Структура дыхательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура дыхательного процесса



В момент и на самой глубине релаксации наступает стадия применения связного дыхания. Первые несколько вдохов и выдохов должны быть циклическими, глубокими, настолько мягкими, осторожными и легкими, чтобы не «вырвать» человека из состояния глубокой релаксации, а сделать эту расслабленность более тотальной, но при этом, не уходя в сон и неосознанность.

Дальнейшая стратегия – это индукция надежного расширенного состояния сознания, которое, как известно, вызывается глубоким связным дыханием. Если первая фаза (1-3 минуты) глубокого и мягкого связного дыхания позволяет пролонгировать, удерживать просоночное состояние сознания, когда индивидуальное свободное сознание начинает проявлять свою творческую активность, то вторая фаза (10-15 минут) глубокого связного дыхания создает психофизиологическую и нейропсихологическую базу расширенного состояния сознания.

К первым двум фазам дыхательной сессии ДМД предъявляются требования, которые мы разработали в Свободном Дыхании (Козлов, 1991):

- закон цикличности – между вдохом и выдохом, между выдохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох.

- закон естественности – выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется. Вы не делаете выдох, не добавляете в выдох никакого волевого усилия. Вы вдыхаете и расслабляетесь, отпускаете и он происходят сам собой.

- закон пранаямы – если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).

Третья фаза не сводится ни к одной известной дыхательной психотехнике. Это ни вайвейшн, ни холотропное или свободное дыхание, ни ребефинг, ни йогические или даосские практики, использующие связное дыхание, ни энергодыхание, ни цигун или шаманская дыхательная сессия. Остается одно требование – связность, все возможные другие законы и требования к дыханию полностью отменяются.

Мы можем эту стадию обозначить спонтанным дыханием, и спонтанность понимается как интуитивная адекватность к любой возникающей в процессе дыхания новой ситуации.

На многих семинарах, которые проводились в стиле ДМД, мы еще обозначали эту стадию как хаотическое дыхание (имея в виду не подчиненность методу и технике) или потоковое дыхание.

Потоковость при этом понимался как единое нерасчлененное переживание дыхания-музыки-движения. В жизни такие неуправляемые состояния называются емким словом «несет». Нужно настолько отпустить контроль Эго, стремление управлять процессом, чтобы оставалось только место удивлению тому, что происходит.

На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Дыхание «отпускается». Само «отпускание» дыхания способствует возникновению спонтанности не только в движениях, но и приходу в поле сознания наиболее важных, но вытесняемых Эго эмоций и состояний, сюжетов и чувств, идей и образов, которые актуальны для достижения большей целостности личности. Необходимо на этой стадии запустить тот универсальный механизм интеграции, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

Уже нет ни субъекта, ни объекта в дыхательном процессе в том смысле, что есть единый поток сознания-переживания и процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов.

Возможны любые структуры дыхания и соотношения вдоха и выдоха – вдох за секунду и выдох за минуту, вдох за минуту и немедленный полный выдох, издавание звукоформ и быстрое поверхностное дыхание с педалированным выдохом и так далее. Более того – поощряйте необычность дыхания, хаос в потоке дыхания.

Четвертая фаза стратегически является завершающим процесс ДМД.

После спонтанного дыхания осуществляется переход на медленное и поверхностное дыхание. При этом происходит полная мышечная релаксация, а музыкальное сопровождение процесса заметно снижается как по громкости, так и по сюжетной динамике.

Данная фаза продолжается 15-25 минут и предполагает полный возврат по физиологическим, нейропсихологическим и психологическим параметрам на стартовый уровень вхождения в процесс. Таким образом, после дыхательного процесса клиент возвращается в привычное, обыденное состояние сознания. Мы считаем данную фазу чрезвычайно важной, т.к. она позволяет завершить процесс без всяких дополнительных вмешательств со стороны ведущего или ассистента. Правильное прохождение процесса предполагает ситуацию, когда нет необходимости ни дополнительного использования техник фокусированной работы с телом, ни других техник интеграции, кроме классического проговора. Таким образом, процесс ДМД длится 1 час 15-20 мин.

Для того, чтобы наглядно представить структуру дыхательной сессии ДМД, мы можем нарисовать следующий график.

 

 

I

T

Стадия Стадия Стадия стадия

Рис. Структура процесса ДМД

На рисунке

I – интенсивность дыхания по глубине и скорости.

