Необходимые знания специалиста по работе с молодежью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимые знания специалиста по работе с молодежью



- Закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;

- Социально-психологические и поведенческие, этнокультурные конфессиональные особенности молодежи;

- Психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;

- становления социологии молодежи;

- Уроки зарубежного и отечественного опыта ГМП;

- Историю развития молодежного движения в России и за рубежом;

- Эффективные модели и технологии организации работы с молодежью.

- Теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;

- Технологии проектирования;

- Деятельность органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- Организацию работы с молодежью в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи по телефону, в социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, занятости молодежи, содействия моложенному предпринимательству, информационного обеспечения, отдыха, оздоровления молодежи поддержки молодежных общественных объединений и молодежных инициатив, в жилищно-строительных кооперативах и объединениях, программ для молодежи, дворцов молодежного творчества, бирж труда для молодежи;

- Деятельность общероссийских, региональных молодежных организаций;

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование без предъявления требования к стажу работы.

 

2. 2. Понятие "социализация". Основные концепции, функции и модели социализации.

Под социализацией молодежи мы понимаем процесс изменения (или упрочения) положения, места и роли данной общественно-демографической группы в обществе. Cоциализация — процесс, при помощи которого формируется личность и происходит обучение образу жизни общества или группы. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. Ресоциализация же приводит к новым ценностям и поведению, отличающимся от имевшихся (например, «промывание мозгов» — идеологическая обработка). Социализация молодежи — сложный многосторонний процесс обретения ее социальной сущности, достижения ее социальной зрелости, в ходе которой идет активное усвоение и обогащение норм, принципов и ценностей социальной жизнедеятельности, определяется жизненный путь, место, смысл и цель жизни молодого человека.

И.С.Кон и В.Ольшанский дали широкое определение социализации: «Социализация — это процесс, в ходе которого человеческое существо приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности».

Дж.Смелзер: «Социализация — это приобретение людьми опыта и ценностных ориентаций, требуемых для их социальных ролей».

Социализацию можно определить как процесс накопления молодежью опыта и социальных установок, соответствующих их положению в обществе.

Концепции социализации:

1. Психоаналитиче­ская традиция -это социализация по динамике взаимодействия Ид, Эго, Суперэго, с постепенным обретением индивидом власти над собственной биологической природой. По Фрейду социальная организация требует, чтобы сексуальные импульсы человека были сублимированы в социальприемлемые формы, допускающие симпатию без овладения, а агрессивные импульсы обращались внутрь и преобразованы в самоконтролирующее суперэго.

2. Гуманистические концепции -содержание процесса социализации состоит в развертывании личностных характеристик. Э.Фромм: концептуализация позитивной свободы, интегри­рующая личность в микро- и макросреду, не лишая ее при этом автономии. А.Маслоу: социализация - самоактуализация личности, ориентация к удовольствиям и нуждающегося потому в посто­янном контроле, дисциплине, наказании; Э.Гидденс: социализация - источник процесса индивидуали­зации, способности независимо мыслить и действовать.

3. Когнитивная теория, Джорджа Александра Келли (1892-1962 гг.): социализация есть формирование тезауруса лич­ностных конструктов (идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать и интерпретировать свой опыт), навыков оперирования ими (конструктивистский альтернативизм). Келли пришел к ряду важных выводов: 1. человек ориентирован на будущие, а не на прошлые или настоящие события своей жизни; 2. человек обладает способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него.

4. Бихевиоризм - Б.Ф.Скиннер: социализация — практика социального науче­ния; оперантное научение индивида осуществляется в соответ­ствии с заданными стандартами. Бихевиоризм — психологическая школа, занимающаяся изучением наблюдаемого поведения и не придающая значения субъективным аспектам человеческой деятельности, таким, как сознание, намерение или смысл поведения с точки зрения самих людей. Толкотт Парсонс элементы «системы координат действия»: цели деятеля, его ожидания и ценности, средства достижения целей, характер ситуации.

5. Феноменологии. Предмет научного теоретизирования - повседневная жизнь людей. Эдмунд Гуссерль ввел понятие «жизненные миры» как ключевое для феноменологической социологии: миры просто существуют и не требуют никаких дополнительных обоснований. Жизненный мир есть несомненная реальность, то есть основа естественного мировоззрения, не подлежащая сомнению. Основатель феноменологической социологии австриец Альфред Шюц (1889-1959 гг.) описаны миры реальности: мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной болезни и т.д. М.Вебер: целерациональный характер человеческого пове­дения определяет активную роль индивида в социальных взаи­модействиях, в том числе, и личностно формирующих; Г.Зиммель: процесс социализации - развертывание сущност­ных свойств человека; К.Роджерс: определяющее значение имеет конструктивная биологическая тенденция актуализации, потребности в разви­тии и самосовершенствовании.

