Для законодательства о недрах характерен преимущественно импретивный метод регулирования правоотшений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для законодательства о недрах характерен преимущественно импретивный метод регулирования правоотшений



Закон об срп- договорный

Недра как юридическое понятие и как объект правоотношений.

Отличия зарубежного и РФ в том, какое вертикальное ограничение недр. Зарубежное шире

Юридическое определение термина «недра» закрепленного в преамбуле Закона РФ «О недрах»:

«Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В зарубежном законодательстве – недра не ограничены земной корой, а распространяются до центра земной сферы в виде конуса.

зарубежными учеными предлагают считать недрами объем конуса, основанием которого является территория государства, а вершиной — центр земного сфероида. Сейчас трудно прогаозировать практическую значимость такого толкования. Однако очевидно, что законодатель, не связанный
никакими объективными ограничениями, должен был дать более «объемное» определение недр. В противном случае на все пространство ниже земной коры не будет распространяться суверенитет государства, и оно подпадает под действие международной юрисдикции. По смыслу преамбулы Закона о недрах недра не простираются до центра земли, как это предусматривает, к примеру, английское право, а ограничиваются глубинами, доступными для геологического изучения и освоения. При указанных обстоятельствах определение категории "недра" имеет сугубо юридический характер, поскольку с точки зрения геологии к недрам, безусловно, относятся и те участки земной коры, которые в настоящее время недоступны для изучения и освоения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НЕДРАХ (англ depths legislation of RF) - отрасль законодательства, регулирующая отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

ГОРНОЕ ПРАВО

комплексная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения: имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные в сфере горнопромышленной и связанной с нею деятельности.

Законодательство о недрах - основные положения; федеративные начала; пользование недрами

Крупные блоки общественных отношений обычно регулируется нормами определенной отрасли права или законодательства. Отношения недропользования регулируется законодательством о недрах.

Пр регулировании общественных отношений отрасли законодательства тесно взаимодействует между собой

В законодательстве о недрах общественные отношения возникают между государством- собственником недр и пользователями недр применительно к процессу геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых или использования иных свойств недр.

Законодательство о недрах- более обобщение по сравнению с горным законодательством

Горное законодательство+ нефтегазовое законодательство= законодательство о недрах.

5. Соотношение законодательства о недрах с другими отраслями законодательства.

С конст. Конституция Российской Федерации является высшим правовым актом, положения которого носят характер норм прямого действия. Часть 2 статьи 9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (недра относятся к категории «природные ресурсы»). В части второй статьи 67 предусматривается, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права». В части 1 статьи 72 перечисляются вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в пункте «в» указывается, что к таким вопросам относится владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В развитие указанных конституционных положений был принят целый ряд общих и специальных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и множество ведомственных правовых актов, особенно Министерства Природных Ресурсов и экологии России.

Гражд. Закон-во. К числу общих федеральных законов относится Гражданский кодекс Российской Федерации, в п. 1 ст. 130 которого участки недр отнесены к категории недвижимого имущества. В отличие от права собственности и других вещных прав на землю, которым посвящена отдельная глава 17 ГК РФ, вопросы права собственности и других вещных прав на участки недр не нашли отражения в подобной отдельной главе ГК РФ. Тем не менее, общие нормы в отношении вещных и обязательственных прав, применимые к недвижимому имуществу, подлежат применению и в отношении участков с учетом, безусловно, их специфики.

Налог. Закон-во. К числу общих федеральных законов относится Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 26 которого предусматривает налог на добычу полезных ископаемых, а глава 26.4 устанавливает систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче полезных ископаемых.

Бюджет. Закон-во. К числу общих федеральных законов можно отнести и соответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации. Так, в Федеральном законе от «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 51475,0 млрд.рублей, который включает в себя прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 10927137733,0 тыс.рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Базовым специальным законом, регулирующим отношения в пользовании недрами и претендующего в определенной степени на роль кодифицирующего правового акта в сфере пользования недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Земельное В первую очередь право пользования недрами соприкасается с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. К строительству горных предприятий и добыче полезных ископаемых нельзя приступить без одновременного использования участка земной поверхности. На этих участках размещаются здания и сооружения шахт и карьеров, отвалы горных пород, буровые установки, техника, оборудование, сооружения, обслуживающие разработку месторождений, временные строения и т.п. Земельные участки могут использоваться также для геологического изучения недр, в том числе проведения сейсмических исследований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например, хранения запасов нефти, захоронения различного рода промышленных отходов, строительства и эксплуатации трубопроводов и т.д. Поскольку земля и недра обособлены как объекты права, необходимо определить их взаимосвязь и установить, где проходит граница между ними.

6. Субъекты и объекты правового регулирования отношений недропользования. Субъекты отношений недропользования

Субъекты права- участники отношений в сфере недропользования

К субъектам отношений недропользования следует отнести:

- федеральные органы государственной власти

- органы государственной власти субъектов российской федерации

- субъекты предпринательской деятельности (недропользования)

Объектами отношений недропользования являются участники недр

Объем полномочий между фед. Органами власти и органами субъектов часто менялись. Ст. 72- совместное ведение - законодательство могут издавать и субъекты, и федерация. Акты субъектов не могут противоречить федеральным актам

90% полномочий находится в ведении РФ

В 90-е годы большинство полномочий было у субъектов

Основной орган, выдающий лицензии- роснедра

1. Объектами отношений недропользования являются участки недр и права на их территории.

