Приемы изменения рисунка, основанные на принципе контрастности действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы изменения рисунка, основанные на принципе контрастности действий



Каждый из рассмотренных видов массовых упражнений (вольные, по­точные и пирамидковые) имеет свои характерные особенности как по форме, так и по характеру движений всей массы участников. Умелое их сочетание в одном номере дает возможность наиболее рельефно показать главное действующее лицо - массу участников.

 

Изменить рисунок движения всей массы можно не только включе­нием различных видов массовых упражнений. В практике постанов­ки массовых номеров существует ряд приемов, которые позволяют, не изменяя построения участников и даже самих упражнений. В прак­тике постановки массовых номеров существует ряд приемов, кото­рые позволяют, не изменяя построения участников и даже самих уп­ражнений, не менее успешно показать действия всей массы участни­ков. В основе этих приемов лежит так называемый принцип контраст­ности действий.

Рассмотрим суть этих приемов на примере выполнения массовых уп­ражнений в разомкнутом построении в виде прямоугольника, который включает по фронту 48 и в глубину 32 человека с дистанцией и интервала­ми 2м (участники стоят на стандартной разметке поля).

Прием изменения ритмического рисунка. Возьмем для примера очень простое упражнение. Из исходного положения "упор присев", на счет "раз" - встать, руки в стороны; на счет "два" - упор присев. Наблюдая за выполнением этого упражнения всей массой участников, мы видим, как огромный прямоугольник то поднимается вверх, то опускается вниз. При многократном повторении одного и того же упражнения, помимо вос­приятия пространственного рисунка, мы начинаем улавливать и ритми­ческий рисунок. По-видимому, для изменения нашего восприятия дви­жения всей массы участников необходимо изменить либо пространствен­ные компоненты (направление, амплитуду) движения, либо компоненты, характеризующие восприятие упражнения во времени (темп и ритм дви­жений). Однако для изменения амплитуды или направления движений придется ввести другое упражнение. Например, вставая из "упора при­сев", поднять руки не в стороны, в вверх, а для изменения направления движения вместо вставания в стойку, руки в стороны - выполнить, к примеру, выпад вправо, руки в стороны.

Прием изменения ритмического рисунка и характерен тем, что по­зволяет, не изменяя самого упражнения, изменить восприятие всей мас­сы участников, сделав их действия более контрастными. Это осуществля­ется за счет изменения продолжительности исполнения отдельных стати­ческих и динамических компонентов (поз и движений), составляющих упражнение.

В нашем примере для того, чтобы более контрастно показать движение всей массы участников, можно выполнить упражнение, например, так:

1 -3 - медленно встать из "упора присев", руки в стороны; 4 - упор присев;

 

5 - встать, руки в стороны; 6-7 - держать; 8 - упор присев

Иначе говоря, этот прием связан с использованием аритмичности дви­жений, что ведет к более контрастному восприятию действий участников в целом.

Прием противоположных действий. Если прием изменения ритмичес­кого рисунка основан на использовании временных параметров упражне­ния, то данный прием — на использовании его пространственных характе­ристик.

Мы знаем, что каждое движение выполняется в определенном направ­лении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, а также с различной амп­литудой. Чем больше амплитуда движений в том или ином упражнении, тем целесообразнее применение этого приема.

Суть его заключается в выполнении отдельными группами участников одного и того же упражнения одновременно, но в противоположных на­правлениях. Например, разделим строй участников выступления на две равные части. Одна половина (с 1-й по 24-ю колонну) будет выполнять наше упражнение из положения упор присев, а другая (с 25-й по 48-ю колонну) - из положения основной стойки, руки в стороны. Однако следу­ет учитывать, что по-новому это упражнение в общей массе будет вос­приниматься только тогда, если в начале оно выполнялось всеми участни­ками одинаково, т.е. из одного и того же исходного положения. В целом это может выглядеть, например, так:

И.п. - упор присев

1 - все встать, руки в стороны

2 - одна половина (с 1-й по 24 колонну) - держать;

другая (с 25 по 48 колонну) - упор присев; 3-е 1-й по 24 колонну - упор присев;

с 25-й по 48 колонну - встать, руки в стороны; 4 - с 1-й по 24 колонну - встать, руки в стороны;

с 25-й по 48 колонну - держать.

