Культура молодёжи как система субкультур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура молодёжи как система субкультур



В новейшей социологической литературе исследуется молодежь как культурный феномен (И.А.Полуэктова, В.А.Шапинский, Й.Циннеккер, В.Пууронен). Молодежь конструирует и изменяет символы, которые являются основой для культур и создает важные предпосылки для проникновения культуры в общественную и личную сферу (шведская ученая Хелена Вульф). Молодежь врастает в отдельные сферы жизни и культуры, по мнению немецкого психолога Эдуарда Шпрангера (1882-1963).

Молодежная культура стала выделяться как самостоятельное явление на рубеже XIX-XX веков.

Т.Парсонс был одним из первых социологов, кто начал использовать термин «субкультура», первоначально применительно к молодежной культуре, причем этим термином обозначали ту часть молодежи, которая была девиантной. Он считал, что причина протеста молодых и ее противостояние миру взрослых — «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время еще остаются занятыми. Но дело кончается внедрением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

Тема молодежной субкультуры глубоко проработана в трудах Ю.А.Зубок, И.М.Ильинского, А.И.Ковалевой, В.К.Криворученко, В.Т.Левичевой, В.Т.Лисовского, В.А.Лукова, Б.А.Ручкина, В.Е.Семенова, З.В.Сикевич, Ф.Р.Филиппова, В.И.Чупрова и других исследователей.

Молодежная субкультура имеет следующие особенности:

· она возникает как позитивная реакция на общественные потребности и как негативная реакция на господствующую культуру;

· она противоположна традиционной культуре;

· это социальная молодежная инновация;

· она способствует интеграции молодежи в обновляющееся общество;

· она неоднородна;

· не всегда находит поддержку со стороны общества, тогда она превращается в причину маргинализации и изоляции молодежи от общества.

· является фактором социальной напряженности;

· она расширяет конфликт между молодежью и обществом.

Субкультура — это «подкультура» общества. Это часть общей культуры общества, присущая большой социальной группе. Субкультура не противостоит доминирующей культуре, хотя может иметь огромные различия с ней. Контркультура является противоположной и противоречащей доминирующей культуре общества.

Субкультура — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей.

Молодежная субкультура — это культура отдельных групп молодежи, отличная от общепринятой во взрослом обществе.

В обществе наличествует несколько молодежных субкультур. Факт образования субкультур ни хорош, ни плох, он вполне нормален. В любой субкультуре имеются специфические черты, яркие отличительные признаки. Они играют особую роль в объединении конкретной группы молодых людей. Молодежные субкультуры способны оказывать разное воздействие на реформирование общества: как сдерживать, так и интенсифицировать преобразовательные процессы.

Молодежная субкультура меняет природу. Чем быстрее меняется молодежная культура, тем труднее взрослым успевать за молодежью, взрослые уже не в состоянии доминировать на молодежной сцене.

Молодежные субкультуры создаются схожими у молодых людей специфическими интересами, основанными на одинаковых потребностях, мотивациях и ориентациях деятельности, общих условиях жизни, определяемых ее качеством, уровнем, образом и способствуют образованию субкультурных взаимосвязей молодежи. Перечисленные качества зависят от социальных статусов, уровней социализации, возрастных особенностей и могут быть различны для школьников, студентов и других групп молодежи.

Совокупность молодежных субкультур составляет феномен контркультуры молодежи. Контркультура — это нечто враждебно-оппозиционное в слове «субкультура, по мнению некоторых ученых. Сюда относят социологи антикультурные, «левые», «правые», криминальные группировки молодежи, группировки, склоняющиеся к расистским, шовинистическим, профашистским идеологиям.

 

Субкультуры этого спектра молодежного протеста — это дети пригородов, городских трущоб, из неблагополучных семей, жаждущих социального реванша, мстящие обществу за свою обездоленность (К.Мяло). Часто методы протеста «левого» и «правого» крыла контркультуры, их внешние проявления часто бывают переплетены. Отличаются молодежные группировки по своим основополагающим установкам, представлениям и ориентациям. Чаще всего это уличная, а не домашняя субкультура.

Особенностями молодежной субкультуры являются ее общедоступность, серийность, машинное воспроизводство (Интернет). Она создает собственный знаковый код, символическую надстройку над структурами реальной повседневной жизни, которая миллионами людей воспринимается как полноценный эквивалент самой реальности.

Субкультуры чаще всего являются подпольными. Они легко воспринимаются именно молодым поколением. Молодежь стремится найти свое место в жизни и занять незаполненные ниши. Откуда у молодежи шанс состояться в тех областях, которые по ряду причин недоступны старшему поколению?

Сегодняшний молодой человек, воспитанный в окружении молодежных субкультур, при дилемме «личный интерес» или «общественное благо» выберет личный интерес. Молодежь идет в ногу со временем и формирует молодежную субкультуру, ориентированную на личные интересы.

Примером этого является молодежная субкультура групп молодых людей, попавших в зависимость от Интернета. В данной группе молодежи отмечается неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада, раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях. Появляется готовность лгать друзьям и членам семьи, приуменьшая длительность и частоту работы в Интернете, склонность забывать о домашних делах, учебе, служебных обязанностях.

В данной молодежной субкультуре зависимость от Интернета понимается весьма расширительно: в нее включается пристрастие к работе с компьютером(игры, программирование), компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных, патологическая привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам, к электронным покупкам, общение в чатах, групповых играх, телеконференциях, зависимость от «киберсекса».

По мере современной эволюции российского общества его молодежная субкультура все более сближается с потребительской массовой культурой западного типа.

 

3. Составьте программу социологического исследования по теме: "Готовность молодых сотрудников к повышению своей квалификации".

 

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Объект: молодые сотрудники

Предмет: готовность молодых сотрудников повысить квалификацию

Цель программы: выработка рекомендаций для руководства организации по тенденции готовности/неготовности молодых сотрудников к повышению квалификации

Задачи:

- изучить отношение молодых работников к повышению квалификации

- провести исследование с целью изучения участия \ неучастия молодых сотрудников в повышении квалификации

- определить возможности к профессиональному переобучению.

- предоставить информацию в виде рекомендаций руководителю организации

Уточнение и интерпретация основных понятий:

Повышение квалификации - подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.006 с.)