2. Отношения, возникающие в процессе недропользования.

В соответствии с законом РФ «О недрах» это отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

7. Собственность на недра в Российской Федерации. Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. (переоформление)

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

8. Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения недропользования в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Источник права – форма закрепления или внешнего выражения правовых норм: через что эти нормы выражаются и доносятся до общества.

Источниками Горного права – являются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Источники Горного права образуют систему правового регулирования недропользования.

На федеральном уровне

-Конституция рф - принципы нахождения недр в различных формах собственности, шельф- рф. Разграничение компетенции между рф и субъектами

· Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (пункт «в» стати 72 Конституции РФ);

· Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 4,15,76 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории РФ;

· Органы местного самоуправления также вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующих законодательством полномочий.

· - федеральные законы (закон " о недрах", закон о " континентальном шельфе рф", ФЗ " о срп") Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1;

· Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995г. №187-ФЗ;

· Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998г. №41-ФЗ.

· О газоснабжении

· Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Также отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Федеральных Законов «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об геологической экспертизе» и др. законов, регулируют отношения в сфере недропользования.

-Указы и распоряжения президента РФ

- постановления правительства РФ определеются порядок пользования, установление факта открытым участков федерального значения

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (минприроды России, рос технадзора и др.)адм. Регламенты- порядок действия органов определяет

На уровне субъектов РФ

- законы и иные нормативные правовые акты, изданные субъектами РФв пределах своей компетенции

Участки недр местного значения- общераспространенные полезные ископаемые (опи)

Опи формируются специальными перечнями- в Минюсте регистрируется

Если нет перечня- не могут ничем заниматься

1. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

Международными договорами РФ ( имеют приоритет перед национальным законодательством ); Примером нормативного международного договора может быть
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Росси-
ей [66]. Ее положения не только являкхгся обязательными, но и послу-
жили основой целого ряда норм фе, еральных законов РФ «О конти-
нентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне
РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и приле-
жащей зоне РФ», регламентирующих, в частности, отношения по
использованию недр в экваториальных зонах РФ [54, 81, 83]. Статья 52. Международные договоры
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

2. Нормативные акты судебных властей.

 

Структура закона РФ " о недрах" 1992 год 7 разделов

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Пользование недрами

Раздел 3. Рациональное использование и охрана

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования
Раздел V. Платежи при пользовании недрами

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Раздел VII. Международные договоры

Собственность на недра

Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности на природные ресурсы

Источники классифицируются:

· по юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты;

· по сфере действия: федеральные, субъектов и местного самоуправления;

· по видам государственной власти;

· по другим факторам: виды пользования, виды полезных ископаемых и тд.

 

Административные регламенты:

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФИОВ, порядок взаимодействия между его структурными и подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие ФИОВ с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении гос.услуги): регламент действий ФИОВ при предоставлении им гос.услуг.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей гос.функции (предоставление гос.услуги), на основе федеральных законов, НПА Президента РФ и Правительства РФ.

Современное российской законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и отражает федеральное устройство российского государства, имеет двухуровневую структуру: федеральное законодательство и законодательств субъектов РФ.

Государственное управление отношениями недропользования в Росси осуществляется:

· Президентом РФ;

· Правительством РФ;

· Федеральными органами исполнительной власти РФ (ФОИВ);

· Органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции;

· Органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В источниках горного права сформулированы основные принципы недропользования в РФ:

· Совместное ведение РФ и субъектов РФ по вопросам пользования недрами;

· Государственная собственность на недра и любая на добытую продукцию;

· Рациональное использование и охрана недр;

· Срочность пользования недрами;

· Платность пользования недрами.

 

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.

В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.

Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

(в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Часть вторая - Исключена.

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

9. Государственное регулирование и управление отношениями недропользования.

План:

Тер. Органы- территориальные подразделения, полностью реализует полномочия фоив в субъектах РФ(нефть- фед уровень)

ООИСРФ- реализует полномочия уровня власти субъектов РФ(песок)

Компетенции разграничена между федерацией и субъектами- ст. 3,4,5 закона о недрах основные полномочия - федеральный уровень

Небольшой уровень полномочий(опи- широкораспространенные в этом регионе ископаемые)- субъекты

Государственное регулирование отношений недропользования - воздействие государства на отношения, связанные с пользованием недрами, направленная на обеспечение устойчивого экономического развития, эффективное использование минерально- сырьевого комплекса в интересах настоящего и будущего поколений граждан россии, обеспечение конкурентоспособности и развития экономики страны вцелом

Задачи гос регулирования отношений недропользования: ст 35 закона о недрах

Основная задача гос.регулирования отношений недропользования ( ст. 35 Закона РФ «О недрах» ):

· Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рациональное использование и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов РФ. охрана недр:

- охрана от нерационального использования. Нельзя чтобы месторождение использовались без технических документов, лицензии с загрязнением



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.072 с.)