T - время.

 

После дыхательного процесса ДМД, как правило, проводится проговор.

После того, как вся группа завершит проговор, объявите 15-минутный перерыв. После перерыва ведущий должен обобщить опыт прохождения всей группы дыхательного процесса ДМД. Расскажите о своих впечатлениях, отметьте качественные признаки процесса, свои пожелания и предложения по поводу следующих дыхательных процессов. Ответьте на все вопросы, которые возникают у участников тренинга по поводу техники ДМД и переживаний, которые стали проблемными для них. Отметьте любой позитивный шаг в динамике группы.

В конце выступления предложите участникам тренинга любой ритуал, который является завершающим этот день.

 

Требования к музыкальному сопровождению

Влияние музыки на состояние личности, на продуктивность ее деятельности нами доказано еще в начале 80-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве (Козлов В.В., Ярославль, 1982). В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.

Для проведения процессов ДМД используется специальное звуковое сопровождение высокого качества, воспроизведенное современным музыкальным оборудованием. В среднем специально составленные музыкальные программы для психотехнологии ДМД включают непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут. Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4 стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.

В силу того, что музыка является базовым элементом ДМД, то к ней существуют определенные требования.

Хочется Вашему вниманию предложить примерную музыкальную структуру для сессии ДМД.

 

Часы/минуты Типы музыки
00:00 – 00:03 1. Легкая, медленная, «затягивающая», убыстряющаяся к концу композиция.
00:03 – 00:15 2. Сильная, ритмичная, стимулирующая дыхание.
00:15 – 01:00 3. Музыкальные сюжеты, включающие барабан, этническую, духовную ритмичную музыку или их современные обработки, быструю трансовую, электронную или психоделическую музыку. По содержанию кроме сильной эмоциональной части (борьба, победа, трагедия, падение, депрессия, фрустрация, подъем, драма) музыка должна включать элементы катарсиса и высвобождения.
01.00 – до конца 4. Эмоционально-созерцательная (теплота, открытость, спокойствие, сердечность, трансцендентно-трансовая музыка полета, парения, отдыха и расслабленности).

Таблица 1. Музыкальная структура для сессии ДМД.

 

Блок методик и приемов, обеспечивающих освобождение эмоционально-чувственной сферы сознания, развитие эстетического знания и изменение представлений об образе «Я» на основе проживания музыкального спонтанного движения, разработан нами благодаря исследованию методического наследия А. Дункан, теоретических постулатов Дж. Фентресса, а также требований к составлению музыкальных сессий, выдвинутых для проведения процессов холотропного дыхания Ст. Грофом, К. Тейлор, В.Майковым. Решающим был наш исследовательский опыт (Козлов, 1982-2009).

Спонтанное движение, танец под музыку уже сами по себе имеют позитивное психологическое воздействие, гармонизирующее эмоционально-чувственную природу человека. Исследуя механизмы и характер построения пластического (плавного, текучего) движения у участников групп, мы обнаружили закономерности в осуществлении наработанных (стереотипных) и малоосвоенных (вновь приобретенных) форм самовыражения. На основе концептуальных положений модели динамического упорядочивания баланса центральных и периферических процессов управления иррелевантных стимулов Дж. Фентресса (1990) мы разработали блок методических приемов, позволяющих трансформировать стереотипные формы движения в продуктивные ранее незнакомые формы действия.

Так, во время выполнения клиентами спонтанного танца, мы включали дополнительную иррелевантную музыку, воздействие которой приводило к разрушению стереотипов движения. Если громкость музыки была средней степени интенсивности (до 70 дБ) с иррелевантной по характеру мелодикой и ритмической структурой по отношению к уже сформировавшемуся стилю движения, то наблюдалась трансформация форм, стиля танца, делающая его, с одной стороны, менее четким по контурам движения, с другой – более естественным, эмоционально спонтанным.

Новый стиль движения нарабатывался в процессе осознавания клиентами характера своего отношения и переживания содержания музыкального произведения. Искажающие воздействия со стороны иррелевантной стереотипам восприятия и действия музыки способствовали консолидации моторных функций и эмоционально-чувственной сферы сознания на ином уровне осознавания. Таким образом, гибко подбирая музыкальные произведения разного стиля и характера звучания, мы разрушали ранее сложившиеся стереотипы спонтанного движения, освобождали и расширяли эмоционально-чувственную сферу у клиентов.

