Объекты, которые находятся в собственности государства, не подлежат приватизации и разгосударствлению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты, которые находятся в собственности государства, не подлежат приватизации и разгосударствлению.




21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.

Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие своим гражданам. Пожилым людям гарантирована охрана здоровья, выплата государственных пенсий и пособий. Государство обеспечивает социальную поддержку пожилых граждан посредством оказания им материальной помощи и предоставления социальных льгот и услуг. Признаки социального государства: – Берёт на себя обязательство заботиться о социальной защищённости граждан – Создаёт условия для полной занятости населения, обеспечивает вопросы охраны труда – Перераспределяет доходы через государственный бюджет, обеспечивает людям прожиточный минимум – Заботиться об образовании, культуре, семье, здравоохранении и т.д.

Действуют: О НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

![Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 261-З

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,

2004 г., № 4, 2/1010) - новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,

2007 г., № 118, 2/1309)]

Республика Беларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов) в республике проживали представители 123 национальностей.

 

Наиболее многочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальных меньшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения), поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112 тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел., 0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс. человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятков человек.

 

Представители национальных меньшинств проживают по всей территории республики дисперсно, в основном в городских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев, татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельской местности.

 

Большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХ веке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы, русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне с белорусами являются "коренными" этносами.


22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.

Суверенитет- свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

Суверенитет бывает:

-государственны

-народный

-национальный

Государственный закреплён ст.1 К: унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

 

Закреплено в ст.3 Конституциии: Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.(народный)

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании.

Народ осуществляет власть как непосредственно(на референдуме,при проведение выборов в парламент и местные советы депутатов) так и через представительные органы в формах и пределах установленных конституцией.

Можно сделать вывод что государственный суверенитет коренится в народном

Национальный в конституции не закреплён.

Понятие национального суверенитета, понимаемается как право каждой нации на самоопределение ]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.


23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь

Государственный суверенитет – это верховенство гос власти, самостоятельность и независимость государства в ее осуществлении как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

1) Верховенство гос. власти – гос власть распространяется на всю территорию страны. Государство имеет право на регламентацию деятельности всех общественных объединений, находящихся на территории страны, а также подчинять себе действия и поведение всех граждан и неграждан страны.

2) Самостоятельность или независимость – государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику.

Признаки суверенитета:

1) Территориальное верховенство и целостность территории – территория РБ является единой и неделимой и не может быть изменена или использована без согласия самой РБ. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между РБ и смежными суверенными государствами путем заключения договоров, подлежащих ратификации парламентом.

2) Верховенство законов РБ на территории страны – государство, все его органы и должностные лица могут осуществлять свою деятельность только в пределах Конституции принято в соответствии с ней законодательства.

3) Наличие собственной республиканской экономической базы – недра, воды, леса составляют исключительную собственность гос. назначения.

4) Политические гарантии – демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

5) Наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы – в них могут участвовать только граждане РБ; финансирование выборов и референдумов со стороны иностранных организаций и отдельных ФЛ иностранного государства запрещается.

6) Наличие института гражданства – граждане РБ остаются гражданами РБ(по желанию) и за пределами страны; усыновленные(удочеренные) иностранными гражданами дети РБ в течение ряда лет остаются гражданами РБ.

7) Собственный спектр прав и обязанностей – определены Конституцией РБ и законодательными актами РБ.

8) Наличие возможности предоставления убежища лицам, преследуемых в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

9) Дипломатические гарантии – наличие собственных дипломатических представительств, консульств; - республиканское представительство РБ в международных организациях; - право заключать международные соглашения с зарубежными странами.

10) Самостоятельность РБ – в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из них.

11) Самостоятельность РБ – в решении вопросов духовного развития бел. нации, других нац. общностей республики, в создании собственной системы информации, образования, воспитания.

12) Суверенное право РБ определять порядок и условия происхождения ее гражданскими воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории.

13) Наличие в РБ своих наград – орденов: «Честь Отечества» - 3 степеней, Фр. Скорины, «Воинской славы»(для военнослужащих); - медалей: «За отвагу»(для военнослужащих), «За безупречную службу»(для военнослужащих) – 3 степеней.

14) Наличие собственной символики – флаг, герб, гимн.

Гос. флаг - первоначально его стандарты были определены Законом от 19 сентября 1991г. ОН представлял собой полотнище, состоящее из 3-х горизонтально расположенных полос равной величины: красной-белой-красной. На республиканском референдуме в мае 1995г. более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании, высказались за введение нового Гос. флага. Указом от 7 июня 1995г. Президент утвердил Положение о Гос. флаге РБ, в соответствии с которым, гос. флаг представляет собой то, что мы сейчас имеем

Гос. герб – первоначально был признан герб «Погоня». На основании майского(1995г.) референдума 7 июня 1995г. был издан Указ Президента – герб, который сейчас имеем.

