Хадис 599-600. Финики и зерновые не облагаются закятом, если их меньше пяти васков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 599-600. Финики и зерновые не облагаются закятом, если их меньше пяти васков



Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Серебро не облагается закятом, если его меньше пяти окий. Верблюды не облагаются закятом, если их меньше пяти голов. Финики не облагаются закятом, если их меньше пяти васков». Этот хадис передал Муслим.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Закят не выплачивается со стада верблюдов, состоящего менее чем из пяти голов, с серебра весом менее пяти окий, и с урожая весом менее пяти васков». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий Муслима говорится: «Финики и зерновые не облагаются закятом, если их меньше пяти васков».

КОММЕНТАРИЙ

Эти хадисы свидетельствуют о том, что владелец имущества не облагается пожертвованиями, если определенный вид имущества не достигнет облагаемого закятом минимума. Ранее мы уже говорили о минимальном облагаемом закятом количестве золота, серебра и пастбищного скота. В обсуждаемом нами хадисе также говорится о минимальном облагаемом закятом количестве фруктов и зерновых. Это количество составляет пять васков, или триста са‘. Однако в настоящее время торговцы чаще всего пользуются мерами веса. Известно, что один са‘ пшеницы высшего сорта весит 2040 г. А это значит, что минимальное облагаемое закятом количество пшеницы высшего сорта составляет 612 кг. Для того, чтобы определить минимальное облагаемое закятом количество других зерновых и фруктов следует сравнивать урожай с объемом 612 кг. пшеницы высшего сорта. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 74.

 

 

Хадис 601. Размеры закята, взимаемого с урожая фруктов и зерновых культур

Передают, что Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал со слов своего отца, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то выплачивается половина одной десятой». Этот хадис передал аль-Бухари. В версии Абу Давуда говорится: «…и если они самостоятельно питаются водой из земли, то с урожая взимается одна десятая часть; если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то с урожая взимается половина одной десятой».

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что размеры закята, который взимается с посевов, орошаемых естественным и искусственным путем, различаются. Мудрость этого религиозного предписания состоит в том, что крестьянин, который орошает свои посевы или сады искусственным путем, затрачивает намного больше усилий и материальных средств, нежели крестьянин, посевы или сады которого орошаются естественным путем. В обсуждаемом нами хадисе не говорится о минимальном облагаемом закятом количестве зерновых или фруктов. Однако его необходимо совмещать с предыдущими хадисами Джабира и Абу Са‘ида аль-Худри. Поэтому большинство мусульманских богословов справедливо считало, что закят с урожая зерновых или фруктов взимается только тогда, когда его количество достигает облагаемого закятом минимума. И только некоторые богословы, среди которых были Зейд ибн ‘Али и Абу Ханифа, ошибочно полагали, что закят взимается независимо от количества урожая. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 187.

Если посевы или сады орошались естественным путем, то крестьянин должен выплачивать в качестве закята одну десятую часть урожая. Естественным путем орошаются посевы и сады, (а) которые совершенно не нуждаются в орошении, (б) которые орошаются водами рек и источников, (в) которые орошаются дождевыми водами. Если крестьянин проложил канал для того, чтобы его посевы орошались водами реки, то считается, что его посевы орошаются естественным путем. Если крестьянин вырыл родник, из которого вода бьет ключом, то также считается, что его посевы орошаются естественным путем, потому что он не прилагает усилий для того, чтобы вода дошла до его земельного участка. Но если крестьянин переносит воду в сосудах или качает воду посредством насосов и других средств, то такое орошение считается искусственным. При искусственном орошении крестьянин должен выплачивать половину одной десятой части урожая.

Если посевы или сады орошались в равной степени естественным и искусственным путем, то крестьянин должен выплачивать три четверти одной десятой части урожая. Такое возможно, например, если шесть месяцев сады орошались искусственным путем, а шесть месяцев – естественным путем. Если при смешанном орошении крестьянин не может точно определить, какая из двух форм орошения была преобладающей, то он должен ориентироваться на ту форму орошения, которая лучше способствует созреванию урожая. Например, если урожай фруктов лучше созревает при искусственном орошении, то крестьянин должен выплачивать закят в размере половины одной десятой части урожая. Но если при смешанном орошении крестьянин не знает, какая форма орошения лучше способствует созреванию урожая, то ему надлежит выплачивать одну десятую часть урожая. Причина этого предписания состоит в том, что закят с урожая взимается в размере одной десятой части до тех пор, пока не доказано, что урожай орошается искусственным путем. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 82-85.

 

 

Хадис 602. Суждения относительно выплаты закята с того, что произрастает на земле

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари и Му‘аза ибн Джабаля, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Собирайте закят только с четырех видов зерновых и плодов: ячменя, пшеницы, изюма и фиников». Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Хаким.