Теоретические основы применения музыкальных произведений мы уже достаточно подробно изложили выше. Что касается практики формирования музыкальных сессий – то требования основные нами предоставлены. Нами в настоящий момент уже разработано около 40 музыкальных сессий ДМД. Не все они удовлетворяют нас и наших клиентов. Одновременно полагаем, что наше умение в формировании сессий растет.

Стратегия движения.

Как мы уже указывали выше, ДМД используется и как отдельный тренинг со своим специфическим контекстом развития эвристических способностей клиентов (выездной пятидневный интенсив), так и как оригинальный процесс дыхания с особой программой подготовки. Независимо от этого, структура сессии ДМД одна и та же: разогрев, распределение на пары, инструктаж перед процессом, релаксация, дыхательный процесс, проговор, завершающие ритуалы и упражнения.

Перед каждой дыхательной сессией нами проводятся танцевально-двигательные занятия. Они протекают в игровой и танцевальной формах. Клиенты, эффективно проживающие игровые ситуации и спонтанно включающиеся в танец, выполняют упражнения легко и непринужденно. Поэтому в начале тренинга, с тем чтобы повысить чувствительность к сенсомоторному действию, к сенситивному различению и чувствованию, к осознаванию образа своего телесного «Я», мы используем упражнения, направленные на уменьшение излишних усилий по выполнению движений. После освоения участниками занятий упражнений, сенсибилизирующих восприятие их образа телесного «Я», и улучшения сенсомоторных способностей мы задаем ситуации, в которых требуется включение в акт телесного действия когнитивных и креативных функций.

На этом этапе полезны не только упражнения из классического багажа ТДТ, но техники типа сатьяпатханы из буддийского курса развития внимательности. Именно в таком синтезе соединяются процедуры выполнения простого и сложного движения с активным процессом мышления и чувствования.

Любой дыхательный процесс ДМД начинается с разогрева группы в стиле танцевально-двигательной терапии. В качестве таких упражнений могут выступать «Тропа танца», «Танец по рисунку», «Человек и его тень», «Танец с зеркалом» и так далее. В качестве разогрева могут быть использованы различные двигательные групповые и парные игротехники с направленными визуализациями («Визуализация животного», «Танец птицы», «Рождение цветка» и др.). Не менее эффективными являются двигательные телесно-ориентированные техники, трансовые танцы, суфийские ритуалы, шаманские психотехники и др. Дополнительным методическим приемом по «высвобождению движения», освоению трех поясов (ярусов) движения – нижнего, среднего и верхнего являются другие техники ТДТ.

 

 

Глава 3.

МЕТОДЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДМД

Релаксация и настройки.

На профессиональных семинарах, которые мы ведем ежемесячно, для вызывания измененных состояний сознания на начальных этапах мы применяем различные техники релаксации. В прикладном отношении в обыденной реальности они нужны для того, чтобы экономить свою жизненную энергию, быстро восстановить силы для работы и развлечений.

В силу того, что в последние 20 лет мы занимаемся психотехниками, индуцирующими ИСС, то техники расслабления мы также применяли для качественного и эффективного вхождения в различные состояния сознания. Это особенно необходимо, если человек занимается различными духовными практиками.

Наши эксперименты показывают, что чем лучше клиент может расслабиться, тем плодотворнее он сможет работать со своей психической реальностью.

Мышечный каркас, являющийся опорой для характера личности, имеет настолько устойчивый характер, что в психологической практике мы решили использовать термин «социального тела». Именно существование специфических мышечных паттернов напряжения, формирующих «социальное тело», создает основное затруднение на пути к релаксации.

С другой стороны, как показывает наш опыт работы с 16 тысячами клиентов, всегда возможен индивидуальный подбор техники расслабления к любому человеку. Мы не будем останавливаться на них слишком подробно в силу того, что они нами описаны в предыдущих монографиях и учебниках. Ко всему, что нами уже написано по проблеме релаксации, следует добавить, что у каждого человека есть «кинестетический ключ» к релаксации. Обычно это «поза сна» – то положение тела, в котором человек засыпает. Многочисленные эксперименты с релаксационными техниками показали, что расслабление наиболее успешно, если ее провести в «позе сна».

