Особенности разработки массового номера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности разработки массового номера



Массовый номер - центральный номер эпизода, где главный герой-масса выполняет роль солиста.

Успех массового номера определяется умением режиссера-постанов­щика использовать в полной мере возможности главного действующего лица - массы участников в решении своего замысла. При этом замысел и его постановочное решение во многом зависят от уровня физической подготовленности участников, их двигательной культуры в целом. С этим связано и использование в массовых композициях различных по форме, цвету и характеру предметов.

Известно, что композиции, выполняемые с индивидуальным предме­том и, особенно, без предмета, требуют более высокой культуры движе­ний участников. Ведь здесь точность и согласованность действий массы зависят от каждого конкретного участника. Не случайно, наибольший успех подобные композиции имеют тогда, когда их выполняют гимнасты высокой квалификации.

Применение в композиции группового предмета значительно снижа­ет требования к уровню двигательной подготовки участников. Это объяс­няется, во-первых, тем, что групповой предмет как бы связывает несколько участников между собой, заставляя каждого выполнять движения в за­данном темпе и ритме. Во-вторых, сам групповой предмет, его величина, форма, цвет и т.п. отвлекают внимание зрителей от участников, оставляя незамеченными допускаемые ими погрешности в движениях. Вот поче­му при недостатке времени и сравнительно низкой двигательной подго­товленности участников выгоднее отдавать предпочтение групповому предмету.

Композиция массового номера отличается от всех других частей эпизо­да. Построения и перестроения, являясь, как всегда, основой композиции, в массовом номере приобретают дополнительное значение. Здесь они орга­нически связаны с главным действием участников - массовыми упражне­ниями и составляют часть их содержания. Последнее, естественно, сказы­вается на характере самих построений и перестроений, их рисунке, а также амплитуде передвижений участников при перемене рисунка.

Рисунков построений участников в массовом номере может быть бесчисленное множество. Задача режиссера-постановщика - найти та-

 

кие, которые в полной мере отвечали бы его замыслу. На выбор рисунка построения в массовом номере оказывают влияние следующие обстоя­тельства:

а) состав и принадлежность выступающего коллектива (например, для спортсменов-воинов целесообразно использовать прямолинейные ри­сунки построений, четкие и быстрые перестроения участников, напоми­нающие строевые приемы, а для фонирующей группы девушек больше подойдет закругленность линий в рисунках построений, мягкость и воз­душность переходов в перестроениях);

б) вид массового упражнения (специфика вольных, поточных и пи-рамидковых упражнений требует определенного характера строя и, сле­довательно, соответствующего рисунка построения участников);

в) предмет, с которым выполняются массовые упражнения, его форма, цвет, конструктивные возможности и пр.

Например, успех упражнений с гимнастической палкой во мно­гом зависит от того, насколько полно режиссер выявит постановоч­ные возможности этого предмета и использует их для воплощения своего замысла. Стоит, скажем, представить, что в руках у участников не гимнастические палки, а "сабли", как сразу в воображении появит­ся совершенно новое по смыслу действие - "бой на саблях", которое, в свою очередь, потребует соответствующего рисунка построения уча­стников.

В композиции массового номера очень важно обеспечить простоту и логичность переходов от одного рисунка построения к другому. Каждый новый рисунок должен как бы вытекать из предыдущего, не нарушая общей гармонии массовых упражнений.

Количество построений и перестроений в массовом номере зави­сит от замысла и составляет обычно не менее 5-6, включая исходное построение.

Основным приемом разработки композиционно-постановочного плана массового номера является прием прямого действия, в соответ­ствии с которым режиссер-постановщик разрабатывает композицию, начиная с исходного построения и до конца номера. Этот прием позво­ляет находить наиболее рациональные переходы из одного рисунка по­строения в другой, а главное, органически связывать построения и пере­строения с основным действием участников - массовыми упражнения­ми. Здесь же решается задача монтажа массового номера со следующей частью эпизода.

Познакомимся на типичных примерах с технологией разработки ком­позиционно-постановочного плана массового номера.

 

Пример 1. Композиция массового номера с групповым предметом.

Рассмотрим композицию массового номера уже знакомого нам эпи­зода "Мы - покорители космоса!". Структурной единицей построений и перестроений здесь является групповой предмет - лестница.

Исходное построение участников (см. рис. 31) имеет форму, близкую к квадрату. В нем четко просматриваются 6 колонн участников по 10 ле­стниц в каждой и 10 шеренг по 6 лестниц. Расстановка лестниц в исход­ном построении (интервал и дистанция по 6 м) такова, что дает возмож­ность участникам свободно передвигаться с групповым предметом в любом направлении и выполнять различные по форме и характеру уп­ражнения.

Композиционно-постановочный план этого массового номера в схе­мах выглядит следующим образом:

1) Начав массовые упражнения с лестницами в исходном построе­нии, каждые две смежные колонны затем смыкаются между собой, обра­зуя новый рисунок, названный "сомкнутые колонны" (см. рис. 42).

