Хадис 595-596. Закят также взимается с имущества несовершеннолетних детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 595-596. Закят также взимается с имущества несовершеннолетних детей



Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь опекает сироту, у которого есть состояние, пусть вложит его в торговлю с пользой для него, а не дожидается, пока это состояние исчезнет в результате выплаты закята». Этот хадис передали ат-Тирмизи и ад-Даракутни со слабым иснадом. Он усиливается отосланным хадисом, переданным аш-Шафи‘и.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что закят выплачивается с имущества несовершеннолетних сирот, несмотря на то, что сами сироты не несут ответственности за выполнение предписаний шариата. Однако мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому вопросу, а также по вопросу о выплате закята из имущества сумасшедших.

Некоторые богословы считали, что закят является только обрядом поклонения, а поскольку несовершеннолетние дети и сумасшедшие не обязаны совершать намаз, они тем более освобождаются от обязанности выплачивать закят. Абу Ханифа считал, что закят из имущества несовершеннолетних детей взимается только с урожая зерновых и фруктов. Ан-Наха‘и, Шурейх, аш-Ша‘би и некоторые другие богословы считали, что имущество несовершеннолетних детей вообще не облагается закятом. Все они опирались на хадис, переданный со слов ‘Али ибн Абу Талиба, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Письменная трость поднята у троих: спящего человека, пока он не проснется; ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и безумца, пока к нему не вернется разум». Этот хадис передали ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким. Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (3515).

Однако эти доводы являются неубедительными, потому что они не способны опровергнуть более аргументированную позицию других богословов. Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы считали, что опекун обязан выплачивать закят из имущества несовершеннолетнего сироты и слабоумного. Это мнение является наиболее достоверным и опирается на несколько доводов.

Во-первых, закят является не только обрядом поклонения, но и обязанностью человека перед окружающими. Если несовершеннолетний ребенок или слабоумный человек причинит другому человеку материальный ущерб, то они не освобождаются от материальной ответственности за такой поступок.

Во-вторых, закят предписано выплачивать не по достижению совершеннолетия, а тогда, когда определенное имущество достигает облагаемого закятом минимума. Всевышний сказал: «Бери пожертвования из их имущества» (9:103). Это означает, что выплата закята связана с имуществом, а не с человеком, который обладает этим имуществом.

В-третьих, обсуждаемый нами хадис однозначно свидетельствует о необходимости выплаты закята из имущества несовершеннолетнего ребенка. Одним из его рассказчиков был аль-Мусанна ибн ас-Сабах, признанный слабым рассказчиком. Однако этот хадис усиливается другим похожим хадисом, переданным аль-Бейхаки со слов Йусуфа ибн Махика. Этот рассказчик был последователем сподвижников и не видел Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому этот хадис является отосланным. Похожий хадис также передал ат-Табарани со слов Анаса ибн Малика.

В-четвертых, достоверно известно, что пятеро сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, выплачивали закят из имущества сирот. Аль-Асрам сообщил, что таким образом поступали ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Джабир и ‘Аиша. Некоторые богословы считают, что закят не выплачивается из имущества сироты и слабоумного, потому что непременно приводит к уменьшению этого имущества, тогда как Всевышний Аллах сказал: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо» (17:34).

Этот довод не является убедительным, потому что закят в сущности способствует приумножению и очищению имущества. Безусловно, после выплаты закята имущество уменьшается в материальном измерении, однако его ценность и чистота непременно увеличиваются. А это значит, что выплата закята из имущества сироты является благом для него. Кроме того, если слабоумный человек имеет супругу, детей или родителей, то его имущество разрешается расходовать на этих родственников, хотя это также приводит к уменьшению имущества. Однако это совершенно не означает того, что из имущества несовершеннолетнего сироты или слабоумного человека разрешается выплачивать добровольные пожертвования, потому что закят является обязательным пожертвованием, и человек не освобождается от этой ответственности, если отказывается выплачивать закят. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 25-28.

Следует знать, что закят с имущества несовершеннолетнего сироты и слабоумного человека выплачивает опекун. Многие богословы ханбалитского толка считают, что опекуном человека является его отец. Если отец слабоумного человека пожелает, он может назначить его опекуном своего доверенного. Если отец ребенка или слабоумного человека скончался, то его доверенный может стать опекуном на основании завещания. Они также считали, что если отец скончался и не оставил подобного завещания, то опекун несовершеннолетнего ребенка или слабоумного человека назначается правителем. Однако, согласно наиболее достоверному мнению, если отец скончался и не оставил подобного завещания, то опекуном человека может стать его мать, дядя по отцовской или материнской линии, брат, сестра и другой близкий родственник. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 203.