Гос. гимн – исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых гос. органами. При публичном исполнении гос. гимна его выслушивают стоя, мужчины – без головных уборов.

15) Наличие Государственного языка – первоначальным гос. языком был признан только бел. язык, на котором должны были публиковаться все НПА и т.д. В результате проведенного в мае 1995г республиканского референдума решением большинства граждан РБ, принимавших участие в голосовании, русский язык был приравнен к белорусскому.

16) Правовые гарантии суверенитета РБ – Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац. безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую и экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов гос. власти; - наличие Парламента, Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и др. гос. органов; - наличие в республике системы судов, призванных гарантировать истину, в том числе сохранять суверенитет РБ.

.
24. Декларация о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.: значение, содержание, юридическая сила.

27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов[2].

белорусская декларация была данью времени, логичным продолжение процессов, которые уже вовсю шли на советских просторах. Ведь Россия провозгласила свою независимость еще 12 июня 1990 года, объявили о суверенитете Литва, Латвия. Эстония, Украина, Грузия, Армения…

25 августа 1991 года декларация получила статус конституционного закона, 19 сентября страна стала называться Республикой Беларусь, официально утвердили бело-красно-белый флаг и герб "Погоня". А почти через полгода, 8 декабря 1991-го, в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины официально объявили о распаде СССР. Кстати, в 1991 - 96 годах День Независимости отмечался именно 27 июля.

Согласно этой декларации:

Республика Беларусь — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства.

ерритория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь.

Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую безопасность.
25. Республика Беларусь - субъект СНГ. Органы СНГ.

РБ является субъектом СНГ.Правовой основой для обретения такого статуса являлось Соглашение»о создании СНГ».,подписанное 8.12.1991 рнно.уководителями Беларуси,россии, Украины. 10.12.1991 это Соглашение было ратифицировано Внрховным советом РБ.

В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР:Азербайджан,Армения,Беларусь,Грузия,Казахстан,кыргыстан,Молдова,россия,таджикистан,туркменистан,узбекистан,украина.

Цель СНГ:развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики,экономики,к-ры, образования,здравоохранения,торговли,гуманитарии и в др областях;содействие широкому информационному обмену;стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений.

 

Органы СНГ:

-Совет глав государств

-Межпарламентская Ассамблея

-Совет глав правительств

-Координационный- консультативный комитет

-Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза

-Экономический Суд

-Комиссия по правам человет


26. Правовые основы Союза Беларуси и России.

Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» (далее – Договор) закрепил, что Российская Федерация и Республика Беларусь (далее – государства – участники) создают Союзное государство (далее по тексту – Союз, Содружество), которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Согласно ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:

– обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств – участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

– создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств – участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

– неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

– проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

– формирование единой правовой системы демократического государства;

– проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

– укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств – участников. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.

«Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств – участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами – участниками».[1]Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

Каждое государство – участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства – участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами – участниками по взаимной договоренности.

Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств – участников. Государства – участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.

Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств – участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

– создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

– единая денежно – кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

– единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;

– объединенные транспортная и энергетическая системы;

– разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств – участников;

– единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

– единое законодательство об иностранных инвестициях;

– разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

– управление собственностью Союзного государства;

– международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

– функционирование региональной группировки войск;

– пограничная политика Союзного государства;

– стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

– статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

– установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

К совместному ведению Союзного государства и государств – участников относятся:

– принятие в состав Союзного государства других государств;

– координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;

– проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;

– совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств – участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;

– взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами - участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

– взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;

– гармонизация и унификация законодательства государств – участников;

– осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;

– охрана окружающей среды;

– совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

– развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;

– формирование общего научного, технологического и информационного пространства;

– согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

– обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;

– борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.

«Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств – участников последние сохраняют всю полноту государственной власти».[2]

Из «договора о союзе рф и рб» сюда можн все отнести ….<---читайте этот договор!!!


27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

- принцип единого гражданства, исходя из того, что Республика Беларусь является унитарным государством;

- каждый имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни было условий;

- гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

- гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

- принцип защиты и покровительства граждан за пределами Республики Беларусь;

- отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов;

- непризнание двойного гражданства за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами;

- никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

- Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.076 с.)