Это же построение можно разделить и на большее количество равных групп, а именно: на 3 (в каждой группе 16 колонн), 4 (12 колонн), 6 (8 колонн). 12 (4 колонны), 16 (3 колонны). Если при этом, например. Четные группы участников в общем, построении в нужный момент будут выпол­нять упражнение из "упора присев", а нечетные - из основной стойки,

 

руки в стороны, то восприятие всей массы участников будет совершенно иным по сравнению с обычным вариантом исполнения того же упражне­ния. По этому же принципу можно выполнять упражнения в шеренгах, а также по колоннам и шеренгам одновременно, т.е. используя шахматный рисунок движения массы участников.

Прием выделения главного действия. Возможность выполнения от­дельными группами участников в одном построении разных по форме и характеру упражнений определила еще один прием - прием выделения главного действия.

Например, на поле в построении "прямоугольник" выполняют упраж­нения одновременно мужчины и женщины, расположенные чередующи­мися колоннами. В начале выполняются одинаковые упражнения. Затем по замыслу режиссера главным действующим лицом становятся женщи­ны. Для того, чтобы акцентировать внимание зрителей именно на их дей­ствиях, постановщик оставляет женщин выполнять упражнения в положе­нии стоя, а мужчин "переводит" в положения присев, упора присев, лежа, т.е. уводит на второй план, делая на определенное время их действия как бы фоном. Затем роли могут поменяться или вновь выполняются одина­ковые для всех упражнения.

Практика показывает, что главное действие можно выделить не только в простых рисунках (в виде "линий", "полос", "квадратов") но и в более сложных (в виде "звезды", отдельных букв, цифр и пр.), т.е. в рисунках, имеющих тематическое значение. Контрастность подобных рисунков во многом зависит от дистанции и интервала между участниками: чем мень­ше дистанция и интервал (плотнее строй), тем отчетливее виден рисунок, а, следовательно, и действие всей массы. Например, во время выполнения массовых упражнений с кубами колонной спортсменов сухопутных войск на празднике открытия ХП Спартакиады Вооруженных Сил СССР в г. Ле­нинграде в прямоугольнике, разомкнутого построения участников (по фронту 48 и в глубину 36 человек; дистанция и интервал 2м), зритель ясно увидел 2звезду". Она появилась совершенно внезапно и начала перели­ваться разными цветами, (грани куба имели три цвета: красный, желтый и стальной). По времени эта часть выступления заняла всего лишь шесть музыкальных тактов, но значительно украсила действие всей массы учас­тников, одновременно подчеркнув принадлежность выступающего кол­лектива.

Выделение главного действия в разомкнутом построении в виде тема­тического рисунка происходит по принципу построения мозаичных ри­сунков. Подробно о мозаичных рисунках как выразительном средстве спортивно-массового представления будет сказано ниже.

 

Прием поочередного выполнения упражнений. Об эффективности этого приема можно судить уже по тому, что принцип поочередного выполнения упражнений лежит в основе одного из наиболее красоч­ных видов массовых упражнений - в поточных. Поточные упражнения, как мы уже знаем, выполняются в сомкнутых построениях. Особен­ность же данного приема заключается в том, что он может быть приме­нен и при выполнении упражнений типа зарядки в разомкнутом пост­роении участников.

Для этого используются очень простые упражнения, состоящие из одного или двух движений. Все участники, находящиеся в одном построе­нии, делятся на равные симметричные части по колоннам или шеренгам. Количество таких частей должно быть не более четырех, иначе будет поте­рян эффект внезапности действия массы.

Например, разобьем наше построение на 4 равные части по шеренгам и на 2 по колоннам. У нас получится 4 горизонтальных полосы по 8 шеренг в каждой и 2 половины по 24 колонны в каждой. Теперь посмотрим, как можно выполнить все то же наше упражнение, используя прием пооче­редного исполнения. Исходное положение - основная стойка, руки в сто­роны.

1 - все - упор присев

2 - встать, руки в стороны

3 - 1-я полоса (1-8 шеренга) - упор присев

4 - 2-я полоса (9-16 шеренги) - упор присев

5 - 3-я полоса (17-24 шеренги) - упор присев

6 - 4-я полоса (25-32 шеренги) - упор присев

7 - 1-я половина (1 -24 колонна) - встать, руки в стороны

8 - 2-я половина (25-48 колонны) - встать, руки в стороны

Прием цветового эффекта. В практике разработки массовых упражне­ний существует еще один широко распространенный прием, позволяю­щий усилить контрастность восприятия действий массы. Он получил на­звание приема цветового эффекта, так как строится на изменении цвета костюма участников или предмета в процессе выполнения упражнения. В основе успеха этого приема лежит использование элемента внезапности и контрастности при перемене цвета. В связи с этим не каждый костюм или предмет может решить эту задачу. Для этой цели применяются специаль­ные, так называемые трансформирующиеся, костюмы и предметы. Сна­чала зритель видит один цвет, а в нужный момент спортсмены очень быс­тро и внезапно меняют окраску своих костюмов.

