Массового спортивно-художественного представления на стадионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массового спортивно-художественного представления на стадионе



 

 

 

№ п.п. Действие участников Музыка Примечание
Автор Название произведения
         

 

Основную роль в создании фонограммы играет звукорежиссер. Его за­дача - качественно смонтировать музыкальный материал так, чтобы пере­ход от одного куска музыкального произведения к другому был совершен­но незаметен по темпу, ритму, тональности, уровню звучания и пр. В пери­од репетиционной работы, в случае необходимости, звукорежиссер вносит изменения в фонограмму. Он сам руководит фонограммой (звуком) на всех репетициях на главном стадионе и во время самого праздника.

Музыкальный редактор подбирает музыку и выписывает под свою ответственность записи необходимых музыкальных произведений из фо-

 

нотеки. Музыкальные произведения, отобранные главным режиссером, он передает звукорежиссеру. Вместе со звукорежиссером он следит за качеством составления фонограммы.

Звукооператоры работают с магнитофоном и выводят звук в эфир. На каждой репетиционной площадке должен быть свой звукооператор, в совершенстве знающий музыку своего эпизода. Его главная задача на репетициях - быстро вывести в эфир необходимый режиссеру музыкаль­ный фрагмент фонограммы эпизода.

Дикторы приглашаются для чтения текстов и объявления информа­ции по стадиону. Они должны хорошо ориентироваться в композиции представления, знать солистов, коллективы, постановочную группу и пр. На масштабных праздниках работают, как правило, два диктора (мужчи­на и женщина).

Когда в композицию представления включается какая-либо игра или эстафета, где присутствует состязательный момент, приглашается ком­ментатор. Используя свое умение импровизировать, он может более ин­тересно и эмоционально, чем обычный диктор, рассказать о ходе дей­ствия на поле, подключая к нему зрителей и превращая их в болельщи­ков за ту или иную команду.

Художественное решение представления

Вводные замечания

Деятельность каждого члена постановочной группы определяется его специфическими задачами в решении представления. Вместе с тем, каж­дый специалист, являясь профессионалом в своей области, соотносит свое творчество с творчеством других членов постановочной группы, стре­мясь к гармонии всех составных частей и сторон в конечном результате их совместной творческой активности. Главный режиссер-постановщик не только координирует деятельность всех творческих направлений по­становочной группы, но и теснейшим образом сотрудничает с конкрет­ными специалистами.

Особые отношения складываются у главного режиссера с главным художником. Казалось бы, профессии у них разные, но в своей твор­ческой деятельности они решают одни и те же задачи, связанные с постановочным и художественным решением представления. Полез­ность их союза в том, что поиск решения одной и той же проблемы происходит с разных точек зрения - с позиции режиссера и с позиции художника.

 

Главный художник массового спортивно-художественного представ­ления - личность разносторонняя. Он - и художник, и режиссер, и конст­руктор, и модельер, и макетчик. Под его руководством работает большая группа специалистов. К ним относятся: художники художественного фона, художники по костюмам, художник-конструктор, художник-макетчик, художник-дизайнер, заведующие постановочной частью (состав группы зависит от масштаба представления).

Работа главного художника начинается с детального изучения сцена­рия, его идейно-тематической и постановочной основ, содержания эпи­зодов, а также предложений главного режиссера по художественному решению представления. В совместных обсуждениях и спорах постепенно решаются и творческие, и организационные проблемы. К последним относится, например, руководство штабом (административной группой) по обеспечению постановки реквизитом, костюмами, конструкциями, оборудованием и пр.

6.3.2.Особенности художественного решения массового спортив­но-художественного представления на стадионе

Специфические выразительные средства жанра и его основные осо­бенности (огромная сценическая площадка-стадион, главный герой-мас­са и др.) требуют особых, отличных от театра, подходов к художественно­му решению представления. Как уже отмечалось, массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим задачам и возмож­ностям очень близки к монументальному искусству, произведения кото­рого отличаются глубиной и величием содержания, выраженного в про­стых, ясных и, как правило, грандиозных формах.

