Риски в принятии государственных решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски в принятии государственных решений.



Риски присутствуют на всех стадиях принятия и реализации государственных решений.

Характер включения рисков в процесс разработки и реализации решений обусловлен рядом условий и обстоятельств:

· соотнесение рисков и целей

· структура рисков

· жизненный цикл рисков в процессе целеполагания.

Принятие решений – процесс постоянного нарастания рисков.

Процесс принятия государственных решений содержит возможность возникновения непредвиденных обстоятельств, то есть он является рисковым или венчурным.

Риск – это постоянный компонент деятельности государства, чаще - с разрушительной силой, так как связан с угрозой для государства. Связан с неконтролируемыми процессами, такими как катастрофы, терроризм. Риск присутствует на всех этапах государственных решений – от диагностики проблемы до подведения итогов реализации целей. Но все же риск правомерен, он представляет собой не только угрозу, но и шанс на достижение успеха. Без риска государство лишается возможности реализовывать масштабные проекты. Иногда риск даже выгоден.

Риск – это совокупность возможных неблагоприятных последствий (незапланированных потерь) государственных решений, обусловленных неопределенностью природно-антропогенной среды, дефицитом ресурсов (временных, информационных и прочих) и характерными для госуарства механизмами принятия решений (включающими несогласованность действий различных структур и институтов, недостаточную компетентность работников госаппарата, нарушением партнерами своих обязательств и т.д).

 

Подходы к определению понятия «риск»:

1)Классический подход (Дж.Миль): риски – потенциальная возможность понесения потерь в результате действия внешних и внутренних факторов. Риск может быть как негативным фактором, так и катализатором успеха (со временем проявления последствий риска).

2)Неклассический метод (А.Маршалл): риски – потенциально возможные потери, которые возникают при отклонении субъекта от поставленных целей. Риск – показатель несовпадения количественных и качественных параметров планируемой и реально осуществленной деятельности.

3)Модернисткий подход (У. Бэк): риски – органическая часть современного развития, вызванная сочетанием социальных, технических и других факторов. Человечество идет по пути, согласно которому ЧП становятся нормой, ломается линейка потребностей и их иерархичность. Человек озабочен выживанием в сложных условиях. Обществом начинают управлять риск-тейкеры (люди, способные предлагать схемы для выхода из чрезвычайной ситуации).

Умножаются группы людей, подверженных риску, они переносят свои взгляды и настроения на всю социальную сферу – в обществе складывается всеобщая атмосфера страха, паника и прочие негативные явления. (экологические катастрофы, угрозы массового терроризма, смертельный вирус)

Отказ от парадигмы позитивного развития общ-ва

4) Риск – гипотетически возможная форма потерь.

5)Риск – вероятность неблагоприятных последствий политических решений, предпринимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов, что ведет к ущербу для участников политических действий.

6)Риск – вероятность осуществления нежелательных политических событий.

Источники риска

1)стихийное сочетание различного типа факторов

2)альтернативность выбора самим субъектом управления

3)дефицит ресурсов (дефицит информации в том числе)

4)аналитические ограничения управленческих систем, которые не могут поймать точку критического нарастания альтернатив

5)неопределенность трех параметров:

· Критериев оценки эффективности

· Критериев сопутствующей оценки

· Критериев оценки конечных итогов

6)Кризис – высшая область неопределенности знаний об управленческой ситуации в сочетании с резким дефицитом времени, отведенным на принятие решений по выходу из него(нарушение коммуникации и информации, необходимой для принятия решений).

Прикладные модели:

1)Экономическая модель

Риск – фактор, влияющий на общую ситуацию выгод или потерь.

2)Техническая (технократическая)

Акцент на мониторинг развития тех или иных технических структур, задействованных в решении государственных задач.

3)Психологическая

Оценка внутреннего состояния участников процесса управления, наличие стрессов, выхода стресса, неприемлемых отношений.

4)Культурная

Оценка стиля делового общения, характера коммуникации, ценностей процесса.

Ущерб/время = событие/время * ущерб/событие

Риск всегда устойчивый элемент управленческих действий, вызванный неопределенностью будущего. Государство дополняет риски внешней среды при выработке решений: возможны потери как от стихийных процессов, так и от управленческих действий.

При принятии гос решений, государство должно, с одной стороны, проявлять внимание даже к слаюым сигналам о возможных потерях, с другой стороны, понимать неприемлемость излишней драматизации рисков (нельзя уделять слишком большое внимание малозначимым рискам).

Практический опыт пгр показал, что не только любые управленческие действия содержат риски, они еще и являются основанием для последующих рисков. Процесс принятия решений выстраивается как процесс неуклонного нарастания рисков. Каждое последующее решение (стадия действий) усугубляет риски первоначально разрабатываемых целей и утяжеляет последствия реализации и тех, и других. В конце концов, нарастание рисков приходит к некоему пределу, когда результаты становятся неподконтрольны. Тогда государство утрачивает способность управлять течением социальных процессов, переключая свою энергию на самосохранение. Это состояние называется «порог бедствия».