Как мы указывали выше, перед началом процесса дыхания, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в РСС, то есть дышащие лежат в позе «сна», а ассистенты сидят у своих напарников, обязательно нужно провести релаксацию.

Цель проведения релаксации в том, чтобы не только помочь участникам присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли и помочь им войти в переживание как можно с большей открытостью, доверием и свободой от ожиданий, но и войти в «тело сновидения», в состояние спонтанной активности индивидуального свободного сознания.

Полнота расслабления определяет легкость доступа к подавленным ситуациям и эмоциям. Чем лучше клиент расслаблен, тем плодотворнее он сможет работать.

Расслаблению способствует поза сна, принятая для прохождения процесса, часто музыкально–шумовой фон является дополнительным средством расслабления.

Приемы расслабления, принятые для вхождения в расширенные состояния сознания, имеют давнюю историю. В древних йогистических школах Индии, общинах тибетских монахов, способах медитации разных культур уже имелось множество приемов релаксации. Более того, покой и расслабленность были вплетены в стиль жизни и мировоззрение некоторых древних культур: принцип "недеяния" — у вей — в даосизме, состояние саттва будхи (добродетели и отрешенности) — в школе санкхья, путь и принцип преодоления колыхания дхарм через уход от упаданы, дхьяну — в буддизме и т.д.

Особенно большое разнообразие приемов расслабления предоставили различные школы гипноза ХIХ и ХХ вв., аутогипноз, системы аутогенных тренировок.

Необходимо обучить клиентов различным приемам расслабления. Участники семинаров выбирают наиболее приемлимые для них способы саморелаксации и после 6—8 занятий усваивают этот навык.

В ДМД релаксационные техники имеют прагматичную функцию. Расслабление способствует возникновению глубоких трансовых состояний сознания, переход в РСС из которых достаточно легок и доступен.

К сожалению, достаточно часто на тренинги и индивидуальный прием приходят люди с высокой тревожностью и выраженным тонусом мышечного напряжения, которым трудно расслабиться, тем более получить достаточно устойчивый навык релаксации.

С другой стороны, как показывает опыт работы, всегда возможен индивидуальный подбор техники расслабления к любому человеку, адаптированный к его ведущей модальности и другим психологическим особенностям.

Уже в процессе релаксации важно, чтобы каждый клиент вошел в то состояние сознания, когда трансцендировано тело, время, пространство и в поле его сознания начали приходить различные продукты спонтанной активности сознания: грезы, побуждения, мечтания, воспоминания, фантазии, желания, которые не касались его существования в «здесь и сейчас». Такая ситуация возникает именно в просоночном состоянии, которое соприкасается и ассоциировано с глубоким трансом или психоделическими состояниями сознания. Техники релаксации в ДМД направлены на индукцию именно этого состояния сознания и мастерство проведения релаксации ведущим заключается в том, чтобы клиенты вошли в «тело сновидения».

3.1.1. Несколько предварительных упражнений

Эксперимент 1.

Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье - до локтя. Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю руку – от кончиков пальцев - до плеча, а затем - резко отпустите напряжение и позвольте руке расслабиться. Сравните ощущения.

После напряжения расслабление узнается легче, не правда ли? Попробуйте запомнить это состояние расслабленности, ощущение расслабления в руке и переходите к -

 

Эксперимент 2.

Сядьте поудобнее, начните мягко и достаточно глубоко дышать и закройте глаза. Представьте себе какой-нибудь приятный для Вас уголок природы. Может быть, это будет место, где Вы любите гулять, или где Вы когда-то отдыхали, или какой-то воображаемый пейзаж - это неважно.

Важно, что это место вызывает в Вас чувство особого покоя и уравновешенности, спокойствия и легкости. Заметьте, каково Ваше дыхание сейчас, пройдите мысленным взором по всему телу и замечайте, что сейчас происходит с Вашим телом. Когда Вам захочется, Вы можете сделать глубокий вдох, потянуться всем телом и открыть глаза.

Эксперимент 3

Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Эксперимент 4

Напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью переведите напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью переведите напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

 

Далее хочу вам предложить базовый перечень техник релаксации, которые апробированы мной в практике работы с группами в течение последних двадцати лет.