Если у художника и режиссера нет особого ощущения и понимания грандиозности пространства стадиона и возможностей действия массы участников в этом пространстве, возможны очень серьезные проблемы с художественным решением представления в целом.

Сценической площадкой массовых спортивно-художественных пред­ставлений является вся чаша стадиона, занимающая огромное простран­ство, которое необходимо освоить режиссеру и художнику. Это про­странство имеет три основные составные части, которые могут исполь­зоваться при реализации общего замысла художественного решения представления.

1. Главная сценическая площадка - арена, включающая футбольное поле (ПО х 70 м), беговую дорожку (400 х 10 м) и сектора (2) - горизон­тальная плоскость.

 

2. Трибуны, расположенные вокруг арены - вертикальная плоскость, имеющая определенную высоту и крутизну.

3. Вертикальное и горизонтальное пространство над чашей стадиона, ограниченное ракурсом зрения с трибун чаши.

Замысел художественного решения массового представления на стадионе может найти свое воплощение в каждой из частей стадион­ного пространства. Для режиссера и художника важно определить при­оритеты в освоении этих частей, чтобы создать общую гармонию цве­та и действующих форм в каждом эпизоде и в представлении в целом. При этом зрители на трибунах должны ясно видеть и понимать, что является главным в данный момент действия, а что второстепенным.

Художественное решение массового спортивно-художественного пред­ставления на стадионе включает два основных направления в деятельности художника и режиссера:

ù художественное решение самого массового действия на главной сце­нической площадке - арене стадиона;

ù художественное решение оформления чаши стадиона-трибун, вер­хней галереи, различных стадионных надстроек, выходов, воздушного пространства над чашей стадиона и пр.

Поскольку сценарий (сценарный план и композиционный план) раз­работан главным режиссером и утвержден соответствующей инстанци­ей, то на долю художника ложится конкретизация отдельных элементов постановки, включая:

ù определение цветовой гаммы постановки в целом;

ù конструктивное и цветовое решение реквизита, костюмов, оборудо­вания и пр.;

ù поиск сюрпризных элементов, построенных на контрастном изме­нении цвета, формы и действия;

ù образное решение отдельных номеров и эпизодов представления своими средствами (цвет, форма).

Определение цветовой гаммы всех элементов постановки имеет пер­востепенное значение в поиске художественного решения представле­ния в целом. Опыт свидетельствует, что удачное цветовое решение пред­ставления может в большой степени способствовать его успеху, а неудач­ное - испортить общее впечатление.

Для определения цветовой гаммы представления очень важно знать цвет сценической площадки - арены стадиона. К примеру, до середины 50-х го­дов травяной газон футбольного поля покрывался войлочным ковром серо­го цвета. В настоящее время привычными на арене стали два цвета: зеленый (цвет травы футбольного поля или цвет ковра, которым закрывается травя -

 

ной газон) и оранжевый (цвет специального покрытия беговой дорожки и секторов). Однако, появляется и новая тенденция - покрывать ковром не только травяной газон футбольного поля, но и всю арену, включая беговую дорожку и сектора. Причем, ковер может быть не только серым или зеле­ным. Например, открытие Олимпийских Игр в Атланте летом 1996 г. проис­ходило на арене синего цвета. Для художника цвет арены становится от­правным пунктом в формировании цветовой гаммы представления, т.к. прежде всего с ним должны гармонично сочетаться цвета всех других элементов представления (костюмов, предметов, конструкций и пр.).

Известно, что сочетание двух цветов при их восприятии может дать третий цвет. В таблице 2 представлены особенности восприятия разных цветов на сером и зеленом фоне, что может быть учтено при художе­ственном решении представления.

