Основы режиссуры, технологии, организации и методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы режиссуры, технологии, организации и методики



Рекомендовано Государственным комитетом

Российской Федерации

по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного

пособия для студентов высших и средних профессиональных

учебных заведений физической культуры

СпортАкадемПресс

Москва, 2001

УДК 793

П 30

Авторский коллектив: В.А. Алексеев, доцент РГАФК А.Л. Дружков, ст. преподаватель РГАФК СЕ. Константинова, доцент, к.п.н. зав. кафед­рой спортивной режиссуры РГАФК Е.В. Кузьмичева, засл. деятель физи­ческой культуры Белоруссии, доцент БГАФК Г.Б. Рабиль.

 

Рекомендовано к изданию научной редакцией издательства "СпортАкадемПресс"

 

П 30   Б.Н. ПЕТРОВ Массовыеспортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 352 с.  

 

ISBN 5-8134-0075-3

 

Учебник "Массовые спортивно-художественные представления (основы режиссуры, технологии, организации и методики)" - первый учебник в этом жанре зрелищного искусства. В нем впервые предпринята попытка фундамен­тально изложить вопросы теории и практики подготовки многотысячного стадионного представления. В учебнике обобщен многолетний опыт поста­новок массовых спортивно-художественных представлений, приведены мно­гочисленные примеры из практики подготовки самых крупных, масштабных постановок последних десятилетий.

Рекомендуется для учащихся различных форм обучения учебных заведе­ний физической культуры, вузов культуры, режиссерам и специалистам в об­ласти организации и проведения массовых представлений и праздников, дея­телям культуры и искусства, интересующихся жанром массовых спортивно-художественных представлений.

 

УДК 793

ISBN 5-8134-0075-3

 

© - Петров Б.Н. 2001

© - Кафедра спортивной режиссуры при РГАФК 2001

© - Издательство "СпортАкадемПресс", 2001

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Часть 1. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе как жанр зрелищного искусства Глава 1. Развитие жанра и становление спортивной режиссуры в России 1.1. Физкультурный парад на площади 1.2. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе Глава 2. Особенности режиссуры массовых спортивно-художественных представлений на стадионе Глава 3. Специфические выразительные средства массовых спортивно-художественных представлений на стадионе 3.1. Массовые упражнения 3.1.1. Вольные упражнения 3.1.2. Поточные упражнения 3.1.3. Пирамидковые упражнения 3.2. Построения и перестроения 3.3. Групповые и сольные номера 3.4. Художественный фон - живой экран Часть II. Творчество и технология Глава 4. Сценарно-режиссерский замысел и план-сценарий (сценарный план) массового спортивно-художественного представления на стадионе 4.1. Сценарно-режиссерский замысел 4.1.1. Идейно-тематическая основа сценарно-режиссерского замысла 4.1.2. Постановочная основа сценарно-режиссерского замысла 4.1.3. Обстоятельства, влияющие нарождение сценарно-режиссерского замысла 4.1.4. Сценарно-режиссерский замысел представления 4.1.5. Сценарно-режиссерский замысел отдельного эпизода 4.2. План-сценарий (сценарный план) массового спортивно-художественного представления на стадионе            

 

  Стр.
Глава 5. Композиционно-постановочный план массового спортивно-художественного представления на стадионе 5.1. Общая характеристика композиционно-постановочного плана 5.2. Методы и приемы разработки композиционно-постановочного плана 5.3. Основы технологии разработки композиционно-постановочного плана 5.4. Особенности разработки начала эпизода 5.4.1. Разработка нетематического начала. Прием обратного действия 5.4.2. Разработка тематического начала. Анализ, расчет и способы построения рисунка 5.4.3. Разработка тематического начала-пролога. Прием возврата к исходному построению 5.5. Особенности разработки массового номера 5.6. Сольные и групповые (вставные) номера в композиции массовых спортивно-художественных представлений 5.7. Особенности разработки заключительной части (финал, уход). Глава 6. Главный режиссер и постановочная группа 6.1. Особенности комплектования главной режиссерско-постановочной группы 6.2. Музыкальное решение представления 6.2.1. Вводные замечания 6.2.2. Особенности музыкального решения массового спортивно-художественного представления на стадионе 6.3. Художественное решение представления 6.3.1. Вводные замечания 6.3.2. Особенности художественного решения массового спортивно-художественного представления на стадионе 6.4. Работа с режиссерами-постановщиками отдельных массовых эпизодов Глава 7. Разработка массовых упражнений 7.1. Основные подходы к соединению музыки и движений 7.2. Основы музыкальной грамоты 7.2.1. Свойства музыкального звука 7.2.2. Запись длительности звуков              

 