 

3.1.2. Техники релаксации

Первый способ релаксации

Один из хороших способов расслабления — в направлении от ступней ног к голове, расслабляя участок за участком, пока все тело не будет расслаблено, особое внимание обратите на мышцы лица, мышцы вокруг рта, голосовые связки и плечевой пояс.

Мы хотим привести полный текст такой релаксации.

"Закройте глаза, направьте свое внимание вовнутрь. Проверьте свое тело и посмотрите, есть ли в вашем теле какие–то напряженные места или места, где хочется потянутся, найти удобное положение. Мы будем называть части тела и расслаблять их. Позвольте своему телу погрузиться в матрац или одеяло, на котором вы лежите, и пусть пол будет вашей надежной опорой. Осознавайте свои мысли и ожидания, которые приходят к вам относительно предстоящего переживания. Просто встречайте, смотрите на них и затем позволяйте им уйти. Начинаем расслабление со ступней. Расслабляем ступни. Расслабляем большие пальцы ног. Расслабляем голени... нижние части ног. Расслабляем колени. Расслабляем бедра... пусть ваши ноги, расслабляясь, станут более спокойными. Расслабляем глубокие мышцы ягодиц. Расслабляем генитальную область и гениталии. Расслабляем основание копчика и открываем эту область. Позвольте расслаблению медленно подниматься вверх по позвоночнику, позвонок за позвонком, и пусть каждый позвонок погружается в матрац, находя свое естественное положение, поддерживаемое опорой. Пусть это расслабление поднимается вверх по позвоночнику к основанию черепа. Пусть оно затем растекается по плечам и проходит через них... Расслабляя верхние части рук. Расслабляя локти. Расслабляя нижние части рук. Пусть расслабление проходит через кисти рук... расслабляя кисти, расслабляя ладони... пальцы... И пусть это расслабление выходит наружу через кончики пальцев. Почувствуйте, как ваше внимание перемещается по задней стороне шеи, расслабляя мышцы, соединяющие тело и голову. Пусть расслабление распространяется вверх по шее, по задней части к самой макушечке, расслабляя мышцы скальпа. Расслабляя и открывая пространство на самой макушечке головы, и даже немного выше. Позвольте расслаблению перейти на лоб. Расслабляя лоб. Расслабляя и открывая пространство между бровями. Пусть на вашем лице не будет никакого выражения, расслабьте глаза. Позвольте вашим векам спокойно отдыхать, прикрыв глаза. Расслабьте челюсти. Расслабьте рот, и пусть ваш язык отдыхает, покоясь на верхнем небе. Расслабьте горло... и откройте область горла. Расслабьте грудь и дыхательные мышцы. Расслабьте и откройте самый центр груди. Расслабьте и откройте солнечное сплетение. Расслабьте и откройте живот. Расслабьте все основные органы внутри вашего тела..."

Второй способ релаксации

Попробуйте расслабить ваше тело. Сначала вы можете почувствовать напряжение, существующее в ваших мышцах, во всех мышцах, а затем расслабьтесь. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы всего лица. Расслабьте мышцы затылка, мышцы плечевого пояса, рук, туловища, ног, всего тела. Руки и ноги свободно вытянуты, вы ощущаете глубокую расслабленность во всем теле.

А сейчас почувствуйте земное притяжение и как поверхность, на которой вы лежите, поддерживает вас мягко и нежно. Вы очень, очень расслаблены.

Представьте очень милое, приятное место, где вы могли бы растянуться, забыть обо всех своих заботах, неприятностях, где вы можете себе позволить полностью расслабиться, отпустить. Это, может быть, берег моря, солнечная поляна в лесу, горы или любое другое место, которое вы предпочитаете.

Вы дышите глубоко, медленно, связно. Вы очень расслаблены, очень глубоко и полно расслаблены. Вы лежите, вытянувшись. Все вокруг спокойно. Над вами голубое небо, ярко светит солнце. Вы смотрите на небо, ваш взгляд скользит по легкому облачку. Во всем покой и умиротворение. На душе у вас также очень спокойно. Вы полностью и глубоко расслаблены...

Третий способ релаксации

Сейчас вы закройте глаза и почувствуйте свое тело. Позвольте вашему телу найти более удобное положение. Пусть руки раскинутся свободно и непринужденно, ноги раскинутся.

По мере того, как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете все глубже и глубже расслабляться, и когда я скажу "десять", вы можете обнаружить, что находитесь в состоянии глубокого расслабления.