Таблица 2. Особенности восприятия основного цвета в зависимости от цветового фона (по Б.М. Касину, 1946)

 

Основной цвет Цвет фона Особенности восприятия
Красный Зеленый Глубоко-красный
Красный Серый Оранжевый
Желтый Зеленый Красновато-желтый
Желтый Серый Оранжевый
Синий Серый Красновато-синий
Оранжевый Зеленый Красноватый
Оранжевый Серый Красный
Зеленый Серый Красновато-зеленый
Фиолетовый Зеленый Красновато-фиолетовый
Фиолетовый Серый Красновато-синий
Белый Зеленый Красновато-белый
Белый Серый Оранжево-белый

 

Наиболее известные и признанные художники этого жанра (Б.Кноблок, Р.Казачек и др.) предпочитают работать в пастельных тонах. Это создает определенную цветовую гармонию представления, вызывая у зрителей чувства нежности, спокойствия, восхищения, благополучия и т.д. Появление резких цветовых красок в их постановках всегда связыва­ется с резким поворотом в музыкальной драматургии, указывая на какое-либо новое тематическое начало в представлении.

Главный художник, работая над художественным решением представ-

 

ления, постепенно определяет его цветовую гамму, выстраивая цветовую драматургию представления в соответствии с его идеей и тематикой каж­дого эпизода. В практике существует несколько приемов, способствую­щих созданию цветовой драматургии массового представления на стадио­не. К ним относятся:

Цветовое созвучие, при котором костюмы участников по цвету со­звучны с цветом покрытия арены. Например, арена зеленого цвета и ко­стюмы также зеленого цвета, но тоном значительно слабее или значи­тельно сильнее.

Цветовая противоположность характеризуется контрастом меж­ду цветом костюмов участников и цветом арены (например, зеленая сце­ническая площадка и ярко красные костюмы) или цветом костюмов двух больших групп участников, действующих одновременно на поле стадио­на. Например, для создания образа войны, противоборства, а затем и по­беды одной из сторон действуют два цвета - черный и красный. Дей­ствие усиливается знаменами тех же цветов. Символ капитуляции про­тивника - огромное знамя белого цвета.

Цветовой ритм подразумевает, что участники каждого массового эпизода одеты в костюмы определенного цвета, поэтому смена эпизодов фактически ведет к изменению цвета арены, создавая цветовой ритм пред­ставления в целом.

Игра цвета - продуманное чередование цветов в одном эпизоде, когда участники одного массового номера имеют костюмы разного цвета (например, цветов радуги).

Цветовой эффект (сюрприз) связан обычно с трансформацией ко­стюмов участников массового номера, что ведет к внезапному для зрите­лей и очень эффектному изменению цвета арены. Подобный эффект мо­жет быть создан и с помощью трансформирующегося предмета.

В совершенстве владея выразительными средствами жанра и мыс­ленно представляя постановочное решение каждого эпизода, постанов­ки в целом, художник по ходу развития действия применяет тот или иной из названных приемов или создает собственные оригинальные варианты цветового решения представления. Главное для художника, чтобы ди­намика цветового решения соответствовала динамике развития дей­ствия на арене стадиона.

Художник должен мысленно видеть и чувствовать смысл появления каждого цветового пятна на арене стадиона, необходимость изменения его формы, адекватность сочетания с другими цветовыми пятнами, воз­никающими в ходе действия одновременно или вслед заданным пятном.

Важно учитывать, что цветовое решение представления воспринима-

 

ется зрителями в основном через цвета костюмов участников и реквизита. Поскольку зрители на стадионе находятся на довольно большом расстоя­нии от участников представления (50-200 м.), в этом жанре предъявляются специфические, отличные от театра, требования к костюмам и реквизиту.

Костюм, особенно для массовых номеров, должен быть очень про­стым и удобным для участников в действии. По цвету он может быть одного или, в крайнем случае, двух цветов, (майка одного цвета, шорты - другого). Цветные вставки, канты и др. виды отделки здесь нецелесооб­разны - зритель их все равно не видит, излишняя пестрота же костюмов снижает эффект контраста между цветом различных групп участников на поле или при трансформации цвета костюмов.

Трансформирующийся костюм играет особую роль в художествен­ном решении представления. Его легко сделать для девушек и очень слож­но для юношей. Хотя в практике есть и такие примеры. Так, на праздни­ке, посвященном 1500-летию г. Киева, воины со щитами в руках, одетые в кольчуги и шлемы стального цвета, в определенный момент действия превращались в украинских парубков. Для этого они снимали и вывора­чивали кольчуги и шлемы, превращая первые - в цветные свитки, вторые - в меховые колпаки, а щиты, перевернув их на другую сторону, - в головки подсолнухов.