Чем сложнее цели, тем выше риски и больше издержки. Наряду с деревом целей развивается и дерево рисков.

Решение принимается в зависимости от степени вероятность наступления рисков после соответствующего анализа и оценки. Когда прогнозируется появление несущественных рисков или риски невозможно предсказать, решение принимается в соответствии с намеченными целями. Когда вероятность возникновения рисков становится очевидной, а ущерб осязаемым, в органах управления принимаются превентивные меры по корректировке решений.

Например, одна из формул технократического подхода:

= *

 

Государство в целом, и его отдельные институты, борясь с рисками, обязаны перестраивать структуры принятия решений, определять зоны вероятных катастроф и кризисов, отслеживать стратегические и тактические угрозы, анализировать понесенный ущерб. Их главная задача – не игнорировать и драматизировать риски, а осознание меры опасности, которую несут определенные решения (с учетом всех косвенных последствий рисков), а также установление границ своей активности.

Возможности снижения уровня управленческих рисков:

· Подготовка кадров, способных использовать технологии, снижающие риски

· Страхование рисков

· Предварительное увеличение достоверной информации о возможных рисках

· Уклонение от рисков

· Контроль над рисками

· Применение моделей и механизмов управления гипотетическими угрозами

· Осуществление антикризисных стратегий

Ориентирами деятельности государства являются защищенность и безопасность населения и аппарата управления, обеспечение надежности функционирования структур и институтов гос власти. Государство должно устанавливать тройственную систему безопасности (личную, коллективную, общенациональную) и подкреплять эти мероприятия повышением устойчивости структур. Понятно, что ото всех рисков защититься нельзя, и не надо. Необходимо создать систему предупреждения основных рисков, от которых зависит развитие и самосохранение населения. Например, в социальной сфере, это снижение средней продолжительности жизни населения и черты бедности, в экономической – недопущение техногенных кризисов, предупреждение падения производства, в политической – обеспечение стабильности правления легитимного режима и т.д.

Ориентируясь на такие базовые параметры (реперные точки), государство может взять на вооружение концепцию оправданного (приемлемого) риска. Такая программа превентивной политики по устранению рисков помимо специфических хадач позволяет сохранять уровень общей эффективности управленческих действий.

Структура государственных рисков (градация рисков) – стр. 323:

1)вероятностные потери – теоретически возможные, но слабо ощущаемые угрозы, с которыми может столкнуться система управления. Это показатель изначальной уязвимости планирования, когда в реализацию его целей могут вмешаться принципиально непросчитываемые факторы.

2)угрозы – более явственно выраженная вероятность потерь, которая предполагает предметно направленные действия по защите от них той или иной отрасли. Предполагает потери от известных и неразрывно связанных с данной сферой деятельности факторов.

3)опасность – проявленная угроза, резко повышающая уровень неопределенности дальнейших действий и предполагающая осуществление предметно-направленных, контролирующих действий, предупреждающих расширение.

4)ущерб – предполагает реальные потери государства и общества, описываемые в абсолютных или денежных показателях. Количественная и качественная оценка последствий – основание для корректировки решений.

Типы рисков

1)Риски метасектора – инновационные риски – риски тех структур, которые берут решения инновационных задач.

2)По тяжести потерь: средние, критические, непреодолимые, мега-риски риски

Средний – наносящие ущерб в рамках допустимых потерь.

Критический – чрезмерный, недопустимый, не позволяющий функционировать.

Непреодолимый – не зависящий от воли акторов (к примеру, война).

Мега-риски – высшая форма критических рисков, отражающая помимо тяжести потерь сферу глобальных, международных взаимоотношений гос-ва.

3)По характеру управленческой деятельности государства:

o Передовой – связанный с преобразованиями в ведущем, то есть метасектореразвития гос-ва.

o Стандартный – по уровню прибыльности.

o Архаические риски – система направлена на самовыживание.

o Социально-ориентированные риски

o Риск нестандартных действий

o Неэффективный (показатель неэффективный действий управляющих)

o Стратегический и тактический

Форс-мажорные риски

Чистые и деловые риски

Чистый – возникающий в условиях форс-мажора.

Деловой – риск, являющийся результатом непросчитываемости действий.

6)процессуальные – риски в процессе диагностики проблем, реализации целей, наборе людских ресурсов, определении методов работы с информацией и другими управленческими действиями.

· Риски оценки

· Риски сбора материалов о проблеме

· Риск имплементации

Мягкие» и «жесткие» риски

«Мягкие» - характеризуют вялотекущие конфликты, не создающие существенных угроз, либо опасности низкой интенсивности.

«Жесткие» - те риски, которые возникают в базовых для государства сферах и череваты самыми серьезными негативными системными последствиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.024 с.)