценарно-режиссерского замысла представ­ления главный режиссер-постановщик намечает музыкальные произве­дения, которые подходят для решения какого-либо эпизода по тематике, характеру звучания, тексту.

Например, "Баллада о красном знамени" композитора О.Фельцмана на слова Р.Рождественского была не просто музыкальным сопровожде­нием эпизода "Помните - это было на свете!" в празднике открытия VIII Спартакиады. Содержание песни дало название самому эпизоду, т.к. оно

 

соответствовало замыслу режиссера, а именно: подать эпизод, как воспо­минание о Великой Отечественной войне. Музыка и текст песни помогли найти и выстроить видеоряд эпизода, и вместе с другими выразительными средствами создать героический образ народа и Вооруженных Сил, одер­жавших Великую Победу. Фактически этот эпизод бы поставлен приемом "Зримая песня".

При поиске образного решения желательно использовать знакомую всем музыку, которая уже сама рождает в представлении слушателей оп­ределенные образы. Например, "Седьмая симфония" Д.Шостаковича и "Священная война" А.Александрова создают образы войны. Однако, пер­вое произведение дает образ вражеского нашествия, а второе - призывает народ на борьбу с захватчиками и создает образ грядущей победы.

Эти знакомые всем музыкальные произведения создают у каждого слушателя свои образы, связанные с их жизненным опытом. Но у всех эти образы будут на одну тему - тему Отечественной войны 1941-1945 гг. Естественно, такая музыка становится главным выразительным сред­ством, помогая режиссеру выстроить видеоряд соответствующей тема­тики и создать точный запоминающийся образ.

Незнакомое музыкальное произведение каждый слушатель понимает по-своему. В этом случае режиссеру значительно сложнее выйти на всем понятное образное решение эпизода. Главным в восприятии эпизода ста­новится видеоряд, действия участников, а музыка приобретает роль фона.

Однако не каждый эпизод в представлении строится на образном ре­шении. Удача режиссера, если это удается осуществить в двух-трех эпи­зодах. Музыка остальных эпизодов выстраивается с учетом их темати­ки, контингента участников, принадлежности выступающего коллектива и др.

Монтажный принцип драматургии массовых спортивно-художествен­ных представлений сохраняется и в музыкальной драматургии. Музы­кальный монтаж имеет место не только в представлении в целом, но и в каждом эпизоде. Особенно ярко это выражается в музыке для массового номера эпизода, которая может состоять из трех-пяти и более отдельных кусков, взятых из разных музыкальных произведений и смонтированных звукорежиссером в единое целое. Вместе с тем, одна из современных тенденций в спортивной режиссуре состоит в уменьшении роли музы­кального монтажа и постановке массовых номеров, используя конкрет­ное целостное музыкальное произведение.

Удачно подобранная музыка повышает художественную ценность представления, создает определенный эмоциональный настрой у зрите­лей и праздничную торжественность обстановки.

 

Прежде, чем приступить к работе, музыкальный руководитель дол­жен досконально изучить сценарий постановки и требования главного режиссера-постановщика к музыкальному решению представления. Глав­ный режиссер-постановщик при первой же встрече с музыкальным ру­ководителем дает указание на поиск уже выбранных им музыкальных произведений. Далее при детальном рассмотрении сценарного и компо­зиционно-постановочного планов главный режиссер сообщает музыкаль­ному руководителю и музыкальному редактору свое мнение по музыке пролога, финала, отдельных эпизодов, номеров и дает задание на подбор музыкальных произведений, указывая необходимый музыкальный темп, характер, эмоциональность, торжественность, лиричность и др.

Далее идет работа по отбору необходимых музыкальных произведе­ний. По каждому фрагменту постановки главному режиссеру-постанов­щику представляется несколько музыкальных произведений на выбор, из которых лучшее, обеспечивающее более точно и ярко замысел режис­сера, остается в фонограмме представления. Так постепенно рождается музыкальный монтаж представления. В заключение составляется музы­кальный монтажный план или музыкальный сценарий представления (см. таблицу 1.).

Таблица 1. Форма музыкального монтажного плана



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.007 с.)