Трансформирующийся костюм-платье для девушек состоит из двух самостоятельных платьев, одинаковых по покрою, но разных по цвету. Оба платья должны быть без рукавов, каждое приталено вшитой по та­лии резинкой. Вначале одевается первое платье, например, красного цвета. Юбка этого платья должна быть несколько длиннее юбки второго платья. Одев первое платье, девушка одевает сверху второе платье, например, синего цвета. Это платье отличается более короткой юбкой и разрезным лифом со стороны плеч. Одевая второе платье, девушка сворачивает юбку первого платья и прячет ее под лифом второго платья, застегнув на пле­чах лямки (кнопки или липучки). Теперь костюм «заряжен» для транс­формации с синего на красный цвет. Трансформация, как правило, про­изводится из приседа. По музыкальному сигналу девушки расстегивают лямки, лиф синего платья опускается вниз, за ним опускается ранее сло­женная красная юбка, закрывая лиф синего цвета. Когда девушки из при­седа встают в полный рост, они уже в платьях красного цвета.

Что касается реквизита, различного оборудования, конструкций и пр., то на стадионе они должны обязательно иметь объем, т.к. зри­тель смотрит представление со всех сторон.

Художественное решение по оформлению чаши стадиона в первую очередь должно отвечать тематике праздника, гармонировать и поддер-

 

живать действие на арене. Особое значение здесь может иметь художе­ственный фон, расположенный, как правило, на восточной трибуне. Он как бы связывает в единую композицию само действие, происходящее на арене, с художественным оформлением праздника в целом.

Необходимо учитывать, что пуск зрителей на стадион начинается, когда участники фона уже сидят на своих местах. Это часто используется художниками. Входя на арену, зрители видят огромное мозаичное панно, выложенное костюмами участников фона. Это может быть, к примеру, эмблема праздника, которая будет появляться на художественном фоне всякий раз, когда участники не работают фонирующими флажками, со­ставляя часть общего художественного оформления.

Если продолжить художественное оформление в этом же ключе, то к нему можно подключить и зрителей. Например, на одном из праздников открытия зимних Олимпийских Игр зрители с помощью цветных наки­док и шапочек создали на трибунах различные мозаичные рисунки. Это статичное, очень интересное, но дорогое оформление. Если же зрителям вместо накидок дать каждому в руки один двуцветный фонирующий фла­жок, то их можно организовать для показа уже не одного, а нескольких рисунков, причем тогда, когда это необходимо по ходу развития общего действия. Это уже действующее художественное оформление и одновре­менно привлечение зрителей к участию в празднике.

Действующее художественное оформление становится в настоящее время наиболее популярным и прогрессивным направлением в оформ­лении больших стадионных праздников. Впервые в данном жанре оно появилось в 1975 г. во Дворце Спорта в Лужниках (главный художник Р.Казачек, главный режиссер Б.Петров). К потолку арены крепилась спе­циальная конструкция - кольцо (диаметр 12 м). В центре - герб страны. По диаметру кольца крепились ленты-пагоды - Флаги Союзных Респуб­лик (16 шт.). Размер каждой - 2,5 х 17 м. В центре арены получался ог­ромный абажур. Низ каждой пагоды имел вшитое древко (2,5 х 0,05 м.), к которому крепились тонкие крепкие веревки, уходящие через блоки на самые верхние места по периметру арены. В нужный момент нижние концы лент-пагод с помощью веревок медленно поднимались вверх, рас­крываясь, словно огромный цветок. Это действующее художественное оформление арены получило название "тюльпана". Действовало оно не только в начале и конце, но и в процессе представления путем изменения высоты пагод, когда это было необходимо (например, пагоды медленно приспускались, когда шел эпизод, посвященный памяти воинов-героев).

В 1976 г. в том же Дворце Спорта действовало оформление, которое называлось "ресница". Применялись те же ленты-пагоды, но они закреп-

 

лялись в одну линию, закрывая собой участников художественного фона, сидящих на трибуне. В нужный момент они медленно поднимались вверх, открывая картину на художественном фоне.