В отдельных случаях, когда это нужно по ходу действия, используется

 

Рис. 15. Сварная металлическая рама

Рис. 16. Движуща­яся площадка

Рис. 17. Двухъярусная ваза

Рис. 17в. Трехъярусная ваза

 

Рис. 17г. Стойка на руках и шпагат

 

 

Рис. 17д. «Шар» и равновесие

 

Рис. 17е. «Колос»

 

Рис. 18 а

 

Рис. 18 б

 

Рис. 18 в

 

 

Рис. 18 г

 

Перекладина (упрощенная)

Конь с ручками (упрошенный)

Рис. 19 а

 

 

Перекладина рамная

Высокоподнятая перекладина

Рис. 19 б

 

 

частичная трансформация костюма, т.е. изменение цвета отдельных его деталей. Например, применяются цветные манишки (двухсторонние). Пе­реворачивающиеся юбки, накидки и пр.

Построения и перестроения

В массовых спортивно-художественных представлениях роль построе­ний и перестроений очень велика. Они организуют участников, составля­ют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого.

Построение - это взаимное расположение участников на поле стадио­на. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка.

По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкну­тые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнениях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с групповым пред­метом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в поточных уп­ражнениях, в финале, на выходах и уходах.

По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нете­матические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - "звезда", "солнце", "самолет", эмблема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетема­тическими считаются построения в виде различных геометрических фи­гур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.).

Различных вариантов построения участников бесчисленное множество. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Фактора­ми, определяющими выбор построения, являются:

• вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые);

• предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и воз­можности;

• конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление;

• специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.);

• тема и идея представления.

Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них невоз­можно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развива-

 

 

 

Рис. 20 а. Комбинированный снаряд - гимнасти­ческая стенка и брусья разной высоты

Рис. 20 б. Брусья комбинированные

Батут комбинированный с перекладинами

Гимнастическое колесо - батут

Рис. 20 в

 

Рис. 20 г. Гимнастическая скамейка - лестница

Рама В. Абалакова

 

Рис. 22. Металлическая (сварная) площадка для подъема на лестницах.

1 - каркас из уголка; 2 - труба-ось; 3-враща­ющаяся труба со стака­нами для стыковки; 4 стакан; 5 - ограничи­тель поворота трубки со стаканами; 6 - упор; 7 -обод; 8 - стальной лист

 

Рис. 23. XII Спартакиада Вооруженных сил. Ленинград 1961 г.

 

ется. Поэтому, как выразительное средство, построения рассматриваются в связи с перестроениями.

Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями ог­ромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка.

В массовом спортивно-художественном представлении выделяют:

• перестроения как упражнение;

• перестроения переходные или монтажные.

В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых уп­ражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или более полного использования возможностей предмета.

Рассмотрим конкретный пример. Возьмем построение участников в виде прямоугольника, где по фронту стоит 48 человек, а в глубину - 32. Участники начинают упражнение, стоя на точках. Но вот они перестраива­ются - из каждых четырех колонн образуют одну - и получается совер­шенно новый рисунок построения: 12 вертикальных линий. Упражнение продолжается, но выглядит совершенно иначе. Снова перестроение - из каждых двух вертикальных линий образуется 8 кругов, и на поле возникает новый рисунок - 48 кругов по 32 человека в каждом. Все эти перестрое­ния выполняются в том же темпе и ритме, что и упражнение, нисколько не нарушая его. Более того, они усиливают действия массы участников как единого целого, делают их более динамичными, красочными, контраст­ными.

Таким образом, для перестроений, выполняемых как упражнение, ха­рактерны следующие особенности:

• незначительная амплитуда передвижения участников;

• подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью);

• четкость и красочность рисунка в момент исполнения.

Другой пример. Массовые упражнения на поле закончились, начина­ется совершенно новое действие, например, на стадион вносятся конст­рукции, спортивные снаряды. Ожидается выступление сильнейших гим­настов. Здесь уже требуется коренное изменение обстановки на поле. И режиссеру необходимо увязать действия массы со вставным номером-выступлением группы спортсменов. В этих условиях перестроение вы­полняет уже другую роль. Оно выступает как средство монтажа.

Характерными особенностями монтажных перестроений являются:

• самостоятельность их как действия (они выполняются на специально подобранную музыку);

 

• большая амплитуда передвижения участников по всему полю.

Подобные перестроения имеют место при построении тематических рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при пост­роении финала и ухода участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.08 с.)