  Стр.
7.2.3. Музыкальный размер 7.2.4.Ритм 7.2.5. Темп 7.2.6. Структура музыкальных произведений 7.3. Составление двигательных композиций Глава 8. Подготовка художественного фона 8.1. Вводные замечания 8.2. Технология разработки программы художественного фона 8.2.1. Расписывание программы художественного фона по карточкам участников с помощью расписчиков 8.2.2. Расписывание программы художественного фона в два этапа 8.2.3. Расписывание программы художественного фона самими участниками под руководством руководителей колонн 8.2.4. Использование компьютера для подготовки программы художественного фона 8.3. Основные приемы создания «живого» художественного фона 8.4. Управление фоном Часть Ш. Организация и методика Глава 9. Штаб подготовки массового спортивно-художественного представления 9.1. Структура организации в подготовке массового спортивно-художественного представления 9.2. Руководящие документы в работе штаба 9.3. Требования к начальнику штаба 9.4. Основные этапы в работе штаба   Глава 10. Организация репетиционной работы 10.1. Формы организации репетиционной работы и стимулирования участников представления 10.2. Репетиционные площадки 10.3. Оборудование репетиционных площадок 10.4. Отбор и комплектование участников 10.5. Подготовка реквизита и конструкций 10.6. Планирование репетиционной работы Глава 11. Методика репетиционной работы 11.1. Требования к режиссеру, проводящему репетиции            

 

  Стр.
11.2. Методика подготовки массового эпизода 11.3. Разучивание упражнений 11.4. Подготовка отдельных номеров эпизода 11.5. Подготовка эпизода в целом 11.6. Особенности подготовки финальных номеров на конструкциях Глава 12. Организация и методика репетиционной работы на главном стадионе. 12.1. Организация репетиционной работы на арене главного стадиона 12.2. Основы разработки графика репетиций 12.3. Методика репетиционной работы на главном стадионе 12.3.1. Методика репетиционной работы с участниками отдельного эпизода на главном стадионе 12.3.2. Методика репетиционной работы по подготовке представления в целом 12.4. Подготовка главного стадиона к репетиционной работе и проведению праздничного представления. 12.4.1. Подготовка арены стадиона. 12.4.2. Подготовка и организация тыла представления Глава 13. Театрализация как творческий метод в массовых спортивно-художественных представлений Рекомендуемая литература Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3          

 

ОТ АВТОРА

Массовые спортивно-художественные представления - относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х - начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спарта­киады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве Игр XXII Олимпиады (1980 г.) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студен­тов (1985 г.).

К Олимпиаде-80 в Москве было приковано внимание всего мира. Интерес подогревался бойкотом Игр со стороны ряда стран, включая США. По сути Олимпийское движение на данном этапе оказалось вовлеченным в идеологическую и политическую борьбу двух систем. Напряжение дос­тигло пика накануне открытия Игр. Церемония открытия Игр XXII Олим­пиады, которая транслировалась на весь мир, произвела ошеломляющее впечатление и развеяла все сомнения относительно возможностей Моск­вы провести Игры на высшем уровне. Победную точку поставила цере­мония закрытия Игр, где многотысячный стадион смеялся и плакал, про­вожая улетающего в звездное небо медвежонка Мишу - талисман Игр. По горячим следам событий пресса писала, что повторить колоссальный ус­пех праздников открытия и закрытия Олимпиады-80 может быть и удастся, но превзойти - никогда.

Массовые спортивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют одну важную особенность: все, что видит зритель, всегда постановочно, т.е. исполняется впервые. В этом жанре не принято повто­ряться. Поэтому режиссерам-постановщикам каждый раз приходится при­думывать что-то новое, оригинальное, способное в очередной раз пора­зить зрителей. И для нашей режиссерско-постановочной группы после Олимпиады-80 очередным экзаменом стали праздники открытия и закры­тия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Не случайно, с кем бы мы ни встречались в ходе подготовки Фестиваля, всегда рождались вос­поминания об Олимпиаде-80 и возникал вопрос, будут ли фестивальные праздники лучше олимпийских. Высочайшая планка, заданная Олимпиа­дой, постоянно стимулировала творческую активность и ответственность нашего постановочного коллектива.

Праздники открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов стали новой замечательной вехой в истории массовых спортив­но-художественных представлений. Они имели огромный успех у зрите­лей и прессы, получили высочайшую оценку Правительства страны, а

 

главная режиссерско-постановочная группа была удостоена Государствен­ной премии СССР за 1985 г.

После Фестиваля интерес к массовым спортивно-художественным пред­ставлениям на стадионе не просто возрос, но и изменился по содержанию. Многих стал интересовать не только конечный результат огромной твор­ческой и организаторской деятельности большого коллектива, но и, так сказать, «технология производства», сам процесс создания массового спортивно-художественного представления.

Однако до сих пор литература по данному жанру носит в основном описательный характер и предназначается скорее «для широкого читате­ля», а не для специалистов. Вместе с тем, серьезный анализ становления жанра массовых спортивно-художественных представлений, особеннос­тей режиссуры, технологии, организации, методики подготовки и, нако­нец, основ теории жанра сегодня крайне необходим в связи с началом централизованной подготовки кадров в этом жанре режиссуры. Практика показала, что даже очень опытный режиссер, например, театра или кино не в состоянии поставить многотысячное представление на стадионе, если он не владеет спецификой режиссуры в этом совершенно особом жанре зрелищного искусства.