2) Выполнив упражнение в рисунке "сомкнутые колонны", участни­ки захождением флангов в каждой паре лестниц создают рисунок в виде углов - "самолеты" (см. рис. 43).

3) Из рисунка "самолеты", не нарушая темпа выполнения упражне­ния, участники перестраиваются в новое построение "ромбы" (см. рис. 44). Для этого все четные пары лестниц в каждой колонне изменяют угол между собой в обратном направлении и соединяются с нечетными.

4) Каждые четыре лестницы, строящие "ромбы", соединяются между собой в центре и начинают вращаться словно лопасти вертолета. Этот рисунок так и назван - "вертолеты" (см. рис. 45).

5) Из рисунка "вертолеты" участники с лестницами разбегаются в исходное построение с разворотом лестниц на 90° и образуют рисунок "вертикальные линии" (см. рис. 46).

6) Выполнив упражнение в построении "вертикальные линии", учас­тники перестраиваются в следующий рисунок - "горизонтальные линии" (см. рис. 47). Для этого каждые две лестницы захождением левого флан­га выходят на свое место в горизонтальной линии (всего 5 горизонталь­ных линий по 12 лестниц в каждой).

7) В заключение выполняется финальное построение массового но­мера "звезды" (см. рис. 48). Для этого рисунок "горизонтальные линии" делится на три равные части по 20 лестниц в каждой (см. рис. 47 - широ­кий пунктир). Затем в первой и третьей группах лестницы делятся еще на две равные части по 10 в каждой (показано на том же рисунке тонким пунктиром). Получается пять групп лестниц. Для построения "звезды"

 

 

Рис. 40. Построение тематического рисун­ка «Ромашка» спосо­бом составления рисунка по частям из исходного построения участников

 

Рис. 41. Схема построе­ния тематического рисунка «XII» из исходного построения участников

 

Рис. 42. Построение «Сомкнутые колон­ны»

 

 

Рис. 43. Построение в виде углов «Самолеты»

 

Рис. 44. Построение «Ромбы»

 

Рис. 45. Построение «Вертолеты»

 

Рис. 46. Построение «Вертикальные линии»

 

Рис. 47. Построение «Горизонтальные линии»

Рис. 48. Финальное построение массового номера «Звезды»

 

каждая группа лестниц выполняет свои рисунок перестроения, выходя кратчайшим путем на свое место в тематическом рисунке.

Анализируя данный пример, необходимо отметить следующие момен­ты. Во-первых, каждый групповой предмет должен иметь свой порядко­вый номер, а каждый рисунок в композиции - свое название. Это облег­чает разработку композиционно-постановочного плана и способствует взаимопониманию между режиссером и участниками во время репети­ций. Во-вторых, при выборе рисунков построений необходимо учиты­вать постановочные возможности выбранного группового предмета. На­пример, для композиции с таким громоздким предметом, как пятиметро­вая лестница, требуются простота и четкость рисунков построений, их строгая прямолинейность. В-третьих, в композиции массового номера должны решаться задачи монтажа со следующей частью эпизода. В рас­смотренном примере перестроение участников из рисунка "горизонталь­ные линии" в финальный рисунок массового номера - "звезды" является в то же время и переходным перестроением к следующей части эпизода, раскрывающей особенности специальной физической подготовки лет­чиков и космонавтов. Таким образом, проблема монтажа в данном слу­чае решена, как и весь массовый номер, приемом прямого действия. В других случаях это может быть решено иначе.

Пример 2. Композиция массового номера с индивидуальным пред­метом или без предмета.

Для технологии разработки композиционно-постановочного плана массового номера с индивидуальным предметом или без предмета ха­рактерно изменение структурной единицы. Если в начале композиции структурной единицей построения рисунка является каждый участник или небольшая группа, то, по мере развития действия, эта структурная единица, как правило, увеличивается: режиссер-постановщик при пере­ходе к каждому новому рисунку объединяет участников во все большие группы.

Познакомимся с композиционно-постановочным планом массового номера, выполняемого с индивидуальным предметом - фонирующим флажком. Каждый его участник имеет два двухцветных флажка (красно-желтый и бело-голубой) с вшитыми с обеих сторон палочками-древками. Размер флажков 75 х 60 см, т.е. они несколько больше, чем те, которые применяются на художественном фоне.

Исходное построение участников 32 х 32 (всего 1024 человека).

1) Выполнив массовые упражнения с фонирующими флажками в ис­ходном построении, где использовались в основном цветовые возможно­сти предметов, участники, не нарушая действия, перестраиваются в но-

 

вый рисунок - "вертикальные линии" (см. рис. 49). Для этого каждые че­тыре смежные колонны сливаются в одну. В итоге получается 8 колонн по 128 человек в каждой. При разработке этого перестроения основной струк­турной единицей является участник. Режиссер должен каждому участни­ку, стоящему в исходном построении, найти место и указать путь движе­ния в новое построение "вертикальные линии". На рис. 49 показан опти­мальный вариант этого перестроения на примере четырех колонн (все остальные участники должны действовать так же).