 

Хадис 597. Взимай закят из имущества мусульман для того, чтобы очистить их

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфы, что, когда люди приносили Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пожертвования, он говорил: «О Аллах, благослови их!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поступал таким образом, повинуясь следующему повелению Всевышнего Господа: «Бери пожертвования из их имущества, чтобы избавить их от скверны и очистить их. И благослови их, ибо твои благословения – успокоение для них» (9:103). Богословы захиритского толка считали, что каждый правитель должен благословить мусульман, которые выплачивают обязательные пожертвования. Однако большинство богословов считало, что это повеление относилось только к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поскольку только его благословения были успокоением для мусульман.

Опираясь на обсуждаемый нами хадис, некоторые богословы считали, что разрешается молиться за благословение (араб. “салат”) не только пророков, но и простых мусульман. Известно, что мусульмане должны молиться за благословение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, потому что Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56). Что же касается молитвы за благословение простых мусульман, то имам Малик считал это нежелательным.

Аль-Хаттаби сказал: «Молитва за благословение в сущности является молитвой. Однако значение такой молитвы различается в зависимости от обстоятельств. Благословение Пророком, мир ему и благословение Аллаха, своих последователей является молитвой о прощении для них. А молитвы мусульман за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, являются молитвами о том, чтобы он был еще ближе к своему Господу. А это значит, что никто другой не заслуживает подобной мольбы». См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 185.

 

 

Хадис 598. При каких обстоятельствах разрешается выплатить закят досрочно?

Передают со слов ‘Али, что аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб попросил Посланника, мир ему и благословение Аллаха, разрешить ему выплатить обязательное пожертвование досрочно, и он разрешил ему это. Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-Хаким.

КОММЕНТАРИЙ

Знатоки хадисов разошлись во мнениях относительно достоверности этого хадиса. Абу Давуд и ад-Даракутни назвали его прерванным. Аш-Шафи‘и сказал, что не знает, является этот хадис достоверным или нет. Однако этот хадис усиливается другим хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил ‘Умара собирать пожертвования. Вернувшись, люди сообщили, что Ибн Джамиль, Халид ибн аль-Валид и дядя Пророка, мир ему и благословение Аллаха, аль-‘Аббас отказались выплатить пожертвования. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ибн Джамиля можно упрекнуть, потому что еще недавно он был бедняком, а теперь Аллах одарил его богатством. Что касается Халида, то вы поступаете с ним несправедливо, потому что он отдал свои кольчуги и снаряжение для сражений на пути Всевышнего Аллаха. А что касается аль-‘Аббаса, то он выплатил пожертвования за год вперед». Затем он сказал: «О ‘Умар! Разве ты не знаешь, что дядя со стороны отца – все равно что отец». Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

Эти сообщения свидетельствуют о том, что разрешается выплачивать закят до прошествия целого года, даже если этот закят выплачивается за два года. Этого мнения справедливо придерживались Абу Ханифа, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы. Однако Малик, Суфйан ас-Саури и некоторые другие богословы не разрешали выплачивать закят до прошествия целого года. Они опирались на хадис Ибн ‘Умара, в котором говорится: «Владелец имущества не обязан выплачивать закят, если он не владеет им в течение целого года». Этот хадис передал ат-Тирмизи. Безусловно, выплата закята вменяется в обязанность состоятельному мусульманину, если он владеет облагаемым закятом имуществом в течение целого года. Однако это не означает того, что мусульманин не может выплатить закят досрочно. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 464.

Мусульманские богословы также разрешали задерживать выплату закята, если своевременная выплата закята может причинить вред плательщику. Например, если мусульманин должен выплатить закят в месяце мухаррам, но опасается того, что в месяце сафар к нему придет сборщик закята и не поверит тому, что он уже выплатил закят, то ему разрешается задержать выплату пожертвования. Но следует знать, что сборщик закята обязан верить плательщику, если тот утверждает, что уже выплатил закят. Также разрешается задержать выплату закята, если плательщик опасается, что грабители примут его за богатого человека и решат ограбить. Также разрешается задержать выплату закята, если это в интересах нуждающихся.

Известно, что многие мусульмане выплачивают закят в рамадане, благодаря чему нуждающие избавляются от материальной нужды на некоторое время, тогда как в остальное время года они испытывают острую необходимость в поддержке. Поэтому плательщику разрешается задержать выплату закята, например, до зимних месяцев, если таким образом он проявляет заботу о нуждающихся. Однако он непременно должен отделить пожертвования от собственного имущества или написать завещание для того, чтобы его наследники узнали об этом в случае необходимости. Также разрешается задержать выплату закята, если посредством этого плательщик рассчитывает определить, кто действительно нуждается в материальной поддержке. Поступать так целесообразно, особенно, если в обществе много людей, которые желают получить пожертвования, несмотря на то, что они не испытывают материальные затруднения. Однако нельзя задерживать выплату закята, если плательщик рассчитывает воспользоваться этими деньгами в собственных интересах и выплатить закят позднее, когда его материальные дела придут в порядок. Ответственность за такой поступок человек будет нести перед Аллахом, потому что Всевышнему Аллаху доподлинно известно об истинных намерениях людей. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 188-190.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.008 с.)