В 1994 г. в Санкт-Петербурге на празднике открытия IIIИгр Доброй Воли специальным оформлением чаши Центрального стадиона был со­здан образ огромного парусного корабля (главный художник А.Пастер­нак, главный режиссер Б.Петров). В нужный момент на специальных 12 мачтах (высотой 18 м), расположенных вокруг арены на верхней галерее стадиона, поднимались 12 больших клинообразных паруса, на которых были нарисованы эмблема или талисман Игр. Подняв паруса, корабль как бы отправлялся в плавание по фарватеру Игр. Hi празднике закрытия III Игр Доброй Воли, как бы придя к финишу, корабль опустил паруса, закончив плавание.

Уже эти примеры показывают, насколько действующее художествен­ное оформление может обогащать художественное решение как отдель­ных эпизодов, так и представления в целом.

6.4. Работа с режиссерами-постановщиками отдельных массо­вых эпизодов

Режиссеры-постановщики массовых эпизодов представления - бли­жайшие помощники главного режиссера. Имея опыт работы с опреде­ленным контингентом участников (дети, девушки, юноши), каждый из них является специалистом своего дела и вносит большой вклад в поста­новку представления.

Рабочие творческие встречи происходят достаточно часто, но особенно важна первая встреча главного режиссера и режиссера-постановщика эпизода. На этой встрече обсуждается замысел главного режиссера по решению темы эпизода, определяются основы содержания и компози­ции, музыкальное решение, состав и количество участников, реквизит и костюмы.

Согласовав все позиции с главным режиссером, режиссер-постанов­щик начинает самостоятельно работать над эпизодом. Объем работы у него достаточно большой. Для того, чтобы начать репетиционную рабо­ту, он должен:

• окончательно решить сценарно-режиссерский замысел эпизода и написать сценарный план;

• разработать композиционно-постановочный план эпизода на осно­вании своего сценарного плана и данных, полученных от главного режис­сера (композиционно-постановочного плана представления в целом);

 

• окончательно определить музыкальное решение эпизода и подгото­вить фонограмму;

• разработать упражнения и действия на все части эпизода (начало, массовый номер, вставной номер, финал, уход);

• предложить эскизы предметов для выполнения упражнений, необ­ходимого для постановки оборудования и инвентаря;

• если нужно, создать экспериментальную группу для проверки своих идей (музыка, упражнения, предмет, костюм и пр.);

• принимать активное участие в отборе участников для постановки эпизода;

• следить за подготовкой репетиционной площадки (поле, разметка, вышка, радиооборудование, размещение и пр.).

Как видно, уже в предрепетиционный период подготовки представле­ния объем работы режиссера-постановщика очень велик, а ведь главное для него еще впереди - проведение репетиционной работы и собственно постановка эпизода.

В данной главе изложены наиболее важные творческие направления деятельности главного режиссера и постановочной группы в предрепе­тиционный период подготовки массового спортивно-художественного представления на стадионе. Другие, не менее важные направления, кото­рыми приходится заниматься главному режиссеру и постановочной группе в этот период, подробно изложены в других главах учебника. К ним от­носятся;

• разработка массовых упражнений;

• работа с режиссером и художником художественного фона;

• поиск вставных номеров и работа с их руководителями;

• отбор и организация участников представления;

• экспериментальная группа;

• работа со штабом (административной группой).

Вопросы для повторения:

1. Какие специалисты включаются в состав главной режиссерско-по-становочной группы?

2. Проанализируйте функции главного режиссера-постановщика пред­ставления.

3. Каковы основные особенности музыкального решения массового спортивно-художественного представления?

4. Как составляется музыкальный монтажный план представления'?

5. Назовите основные задачи звукорежиссера и членов его группы в звуковом оформлении представления.

 

6. В чем состоят основные задачи главного художника и его группы в подготовке массового спортивно-художественного представления?

7. Какие факторы влияют на формирование цветовой гаммы представ­ления?

8. Какие приемы используются для создания «цветовой драматургии» представления?

9. Что такое «действующее художественное оформление»?

10. Каковы основные задачи режиссера-постановщика отдельного эпи­зода?

 

ГЛАВА 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.066 с.)