6. Структурный функ­ционализмО.Конт, Г.Спенсер: человек изначально асоциален, общество создает его как личность через систему институционализиро­ванных воздействий; Э.Дюркгейм: содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Т.Парсонс: модель социализации включает два уровня: первичная социализация - обеспечивается самим фактом рождения в обществе, занятия определенной социальной роли, вторичный уровень социализации охватывает весь период жизни индивида. Его содержанием выступает реализация системы социального контроля, включающего репрессивные, просветительские, конкретно-поведенческие санкции. Р. Дарендорф: социализация есть ролевая адаптация; З.В.Сикевич: в основе социализации лежит усвоение ценно­стей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих по­колений, передача культуры

7. Интеракционизм. Интеракция (взаимодействие) — это главный процесс, который формирует поведение каждого индивида. Теоретик интеракции — Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.). Центральным в данной теории является межиндивидуальное взаимодействие. Эта теория легла в основу теории символического интеракционизма, создателями и продолжателями которой стали идеи Герберта Блумера, Уильяма Айзек Томаса, Томаса Куна, Ирвина Гофмана, Ансельма Страусса, Томаса Шебутани и других. Чикагская школа (Дж.Герберт Мид, Уильям Томас, Р.Парк, Л.Вирт и другие) исследовали в рамках символического интеракционизма городские территории, социальные группы и профессии, конструируя идентичность в процессе взаимодействия индивидов и взглядами на них других индивидов. Использовали метод качественного исследования — кейс-стади. Интеракционизм Ч.Х.Кули: индивид не имеет от рождения человеческой приро­ды, зарождающейся в группах; личность формируется социаль­ными взаимодействиями, через создание «зеркального Я», со­ставляемого совокупностью представлений о ней «обобщенно­го другого»: как люди нас воспринимают, реагируют на нас, определяют нашу реакцию на их действия.

Модели. Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал свою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

Конформизм-Инновация-Ритуализм-Эксейпизм -Мятеж

Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую) модель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Ритуализм, как другая отклоняющая форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего общества, но тем не менее соблюдает “правила игры” и ведёт себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Эскейпизм (отстранение, уход) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как модель “параллельного существования”, признание собственной чужеродности. И наконец, мятеж, является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Функциями социализации являются:

Информационная (развитие когнитивных аспектов сознания личности, решение познавательных задач)

ценностно-ориентировочная(человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе отношений)

установочно-нормативная(процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление информации)

поведенческо-деятельная.

 

3. Составьте примерный бланк анкеты по теме: "Особенности репродуктивных установок современной молодёжи"

 

По определению Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, понятие репродуктивного здоровья включает в себя не просто отсутствие болезней и недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функций и процессов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизводить здоровое потомство в количестве и в сроки, определённые самим индивидуумом.

Репродуктивное здоровье является важной частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Оно касается каждого, оно касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни.

Хорошее репродуктивное здоровье становится уделом немногих людей в связи с:

- недостаточными знаниями о сексуальности человека;

- несоответствующей требованиям, некачественной или недоступной информацией и обслуживанием в области репродуктивного здоровья;

- распространенностью опасных форм сексуального поведения и инфекций, передаваемых половым путем; ограниченностью выбора, перед которым стоят многие девушки и женщины в своей жизни.

Многие из названных проблем возникают во время подросткового периода – в то самое время, когда формируются основные привычки поведения, которые могут иметь в дальнейшем самые серьезные последствия для репродуктивного здоровья.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА по изучению репродуктивных установок современной молодежи

Уважаемый респондент!

Мы, группа студентов Международного института рынка (МИР) проводим социологическое исследование для изучения репродуктивных установок молодежи. Целью данного анкетирования является формирование максимально объективного состояния знаний молодежи о репродуктивных установках современной молодежи.

Заполнение анкеты не займет много времени. Опрос проводится анонимно. Полученные данные будут использованы в обобщенном виде и учтены при разработке новых информационных программ для молодежи.

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Среди предложенных вариантов ответов необходимо выбрать один, который, по Вашему мнению, является наиболее верным. На те вопросы, где не предлагается готовый вариант ответа, нужно написать собственное мнение.

Мнение каждого из Вас является для нас очень важным! Заранее благодарим Вас за участие!

1. Определите, какова для Вас важность сохранения своего репродуктивного здоровья:

1. очень важно

2. важно

3. не очень важно

4. безразлично.

5. доверяю врачам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.02 с.)