КОММЕНТАРИЙ

Аль-Хаким назвал иснад этого хадиса достоверным, с чем согласился аз-Захаби. Однако на основании версии аль-Хакима, рассказанной Абу Бурдой со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари и Му‘аза ибн Джабаля, нельзя однозначно утверждать, что этот хадис является восходящим. В ней сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил Абу Мусу и Му‘аза ибн Джабаля в Йемен обучать людей религии: «Собирайте закят только с четырех видов зерновых и плодов: ячменя, пшеницы, изюма и фиников».

Аль-Албани сказал: «Вывод о том, что этот хадис является восходящим, напрашивается, даже если он не является однозначным. Совершенно ясно, что этот хадис может содержать либо слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо слова Абу Мусы и Му‘аза. Второе исключено, поскольку невозможно представить, что это были слова сподвижников, обращенные к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Также неверно утверждать, что это были слова сподвижников, обращенные к их соратникам, поскольку они были сказаны, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправлял двух сподвижников в Йемен. Из этого следует, что эти слова принадлежали Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому нет сомнений в том, что этот хадис является восходящим». Это подтверждается другим хадисом, рассказанным со слов Мусы ибн Тальхи, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправляя Му‘аза ибн Джабаля в Йемен, велел ему взимать пожертвования с пшеницы, ячменя, фиников и винограда. Этот хадис передал Абу ‘Убейд с отосланной цепочкой рассказчиков, однако эти рассказчики являются заслуживающими доверия. Существуют и другие целостные и отосланные версии этого хадиса. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 277-279.

Опираясь на этот хадис, многие мусульманские богословы считали, что закят следует выплачивать только с ячменя, пшеницы, изюма и фиников. Однако мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно того, какие продукты сельского хозяйства облагаются закятом. Абу Ханифа считал, что закят следует выплачивать со всего, что произрастает на земле, кроме травы, дров, соломы и пальмовых ветвей.

Малик и аш-Шафи‘и считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, если они являются основными продуктами питания.

Ахмад, Абу Йусуф, Мухаммад и некоторые другие богословы считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, даже если они не являются основными продуктами питания. Согласно последнему мнению, закят обязательно выплачивать также с кукурузы, риса, маиса, гречихи, черного тмина, кореандра, оливок, миндаля, фисташек, грецкого ореха, земляного ореха и т.п. Однако достоверные хадисы свидетельствуют о том, что закят следует выплачивать только с пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Эти хадисы ограничивают смысл коранических откровений, в которых предписано выплачивать пожертвования из того, что произрастает на земле.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы вывели для вас из земли» (2:267). Всевышний также сказал: «Бери пожертвования из их имущества» (9:103). Эти откровения имеют широкий смысл, но достоверные хадисы ограничивают его вышеупомянутыми четырьмя продуктами. Это мнение является самым достоверным, потому что суждение по аналогии и священные тексты с широким смыслом не могут противостоять достоверным священным текстам, содержащим конкретное предписание. Этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, аль-Хасан ибн Салих, Суфйан ас-Саури, аш-Ша‘би и многие другие. Согласно одному из двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам Ахмад. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 457-458.

Следует отметить, что закят не взимается с перечисленных продуктов, если их количество не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности. Пшеницу нельзя объединять с ячменем, а изюм нельзя объединять с сухими финиками, если количество каждого из них в отдельности меньше облагаемого закятом минимума. Однако если урожай одного из этих продуктов собирается более одного раза в год, то их следует объединять. Например, если урожай озимой пшеницы и урожай яровой пшеницы вместе достигают облагаемого закятом минимума, то мусульманин обязан выплачивать с них закят. Для законности взимания закята также необходимо, чтобы мусульманин был владельцем урожая, достигшего обладаемого закятом минимума, в тот период, когда необходимо подсчитывать закят. Срок подсчета закята с плодов наступает, когда они созревают, но не падают на землю. А срок подсчета закята с зерновых наступает, когда зерна и колосья становятся крепкими, но не отламываются.

Мусульманин должен выплачивать закят только в том случае, если в этот период урожай принадлежал ему. Если же мусульманин приобрел урожай, который достигает облагаемого закятом минимума только вместе с попадавшими фруктами или отломившимися колосьями, то он не обязан выплачивать закят, потому что не был владельцем поля или сада тогда, когда наступил срок подсчета закята. Если владелец поля или сада скончался после того, как срок подсчета закята закончился, то его наследник не обязан выплачивать закят, потому что он овладел урожаем после истечения срока подсчета закята. В этом случае закят выплачивается из наследства покойного до распределения имущества. Если крестьянин нанят на работу только для сбора урожая, например, за треть этого урожая, то он не должен выплачивать закят со своего вознаграждения, потому что не владел им тогда, когда наступил срок подсчета закята. По этой же причине закят не выплачивается с плодов и зерновых, которые растут на ничейных землях, даже если собранный урожай превышает облагаемый закятом минимум. Из всего сказанного следует, что для выплаты закята с сельскохозяйственной продукции необходимо, чтобы количество зерновых или плодов достигло облагаемого закятом минимума и чтобы человек владел урожаем в тот период, когда необходимо выплачивать закят. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 76-79.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.012 с.)