Групповые и сольные (вставные) номера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые и сольные (вставные) номера



Характерной особенностью современных массовых спортивно-худо­жественных представлений является их высокая насыщенность по содер­жанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номера представителей разных видов искусства. Вставными номерами они назы­ваются потому, что их выступление происходит на фоне огромной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех встав­ных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях за­висит не только от их содержания и качества исполнения, но от их подачи на фоне огромной массы участников.

Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выс­тупления представителей спортивной и художественной гимнастики, ак­робатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конст­рукциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-ху­дожественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, вое­низированные, комические и пр.

Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортив­ных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с де­монстрацией высокого спортивного мастерства солистов.

Самыми популярными из вставных спортивных номеров являются упражнения на разных по своей сложности и назначению снарядах и конструкциях. Речь идет не только о стандартных, всем знакомых гим­настических и акробатических снарядах (перекладина, брусья, конь с ручками, брусья разной высоты, гимнастическое бревно, батуты, гимна­стические колеса, лопинги, подкидывающие доски и др.), но и о специ­ально разработанных для конкретного представления снарядах и конст­рукциях, которые задают определенный контекст выполнению упражне­ний спортсменами.

Если режиссером ставится задача показать высокое спортивное мас­терство исполнителей, то для этого, как правило, используются стандарт­ные гимнастические или акробатические снаряды. Однако, в этом случае

 

всегда возникает проблема их установки на поле стадиона. Это типично, например, для такого зрелищного снаряда, как перекладина. На рис. 15,16 показаны специальные конструкции для прочного крепления переклади­ны (сварная металлическая рама и движущаяся площадка).

Снаряды и конструкции, которые специально разрабатываются для представления, имеют, как правило, несколько иную задачу, а именно: как можно оригинальнее и неожиданнее показать действия спортсменов в необычных для них и зрителей условиях. Здесь для режиссера главное - подача номера, а не сложность упражнений.

Отличительная особенность подобных конструкций - простота в про­изводстве, небольшой вес, удобство транспортировки к месту действия и достаточная прочность установки на поле стадиона. В качестве материа­ла для изготовления этих конструкций обычно применяются трубы из алюминиевых сплавов или тонкостенные стальные трубы.

Металлические конструкции применялись еще в довоенные годы на Всесоюзных парадах физкультурников. В 1937 году группа преподавате­лей ГЦОЛИФКа под руководством Я. Попова разработала конструкции, которые устанавливались на мотоциклах. Во время движения по Крас­ной площади студенты института - гимнасты и акробаты - выполняли на них сложные и рискованные упражнения (рис. 17а-17е). Это были в ос­новном различные пирамиды, построенные довольно большими группа­ми спортсменов (до 10 человек). Некоторые конструкции достигали в высоту 3-4 метров и имели несколько ярусов. Особенно эффектно выгля­дели гимнастические упражнения на вращающихся конструкциях, где вращение осуществлялось как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. На базе мотоциклов были разработаны конструкции в виде традиционных гимнастических снарядов, включая брусья, перекладину, конь и др. (рис. 18а-18г).

Конструкции на мотоциклах и упражнения на них еще долго приме­нялись не только на физкультурных парадах, но и в массовых спортив­ных выступлениях на стадионах в качестве вставных номеров или спе­циальных шторок, помогающих режиссеру осуществлять монтаж смеж­ных номеров представления.

Ниже представлены традиционные направления в разработке конст­рукций для вставных спортивных номеров.

Первое - это увеличение высоты и изменение формы стандартных гимнастических и акробатических снарядов. В конструкциях подобного типа неизменной остается только главная рабочая часть снаряда, напри­мер, гриф у перекладины, жерди у брусьев, ручки у коня и т.п., а все ос­тальные детали конструктивно переделываются и решаются с учетом ори-

 

Способ связывания кубов

Рис. 24 а. Куб

 

Рис. 24 б. XII Спартакиада Вооруженных сил. Ленинград 1961 г.

 

Рис. 24 в. II Спартакиада народов СССР. Москва1959 г.