Один... глубже... три... глубже... еще глубже... десять, вы очень глубоко и полно расслаблены.

И когда вы уже очень глубоко и полно расслаблены, то есть только сейчас, находясь в состоянии полного расслабления, вы можете понять, что можете расслабиться еще глубже... Одиннадцать... глубже... двенадцать... глубже... тринадцать, еще глубже... четырнадцать, еще глубже... пятнадцать... и, наконец, двадцать.

Вы очень глубоко и полно расслаблены, в два раза глубже, чем вы представляли раньше.

Четвертый способ расслабления

Закройте глаза и придите в свое тело. Почувствуйте, как ваше тело расслабляется. Расслабляется еще глубже... еще глубже... ваше тело становится еще более расслабленным.

А сейчас, когда вы уже глубоко расслаблены, представьте себя стоящим на верхней площадке длинной лестницы, ведущей вниз. Представьте, что лестница покрыта мягким пушистым ковром, и вы босыми ногами медленно начинаете спускаться по ней, переступая со ступеньки на ступеньку.

Представьте, что на каждой лестничной площадке на перилах установлены таблички с номерами от одного до девяти. Девятый номер обозначает самый глубокий уровень. В процессе мысленного спуска по воображаемой лестнице вы ощущаете, что чем глубже вы идете вниз, тем более расслабленней себя чувствуете. Когда вы достигнете девятой лестничной площадки, вы почувствуете состояние полного, глубокого расслабления.

Медленно и постепенно начните "спуск". Раз... два... пять... семь... и, наконец, девять. Вы очень глубоко и полно расслаблены.

Пятый способ расслабления

Лягте поудобнее, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте самые напряженные участки вашего тела и попросите их расслабиться. Расслабьтесь еще глубже.

А сейчас сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите связно, медленно, глубоко. Пусть вдох плавно, без перерыва, переходит в выдох, а выдох так же плавно перетечет во вдох.

Сосредоточьтесь на фазе выдоха, отмечая, как после каждого выдоха ваше расслабление становится все глубже и глубже...

Вы уже очень глубоко расслаблены, и в этом состоянии полного покоя и расслабленности начинайте считать выдохи, проговаривая про себя, что, как только вы насчитаете 20 выдохов, вы достигнете стадии еще более глубокого расслабления.

С каждым выдохом вы расслабляетесь все глубже... глубже... глубже...

Шестой способ расслабления

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте ваши ноги, бедра, ягодицы, гениталии, низ живота, живот, грудную клетку, внутренние органы, спину, руки, плечевой пояс, шею, голову.

А сейчас ощутите ваше тело как единое пространство. Пространство, наполненное покоем, расслабленностью. Почувствуйте тяжесть в этом пространстве, желание просто разлиться на поверхности этого пола.

Почувствуйте себя лужей, разлитой на полу.

Почувствуйте глубокую, напоенную покоем и умиротворенностью, полную расслабленность в вашем теле.

Почувствуйте себя просто лужей, разлитой на полу.

Седьмой способ расслабления

Тот способ, при помощи которого мы сейчас расслабимся, называется парадоксальным способом расслабления. Для того чтобы расслабиться, вам нужно будет предельно напрячься всем телом, и в тот момент, когда напряжение в вашем теле достигнет своего возможного пика, вы просто, мгновенно, отпускаете, свое тело и приходите в состояние полного расслабления.

Самый элементарный способ расслабления, которым вы можете воспользоваться в любую минуту, это просто вспомнить телом состояние расслабленности. Правда, для этого уже нужно иметь опыт глубокого расслабления.

Если вы ощущаете напряжение во время занятия, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему: "Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет". Практикуясь, я в этом твердо уверен, любой человек может быстро научиться расслабляться.

Хочется дать основную методическую рекомендацию тем, кто будет проводить релаксацию в группе или индивидуально:

· если Вы хотите расслабить группу, расслабьтесь сами;

· если Вы хотите кого–то научить расслаблению, научитесь сами расслабляться.

Расслабление — это искусство и часто настолько сложное, что требует больших усилий, т.к. жизнь требует напряжения. Иногда мне кажется, что оно и является напряжением. И расслабление — врата за пределы Эго, впускающие к нашей внутренней сущности, к нашей самости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.077 с.)