Огромную роль в становлении жанра массовых спортивно-художе­ственных представлений на стадионе сыграл Центральный институт физи­ческой культуры и спорта, ныне - Российская государственная Академия физической культуры. На протяжении многих лет замечательные педагоги кафедры гимнастики создали целый ряд массовых спортивных выступле­ний экстра-класса, а сегодня Академия совершила еще один важный шаг в развитии жанра, взяв на себя ответственность за подготовку профессио­нальных кадров режиссеров по спорту. В 1995 г. впервые в нашей стране здесь была создана кафедра спортивной режиссуры. Следуя этому приме­ру, в 1997 г. при кафедре гимнастики Санкт-Петербургской государствен­ной Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта специализация «спортивная режиссура». Для студентов и преподавателей этих (и подобных им) кафедр, прежде всего, и предназначен данный учеб­ник. Кроме того, он может использоваться в вузах культуры страны на отделениях режиссуры театрализованных представлений и праздников, а также быть полезен для режиссеров и других деятелей культуры и искусст­ва, интересующихся жанром массовых спортивно-художественных пред­ставлений.

Учебник «Массовые спортивно-художественные представления (ос­новы режиссуры, технологии, организации и методики)» - первый учеб­ник в этом жанре зрелищного искусства. В нем впервые предпринята по-

 

пытка фундаментально изложить вопросы теории и практики подготовки многотысячного стадионного представления. В учебнике обобщен мно­голетний опыт постановок массовых спортивно-художественных представ­лений, приведены многочисленные примеры из практики подготовки са­мых крупных, масштабных постановок последних десятилетий.

Фактически в учебнике представлена отечественная школа спортив­ной режиссуры. Поэтому я считаю своим долгом и приятной привилеги­ей вспомнить здесь моих учителей - Я.Б. Теверовского и В.А. Губанова, с которыми я начинал освоение данного жанра в далекие 50-е годы. Я бла­годарен очень многим людям, с которыми мне посчастливилось работать на протяжении моей долгой карьеры и при постановке многочисленных праздников, и на педагогическом поприще. Это режиссеры-постановщи­ки В.А. Алексеев, Е.Ю. Афанасьева, А.Л. Дружков, М.А. Закута, Г.И. Зо­лотарева, А.В. Коловангин, А.А. Кондратюк, Л.Н. Кондрашова, И.Ф. Косенко, И.М. Мазанова, В.М. Пашко, М.Р. Перельман, Г.Б. Рабиль, М.Д. Сегал, Н.П. Серый, балетмейстеры-постановщики К. Василенко, М.С. Годенко, И. Исмаилов, Л.Ф. Носихин, режиссеры фона Л.В. Немчик, Е.Б. Рабиль, режиссеры и балетмейстеры В.П. Бойков, В.К. Голубев, А.К. Грязнов, А.А. Конович, В.В. Кохановская, Е.А. Мельников, О.Л. Орлов, И.С. Стелюк, Е.Г. Сулаев, художники Р.Л. Казачек, Ю.И. Наклонов, А.С. Пастернак, В.И. Соколов, А.В. Стрельников. Р.Б. Янек, композиторы В.М. Кулаков, П.Б. Овсянников, А.Н. Пахмутова, Е.А. Ширяев, П. Эльстер, звукорежис­серы Ю. Науменков, В.Н. Тоболин, поэт Н.Н.Добронравов, сценарист Д.М.Генкин, начальники штаба А.К.Аветисян, В.А. Горьков, В.В. Петра­ков, Л.В. Родионова, руководители выступлений Л.В. Белоусова, В.Я. Мишулис, мастер спецэффектов В.А. Трапенок и многие другие - всех просто невозможно перечислить. Особо хочу отметить сотрудничество с выдаю­щимися деятелями культуры и искусства И.П. Владимировым, Ю.Н. Григо­ровичем, И.Я. Рахлиным Г.А. Товстоноговым, И.М. Тумановым. Неоцени­мую помощь в подготовке этой книги оказали В.А.Алексеев (соавтор гла­вы 9), доцент А.Л. Дружков и С.Е. Константинова (авторы главы 7), доцент Е.В. Кузьмичева (соавтор главы 10), доцент Г.Б. Рабиль (соавтор главы 8 и автор раздела 11.6. в главе 11)- известные режиссеры, мои друзья и колле­ги по постановкам многих крупных массовых спортивно-художественных представлений в нашей стране и за рубежом.

И в заключение - о людях, без помощи и поддержки которых эта книга, возможно, никогда бы ни вышла к читателям. От имени авторского коллек­тива сердечно благодарю ректора Российской Академии физической куль­туры профессора В.В.Кузина, выступившего с инициативой создания данного учебника и открывшего в Академии кафедру спортивной режис-

 

суры. Без сомнения, открытие этой кафедры - очень важный шаг, утвер­ждающий, наконец, официально статус спортивного режиссера в масшта­бе страны. Желаю коллективу кафедры спортивной режиссуры огромных успехов в подготовке высококвалифицированных молодых режиссеров по спорту и искренне благодарю за помощь в издании учебника и подлинное сотрудничество.

Часть I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.018 с.)