 

Групповой предмет: металлическая дюр­алюминиевая площад­ка с узлами для взаим­ной стыковки

 

Варианты стыков­ки площадок при построении штурмовой полосы для военизирован­ной эстафеты

Рис. 25 а

 

Рис. 25 б. II Спартакиада дружественных армий.

Киев 1969 г. Мосты построены из дюралевых площадок

 

 

Древки-палочки

 

Фонирующий двухцветный флажок со вшитыми древками-палочками

Рис. 26

 

Рис. 27. Манишка четырехцветная

 

 

гинальной формы всей конструкции, веса, высоты и прочности установки на поле во время выполнения упражнения (см. рис. 19а, 196).

Второе направление - создание комбинированных снарядов, когда в одном блоке соединяются несколько гимнастических снарядов (см. рис. 20а-20г).

В историю массовых спортивных представлений вошла такая комби­нированная конструкция, как рама В.Абалакова (см. рис. 21), которая была использована в празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. Таких рам на поле стадиона было 24 штуки, причем каждая из них движением рычага в считанные секунды трансформировалась в новый гимнастичес­кий снаряд - перекладину, параллельные брусья, разновысокие брусья или конь с ручками. Спортсмены-гимнасты синхронно выполняли на этих снарядах довольно сложные упражнения.

Третье направление можно считать наиболее оригинальным конст­руктивным решением вставного спортивного номера, при котором пост­роение самой конструкции происходит на глазах у зрителей в ходе раз­вертывания действия. В этом случае придумывается такой предмет для выполнения массовых упражнений, который при переходе от массового номера к вставному используется как отдельный модуль или деталь в построении конструкции. Во время же перестроения на поле выносят и монтируют недостающие детали конструкции.

Рассмотрим этот вариант создания конструкции для вставного но­мера на примере эпизода «Мы - покорители космоса». Предметом для массовых упражнений в этом эпизоде служила пятиметровая дюрале­вая лестница шириной 60 см. С каждой лестницей выполняли упражне­ние пять человек. Во время перестроения с массового номера на встав­ной на поле дополнительно выносились 5 круглых дюралевых площа­док диаметром 3 м. Площадки имели специальные подвижные стаканы для крепления с лестницами (см. рис. 22). Перед началом вставного номера с помощью лестниц (шести для каждой площадки) участники массового номера поднимали площадки вместе с акробатами и спе­циальными снарядами (гимнастическими колесами) на пятиметровую высоту (см. рис. 23), способствуя очень эффектному образному реше­нию эпизода в целом.

Огромный успех в этом плане имели такие предметы, как куб со сто­роной 45см. и дюралевая площадка (100 х 200 см.). Куб использовался как индивидуальный предмет, а площадка - как групповой для шести чело­век. Оба эти предмета имели свои конструктивные особенности и позво­ляли строить различные оригинальные конструкции прямо во время дей­ствия на глазах у зрителей.

 

Поскольку кубы можно было связывать между собой, на поле появля­лись, например, такие сложные конструкции, как мост, по которому мча­лись мотоциклы со стягами, или площадки для выступления акробатов (см. рис. 24а-24в). Эти находки использовались в выступлении армейских спортсменов на II Спартакиаде в 1959 г.

Дюралевые площадки с одной стороны имели гладкую блестящую по­верхность, а с другой - специальную конструкцию из труб, позволявшую крепко соединять их между собой в различных сочетаниях (см. рис. 25а, 256). Это было использовано в армейском выступлении на IV Спартакиа­де (1967 г.) при проведении военизированной эстафеты различных родов войск. Из дюралевых площадок, как из элементов конструктора, строились и последовательно трансформировались препятствия, специфичные для каждого рода войск.

Возвращаясь к общей характеристике вставных номеров, кратко от­метим, что из номеров искусства, в массовых спортивно-художествен­ных представлениях наиболее часто используются хореографические (танцевальные) номера, классический балет и цирк. Здесь выбор ре­жиссером того или иного номера, как правило, связан с тематичес­ким решением задуманного эпизода в целом, усиливая его образное решение через синтез спорта и искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.013 с.)