2) Рисунок "вертикальные линии" позволяет режиссеру показать зри­телям очень оригинальные поточные упражнения "винт", которые осо­бенно эффектны, когда выполняются именно с фонирующими флажка­ми. Закончив это упражнение, участники перестраиваются в новый ри­сунок - "пунктиры" (см. рис. 50). Для этого каждая колонна из 128 чело­век делится на 8 равных частей по 16 человек в каждой. Затем эти груп­пы перестраиваются в колонну по два и одновременно смыкаются к сво­им направляющим. Получается в каждой колонне по 8 отдельных пост­роений - "пунктиров" - 64 единицы. Таким образом, режиссер-поста­новщик выходит на новую структурную единицу построений и перестро­ений, которая теперь состоит из 16 человек. Количество единиц умень­шается в 16 раз (64 вместо 1024).

3) В построении "пунктиры" участники продолжают выполнять уп­ражнения с фонирующими флажками, сложенными пополам, только пе­реворачивают их на другие цвета (желтый и белый). При выполнении упражнений каждые четыре "пунктира" разворачиваются на 45° и полу­чается рисунок "квадраты" (см. рис. 51). Каждая сторона квадрата состо­ит из двух линий по 8 человек, всего в квадрате задействовано 64 участ­ника. В наружной и внутренней линиях квадратов участники стоят спи­ной друг к другу и выполняют упражнения, основанные на асимметрич­ных движениях цветными флажками. Как видно, на данном этапе струк­турная единица построений и перестроений снова изменяется в сторону увеличения (64 человека), количество же единиц соответственно умень­шается до 16.

4) Из "квадратов" участники перестраиваются в концентрические ок­ружности - "клумбы" (см. рис. 52). Внутреннюю окружность образуют 28 человек, наружную - 36. В этом рисунке участники выполняют уп­ражнения раскрытыми и сцепленными между собой по кругам фониру­ющими флажками. Цвет "клумб" изменяется за счет переворота флаж­ков. Завершается этот фрагмент построением в центре каждой "клумбы" трехъярусной пирамиды из числа участников, стоящих во внутренних кру­гах (нижний ярус - 6 человек, средний - 3, верхний - 1).

 

 

5) Выполнив упражнения в "клумбах", участники перестраиваются в новое построение "большие круги" (см. рис. 53). Для этого каждые четыре "клумбы" объединяются так, чтобы из их внутренних окружностей обра­зовалась одна малая окружность в новом рисунке (28х4=112 чел.), а из наружных - большая окружность 36х4=144 чел. Диаметр окружностей: внутренней - 18 метров, наружной - 24 метра. Таким образом, на поле появляется рисунок, в котором только четыре единицы построения участ­ников по 256 человек в каждой.

Далее в "большие круги", образованные участниками массового но­мера, входят сильнейшие акробаты и выполняют сольные упражнения. Так осуществляется переход от массового номера к спортивному выс­туплению.

Технология разработки композиции массового номера без предмета аналогична приведенной выше. Однако конечный результат здесь еще в большей степени зависит от возможностей участников, а именно: их физической подготовленности, двигательной культуры и мастерства в выполнении сложных гимнастических и акробатических упражнений (шпагатов, переворотов, стоек на голове и на руках, сальто, акробатичес­ких пирамид и т.п.) или же простых, но оригинальных по форме движе­ний в нужном темпе и ритме при идеальной согласованности действий всей массы.

Обобщая практический опыт, а также приведенные выше приме­ры разработки композиционно-постановочного плана массового но­мера, можно сделать следующее заключение. Несмотря на огром­ное разнообразие рисунков построений участников массового номера, их возможно свести к двум основным разновидностям: рисунки прямолинейного и рисунки дугообразно-кругового ха­рактера. Следовательно, композиция массового номера строит­ся либо целиком на прямолинейных рисунках построения (как в примере 1), либо на дугообразно-круговых, либо на тех и других одновременно (как в примере 2).

Главными вехами композиции массового номера всегда являются по­строения, в которых происходят определенные, заранее планируемые действия участников. Переменой рисунков, т.е. перестроениями, осуще­ствляется развитие основного действия номера - массовых упражнений. Рисунки построений фактически делят массовый номер на отдельные фрагменты, органически связанные между собой перестроениями.

В связи с этим встает вопрос о соразмерности фрагментов, а также темпо-ритмическом рисунке и продолжительности массового номера в целом. Практика показывает, что умелым распределением времени пока-

 

 

Рис. 49. Пере­строение из исходного построения в «Вертикальные линии»

Рис. 50. Построение «Пунктиры»

 

Рис. 51. Построение «Квадраты»

 

Рис. 52. Построение «Клумбы»

Рис. 53. Построение «Большие круги»

 

за действий участников в каждом фрагменте можно добиться нужного временного восприятия номера в целом. Например, у зрителей создается впечатление замедленности действия, даже затянутости номера, если каждый последующий фрагмент по времени больше предыдущего. И наоборот, постепенно уменьшая продолжительность фрагментов, можно создать впечатление ускорения темпа развития действия. Однако всегда следует помнить, что успех массового номера, главным образом, зависит от содержания отдельных его фрагментов и композиционного решения в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.041 с.)